Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1556/2021 ~ М-1372/2021 от 04.06.2021

Дело (УИД) 70RS0001-01-2021-002313-70

№ 2а-1556/2021

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24.06.2021 Кировский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Желтковской Я.В.

при секретаре Пастуховой М.И.

помощник судьи Карпова С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске с участием административного истца Постовалова Г.С., его представителя Ахмедовой Р.Э., представителя административного ответчика УМВД по Томской области Копышевой М.А. административное дело по административному исковому заявлению Постовалова ГС к Управлению ГИБДД УМВД России по Томской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании незаконными действий по снятию автомобиля с регистрационного учета, возложении обязанности по устранению нарушений,

установил:

Постовалов Г.С. обратился в суд с административным иском к Управлению ГИБДД УМВД России по Томской области о признании незаконными действий по снятию автомобиля с регистрационного учета, возложении обязанности по устранению нарушений. В обоснование административных исковых требований указал, что является собственником автомобиля марки /________/, государственный регистрационный знак /________/ года выпуска. 09.02.2021 в отношении указанного автомобиля прекращен регистрационный учет ввиду окончания срока регистрации на ограниченный срок.

27.05.2021 инспектором ГИБДД УМВД России по Томской области у него изъяты регистрационный знак и свидетельство о государственной регистрации на автомобиль, составлен протокол изъятия вещей и документов. Полагал, что в результате снятия автомобиля с регистрационного учета нарушаются его права как собственника транспортного средства, созданы препятствия в использовании автомобиля по назначению. Просил признать незаконными действия по снятию автомобиля марки /________/, государственный регистрационный знак /________/ года выпуска с регистрационного учета, обязать ответчика возвратить ему государственный регистрационный знак /________/, свидетельство о регистрации транспортного средства.

Определением Кировского районного суда г.Томска от 11.06.2021 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области.

Административный истец Постовалов Г.С., его представитель Ахмедова Р.Э. в судебном заседании административный иск поддержали, просили учесть, что истец длительный период пользовался транспортным средством, в том числе по истечении временной регистрации по месту жительства. Оснований для объявления розыска автомобиля не имелось, прекращение регистрационного учета в отношении транспортного средства 09.02.2021 необоснованно.

В судебном заседании представитель административного ответчика УМВД России по Томской области Копышева М.А. административный иск не признала, считала, что имелись правовые основания для снятия автомобиля с регистрационного учета, т.к. регистрация носила временный характер до 17.04.2016. Полагала, что снятие транспортного средства с регистрационного учета 09.02.2021 прав и законных интересов истца не нарушает, т.к. до указанного времени Постовалов Г.С. пользовался автомобилем.

Представитель административного ответчика Управления ГИБДД УМВД России по Томской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, доказательств уважительности причин неявки не представил.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив доказательства, суд считает административные исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Федеральный закон от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» определяет правовую и организационные основы, цели государственной регистрации транспортных средств, права и обязанности участников отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, за исключением отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией самоходных машин и других видов техники, а также отношений, возникающих в связи с государственной регистрацией транспортных средств, самоходных машин, военной, специальной и других видов техники, опытных (испытательных) образцов вооружения, военной и специальной техники военными автомобильными инспекциями федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (далее - военные автомобильные инспекции).

Согласно ст. 5 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный учет транспортных средств, принадлежащих юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, зарегистрированным в Российской Федерации, либо физическим лицам, зарегистрированным по месту жительства или по месту пребывания в Российской Федерации, а также в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом, является обязательным.

В соответствии с ст. 6 Федерального закона от 03.08.2018 N 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственному учету подлежат транспортные средства, в том числе базовые транспортные средства и шасси транспортных средств, перегоняемые к конечным производителям или в связи с вывозом за пределы территории Российской Федерации, транспортные средства, являющиеся опытными (испытательными) образцами, а в случаях и порядке, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации, иные транспортные средства.

Государственный учет транспортного средства прекращается, в том числе, в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства (ст.18).

Судом установлено, следует из карточки учета транспортного средства, что автомобиль марки /________/, государственный регистрационный знак /________/ года выпуска, владельцем которого является Постовалов Г.С., 26.05.2012 временно до 17.04.2016 поставлен на государственный учет, 09.02.2021 в отношении указанного автомобиля прекращен государственный учет по причине окончания срока регистрации на ограниченный срок.

