Дело №2-542
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 декабря 2013 года
Каменский районный суд Свердловской области в составе судьи Гаирфановой Л.В.,
при секретаре Комаровой
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Старкова Д.А. к Комитету по управлению имуществом МО «Каменский городской округ» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л :
Истец Старков Д.А. обратился в суд с иском о признании за ним права собственности на жилое помещение- <адрес>
В исковом заявлении указано, что <*** г.> между истцом Старковым Д.А. и Дистанцией пути (ПЧ-10) был заключен типовой договор найма жилого помещения- <адрес> В <*** г.> в связи с изменением формы собственности дистанция пути является структурным подразделением ОАО «РЖД». Истец Старков Д.А. обратился с заявлением о передаче ему указанного жилого помещения в собственность бесплатно. Однако, в заключении договора ему было отказано в связи с тем, что указанное жилое помещение муниципальной собственностью не является. Однако, по информации, полученной от ОАО «РЖД», жилой дом <адрес> был передан в <*** г.> в муниципальную собственность МО «Каменский район». Истец Старков Д.А, право бесплатной приватизации жилья не использовал, в связи с чем просит признать за ним право собственности на указанное жилое помещение.
Представитель истца Воронцова Т.Л. в судебном заседании пояснила, что истец вселился в указанное жилое помещение, где зарегистрирован по месту жительства с <*** г.> по настоящее время. По настоящее время он работает на железной дороге, правом бесплатной приватизации не воспользовался. Коммунальные услуги он не оплачивает. Поскольку никаких счетов ему не выставляется.
Представитель ответчика Комитета по управлению имуществом МО «Каменский городской округ» Хабирова Е.В. исковые требования признала, пояснив, что указанное жилое помещение в реестре муниципального имущества МО «Каменский городской округ» не числится.
Выслушав истцов, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам:
В соответствии со статьей 35 Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый гражданин имеет право на жилище и не может быть произвольно лишен жилья.
Согласно ст.2 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
По смыслу указанного выше Закона право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
Как установлено в судебном заседании Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Каменского городского округа, не заключила с истцом договор передачи жилого помещение в собственность граждан, в виду в виду того, что данный жилой дом не является муниципальной собственностью.
Согласно абз.1 ст. 9 Закона РФ «№ 4218-1 от 24.12.92 г. «Об основах федеральной жилищной политики», действовавшего до 1 марта 2005 года, при переходе государственных или муниципальных предприятий в иную форму собственности жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий должен был быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий (если они определены) иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан. Обязанность и порядок принятия в муниципальную собственность объектов жилищного фонда были предусмотрены п. 6.14 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ, утвержденной Указом Президента РФ от 24.12.1993 года № 2284, где установлен срок – не более 6 месяцев со дня утверждения плана приватизации.
В том случае, если имеется распоряжение о передаче жилых помещений в муниципальную собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы, граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что соответственно нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Из объяснения представителя истца, не доверять которому у суда нет оснований, установлено, что жилое помещение - <адрес> предоставлена для проживания Старкова Д.А. на основании распоряжения ПЧ-10.
Данное обстоятельство подтверждается типовым договором найма жилого помещения от <*** г.> /л.д.7/ и справкой о регистрации истца Старкова Д.А в жилом помещении /л.д.14/
Согласно справки от <*** г.> жилой дом №*** расположенный по адресу: <адрес> не является муниципальной собственностью /л.д.10/
Данная справка не противоречит информации, полученной из Управления ФСГР /л.д.9/ об отсутствии сведений о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимости.
Кадастровым паспортом помещения /л.д.8/ подтверждается факт наличия спорного объекта недвижимости- квартиры местоположением <адрес>.
В силу постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации… » объекты государственной собственности, в том числе жилищный фонд, независимо от того, на чьем балансе они находились, передавались в муниципальную собственность при акционировании предприятий. В соответствии с законодательством о приватизации объекты жилищного фонда не подлежали включению в перечень имущества, подлежащего приватизации, а до передачи в муниципальную собственность передавались в ведение приватизируемого предприятия.
В силу действующего Жилищного кодекса РФ жилые помещения муниципального жилищного фонда, не имеющие статуса специализированного жилищного фонда, граждане могут занимать на условиях договора социального найма.
Следовательно, исходя из анализа указанных выше нормативных актов, жилое помещение- квартиру <адрес>, следует рассматривать как объект муниципальной собственности.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
В соответствии со ст. 8 Закона РФ от 4.07.1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
Из всего выше изложенного следует, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности на названное жилое помещение в судебном порядке.
Следовательно, если жилые помещения, предоставленные гражданам, фактически не переданы в муниципальную собственность, то право собственности на указанные жилые помещения за гражданином, имеющим право на приватизацию жилого помещения, может быть признано в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникли после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии со ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР (утв. ВС РСФСР 24.06.1983) (ред. от 31.12.2002), действовавшей на момент вселения детей истца в спорное жилое помещение, наниматель вправе вселить в установленном порядке в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи.
Таким образом, требование истца Старкова Д.А. о признании за ними права собственности на занимаемое им жилое помещение в порядке бесплатной приватизации подлежит удовлетворению.
Согласно статьям 17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 12, 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Старкова Д.А. удовлетворить.
Признать за Старкова Д.А. право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 дней со дня его принятия судом в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Каменский районный суд.
Председательствующий Л.В.Гаирфанова