Дело №2-3250/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Махачкала 27 мая 2013 года
Федеральный суд Советского района г. Махачкалы в составе: председательствующего Гасанова Ш.О., с участием представителя истца ФИО7., представителя ответчика ФИО5, при секретаре Магомедовой С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Министерству финансов РФ о возмещении материального ущерба, причиненного стихийным бедствием федерального значения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании за счет казны Российской Федерации денежных средств в качестве компенсации материального ущерба, в размере 1785 600 рублей, причиненного в результате стихийного бедствия (ливневых дождей), произошедшего 20-23 сентября 2009 года на территории поселка Белиджи Дербентского района РД.
В обосновании своих требований ФИО2 указала, что является собственником дома в поселке <адрес>. В результате обильных дождей, произошедших в сентябре 2009 года в поселке <адрес> РД, многие домостроения и в том числе его дом пришел в негодность. Тогда же, для подтверждения факта повреждений жилых домов и получения полагающейся компенсации, он и другие пострадавшие обратились в исполнительные органы Республики Дагестан и в Администрацию Дербентского района РД.
Согласно заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуации и обеспечению пожарной безопасности на территории Дербентского района РД от 23 сентября 2009г. было принято решение обобъявлении чрезвычайного положения в пострадавших населенных пунктах, в частности и в пос.Белиджи, где было принято решение: направить комиссию для определения и уточнения нанесенного ущерба, оказании помощи пострадавшим населенным пунктам в ликвидации последствий стихийного бедствия. После принятия данного решения, исполнительные органы с выездом на место жительства подтвердили факт повреждений жилых домов, но каких либо своевременных действий по выплатам компенсаций не произвели, ссылаясь на то, что к ним обратились с опозданием, после того как уже были составлены и представлены материалы по пострадавшим. Поэтому и в список для получения компенсационных выплат или государственного жилищного сертификата, он не был включен. Ему было рекомендовано обратиться в «Дагестангражданпроект» для составления актов по жилым домам и самостоятельно обратиться за финансированием в Правительства РФ и РД.
В «Дагестангражданпроект», комиссией в составе представителей Администрации Дербентского района РД, представителей ГПИ «Дагестангражданпроект» и собственников жилья были составлены акты обследования частных жилых домой, поврежденных в результате продолжительных ливневых дождей. Было установлено, что поврежденные дома подлежат сносу, в том числе и его дом.
В последующем он обратился к главе Администрации поселка Белиджи. Однако получил ответ с указанием, что он обратился в ГОЧС с опозданием после того как уже были составлены и представлены в Правительство Республики Дагестан списки пострадавших и что составление дополнительных списков не предусмотрено и ему было рекомендовано обратиться в суд.
В судебном заседании представитель истца, по доверенности, ФИО4, требования по изложенным в заявлении основаниям поддержал и показал, что долговые обязательства РФ полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности РФ имуществом, составляющим соответствующую казну, и исполняются за счет средств соответствующего бюджета. Взыскание должно производиться с Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны. Российской Федерации.
Истец имел в собственности жилой дом по <адрес> РД, в котором он проживал с семьей из 4 человек. Из расчета на членов семьи и на основании приказа Министерства регионального развития РФ от 07.06.2012 г. №225 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012г. для Республики Дагестан составляет 24 800 руб.» следовательно, взысканию подлежит 1785 600 рублей.
Представитель УФК РФ по Республике Дагестан ФИО5 иск не признал и пояснил, что согласно существующему порядку средства из резервного фонда Правительства РФ выделяются по ходатайству субъекта РФ в течение месяца. Истец пропустил сроки обращения в комиссию МЧС, которая работала на территории Дербентского района РД и собирала необходимые для этого документы, тем самым нарушила порядок обращения, по основаниям, указанным в представленных суду возражениях, в удовлетворении исковых требований просил отказать.
Выслушав доводы сторон, исследовав письменные доказательства по делу, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается совокупностью исследованных в суде доказательств, ФИО2 имела в собственности жилой дом по <адрес> РД, 1956 года постройки, в котором он проживал с семьей из 4 человек. Указанные обстоятельства подтверждаются исследованными в суде доказательствами техническим паспортом, справкой администрации пос. Белиджи Дербентского района, актом исследования дома, справкой о составе семьи.
ФИО2 не включена в списки пострадавших, так как обратилась в отдел ГОЧС с опозданием, и ей было рекомендовано обратиться в «Дагестангражданпроект» для составление акта о состоянии домостроения.
Согласно комиссионного акта обследования дома, Даггражданпроекта, составленное с участием главы Администрации пос. Белиджи проживание в нем невозможно в результате затопления. Дом построен без антисейсмических мероприятий. На стенах сквозные трещины по вертикали. След от затопления на высоте 60 см. Диагональные трещины в местах опирания перемычек. На стыке с фундаментами стены выпучены и отсыпаются, полы проваливаются, фундаменты в трещинах. Потолки в трещинах и отсыпаются. Имеются повреждения влияющие на несущую способность всего здания. Дом подлежит сносу.
