РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 мая 2013 года судья Дзержинского районного суда Красноярского края Павлюкович Т.П. с участием
Главы сельсовета - Зинкевич Любовь Васильевны,
При секретаре Заречной В.В.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Орловского сельского совета Дзержинского района Красноярского края об обязании в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов,
УСТАНОВИЛ:
Служба по контролю в сфере природопользования Красноярского края обратилась в суд с иском к администрации Орловского сельского совета Дзержинского района Красноярского края об обязании в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов.
В обосновании иска истец указывал, что в соответствии со статьёй 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В силу статьи б Федерального закона “Об охране окружающей среды” органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют государственный контроль в области охраны окружающей среды (государственный экологический контроль) за объектами хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящимися на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением объектов хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю.
На территории Красноярского края, таким субъектом, в силу пункта 3.15 Положения о службе по контролю в сфере природопользования Красноярского края на Службу возложено осуществление государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственный экологический надзор).
Службой по контролю в сфере природопользования Красноярского края в рамках осуществления своих полномочий рассмотрена информация Красноярского филиала ФГУП «Госцентр «Природа» (действующего на основании государственного контракта от 27.07.2012 (29/2012) об объектах размещения промышленных и бытовых отходов на территории Красноярского края.
Официальная информация о расположении несанкционированных свалок получена посредством запросов в органы исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль в области обращения с отходами, в органы местного самоуправления, а также посредством уточнения местоположения несанкционированных свалок по космическим снимкам. Были определены их координаты, а также географическая привязка.
На основании предоставленной информации Красноярским филиалом ФГУП «Госцентр «Природа» на территории Дзержинского района Красноярского края в деревне Харьковка Орловского сельсовета обнаружен следующий объект с нарушениями организационно- правового характера, а именно, с отсутствием разрешающей документации: Харьковка расстояние 0, 1 км.. Свалка расположена на расстоянии 1000 км. Ближайший водный объект-ручей Шветик расстояние 0, 2 км. На данном объекте (несанкционированной свалке) до настоящего времени не определен класс опасности отходов, отходы складируются открыто без тары (навалом, насыпью и пр.) Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований, решение об отводе земель отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- «06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья З Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №7- ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Территория свалки не обвалована, санитарно-защитная зона не организована, технология складирования не соблюдается, не подготовлено водонепроницаемое основание, не ведется сбор и очистка фильтрата поступающего из толщи складируемых отходов, не предусмотрен отвод талых и атмосферных вод.
Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей.
Администрацией Орловского сельсовета не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судьи рассматривают и разрешают исковые дела о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов возникающих из экологических правоотношений с участием органов государственной власти.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе: принуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами предусмотренными законом.
В соответствии со статьёй 150 Гражданского кодекса Российской Федерации жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
В судебное заседание представитель истца не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика исковые требования не признал. Суду показала, что свалки по географическому расположению не существует.
В настоящее время свалка убрана. В деревне проживает несколько семей, поэтому мусора практически нет. Обязанность организовать сбор и вывоз бытовых отходов администрация не признает, так как в Орловском сельсовете разработан и утвержден порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Орловского сельсовета.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- «06 общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» разъяснено сельское поселение - один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Пунктом 18 частью 1 статьи 14 названного Закона предусмотрено правило, что к вопросам местного значения поселения относятся: организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статья З Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 года. №- ФЗ предусматривает, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления должна осуществляться на основе принципа ответственности за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.
Согласно пункту 1 статьи 7 названного Федерального закона к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Аналогичные полномочия органов местного самоуправления поселений установлены пунктом З статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления”, пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Статья 10 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Статья 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает, что отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Часть 2 статьи 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» запрещает сброс отходов производства и потребления на почву.
Часть 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 года № 52-ФЗ предусматривает, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона «об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 года № 89-ФЗ отходы производства и потребления (далее - отходы) - остатки сырья, материалов, -полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства; - обращение с отходами - деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в числе требований к объектам размещения отходов указывает, что захоронение отходов на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения запрещается.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями;
организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации; порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
Также статьёй 28 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрена административная ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение законодательства РФ в области обращения с отходами.
В соответствии с ГОСТом 30772-200 1 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введён Постановлением Госстандарта России от 28.12.200 1 607- ст) сбор отходов: деятельность, связанная с изъятием отходов в течение определенного времени из мест их образования, для обеспечения последующих работ по обращению с отходами (пункт 5.26 ГОСТа).
