ДЕЛО № 2а-4469/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца Ананьева Д.В. по доверенности Алфимовой В.С.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ананьева Д.В. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 03.04.2019г. о признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, выдаче справки взамен военного билета, возложении обязанности выдать военный билет,
у с т а н о в и л :
Ананьев Д.В. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, в котором указал, что он (Ананьев Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения) с 2004 года состоял на воинском учете в Военном комиссариате Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам. С 16.08.2004г. по 31.07.2009г. он обучался в Орловском юридическом институте МВД России на дневном (очном) отделении. С 27.07.2009г. он состоял в должности следователя Верховского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Орловской области. С 04.10.2010г. он состоял в должности старшего следователя СО по г. Орлу СУ СКП РФ по Орловской области. С 10.03.2015г. проходит федеральную государственную службу в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области. В 2019г. он обратился в Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов Воронежской области с заявлением о постановке на воинский учет и выдаче военного билета. Однако решением (заключением) призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 03.04.2019г. его признали непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и отказали в выдаче военного билета.
Считает указанное решение незаконным, поскольку с 2004г. по 2009г. ему была предоставлена отсрочка от призыва в связи с обучением по очной форме. С 2009г. по 2011г. проходил службу в СУ СК при прокуратуре РФ по Орловской области, с 2011г. по 2015г. проходил службу в СУ СК по Орловской области. Согласно копиям листов из личного дела, Военный комиссариат Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам был уведомлен о месте его работы надлежащим образом, т.к. работодатель данные сведения. Кроме того, согласно рапорту от 07.05.2011г. его местонахождение и место работы было установлено, т.к. он никогда не скрывался от призывной комиссии. Повестки на прохождение он не получал, несмотря на то, что военному комиссариату было известно и его место жительства и место работы. С 2009 года и до достижения им 27 лет (26.01.2014г.) от прохождения военной службы он не уклонялся. Надлежащие мероприятия по организации призыва на военную службу Военным комиссариатом Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам не проводились. Надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат он не уведомлялся.
Оспариваемое решение напрямую нарушает трудовые права административного истца, поскольку может являться препятствием для дальнейшего прохождения федеральной государственной службы в органах Следственного комитета РФ.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с последующими изменениями и дополнениями), Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007г. № 400 просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 03.04.2019г. о признании Ананьева Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета; обязать военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж выдать Ананьеву Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, военный билет (л.д. 6-12).
Определением судьи от 21.05.2019г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» (л.д. 1).
Определением суда от 20.06.2019г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена призывная комиссия Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж, в качестве заинтересованного лица Военный комиссариат Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам (л.д. 88-89).
Административный истец Ананьев Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 105).
Представитель административного истца Ананьева Д.В. по доверенности Алфимова В.С. в судебном заседании административный иск поддержала, просила его удовлетворить, представила письменные пояснения (л.д. 93-96, 106-108).
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреева Е.П., действующая также в интересах структурного подразделения Военного комиссариата Воронежской области – Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск (л.д. 53-55).
Административный ответчик призывная комиссия Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Военный комиссариат Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам в судебное заседание не явилось, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просят рассматривать дело в свое отсутствие (л.д. 103).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что 03.04.2019г. призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж принято оспариваемое административным истцом решение № 2/1 о признании Ананьева Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований. В соответствии с пунктом 1 стати 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Ананьев Д.В. зачислен в запас (л.д. 56).
Федеральным законом от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с 01 января 2014 года дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. При зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу."
В действующей редакции в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
Согласно статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 53-ФЗ).
В связи с изложенным, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
При этом суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из представленных в суд документов следует, что административный истец (ФИО)2, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, был принят на воинский учет в Военный комиссариат Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам 21.01.2004г. В 2004 году поступил в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Орловский юридический институт МВД России, приказ № 157 л/с от 16.08.2004г., в связи с чем решением призывной комиссии от 04.04.2005г. в соответствии с подп. з п. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ему была предоставлена отсрочка до 31.07.2009г. С 27.07.2009г. он состоял в должности следователя Верховского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Орловской области. С 04.10.2010г. он состоял в должности старшего следователя СО по г. Орлу СУ СКП РФ по Орловской области. С 10.03.2015г. проходит федеральную государственную службу в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области. Документы, подтверждающие указанные обстоятельства находятся в учетном деле призывника (л.д. 67-84). Также из представленных в суд материалов следует, что место жительство призывника Ананьева Д.В. было установлено и известно военному комиссариату (л.д. 81). Вместе с тем, доказательств того, что Военным комиссариатом Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам осуществлялись мероприятия, направленные на организацию призыва Ананьева Д.В. на военную службу, в том числе, лично вручались под расписку повестки, в суд не представлено. В связи с чем суд критически оценивает имеющееся в материалах дела сообщение Вр ИО Военного комиссара Верховского, Краснозоренского и Новодеревеньковского районам Орловской области, направленное Военному комиссару Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области о том, что Ананьев Д.В. на призывные комиссии по повесткам не являлся (л.д. 63).
