<***>
УИД 66RS0003-01-2021-001789-84
Дело № 2-2891/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(мотивированное решение изготовлено 20.07.2021 года)
г. Екатеринбург 13 июля 2021 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Савельева Ю.В., при секретаре Патраковой П.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к производству текущего и капитального ремонта многоквартирного жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Екатеринбургского гарнизона обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации в лице Департамента строительства, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу, Жилищно-коммунальной службе №8 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу о понуждении к производству текущего и капитального ремонта многоквартирного жилого дома.
В обоснование исковых требований указано, что военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона с привлечением специалистов Департамента Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в марте 2021 года проведена проверка соблюдения требований жилищно-коммунального законодательства на территории 19 военного городка г. Екатеринбурга.
Установлено, что жилой фонд 19 военного городка г. Екатеринбурга с *** принят в обслуживание филиалом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу по договору *** от ***, заключенному между Минобороны России (заказчик) и ФГБУ«Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (управляющая организация).
В ходе надзорных мероприятий, при проверке специалистом Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области технического состояния *** военного городка *** выявлены многочисленные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170.
В *** года по данному факту военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона проведены проверки, по результатам которых приняты меры реагирования, в том числе административного воздействия – вынесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Из ответа следует, что для устранения выявленных нарушений организована проведение ремонтных работ.
Вместе с тем, до настоящего времени ремонтные работы в данном здании не проведены, жилой дом продолжает эксплуатироваться с нарушениями закона, конструктивные элементы которого имеют признаки аварийности.
На основании изложенного, с учетом уточнения исковых требований, истец просит обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести и профинансировать в многоквартирном жилом доме по адресу: *** необходимые ремонтные (восстановительные) работы капитального характера, на следующих конструктивных элементах: восстановление физического состояния несущих горизонтальных железобетонных конструкций здания; восстановление технического состояния несущих горизонтальных железобетонных строительных конструкций здания; восстановление несущих вертикальных каменных конструкций здания; восстановление технического состояния несущих вертикальных каменных конструкций здания; укрепление грунтов основания здания; восстановление работоспособности дренажной системы; укрепление фундаментов под наружными и внутренними стенами в осях; штукатурный и окрасочный слой наружных стен фасада и цоколя здания; арочные своды фасада здания; штукатурный и окрасочный слой стен лестничных клеток подъездов; изоляционный слой скрутки электропроводки в местах общего пользования; цоколь и угол здания; трубопроводы канализации водоснабжения в местах общего пользования. Обязать ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ провести в многоквартирном жилом доме по адресу: *** необходимые ремонтные работы текущего характера на следующих конструктивных элементах: восстановление целостности отделочного слоя стен, потолков в местах общего пользования подъездов № ***; откачка воды из подвального помещения; устранение утечек на внутридомовых сетях канализации, проходящих в подвальных помещениях; восстановление искусственного освещения в местах общего пользования у входа в подъезд ***; восстановление холодного водоснабжения, а именно: обеспечение подачи холодной воды к водоразборным точкам квартиры № ***; в квартире № *** устранение нависшего штукатурного слоя потолка; устранение отклонений давления в системе горячего водоснабжения в точке разбора, а именно: обеспечение подачи горячей воды к водоразборным точкам квартиры № *** с нормативным давлением; замена кровли, а именно: устранение сухих протечек на 3-х этажах в подъездах № *** локальных повреждений шифера на кровле.
Определением суда от 08.06.2021 к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Региональный фонд содействия капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах Свердловской области.
В судебном заседании помощник военного прокурора Луценко А.А. исковые требования поддержал в полном объеме. Отказался от исковых требований в части их предъявления к Филиалу ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Центральному военному округу, Департаменту стротельства Министерства обороны Российской Федерации, Жилищно-коммунальной службе №8 филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу. Отдельным определением суда производство по делу в части требований к этим ответчикам было прекращено.
Представитель ответчика ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ, Филиал ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Центральному военному округу, а также третьего лица Жилищно-коммунальная служба № 8 филиала «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны РФ по Центральному военному округу Иванов В.В. не допущен к участию в деле, поскольку у него отсутствуют полномочия на представление интересов, дата окончания действия доверенности указана ***.
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом и в срок.
