РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 августа 2017г. г.Улан-Удэ
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Прокосовой М.М., с участием помощника прокурор Алсагаевой Е.К., при секретаре судебного заседания Хаташкееве А.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Бадмаева Г. А. к Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № об отмене решения Окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.,
УСТАНОВИЛ:
Обращаясь в суд, административный истец просит отменить Решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № «О регистрации кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательного округа № Базарова С. Б., выдвинутого в порядке самовыдвижения» от ДД.ММ.ГГГГ №. Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ. Окружной избирательной комиссией по одномандатному избирательному округу № (далее - ОИК №) было принято решение № «О регистрации в депутаты Улан-Удэнского городского Совета пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Базарова С. Б. в порядке самовыдвижения». Считает указанное решение незаконным и подлежащим отмене поскольку кандидат Базаров С.Б. скрыл сведения о факте привлечения к уголовной ответственности, не указал данные факты не в заявлении о согласии баллотироваться, не в подписных листах. Сам кандидат не воспользовался своим правом на внесение уточнений, дополнений в представленные документы. По сведениям информационного центра МВД по РБ уголовное дело № прекращено судом Октябрьского района г.Улан-Удэ ДД.ММ.ГГГГ. по ст. 28 УПК РФ в связи с деятельным раскаянием. Поскольку для целей избирательного законодательства сам факт совершения кандидатом того или иного преступления, установленный приговором, является обстоятельством, влияющим на оценку избирателями личности кандидата на выборную должность, постольку исполнение гражданином обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу сведения о вынесении в отношении него обвинительного выступает одним из условий реализации пассивного избирательного права. Прекращение уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основанию может также является препятствием для повторного прекращения уголовного дела или уголовного преследования в отношении этого же лица по нереабилитирующему основанию. В существующей ситуаций имело место уголовное преследование Базарова С.Б., завершившееся прекращением уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, т.е. в отсутствие обвинительного приговора суда. Постановлением суда, как процессуальным актом констатируется совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, конкретным лицом Базаровым С.Б., от уголовного преследования которого государство отказывается. Применительно к избирательным правоотношениям этот факт биографии кандидата имеет определенное правовое значение и не должен оставаться без оценки избирателем. Неуказание кандидатом Базаровым С.Б. о факте привлечения к уголовной ответственности в заявлении о согласии баллотироваться является основанием к отмене решения избирательной комиссии о регистрации Базарова С.Б., предусмотренным подпунктом "е" " пункта 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ с учетом положений п. 6 ст. 76 настоящего Федерального закона. Если у кандидата, данные которого указываются в подписном листе, имелась или имеется судимость, дополнительно в подписном листе указываются сведения о судимости кандидата (пункт 9 статьи 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ). Закон не уточняет, какой объем сведений о судимости кандидата должен быть указан в подписном листе. Во всех подписных листах кандидата Базарова С.Б. отсутствует информация о привлечении к уголовной ответственности, что является основанием к отмене решения избирательной комиссии о регистрации Базарова С.Б., предусмотренным подпунктом "д" " пункта 24 ст. 38 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года с учетом положений п. 6 ст. 76 настоящего Федерального закона.
В ходе подготовки к судебному разбирательству, представитель административного истца Лобыкин С.В. исковые требования дополнил. Просит признать решение окружной избирательной комиссии № незаконным по следующим дополнительным основаниям. Кандидатом Базаровым С.Б. не представлены сведения об участии в коммерческих организациях. Вместе с тем, в соответствии с п.п. в.2 п. 24 ст. 38 Федерального закона № 67-ФЗ основание для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, каких-либо сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также сведений, предусмотренных пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом. П. 3 ст. 33 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрена обязанность кандидата представить сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах. Указанные сведения представляются по форме согласно приложению 1 к настоящему Федеральному закону, которая может включать дополнительные сведения, если это предусмотрено федеральным законом. Согласно открытым данным, представленным на официальном сайте Налогового органа, Базаров С. Б. является участником коммерческих организаций: ООО «ЖЭУ-16» доля в уставном капитале 40 %, ООО УК «ЖЭУ-16», доля в уставном капитале 100 %. В сведениях о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, представленных по форме приложения №, в разделе «Иное имущество», в столбце «Иное участие в коммерческих организациях» Базаров С.Б. указывает «нет». С учетом специфики избирательного законодательства, установившего объем обязательной информации о кандидате, которую имеет право знать каждый избиратель при реализации своего активного избирательного права в целях формирования самостоятельного и независимого органа государственной власти, у кандидата в депутаты на этапе выдвижения возникает обязанность указывать сведения об имуществе. В связи с чем, полагает, что в регистрации кандидата Базарова С.Б. ОИК должна была отказать.