Кроме того, согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», который вступил в силу с 1 января 2014 года, во взаимосвязи с пунктом 34 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 465) заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, соответствующее заключение призывной комиссии не может быть принято в отношении граждан, которые не прошли военную службу по призыву (при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва), если такие обстоятельства имели место до 1 января 2014 года.
С учетом приведенного правового регулирования юридически значимые обстоятельства уклонения от прохождения военной службы должны иметь место после 1 января 2014 года.
В связи с чем, учитывая, что призыв на военную службу не пребывающих в запасе граждан, на основании Указов Президента РФ осуществляется два раза в год: с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря, суд считает, что заявитель не является лицом, не проходившим службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, поскольку 26 января 2014 года ему исполнилось 27 лет, а призывная кампания в 2014 году еще не началась.
Факт непрохождения административным истцом военной службы без законных на то оснований до 01 января 2014 года, не имеет правового значения при разрешении заявленного спора.
Доводы представителя административного ответчика о том, что по существу военный билет и справка взамен военного билета содержат юридически равнозначные сведения, а получение справки не ограничивает права административного истца, суд находит не состоятельными.
Так, приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, предусматривающая Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета, согласно пункту 1 которого такая справка оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, поскольку военный билет в таком случае не выдается.
Между тем, как установлено пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Следовательно, справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской, что является ограничением прав административного истца.
Учитывая изложенное, суд находит требования истца, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Ананьева Д.В. удовлетворить.
Решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 03 апреля 2019 года о признании Ананьева Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета признать незаконным и отменить.
Обязать отдел военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж выдать Ананьеву Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, военный билет.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2019г.
ДЕЛО № 2а-4469/19
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 августа 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца Ананьева Д.В. по доверенности Алфимовой В.С.,
представителя административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреевой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Ананьева Д.В. к ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 03.04.2019г. о признании не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, выдаче справки взамен военного билета, возложении обязанности выдать военный билет,
у с т а н о в и л :
Ананьев Д.В. обратился в суд с административным иском к Военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, в котором указал, что он (Ананьев Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения) с 2004 года состоял на воинском учете в Военном комиссариате Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам. С 16.08.2004г. по 31.07.2009г. он обучался в Орловском юридическом институте МВД России на дневном (очном) отделении. С 27.07.2009г. он состоял в должности следователя Верховского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Орловской области. С 04.10.2010г. он состоял в должности старшего следователя СО по г. Орлу СУ СКП РФ по Орловской области. С 10.03.2015г. проходит федеральную государственную службу в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области. В 2019г. он обратился в Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов Воронежской области с заявлением о постановке на воинский учет и выдаче военного билета. Однако решением (заключением) призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 03.04.2019г. его признали непрошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и отказали в выдаче военного билета.
Считает указанное решение незаконным, поскольку с 2004г. по 2009г. ему была предоставлена отсрочка от призыва в связи с обучением по очной форме. С 2009г. по 2011г. проходил службу в СУ СК при прокуратуре РФ по Орловской области, с 2011г. по 2015г. проходил службу в СУ СК по Орловской области. Согласно копиям листов из личного дела, Военный комиссариат Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам был уведомлен о месте его работы надлежащим образом, т.к. работодатель данные сведения. Кроме того, согласно рапорту от 07.05.2011г. его местонахождение и место работы было установлено, т.к. он никогда не скрывался от призывной комиссии. Повестки на прохождение он не получал, несмотря на то, что военному комиссариату было известно и его место жительства и место работы. С 2009 года и до достижения им 27 лет (26.01.2014г.) от прохождения военной службы он не уклонялся. Надлежащие мероприятия по организации призыва на военную службу Военным комиссариатом Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам не проводились. Надлежащим образом о необходимости явки в военный комиссариат он не уведомлялся.
Оспариваемое решение напрямую нарушает трудовые права административного истца, поскольку может являться препятствием для дальнейшего прохождения федеральной государственной службы в органах Следственного комитета РФ.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (с последующими изменениями и дополнениями), Положения о призыве на военную службу граждан РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. № 663, Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 02.10.2007г. № 400 просит признать незаконным и отменить решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 03.04.2019г. о признании Ананьева Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, не прошедшим военную службу, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета; обязать военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж выдать Ананьеву Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, военный билет (л.д. 6-12).
Определением судьи от 21.05.2019г. в порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» (л.д. 1).
Определением суда от 20.06.2019г., занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена призывная комиссия Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж, в качестве заинтересованного лица Военный комиссариат Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам (л.д. 88-89).