В письменном отзыве на иск руководитель Департамента строительства указал, что Министерство обороны в лице Департамента является ненадлежащим ответчиком, просил исключить из числа участников (т. 2, л.д. 142-144)
Представитель ЖКС №8 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Миноброны России по ЦВО оставил вынесение решения на усмотрение суда (т. 2, л.д. 155-156)
В письменных возражениях на иск представитель Министерства обороны Российской Федерации просила в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку жилой дом включен в программу капитального ремонта, плановый период проведения установлен 2030-2032 гг. (т. 2, л.д. 158-167)
Также о времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещались публично путем заблаговременного размещения в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» информации на интернет-сайте Кировского районного суда г. Екатеринбурга.
При таких обстоятельствах, судом решен вопрос о рассмотрении дела в отсутствии не явившихся лиц.
Заслушав пояснения прокурора, изучив и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Судом установлено, что военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона с привлечением специалистов Департамента Государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области в *** года проведена проверка соблюдения требований жилищно-коммунального законодательства на территории 19 военного городка г. Екатеринбурга.
Установлено, что жилой фонд 19 военного городка *** с *** принят в обслуживание филиалом ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России по Центральному военному округу по договору *** от ***, заключённому между Минобороны России (заказчик) и ФГБУ«Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны России (управляющая организация).
Целью данного договора является обеспечение благоприятных и безопасных условий проживания граждан, надлежащего содержания общего имущества и ремонта в жилищном фонде, закрепленном за Вооруженными Силами Российской Федерации, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в жилищном фонде. В отношении передаваемого в управление жилищного фонда управляющая организация приобретает права и обязанности по его управлению, обслуживанию, содержанию и эксплуатации.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
Согласно ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В силу ст. 721, 783 Гражданского кодекса Российской Федерации качество выполненных исполнителем работ должно соответствовать условиям договора, результат выполненной работы должен в момент передачи заказчику обладать свойствами, указанными в договоре.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.
В силу п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в т.ч. осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей), в состоянии, обеспечивающем постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учёта и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме.
Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Приказом Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности, проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий, обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда.
В ходе надзорных мероприятий, при проверке специалистом Департамента государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области технического состояния *** военного городка *** выявлены многочисленные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Приказом Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170, а именно:
1. Нарушение целостности отделочного слоя стен, потолков в местах общего пользования подъездов № № *** (3.2.8, 4.8.2, 4.8.9 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).
2. Затопление подвального помещения, (ч. 2.3 ст. 161, ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации; п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.10.2014 № 1110; п. п. 3.4.1, 4.1.1, 4.1.3, 4.1.15 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170; п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491).
3. Наличие утечек на внутридомовых сетях канализации, проходящих в подвальных помещениях (5.8.3. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).
4. Отсутствие искусственного освещения в местах общего пользования у входа в подъезд № *** (п. 3.2.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).
5. Отсутствие холодного водоснабжения, а именно: Не обеспечена подача холодной воды к водоразборным точкам квартиры № *** (помещение кухни и ванная) (ЖК РФ: ч. 1; 2.1.-2.3. ст. 161; ПП РФ 416: пп. «д» п. 4; ПП РФ 354: пп. «а» п. 31 Приложение № 1 к ПП РФ 354: 1)
6. В помещении кухни квартиры № *** наблюдается нависание штукатурного слоя потолка (возможно обрушение) (4.2.1.3. 4.2.1.14. Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).
7. Выявлено отклонение давления в системе горячего водоснабжения в точке разбора (норматив 0,03 МПа - 0,45 Мпа), а именно: не обеспечена подача горячей воды к водоразборным точкам квартиры № *** с нормативным давлением, а именно расход горячей воды в водоразборной точке ванной квартиры № *** составил 0,05 л/с при нормативе 0,18 л/с, расход горячей воды в водоразборной точке кухни квартиры № *** составил 0,05 л/с при нормативе 0,09 л/с. Определение расхода воды произведено *** в *** мин.
8. Неисправное состояние кровли, а именно: Наличие сухих протечек на 3-х этажах в подъездах № ***, 2, локальные повреждения шифера на кровле (4.6.1.1; 4.6.1.10; 4.10.2.1 Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденные Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170).
В *** года по данному факту военной прокуратурой Екатеринбургского гарнизона проведена проверка, по результатам которой *** в адрес начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» по ЦВО внесено представление об устранении нарушений закона, которое рассмотрено. Из ответа начальника филиала ФГБУ «ЦЖКУ МО РФ» по ЦВО от *** *** следует, что для устранения выявленных нарушений организовано проведение ремонтных работ.