В судебное заседание административный истец Бадмаев Г.А. не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие с участием представителя Лобыкина С.В.
Представитель административного истца Лобыкин С.В., действующий на основании доверенности, доводы искового заявления, с учетом дополнений поддержал, дал аналогичные исковому заявлению, а также письменным дополнениям пояснения. Просит исковые требования удовлетворить.
Представитель административного ответчика – заместитель председателя окружной избирательной комиссии № Адактуева С.П., действующая на основании доверенности, возражала против заявленных требований по следующим основаниям. Полагает, что довод административного истца о том, что у Базарова СБ. имелась судимость, поэтому ОИК № должна была отказать в регистрации, не основан на нормах действующего законодательства, а также фактических обстоятельствах. В соответствии со ст. 86 УК РФ, а также Постановлением Конституционного суда РФ от 19.03.2003г. № №-П лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения судимости. При этом неотъемлемым признаком судимости является наличие обвинительного приговора суда, подтверждающего факт осуждения гражданина за совершение преступления, а также вид наказания, к которому приговаривается гражданин, отраженное в обвинительном приговоре суда. Согласно информации, изложенной в письме Избирательной комиссии РБ (исх.№) от ДД.ММ.ГГГГ. о судимости кандидатов в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов, сведения о судимости кандидата Базарова С. Б. отсутствуют. В этой связи, довод административного истца о том, что у Базарова СБ. имелась судимость, поэтому ОИК № должна была отказать в регистрации, не основан на нормах действующего законодательства, а также фактических обстоятельствах. ДД.ММ.ГГГГ. Базаров СБ. предоставил в ОИК № документы необходимые для выдвижения кандидата, предусмотренные ст. 33 67-ФЗ, среди которых были представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем Базарову СБ. на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах на 1л (далее-сведения об имуществе Базарова СБ.). Согласно п.4 письма Избирательной комиссии РБ от ДД.ММ.ГГГГ. исх.№ проверка сведений о размере и источниках доходов кандидатов, об участии в коммерческих организациях проводится по запросам избирательных комиссий, которые направляются в территориальные подразделения Управления Федеральной налоговой службы по РБ. В этой связи для осуществления проверки представленных Базаровым СБ. сведений, 15.07.2017г. ОИК № направило в МРИ ФНС № по РБ представление, в котором просило осуществить проверку достоверности сведений, представленных Базаровым СБ. с приложением копии сведений об имуществе Базарова СБ. ДД.ММ.ГГГГ. в ОИК № поступил письменный ответ из МРИ ФНС № по РБ, согласно которого налоговым органом были выявлены недостоверные данные. Согласно ч.8 ст.33 67-ФЗ избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений. В соответствии с подп. "е" п. 3 ст. 61 67-ФЗ информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений размещается на информационном стенде, который оборудуется в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением. Таким образом, ОИК № сведения о выявленных фактах недостоверности сведений, представленных зарегистрированными кандидатами, в т.ч. кандидатом Базаровым СБ., будут размещены на информационных стендах участковых избирательных комисий по одномандатному избирательному округу №. В связи с отсутствием подробной информации, разъясняющей недостоверность выявленных данных в отношении зарегистрированных кандидатов в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу №, в том числе в отношении Базарова СБ., ДД.ММ.ГГГГ. на заседании ОИК № было принято решение известить кандидатов в депутаты Улан-Удэнского городского Совета депутатов по одномандатному избирательному округу №, в том числе Базарова СБ., о выявленных фактах несоответствия сведений, представленных при выдвижении кандидатами. Кандидатам в депутаты представить объяснения по фактам несоответствия сведений до 18.00 час. ДД.ММ.ГГГГ Просит в удовлетворении требований отказать в полном объеме.
Заинтересованное лицо Базаров С.Б. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Представил письменные возражения, согласно которым для наличия юридического факта судимости в отношения гражданина Российской Федерации, необходим вступивший в законную силу приговор суда, которым установлена вина за совершения преступления. Как указывает сам административный истец в отношении Базарова С. Б. суд приговора не выносил, и как следствие приговор в законную силу не вступал. Указывает на тот факт, что, ссылаясь на письмо, полученное из Информационного центра МВД по Республике Бурятия административный истец намерено не приводит его текст полностью. Согласно текста указанного письма, Базаров С. Б. не судим. Административный истец указывает в своем заявлении, «что сам факт, установленный приговором, имеющим значения для избирателей», и сам же знает о том, что в отношении Базарова С. Б. суд приговора не выносил. Просит в удовлетворении требований отказать.