Приведенные доказательства подтверждают причинение ущерба имуществу ФИО2 в результате стихийного бедствия.
Согласно Распоряжения Правительства РД от 16.08.2010 N 191-р «О выделении денежных средств из федерального бюджета для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий сильных дождей, прошедших в сентябре 2009 года на территории Республики Дагестан» направлены бюджетные ассигнования в сумме 476537,3 тыс. рублей, поступившие из федерального бюджета, для частичного покрытия расходов на ликвидацию последствий сильных дождей, прошедших в сентябре 2009 года на территории Республики Дагестан.
Рекомендовано администрациям муниципальных образований обеспечить своевременную выплату пострадавшим гражданам единовременной материальной помощи и финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости путем перечисления на их лицевые счета в Сберегательном банке Российской Федерации по спискам, согласованным с Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Дагестан.
В судебном заседании установлено, что ФИО2, по вине органов государственной власти и должностных лиц, на которых лежала эта обязанность, не был включен в список жителей поселка Белиджи Дербентского района РД, на которых были запрошены денежные средства из резервного фонда Правительства Российской Федерации, за счет которого выделяются средства на возмещение ущерба, причиненного в результате стихийного бедствия, его обращения оставлены без удовлетворения со ссылкой на то, что он с соответствующим заявлением обратилась с опозданием.
Между тем, ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» №68 ФЗ от 21.12.1994, не определяет сроки, в течение которого гражданин должен обратиться с соответствующим заявлением о возмещении ущерба.
Согласно письма Главного управления МЧС России по Республике Дагестан №23/9628 от 18.11.2011г. по размеру материального ущерба, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.05.2007г. №304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация, имевшая место на территории Республики Дагестан 20-29 сентября 2009 г. в результате продолжительных сильных дождей является чрезвычайной ситуацией федерального характера.
На основании ст. 24 ФЗ №68-ФЗ от 21.12.1994г., финансовое обеспечение установленных мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно ст. 15 Гражданского Кодекса РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
В соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, природного и техногенного характера» №68 ФЗ от 21.12.1994, граждане РФ имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, а так же на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Нормативные документы ставят необходимость возмещения ущерба в зависимость от своевременности оформления и представления в уполномоченные государственные органы документов. Право на возмещение вреда не может быть ограниченно установленным государственными органами механизмами выделения средств. Поэтому, в силу названного закона, ФИО2 имеет право на возмещение ущерба, причиненного вследствие стихийного бедствия - ливневых дождей, прошедших в сентябре 2009 года.
Во исполнение приведенных норм и целей оказания помощи в приобретении жилья гражданам Российской Федерации, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий 7 июня 1995 года, Правительством РФ издано Постановление N 561 "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий".
Пунктом 2 вышеназванного Постановления предусмотрено, что государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам жилой площади по социальной норме, определяемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту предоставления жилья, но не менее 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи из двух и более человек и 29 - 33 квадратных метра общей площади на одинокого гражданина.
Согласно Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 (ред. от 12.07.2011) "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы" норматив общей площади жилого помещения для расчета размера социальной выплаты устанавливается в следующем размере: 33 кв. м - для одиноко проживающего гражданина; 42 кв. м - на семью из 2 человек; по 18 кв. м на каждого члена семьи при численности семьи 3 человека и более. Из расчета на членов семьи и на основании приказа Министерства регионального развития РФ от 07.06.2012 г. №225 «О средней рыночной стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по субъектам Российской Федерации на третий квартал 2012 г. для Республики Дагестан составляет 24 800 руб.» следует, что взысканию с Министерства Финансов Российской Федерации за счет средств Казны Российской Федерации в мою пользу - 18 (кв.м) х 24 800 (стоимость 1 кв.м. общей площади жилья) х 4 (члены семьи) = 1785 600 рублей.
Согласно ст. 1071 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующим финансовые органы, если в соответствии с п. 3 ст. 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Суд также находит состоятельными доводы истца о том, что его неоднократные обращения в органы местного самоуправления и государственной власти Республики Дагестан к положительным результатам не привели. Поэтому разрешить данный вопрос во внесудебном порядке не представляется возможным.
С учетом изложенного суд считает возможным заявленные требования удовлетворить, установив на основании исследованных материалов дела, факт непригодности проживания в жилище ФИО2 в результате стихийного бедствия - обильных осадков в 2009 году, на основании которого взыскать с Министерства Финансов РФ за счет казны РФ невыплаченную ему компенсацию в размере 1785 600 руб.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне в пользу которой состоялось решение суда, по его письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец просит взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 25 000 рублей.
С учетом разумности суд приходит к выводу о необходимости взыскания в пользу истца на оплату услуг представителя 15 000 рубелей.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО2 удовлетворить частично.
Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации за счет Казны Российской Федерации в пользу ФИО2 ущерб в сумме 1 785 600 (один миллион семьсот восемьдесят пять тысяча шестьсот) рублей, а так же расходы на представителя в сумме 15000 (пятнадцать тысяч) рублей, а всего сумму 1800 600 (один миллион восемьсот тысяч шестьсот) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Гасанов Ш.О.