Вместе с тем, до настоящего времени ремонтные работы в данном здании не проведены, жилой дом продолжает эксплуатироваться с нарушениями закона, конструктивные элементы которого имеют признаки аварийности.
Так, в *** года специалистами филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ по ЦВО с использованием аппаратного комплекса «Стрела-П» проведено обследование вышеуказанного многоквартирного дома, по результатам которого сделан вывод о его ограниченной работоспособности, дальнейшая эксплуатация невозможна без проведения соответствующих ремонтных работ (капитального ремонта).
В соответствии с п. 1 ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. В силу ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества.
Согласно п. 12 ст. 1 Федерального закона «Об обороне» имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Подпунктом 33 п. 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, определено, что Министр обороны Российской Федерации утверждает планы и программы по видам обеспечения Вооруженных Сил Российской Федерации, планы капитального строительства в Вооруженных Силах Российской Федерации.
В соответствии с положением о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 № 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет полномочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, расквартирование и обустройство войск, управление и распоряжение жилищным фондом, а также организует строительство и эксплуатацию объектов военной и социальной инфраструктуры в Вооруженных Силах, организует эксплуатацию, модернизацию и ремонт имущества.
Приказом Минобороны России от 14.05.2014 утверждено Положение о Департаменте строительства Минобороны России, пунктом 7 которого определены основные задачи Департамента, такие как осуществление перспективного и текущего планирования объемов государственных капитальных вложений и бюджетных ассигнований, необходимых для финансирования расходов на проведение инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, работ по сохранению объектов культурного наследия, покупку жилых помещений, территориальное планирование и планировку территорий.
В соответствии с п. 2.2 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий; объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденного приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312, система технического обслуживания, ремонта и реконструкции должна обеспечивать нормальное функционирование зданий и объектов в течение всего периода их использования по назначению. Сроки эксплуатации зданий из кирпича и их элементов до проведения капитального ремонта должны определяться на основе оценки технического состояния и не должны превышать 25 лет.
Из имеющихся в материалах проверки сведений следует, что капитальный ремонт жилого дома с 1958 года (года постройки) не проводился.
Таким образом, обязанность по организации работы на своевременное проведение капитального ремонта возложена на Министерство обороны Российской Федерации, а именно на его специализированное структурное подразделение - Департамент строительства Минобороны России.
На основании изложенного, суд полагает исковые требования обоснованными и законными.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования военного прокурора Екатеринбургского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о понуждении к производству текущего и капитального ремонта многоквартирного жилого дома, удовлетворить частично.
Обязать Министерство обороны Российской Федерации произвести и профинансировать в многоквартирном жилом доме по адресу: *** необходимые ремонтные (восстановительные) работы капитального характера, на следующих конструктивных элементах: восстановление физического состояния несущих горизонтальных железобетонных конструкций здания; восстановление технического состояния несущих горизонтальных железобетонных строительных конструкций здания; восстановление несущих вертикальных каменных конструкций здания; восстановление технического состояния несущих вертикальных каменных конструкций здания; укрепление грунтов основания здания; восстановление работоспособности дренажной системы; укрепление фундаментов под наружными и внутренними стенами в осях; штукатурный и окрасочный слой наружных стен фасада и цоколя здания; арочные своды фасада здания; штукатурный и окрасочный слой стен лестничных клеток подъездов; изоляционный слой скрутки электропроводки в местах общего пользования; цоколь и угол здания; трубопроводы канализации водоснабжения в местах общего пользования.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации провести в многоквартирном жилом доме по адресу: *** необходимые ремонтные работы текущего характера на следующих конструктивных элементах: восстановление целостности отделочного слоя стен, потолков в местах общего пользования подъездов № *** устранение утечек на внутридомовых сетях канализации, проходящих в подвальных помещениях; восстановление холодного водоснабжения, а именно: обеспечение подачи холодной воды к водоразборным точкам квартиры № ***; в квартире № *** устранение нависшего штукатурного слоя потолка; устранение отклонений давления в системе горячего водоснабжения в точке разбора, а именно: обеспечение подачи горячей воды к водоразборным точкам квартиры № *** с нормативным давлением; замена кровли, а именно: устранение сухих протечек на 3-х этажах в подъездах № *** локальных повреждений шифера на кровле.
Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд через Кировский районный суд *** в течение месяца с момента изготовления решения судом в окончательной форме.
<***>
<***>
Судья Ю.В. Савельев