Транспортирование отходов: деятельность, связанная с перемещением отходов между местами или объектами их образования, накопления, хранения, утилизации, захоронения или уничтожения (пункт 5.28 ГОСТа).
Кроме того, указанный объект не является полигоном ТБО, так как не отвечает гигиеническим требованиям к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 № 16 «О введении в действие санитарных правил» (вместе с «Гигиеническими требованиями к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СП 2.1.7.1038-01»).
В соответствии с названным Постановлением от 30.05.2001 З’4 16 полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыщеления, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт 2.1 раздела 2 Постановления).
Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам (пункт 2.2. раздела 2 Постановления).
Нормами ст. ст. 4, 22 Федерального закона от 30.03.1999 г. №52-Ф3 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Пункт З статьи 12 Федерального закона № 89-ФЗ предусматривает, что на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния окружающей природной среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно- технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.
До настоящего момента администрация Орловского сельсовета, как собственник объектов, не предприняло мер по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, не оформило техническую документацию на названные объекты, как на полигоны ТБО.
Судом установлено, что на территории Дзержинского района Красноярского края в д. Харьковка Орловского сельсовета обнаружена свалка с отсутствием разрешающей документации: д. Харьковка свалка расположена севернее д. Харьковка на расстояние 0, 1 км. Ближайший водный объект ручей Шветик расстояние 0, 2 км.
Объект расположен на землях городских округов и муниципальных образований. Решение об отводе земель отсутствует.
Почва, как фактор окружающей среды, служит источником вторичного загрязнения подземных вод, атмосферного воздуха, сельскохозяйственной продукции. В почве кумулируются химические загрязнения, сохраняют жизнеспособность патогенная микрофлора и яйца гельминтов, что создает опасность для здоровья людей.
Не санкционированная свалка бытовых отходов в д. Харьковка на день рассмотрения иска не убрана.
Представленный ответчиком акт обследования объекта (л.д. 77) суд признает не допустимым доказательством, поскольку он оформлен в отсутствии представителя службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края, кроме того, ориентиром служили географические координаты указанные истцом, без использования географической привязки на местности.
Представителем ответчика не представлены доказательства наличия места для временного складирования твердых бытовых отходов.
Свалка, расположенная в д. Харьковка не является местом временного размещения отходов производства и потребления, а также не является специализированным полигоном.
Ранее выданное согласовании свалки в д. Харьковка (акт выбора и обследования земельного участка для строительства, захоронения твердых бытовых отходов действителен до 1996 года, поэтому является недействительным (л.д. 60-61).
Договор № 1 на вывоз мусора от 11 января 2013 года администрации Орловского сельсовета с индивидуальным предпринимателем Зинкевич В.М. не подтверждает факт вывоза ТБО со свалки в д. Харьковка на полигон или санкционированную свалку. В договоре не указано, откуда и куда вывозятся твердые бытовые отходы и когда. Не представлены акты передачи бытовых отходов.
Доводы представителя ответчика о том, что в администрации Орловского сельсовета разработано положение «Порядок сбора и вывоза бытовых отходов и мусора на территории Орловского сельсовета», не означают, что твердые бытовые отходы своевременного собираются и вывозятся на санкционированную свалку, полигон или место для временного размещения твердых бытовых отходов.
При таких обстоятельствах, администрацией Орловского сельсовета не предприняты меры по осуществлению деятельности по организации сбора и вывоза (транспортировке) бытовых и промышленных отходов, а значит, ответчиком не исполнены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления, что ставит под угрозу экологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде, а также здоровью человека (неопределенного круга лиц).
Доводы истца о нахождении свалки в д. Харьковка подтверждены: анкетой администрации Дзержинского района Красноярского края по свалке в деревне Харьковка (л.д 95), космическим снимком свалки в д. Харьковка (л.д. 91).
На основании статьи 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования службы по контролю в сфере природопользования Красноярского края к администрации Орловского сельского совета Дзержинского района Красноярского края об обязании в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов - удовлетворить.
Обязать администрацию Орловского сельского совета Дзержинского района Красноярского края в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу решения суда ликвидировать свалку бытовых отходов, организовать сбор и вывоз бытовых отходов.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Дзержинский районный суд в течение 1 месяца.
Судья Павлюкович Т.П.
Решение вступило в законную силу.