Дело №2-1823/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Алнаши УР 31 декабря 2019 года
Можгинский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Гвоздиковой А.С.,
при секретаре Ушаковой И.А.,
с участием помощника прокурора Алнашского района УР Борисовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Алнашского района Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Алнашский район», Администрации муниципального образования «Варзи-Ятчинское» о понуждении оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Алнашского района УР, с учетом уточнений в порядке ст. 39 ГПК РФ, обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением, требуя со ссылкой на положения Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Закона УР от 13.07.2005 №42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике», обязать Администрацию муниципального образования «Алнашский район» и Администрацию муниципального образования «Варзи-Ятчинское» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <***> для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 8.2.5. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64.
Исковые требования мотивированы следующими обстоятельствами.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории муниципального образования «Варзи-Ятчинское», в ходе которой установлено, что в нарушение требований действующего законодательства, регулирующего порядок обращения с твердыми коммунальными отходами, контейнерная площадка (место), расположенная по адресу: <***> не оборудована в соответствии с п. 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10. Вследствие ненадлежащего исполнения органами местного самоуправления своих обязанностей по организации сбора бытовых отходов и мусора безопасным для здоровья населения и окружающей среды способом путем их накопления на специально оборудованных контейнерных площадках, создается реальная угроза причинения вреда здоровью жителей поселения, негативного воздействия на природную среду, загрязнения прилегающих территорий жилых домов, чем нарушаются права граждан на благоприятные условия жизнедеятельности и окружающую среду.
В судебном заседании помощник прокурора Алнашского района УР Борисова И.А. исковые требования поддержала по основаниям и доводам, изложенным в заявлении.
Представители ответчиков Администрации МО «Алнашский район», Администрации МО «Варзи-Ятчинское» в судебное заседание не явились, направили заявления о признании исковых требований в полном объеме и рассмотрении дела в их отсутствие. На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В силу ч. 3 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
Согласно ст.ст. 36, 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.
Согласно абз. 11 ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» деятельность органов местного самоуправления по охране окружающей среды также предполагает сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
В соответствии со ст. 3 указанного закона хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу ст. 8 Федерального закона от 24 июня 1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон №89-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные п. 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
Согласно ст. 13 Федерального закона №89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пп. 1, 3 ст. 13.4 Федерального закона №89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.
Пунктом 1.2 «Санитарных правил содержания территорий населенных мест» СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Согласно п. 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.дд.мм.гггг-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 64, для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5. Расстояние от контейнеров до жилых зданий, детских игровых площадок, мест отдыха и занятий спортом должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров.
На территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88).
Согласно ч. 1 ст. 7.4 Закона Удмуртской Республики от 13.07.2005 №42-РЗ «О местном самоуправлении в Удмуртской Республике» к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В судебном заседании установлено, подтверждено материалами дела, что в нарушение действующего законодательства, контейнерная площадка (место), расположенная по адресу: <***> не оборудована в соответствии с требованиями п. 8.2.5 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, что создает реальную угрозу вредного воздействия отходов на здоровье людей и окружающую среду, нарушает право неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В силу ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением. Суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком и не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В данном конкретном случае, суд считает, что признание иска ответчиками не противоречит закону, не нарушает законных прав и интересов других лиц и принимает признание иска ответчиками.
При таких обстоятельствах, исковые требования прокурора законны, обоснованны, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Алнашского района УР в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «Алнашский район», Администрации муниципального образования «Варзи-Ятчинское» о понуждении оборудовать контейнерные площадки для сбора твердых бытовых отходов - удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Алнашский район», Администрацию муниципального образования «Варзи-Ятчинское» в течение года со дня вступления решения суда в законную силу оборудовать контейнерную площадку, расположенную по адресу: <***> для сбора твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями п. 8.2.5. «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» СанПин 2.1.2.2645-10, утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.06.2010 №64.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд УР в течение месяца со дня его вынесения с подачей жалобы через Можгинский районный суд УР.
Председательствующий судья А.С. Гвоздикова