Административный истец Ананьев Д.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 105).
Представитель административного истца Ананьева Д.В. по доверенности Алфимова В.С. в судебном заседании административный иск поддержала, просила его удовлетворить, представила письменные пояснения (л.д. 93-96, 106-108).
Представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» по доверенности Киреева Е.П., действующая также в интересах структурного подразделения Военного комиссариата Воронежской области – Военный комиссариат Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж, в судебном заседании административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать, поддержала письменные возражения на иск (л.д. 53-55).
Административный ответчик призывная комиссия Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж своего представителя в судебное заседание не направил, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом.
Заинтересованное лицо Военный комиссариат Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам в судебное заседание не явилось, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, просят рассматривать дело в свое отсутствие (л.д. 103).
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что 03.04.2019г. призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж принято оспариваемое административным истцом решение № 2/1 о признании Ананьева Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» не прошедшим военную службу по призыву не имея на то законных оснований. В соответствии с пунктом 1 стати 52 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» Ананьев Д.В. зачислен в запас (л.д. 56).
Федеральным законом от 02.07.2013 № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» статья 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» с 01 января 2014 года дополнена пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. При зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу."
В действующей редакции в соответствии с пунктом 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 данного закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 утверждено Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (далее - Положение).
При зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 54 Федерального закона № 53-ФЗ, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу (пункт 34 Положения в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений).
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 53-ФЗ проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию и медицинскому осмотру при постановке на воинский учет, призыве на военную службу и проведение иных мероприятий, связанных с призывом на военную службу, осуществляется военными комиссариатами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 указанной статьи).
Согласно статьи 31 Федерального закона № 53-ФЗ граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (пункт 1).
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (пункт 2).
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4).
Пунктом 34 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 2 октября 2007 года № 400, предусмотрено, что после создания призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром разрабатывает график работы этой комиссии, в соответствии с которым в военном комиссариате составляются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии. Вызову на призывную комиссию подлежат все призывники, кроме пользующихся отсрочкой от призыва на военную службу и не подлежащих призыву на военную службу. При этом в первую очередь на комиссию вызываются граждане старших возрастов, пользовавшиеся ранее отсрочкой от призыва на военную службу и потерявшие это право, а также по различным основаниям ранее не призванные на военную службу или не отправленные к месту ее прохождения. Оповещение граждан о явке в военный комиссариат на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, осуществляется повестками согласно приложению № 30 к данной инструкции в соответствии с именными списками и на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом граждан на военную службу.
Вручение призывникам повесток производится работниками военного комиссариата или личным составом участков и штабов оповещения, развернутых в учебных целях, должностными лицами органов местного самоуправления, на которые возложено ведение первичного воинского учета, или по месту работы (учебы) руководителями и должностными лицами организаций, ответственными за военно-учетную работу, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Таким образом, именно на военный комиссариат (иной уполномоченный орган или должностное лицо) в силу приведенных положений законодательства возложена обязанность по надлежащему осуществлению мероприятий, направленных на организацию призыва на военную службу, в том числе по своевременному личному вручению под расписку повесток гражданам, подлежащим призыву.
Пункт 1 статьи 10 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" устанавливает, что в целях обеспечения воинского учета граждане в том числе обязаны: состоять на воинском учете по месту жительства в военном комиссариате (граждане, прибывшие на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания); явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место либо по вызову соответствующего органа местного самоуправления поселения или соответствующего органа местного самоуправления городского округа, осуществляющего первичный воинский учет; сообщить в двухнедельный срок в военный комиссариат либо в соответствующий орган местного самоуправления поселения или соответствующий орган местного самоуправления городского округа, осуществляющий первичный воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания.
В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных случаях, установленных данным законом, они привлекаются к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 7 Федерального закона № 53-ФЗ).
В связи с изложенным, законодательством установлена обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться только по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусмотрена ответственность за неявку по повестке. Обязанность самостоятельно явиться в военный комиссариат у граждан, подлежащих призыву на военную службу, отсутствует.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 30 октября 2014 года № 26-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» в связи с запросом Парламента Чеченской Республики», неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
Вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву, призывная комиссия не связана необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых данный гражданин не прошел военную службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения им своей конституционной обязанности по защите Отечества, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва на военную службу. Вместе с тем, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел военную службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где проживал гражданин призывного возраста, не проводились мероприятия, связанные с призывом на военную службу), предполагается, что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разделом III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят свое заключение на основе коллегиальности и в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву.