С действиями по снятию автомобиля с регистрационного учета не согласился административный истец, обратившись в суд с настоящим административным иском.

Из п. 1 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (далее - Основные положения), механические транспортные средства (кроме мопедов) и прицепы должны быть зарегистрированы в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации или иных органах, определяемых Правительством Российской Федерации, в течение срока действия регистрационного знака «Транзит» или 10 суток после их приобретения или таможенного оформления.

Вопросы регистрации автомобилей на территории Российской Федерации регулируются Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 с 01.01.2020.

На момент регистрации транспортного средства /________/, государственный регистрационный знак /________/ года выпуска, вопросы регистрации автомобилей на территории Российской Федерации регулировались постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации», Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденными приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.

Правила регистрации автомототранспортных средств, утвержденные приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, устанавливали единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации автомототранспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства.

Собственники транспортных средств либо лица, от имени собственников владеющие, пользующиеся или распоряжающиеся на законных основаниях транспортными средствами, обязаны в установленном порядке были зарегистрировать их или изменить регистрационные данные в течение срока действия регистрационного знака «ТРАНЗИТ» или в течение 5 суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с регистрационного учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п.4).

Согласно п. 24 Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, регистрация конкретного транспортного средства производилась только за одним юридическим или физическим лицом.

Транспортные средства регистрировались за физическими лицами по адресу, указанному в паспортах граждан Российской Федерации или в свидетельствах о регистрации по месту жительства собственников, выдаваемых органами регистрационного учета.

Регистрация транспортных средств за физическими лицами, не имеющими регистрации по месту жительства, производилась по адресу, указанному в свидетельствах о регистрации по месту пребывания собственников, выдаваемых органами регистрационного учета (п.24.1).

Как устанавливалось п. 2 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, исполнение государственной функции по регистрации транспортных средств осуществлялось Госавтоинспекцией.

Исполнение государственной функции включало в себя, в том числе процедуру временной регистрации транспортных средств по месту пребывания.

Пунктом 57 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001, устанавливалось, что при временной регистрации незарегистрированных транспортных средств по месту пребывания собственников в соответствии с пунктами 24 и 25 Правил регистрации совершались действия, предусмотренные подпунктами 35.1 - 35.16 настоящего Административного регламента.

При временной регистрации транспортных средств по месту пребывания собственников, имеющих регистрацию по месту жительства, в графах «ОСОБЫЕ ОТМЕТКИ» карточки учета транспортных средств, реестра регистрации транспортных средств делалась запись о временной регистрации и указывалась дата окончания срока регистрации собственника по месту пребывания.

В строках 39 - 46 карточек учета транспортных средств делалась запись о зарегистрированном месте пребывания собственника транспортного средства.

Информация о временно зарегистрированных транспортных средствах по месту пребывания собственников, имеющих регистрацию по месту жительства, и снятии таких транспортных средств с временного регистрационного учета или при прекращении их регистрации, направлялась в порядке, установленном пунктами 54 и 55 настоящего Административного регламента, в регистрационное подразделение по месту жительства собственника для формирования отдельных картотек учета транспортных средств, находящихся в собственности граждан (п.59).

По истечении срока регистрации по месту пребывания собственников транспортных средств и отсутствии их обращений для снятия транспортных средств с учета, из соответствующих подразделений ФМС России истребовалась информация о сроке регистрации граждан по месту пребывания.

В случае наличия регистрации граждан по месту пребывания регистрация транспортных средств продлевалась на соответствующий срок путем проставления отметок в карточках учета транспортных средств.

При снятии граждан с регистрационного учета по месту пребывания и не снятии ими транспортных средств с регистрационного учета в 5-дневный срок, регистрация транспортных средств прекращалась (аннулировалась).

Выданные свидетельства о регистрации и государственные регистрационные знаки выставлялись в розыск. Делались соответствующие отметки в карточки учета транспортных средств и реестр регистрации транспортных средств. Собственнику транспортного средства по месту пребывания направлялось соответствующее уведомление о прекращении регистрации и выставлении регистрационных документов и государственных регистрационных знаков в розыск.