Суд считает возможным рассмотреть административное исковое заявление в отсутствии не явившегося истца и заинтересованного лица.
Выслушав стороны, заключение помощника прокурора Алсагаевой Е.К., полагавшей административное исковое заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Согласно п. 6 ст. 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии со ст. 33, Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 8 статьи 25 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" окружная избирательная комиссия осуществляет регистрацию кандидатов, для чего принимает от кандидатов установленный указанным Федеральным законом пакет документов.
Статьей 33 Закона N 67-ФЗ, регламентирующей условия выдвижения кандидатов, установлено, что если у кандидата имелась или имеется судимость, в заявлении, поданном в избирательную комиссию в письменной форме, выдвинутого лица о согласии баллотироваться указываются сведения о судимости кандидата, а если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости (пункт 2.1).
Содержание понятия "сведения о судимости кандидата" определено в подпункте 58 статьи 2 Закона N 67-ФЗ, согласно которой такие сведения представляют собой сведения о когда-либо имевшихся судимостях с указанием номера (номеров) и части (частей), пункта (пунктов), а также наименования (наименований) статьи (статей) Уголовного кодекса Российской Федерации, на основании которой (которых) был осужден кандидат, статьи (статей) уголовного кодекса, принятого в соответствии с Основами уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, статьи (статей) закона иностранного государства, если кандидат был осужден в соответствии с указанными законодательными актами за деяния, признаваемые преступлением действующим Уголовным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. в Окружную избирательную комиссию по одномандатному избирательному округу № поступило заявление о согласии баллотироваться кандидатом в Улан-Удэнского городского совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № от Базарова С.Б.
В графе "сведения о судимости кандидата в случае, если у кандидата имелась или имеется судимость; если судимость снята или погашена, также сведения о дате снятия или погашения судимости" Базаров С.Б. указал "Не судим".
ДД.ММ.ГГГГ. председателем окружной избирательной комиссии № направлено представление в Информационный центр МВД по РБ для проверки достоверности сведений о наличии (отсутствии) судимости кандидата Базарова С.Б.
Согласно ответу ИЦ МВД по РБ от ДД.ММ.ГГГГ. после проведенных проверок возвращено представление в отношении кандидата Базарова С.Б. Указано о том, что Базаров С. Б., ДД.ММ.ГГГГ г.р. привлекался к уголовной ответственности по ст. 199 прим1 ч.1 УК РФ (неисполнение обязанностей налогового агента»), преступление небольшой тяжеести. Уголовное дело прекращено судом Октябрьского района г.Улан-Удэ Республики Бурятия ДД.ММ.ГГГГ. пол ст. 28 УПК РФ. Также сообщено о том, что Информационный центр МВД по РБ сведениями о судимости, в том числе о неснятой (непогашенной) судимости, а также о привлечении к административной ответственности за нарушение законодательства о выборах и референдумах (ст.20.3 и 20.29 КоАП РФ) в отношении Базарова С.Б. не располагает.
В силу подпункта "а" пункта 7 статьи 76 Закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным, в том числе подпунктом "е" пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона (сокрытие кандидатом сведений о судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 Закона N 67-ФЗ). При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата.
Кроме того, согласно пункту "з" подпункта 7 статьи 76 Закона N 67-ФЗ регистрация кандидата может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.
Анализ содержания приведенных правовых норм свидетельствует о том, что сокрытие кандидатом сведений о судимости федеральный законодатель предусматривает как в качестве самостоятельного основания для отмены регистрации кандидата в случае установления этого факта, так и в качестве вновь открывшегося обстоятельства.
В данном случае указанные обстоятельства отсутствуют.
Заявляя настоящие требования, административный истец трактует понятие «судимость», как любые сведения о привлечении к уголовной ответственности, полагая, что прекращение производства по уголовному делу в связи с деятельным раскаянием лица, по своими правовым последствиям равнозначно обвинительному приговору, поскольку основания прекращения производства по делу являются не реабилитирующими.
Вместе с тем, данное толкование понятия «судимости» является ошибочным и не основано на нормах действующего законодательства.
Так, понятие «Судимость» закреплено в нормах Уголовного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Уголовного кодекса РФ регламентировано, что лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора в законную силу до момента погашения или снятия судимости, а лицо, освобожденное от наказания, считается несудимым.
По смыслу части 6 статьи 86 Уголовного кодекса РФ, погашение или снятие судимости аннулирует только уголовно-правовые последствия, связанные с судимостью, но сам факт осуждения как отрицательная оценка действий гражданина государством на момент вынесения обвинительного приговора остается объективным критерием, влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность.
К лицам, претендующим на занятие выборной государственной должности либо на вхождение в состав выборных органов местного самоуправления, законодатель предъявляет повышенные требования, поскольку реализация права избирать (активное избирательное право) имеет публичный интерес в объективных итогах выборов и формировании на этой основе самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных в своей деятельности гарантировать права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, осуществляя эффективное и ответственное управление делами государства и общества, следовательно, избиратель вправе знать о любом совершенном кандидатом преступлении, если вина в этом установлена приговором суда.
Суд, сопоставив указанные выше нормы, приходит к выводу о том, что обязанность указывать сведения о судимости (сведения о дате снятия или погашения судимости) установлена федеральным законодателем на этапе выдвижения кандидата и заключается в обязанности сообщить в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом обо всех фактах вынесения в отношении кандидата обвинительного приговора независимо от назначенного наказания.
В исковом заявлении административный истец Бадмаев С.Г. ссылается на постановления Конституционного суда РФ. Вместе с тем, позиция Конституционного суда РФ применима при разрешении вопроса о наличии судимости кандидата, которые имея непогашенную или неснятую судимость, сокрыл сведения о судимости.
Так, Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10 марта 2016 года N 451-О отметил, что по смыслу статей 1 (часть 1), 3 (часть 3), 15 (часть 4), 17 (часть 1) и 32 (часть 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи со статьей 3 Протокола N 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, к числу важнейших условий подлинно свободных выборов в демократическом правовом государстве относится альтернативность, обеспечивающая избирателям реальную возможность выбора одного из нескольких кандидатов посредством свободного волеизъявления на основе принципа равенства. Вместе с тем, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года N 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять ее от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; создавая такие правовые механизмы, законодатель вправе установить повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти, в том числе вправе использовать для достижения указанных целей ограничения пассивного избирательного права, а также предусмотреть определенные условия его реализации.
Действительно, Конституционный Суд Российской Федерации признал, что необходимость соблюдения баланса публичных и частных интересов ориентирует на то, чтобы на пути во власть людей, пренебрегающих законом, существовали достаточно жесткие преграды, которые не сводятся к возможности избирателей составить свое мнение о личности кандидата, в том числе ознакомившись с его официально обнародованной биографией, включая сведения о его бывшей судимости; совершенное когда-либо в прошлом тяжкое или особо тяжкое преступление является обстоятельством, несомненно влияющим на оценку избирателями репутации кандидата на выборную должность и тем самым определяющим степень доверия граждан к институтам представительной демократии; исходя из этого ограничение пассивного избирательного права и, соответственно, запрет занимать выборные публичные должности для лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления, как мера, направленная на предотвращение подрыва социальной поддержки и легитимности органов публичной власти, преследует конституционно значимые цели повышения конституционной ответственности и действенности принципов правового демократического государства, сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка.
При этом в соответствии с действующим правовым регулированием наличие у кандидата судимости само по себе не является препятствием к реализации его пассивного избирательного права, за исключением случаев, указанных в пунктах 3 и 3.2 статьи 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Однако сокрытие кандидатом сведений о судимости является основанием для отказа в его регистрации, для его исключения из заверенного списка кандидатов (подпункт "е" пункта 24 и подпункт "б" пункта 26 статьи 38 данного Федерального закона), а также для отмены его регистрации судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу (подпункт "з" пункта 7 статьи 76 данного Федерального закона).
Поскольку в отношении кандидата Базарова С.Б. судом обвинительный приговор не выносился, кандидат не мог подать сведения о судимости, и тем более, сокрыть сведения о судимости, которой не имелось.
В этой связи у Окружной избирательной комиссии № оснований для отказа в регистрации кандидата Базарова С.Б. по указанному основанию не имелось.
Разрешая требования административного истца по дополнительным доводам о сокрытии сведений о доходах и участии в коммерческих организациях, суд приходит к следующим выводам
Судом установлено, что при подаче заявления о согласии баллотироваться, ДД.ММ.ГГГГ. кандидатом Базаровым С.Б. представлены сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о счетах (вкладах) в банках, ценных бумаг.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. Окружная избирательная комиссия № направила в МРИ ФНС № по РБ представление, в котором просило осуществить проверку достоверности сведений, представленных Базаровым СБ. с приложением копии сведений об имуществе Базарова СБ.
ДД.ММ.ГГГГ. в ОИК № поступил письменный ответ из МРИ ФНС № по РБ, согласно которого налоговым органом были выявлены недостоверные данные.
Установлено, что кандидат Базаров С.Б. является участником коммерческих организаций – ООО «ЖЭУ-16», с долей в уставном капитале 40%, ООО УК «ЖЭУ-16», с долей в уставном капитале 100%, о чем не представлены сведения в окружную избирательную комиссию.
При этом, в соответствии с п. 1 ст. 32 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" федеральным законом, законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что для регистрации кандидатов (списка кандидатов) в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены также сведения о доходах и об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности.
В силу ст. 33 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата по форме согласно приложению 1 к Федеральному закону N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (п. 3); при выборах депутатов представительных органов муниципальных образований, при которых избирательные округа образуются в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей пяти тысяч избирателей, кандидаты не обязаны представлять в соответствующую избирательную комиссию сведения, предусмотренные п. 3 настоящей статьи, если иное не предусмотрено законом субъекта Российской Федерации (п. 4).
Приложением 1 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлена форма сведений о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату (супругу кандидата) на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, при этом предусмотрено, что в графе "доходы" указываются доходы (включая пенсии, пособия, иные выплаты) за год, предшествующий году назначения выборов, полученные от физических и (или) юридических лиц, являющихся налоговыми агентами в соответствии с федеральными законами, организаций, осуществляющих соответствующие выплаты; источник выплаты дохода. В графе "акции и иное участие в коммерческих организациях" подлежат указанию наименование и организационно-правовая форма организации (указывается полное или сокращенное наименование организации и ее организационно-правовая форма (акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью, товарищество, производственный кооператив и другие), доля участия (доля участия выражается в процентах от уставного капитала. Для акционерных обществ указываются номинальная стоимость и количество акций)
При этом, в соответствии с п. 1.1 ст. 38 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Что касается факта представления кандидатом недостоверных сведений в ОИК, то такие обстоятельства не предусмотрены законом в качестве оснований для отказа в регистрации кандидата.
В соответствии с Федеральным законом от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ избирательная комиссия направляет в средства массовой информации сведения о выявленных фактах недостоверности представленных кандидатами сведений (п. 8 ст. 33). В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает информацию обо всех кандидатах, внесенных в бюллетень, в том числе о фактах представления ими недостоверных сведений, предусмотренных пп. 2 и 3 ст. 33 указанного Федерального закона (пп. "е" п. 3 ст. 61).
Согласно подпунктом "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основанием отказа в регистрации кандидата, в том числе, являются:
- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;
- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона.
В данном случае кандидатом Базаровым С.Б. представлены все необходимые документы, однако указаны сведения не в полном объеме, что является основанием для направления соответствующей ОИК сведений в средства массовой информации, а также размещения информации о факте представления кандидатом недостоверных ведений на информационном стенде, который оборудуется в помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением.
При этом в силу пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ не указание кандидатом в депутаты сведений об участии в коммерческих организациях законодателем не рассматривается в качестве самостоятельного основания для отказа в регистрации кандидата.
Судом также установлено, что решением ОИК № от ДД.ММ.ГГГГ. кандидаты, представившие недостоверную информацию, извещены о выявленных фактах.
ДД.ММ.ГГГГ. кандидатом в депутаты Базаровым С.Б. представлено пояснение, в котором кандидат указал на то, что ошибка допущена по невнимательности, не казано об участии в коммерческих организациях ООО «ЖЭУ-16», ООО УК «ЖЭУ-16».
При таких обстоятельствах, с учетом вышеизложенного, суд не находит оснований для отмены решения Окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. о регистрации кандидата Базарова С. Б., и для удовлетворения заявленных административным истцом требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 -177, 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление кандидата в депутаты Улан-Удэнского городского совета депутатов пятого созыва по одномандатному избирательному округу № Бадмаева Г. А. к Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу № об отмене решения Окружной избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ. оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РБ в течение 5 дней, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ.
Судья подпись М.М.Прокосова
.
.
.
.