При этом суд, рассматривая заявление об оспаривании заключения призывной комиссии, обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к тому, что право на судебную защиту, закрепленное Конституцией Российской Федерации, оказывалось бы существенно ущемленным. В этом смысле оценка доказательств, позволяющих, в частности, определить наличие или отсутствие оснований для вынесения в отношении гражданина заключения о признании его не прошедшим без законных на то оснований военную службу по призыву и отражение ее результатов в судебном решении выступает одним из проявлений дискреционных полномочий суда, необходимых для осуществления правосудия и вытекающих из принципа самостоятельности судебной власти, что, однако, не предполагает возможность оценки этих доказательств произвольно и в противоречии с законом.
Из представленных в суд документов следует, что административный истец (ФИО)2, (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, был принят на воинский учет в Военный комиссариат Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам 21.01.2004г. В 2004 году поступил в Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Орловский юридический институт МВД России, приказ № 157 л/с от 16.08.2004г., в связи с чем решением призывной комиссии от 04.04.2005г. в соответствии с подп. з п. 1 ст. 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" ему была предоставлена отсрочка до 31.07.2009г. С 27.07.2009г. он состоял в должности следователя Верховского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Орловской области. С 04.10.2010г. он состоял в должности старшего следователя СО по г. Орлу СУ СКП РФ по Орловской области. С 10.03.2015г. проходит федеральную государственную службу в следственном управлении Следственного комитета Российской Федерации по Воронежской области. Документы, подтверждающие указанные обстоятельства находятся в учетном деле призывника (л.д. 67-84). Также из представленных в суд материалов следует, что место жительство призывника Ананьева Д.В. было установлено и известно военному комиссариату (л.д. 81). Вместе с тем, доказательств того, что Военным комиссариатом Орловской области по Верховскому, Краснозоренскому, Новодеревеньковскому районам осуществлялись мероприятия, направленные на организацию призыва Ананьева Д.В. на военную службу, в том числе, лично вручались под расписку повестки, в суд не представлено. В связи с чем суд критически оценивает имеющееся в материалах дела сообщение Вр ИО Военного комиссара Верховского, Краснозоренского и Новодеревеньковского районам Орловской области, направленное Военному комиссару Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа Воронежской области о том, что Ананьев Д.В. на призывные комиссии по повесткам не являлся (л.д. 63).
Кроме того, согласно пункту 1.1 статьи 28 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» в редакции Федерального закона от 2 июля 2013 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву», который вступил в силу с 1 января 2014 года, во взаимосвязи с пунктом 34 утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20 мая 2014 года № 465) заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносится призывной комиссией при зачислении гражданина в запас при условии, что он не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 года, и при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Таким образом, соответствующее заключение призывной комиссии не может быть принято в отношении граждан, которые не прошли военную службу по призыву (при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва), если такие обстоятельства имели место до 1 января 2014 года.
С учетом приведенного правового регулирования юридически значимые обстоятельства уклонения от прохождения военной службы должны иметь место после 1 января 2014 года.
В связи с чем, учитывая, что призыв на военную службу не пребывающих в запасе граждан, на основании Указов Президента РФ осуществляется два раза в год: с 01 апреля по 15 июля и с 01 октября по 31 декабря, суд считает, что заявитель не является лицом, не проходившим службу, не имея на то законных оснований, после 01 января 2014 года, поскольку 26 января 2014 года ему исполнилось 27 лет, а призывная кампания в 2014 году еще не началась.
Факт непрохождения административным истцом военной службы без законных на то оснований до 01 января 2014 года, не имеет правового значения при разрешении заявленного спора.
Доводы представителя административного ответчика о том, что по существу военный билет и справка взамен военного билета содержат юридически равнозначные сведения, а получение справки не ограничивает права административного истца, суд находит не состоятельными.
Так, приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 июля 2014 г. № 495 утверждена Инструкция по обеспечению функционирования системы воинского учета граждан Российской Федерации, предусматривающая Порядок ведения и хранения справки взамен военного билета, согласно пункту 1 которого такая справка оформляется и выдается гражданам Российской Федерации, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии, поскольку военный билет в таком случае не выдается.
Между тем, как установлено пунктом 11 части 1 статьи 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на службе в случае признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту) - в течение 10 лет со дня истечения срока, установленного для обжалования указанного заключения, либо со дня вступления в законную силу решения суда по делу об обжаловании указанного заключения и (или) решения призывной комиссии.
Следовательно, справка, выдаваемая гражданину взамен военного билета, является основанием для отказа в прохождении государственной гражданской, что является ограничением прав административного истца.
Учитывая изложенное, суд находит требования истца, подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административный иск Ананьева Д.В. удовлетворить.
Решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж № 2/1 от 03 апреля 2019 года о признании Ананьева Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и выдаче ему справки взамен военного билета признать незаконным и отменить.
Обязать отдел военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж выдать Ананьеву Д.В., (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения, военный билет.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 12.08.2019г.