Находящиеся на хранении и не востребованные государственные регистрационные знаки и регистрационные документы утилизировались по истечении 30-дневного срока их хранения (п.59.1).

Согласно п. 60 Правил государственной регистрации транспортных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 (действующих на момент совершения оспариваемых действий) прекращение государственного учета транспортного средства в связи с истечением срока государственного учета транспортного средства, осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 36 настоящих Правил.

В силу п. 36 Правил государственной регистрации транспортных, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764, государственный учет транспортного средства, зарегистрированного на ограниченный срок, при отсутствии сведений о его возобновлении прекращается автоматически на следующий день после даты окончания этого срока.

При прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с п. 60 настоящих Правил, государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции (п.61).

В соответствии с п. 136 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 N 950 (действующего на момент совершения оспариваемых действий), прекращение государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктом 60 Правил осуществляется автоматически на следующий день после даты окончания постановки на ограниченный срок. Соответствующие данные автоматически заносятся в реестр регистрационных действий.

При прекращении государственного учета транспортных средств, паспорта транспортных средств подлежат сдаче в регистрационные подразделения, а при их отсутствии - выставлению в розыскные учеты (п.139).

Таким образом, регистрация незарегистрированных транспортных средств по месту пребывания собственников имеет временный характер, устанавливается на срок пребывания гражданина (собственника транспортного средства) и прекращается в связи с истечением срока такой регистрации гражданина. В то же время в случае продления срока регистрации гражданина по месту пребывания регистрация транспортного средства может быть продлена на соответствующий срок.

Судом установлено, следует из данных паспорта Постовалова Г.С., что административный истец имеет регистрацию с /________/ по адресу: /________/.

Согласно адресной справке отдела по вопросам миграции ОМВД России по Кировскому району г.Томска УМВД России по Томской области от 15.06.2021 Постовалов Г.С. в период с /________/ по /________/ имел регистрацию по месту пребывания по адресу: /________/.

Из свидетельства /________/ от /________/ следует, что Постовалов Г.С. также имел регистрацию по месту пребывания по адресу: /________/, в период с /________/ по /________/.

Согласно справке /________/, выданной /________/ /________/, Постовалов Г.С. отбывал наказание в местах лишения свободы в период с /________/ по /________/ по приговору Советского районного суда г.Томска, которым он осужден за совершение преступления, предусмотренного по /________/ Уголовного кодекса Российской Федерации.

Также судом установлено, что /________/ на основании заявления Постовалова Г.С. автомобиль марки /________/, государственный регистрационный знак /________/, /________/ года выпуска, впервые поставлен на государственный учет на срок его регистрации по месту пребывания до /________/ в соответствии с п. 24.1 Правил регистрации автомототранспортных средств, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 N 1001.

Паспорт транспортного средства серии /________/ содержит особую отметку, согласно которой государственная регистрация автомобиля марки /________/, государственный регистрационный знак /________/ осуществлена по месту пребывания (по адресу: /________/) до /________/.

Учитывая, что в паспорте транспортного средства серии /________/ имелись сведения о временной регистрации автомобиля до /________/, доводы Постовалова Г.С. о не информировании его уполномоченным органом о сроках временной регистрации транспортного средства подлежат отклонению.

В связи с истечением срока регистрации Постовалова Г.С. по месту пребывания, при отсутствии сведений о возобновлении данного срока по состоянию на 09.02.2021 государственный учет указанного автомобиля с 09.02.2021 прекращен, что соответствует требованиям п. 136 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного приказом МВД России от 21.12.2019 N 950.

При этом Правилами государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.12.2019 N 1764 и Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденным приказом МВД России от 21.12.2019 N 950, действовавшими на момент совершения оспариваемых действий, не установлена обязанность государственного органа об уведомлении собственника о прекращении регистрационного учета автомобиля в связи с истечением срока его регистрации по месту пребывания.

Доводы о нарушении административным ответчиком при снятии автомобиля с регистрационного учета требованиям п.п. 6, 8 Правил государственной регистрации транспортных средств в регистрационных подразделениях Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации подлежат отклонению, т.к. прекращение регистрационного учета ввиду истечения срока временной регистрации в силу п. 36 настоящих Правил может осуществляться автоматически по инициативе государственного органа при отсутствии заявления заинтересованного лица.

С учетом положений пункта 61 Правил при прекращении государственного учета транспортного средства в соответствии с пунктами 56, 58 - 60 Правил государственные регистрационные знаки, за исключением принятых регистрационными подразделениями на сохранение, и регистрационные документы признаются недействительными и вносятся регистрационным подразделением в соответствующие разыскные учеты утраченной специальной продукции Госавтоинспекции.

Таким образом, ссылка административного истца на необходимость применения к спорным правоотношениям п. 45 указанных Правил, предусматривающим срок сохранения государственного регистрационного номера 1 год со дня проведения регистрационного действия, не обоснована.

Утверждение административного истца о нарушении п.59 Правил также не может быть учтена судом, т.к. указанный пункт регулирует порядок прекращения государственного учета в случае, если постановка транспортного средства на государственный учет осуществлялась на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными) либо недействительными, а также при выявлении оснований, указанных в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, что при рассмотрении настоящего спора не установлено.

Из содержания п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.

Учитывая, что бездействие административного ответчика и правомерность постановки автомобиля на временный регистрационный учет административным истцом не оспаривается, в период с 17.04.2016 по 09.02.2021 Постовалов Г.С. пользовался транспортным средством, что подтверждается страховым полисом № /________/, сроком с 23.07.2020 по 22.07.2021, доверенностью, выданной на имя /________/ от 13.03.2018, располагая информацией о временном учете автомобиля, мер к продлению регистрации не предпринял, суд считает, что оспариваемые действия прав и законных интересов административного истца не нарушают.

Поскольку регистрация транспортного средства по месту пребывания Постовалова Г.С. носила временный характер и произведена на период его регистрации, автомобиль снят с регистрационного учета по истечении регистрации административного истца по месту пребывания, правовых оснований для удовлетворения требований о признании незаконными действий по снятию автомобиля с регистрационного учета, возложении обязанности по устранению нарушений, не имеется.

При этом суд приходит к выводу, что административным истцом срок на обращение с настоящим административным иском не пропущен.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В соответствии с ч. 2 ст. 92 КАС РФ течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Согласно ч.ч. 2-4 ст. 93 КАС РФ процессуальное действие, для совершения которого установлен процессуальный срок (за исключением процессуального срока, исчисляемого часами), может быть совершено до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока. В случае, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания процессуального срока считается следующий за ним рабочий день. В случае, если жалоба, документы или денежные суммы были сданы в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня установленного процессуального срока, срок не считается пропущенным.

Судом установлено, что уведомление о снятии автомобиля марки Lexus RX350 с регистрационного учета 09.02.2021 в адрес административного истца не направлялось.

Как следует из объяснений административного истца, ему стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов 27.05.2021, когда инспектором ГИБДД УМВД России по Томской области у него изъяты регистрационный знак и свидетельство о государственной регистрации на автомобиль.

При таких обстоятельствах суд считает обоснованной позицию Постовалова Г.С. о том, что административное исковое заявление подано в суд в срок, установленный ч. 2 ст.92 КАС РФ.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

в удовлетворении административных исковых требований Постовалова ГС к Управлению ГИБДД УМВД России по Томской области, Управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Томской области о признании незаконными действий по снятию с регистрационного учета автомобиля марки Lexus RX 350, государственный регистрационный знак К789РК70, 2011 года выпуска, возложении обязанности по устранению нарушений отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Кировский районный суд г.Томска в течение 1 месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья подписано Желтковская Я.В.

Верно

Судья: Желтковская Я.В.

Секретарь: Пастухова М.И.

2а-1556/2021 ~ М-1372/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Постовалов Глеб Сергеевич
Ответчики
ГИБДД УМВД России по Томской области
УМВД России по Томской области
Суд
Кировский районный суд г. Томска
Судья
Желтковская Я.В.
Дело на странице суда
kirovsky--tms.sudrf.ru
04.06.2021Регистрация административного искового заявления
04.06.2021Передача материалов судье
04.06.2021Решение вопроса о принятии к производству
04.06.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021Подготовка дела (собеседование)
11.06.2021Рассмотрение дела начато с начала
24.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее