Дело № 2а-67/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
2 июня 2020 года город Казань
Казанский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Сердитого Э.А.,
с участием административного истца Шмарова Д.О. и его представителя Батова В.Е.,
при секретаре судебного заседания Хисматуллиной Л.Т.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-67/2020 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части <номер> Шмарова Д.О. об оспаривании действий руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части <номер>, связанных с внесением изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих,
установил:
Шмаров, проходивший военную службу по контракту в войсковой части <номер>, обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в обоснование которого указал, что 14 октября 2005 года он был признан участником накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее - участник НИС). 11 июля 2008 года, в связи с увольнением с военной службы по истечении срока контракта, он исключён из реестра участников НИС. В виду повторного поступления на военную службу по контракту, с 17 марта 2015 года, Шмаров вновь включен в реестр участников НИС по категории «16».
В связи с предстоящим увольнением с военной службы Шмаров обратился к должностным лицам по поводу жилищного обеспечения. Согласно сообщению федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ «ЦРУЖО») от 28 февраля 2020 года, должностное лицо органа жилищного обеспечения, со ссылкой на Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» (далее - Закон о НИС) и приказ Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года № 245 полагало, что право на включение в реестр участников НИС по категории «05» у административного истца отсутствовало, поскольку первое воинское звание офицера было присвоено Шмарову до 1 января 2005 года.
Делая вывод об ошибочности включения административного истца в 2015 году в указанный реестр по категории «16» (п. 14 ч. 2 ст. 9 Закона о НИС в редакции до 13 августа 2019 года), должностное лицо указало на изменение категории участника НИС Шмарова на «00» и внесение Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Департамент), по исполнению положений приказа Министра обороны Российской Федерации от 3 августа 2017 года № 474, соответствующих изменений в реестр участников НИС. В сообщении ФГКУ «ЦРУЖО» также указано, что обеспечение Шмарова жильём от Министерства обороны Российской Федерации должно осуществляться в соответствие с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Полагая указанные действия административных ответчиков фактически влекущими его исключение из реестра участников НИС без основанных на законе оснований и препятствующими реализации им конституционного права на жилище, Шмаров просил суд признать действия руководителя Департамента, начальника ФГКУ «ЦРУЖО» и командира войсковой части <номер>, связанные с изменением в реестре участников НИС в отношении Шмарова его категории с «16» на «00», направленных на исключение Шмарова из реестра незаконными, и обязать административных ответчиков принять решение об отмене внесения изменений в реестр участников НИС в отношении Шмарова, а также в личную карточку участника НИС Шмарова с категории «16» на категорию «00» и провести все необходимые для этого действия.
В судебном заседании Шмаров заявленные требования поддержал, просил суд их удовлетворить и пояснил, что до получения сообщения ФГКУ «ЦРУЖО» от 28 февраля 2020 года об изменении его категории в реестре участников НИС он не знал, каких-либо уведомлений об этом не получал. На основании рапорта в октябре 2005 года был включен в реестр участников НИС и находился в нём до увольнения с военной службы в июле 2008 года. После повторного поступления на военную службу в 2015 году, вновь был включен в реестр участников НИС. Шмаров также указал, что на учёт нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма или в собственность не вставал, поскольку состоял в реестре участников НИС и полагал, что будет обеспечен жильём по данной форме жилищного обеспечения военнослужащих.
Представитель административного истца - Батов в суде заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить и пояснил, что Шмаров первоначально был включен в реестр участников НИС по категории «05» с 14 октября 2005 года, и исключён из реестра по данной категории с 11 июля 2008 году в связи с увольнением с военной службы по истечении срока контракта. В дальнейшем Шмаров, заключивший новый контракт о прохождении военной службы, повторно был включен в реестр участников НИС по категории «16» с 17 марта 2015 года, как военнослужащий, который ранее был участником НИС, но не получивший соответствующих выплат.
В связи с предстоящим увольнением Шмаров обратился в территориальное отделение ФГКУ «ЦРУЖО» в г. Йошкар-Оле с рапортом, в ответ на который получено сообщение начальника отдела (реализации НИС) ФГКУ «ЦРУЖО» от 28 февраля 2020 года, согласно которому Шмаров подлежит исключению из реестра участников НИС путём изменения категории с «16» на «00» ввиду ошибочности его включения в указанный реестр в 2005 году. Указанные выводы Батов полагает незаконными, а основания для исключения Шмарова из реестра участников НИС отсутствующими. При первоначальном включении в реестр участников НИС в 2005 году, при исключении из него в 2008 году, а также при повторном включении в реестр в 2015 году у должностных лиц органов жилищного обеспечения не вызывало сомнений право Шмарова на реализацию права на жилище по данной форме обеспечения. Шмаров добросовестно осуществлял свои права, полагал, что обеспечение его жильём от Министерства обороны Российской Федерации будет осуществлено именно в порядке НИС, не подавал документы на обеспечение его жильём в другой форме. В настоящее время, после увольнения административного истца с военной службы, фактическое исключение Шмарова из реестра участников НИС делает невозможным обеспечение его жильём от военного ведомства, несмотря на выслугу лет Шмарова в календарном исчислении более 20 лет.
Батов также пояснил, что в настоящее время какого-либо уведомления об изменении категории участника НИС или об исключении из реестра участников НИС Шмаров не получал.
Административные ответчики - руководитель Департамента, начальник ФГКУ «ЦРУЖО» и командир войсковой части <номер>, а также заинтересованное лицо - начальник отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) ФГКУ «ЦРУЖО», уведомленные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, об отложении разбирательства по делу не ходатайствовали.
Представитель руководителя Департамента - Тутова Ю.А. направила в суд письменные возражения, в которых просила рассмотреть дело без её участия и в удовлетворении требований отказать. В обоснование позиции представитель указал, что Шмаров подлежит обеспечению жильём в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», поскольку был ошибочно включен в реестр участников НИС. Сведения об исключении из реестра направлены Шмарову сообщением ФГКУ «ЦРУЖО» от 28 февраля 2020 года.
Из письменных возражений представителя начальника ФГКУ «ЦРУЖО» - Алексеевой Т.Г. усматривается, что она с требованиями административного истца не согласна, просит в их удовлетворении отказать и рассмотреть дело без её участия. При этом Алексеева указала, что 30 сентября 1998 года Шмаров заключил контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном учебном заведении и 5 лет после его окончания. Воинское звание «лейтенант» присвоено Шмарову в июне 2003 года. Второй контракт о прохождении военной службы заключен Шмаровым 17 марта 2015 года на 5 лет. Шмаров был включен в реестр участников НИС по категории «05» с 14 октября 2005 года и исключен из указанного реестра с 11 июля 2008 года в связи с увольнением с военной службы по истечении срока контракта. Шмаров повторно был включен в реестр участников НИС по категории «16» с 17 марта 2015 года.
Полагая, что Шмаров необоснованно был включен в реестр участников НИС по категории «05», представитель начальника ФГКУ «ЦРУЖО» считала необоснованным его включение в указанный реестр по категории «16» в 2015 году, в связи с чем, в соответствие с приказом Министра обороны Российской Федерации от 3 августа 2017 года № 474, категория участника НИС Шмарова была изменена на «00», а указанные сведения были направлены в адрес командира войсковой части <номер> в ноябре 2019 года.
Беляева Н.М., представляющая интересы командира войсковой части 69795, направила в суд письменные возражения, в которых с требованиями к командиру воинской части не согласилась, просила рассмотреть дело без её участия и отказать в удовлетворении требований Шмарова.
Представитель начальника отделения (территориальное, г. Йошкар-Ола) ФГКУ «ЦРУЖО» - Черкашина К.И. направила в суд заявление, в котором указала, что в компетенцию территориального отделения не входит разрешение вопросов реализации военнослужащими права на участие в НИС, в связи с чем, поступившее 20 января 2020 года обращение Шмарова перенаправлено для рассмотрения в ФГКУ «ЦРУЖО».
Заслушав объяснения административного истца и его представителя, огласив объяснения представителей должностных лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу, что требования Шмарова подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на жилище.
Статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счёт средств федерального бюджета.
Одной из форм реализации конституционного права на жилище является накопительно-ипотечная система жилищного обеспечения военнослужащих, введённая в действие Федеральным законом от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», в котором регламентированы основания для признания военнослужащего участником указанной системы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89 утверждены «Правила формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих жилищного обеспечения военнослужащих Министерства обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба» (далее - Правила).
В соответствии с пунктами 6, 8, 18 и 22 Правил, реестр ведётся регистрирующим органом на бумажных и электронных носителях. Реестр содержит (в виде записей) сведения об участниках, а также о документах, в соответствии с которыми в реестр вносятся записи. Включение военнослужащего в реестр или исключение его из реестра, а также изменение сведений об участниках производится путём внесения соответствующей записи в реестр. Внесение в реестр записи об исключении военнослужащего из реестра производится регистрирующим органом в течение 10 рабочих дней со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для исключения военнослужащего из реестра. Регистрирующий орган направляет военнослужащему уведомление об исключении из реестра.
В Министерстве обороны Российской Федерации регистрирующим органом является Департамент жилищного обеспечения, что установлено приказами Министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Порядка реализации накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в Вооруженных Силах Российской Федерации» от 28 февраля 2013 года № 166 (действовавшем на момент возникновения у Шмарова основания для повторного включения в реестр участников НИС в 2015 году) и от 24 апреля 2017 года № 245.
В судебном заседании установлено, что 30 сентября 1998 года Шмаров заключил первый контракт о прохождении военной службы на время обучения в военном учебном заведении и 5 лет после его окончания, а 14 июня 2003 года ему присвоено воинское звание «лейтенант». С 14 октября 2005 года по 11 июля 2008 года (даты исключения из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы по истечении срока контракта) Шмаров состоял в реестре участников НИС по категории «05». 17 марта 2015 года Шмаров вновь заключил контракт о прохождении военной службы на 5 лет и с указанной даты был включен в реестр участников НИС по категории «16».
Указанные обстоятельства не оспариваются сторонами и подтверждаются исследованными в судебном заседании сообщения начальника отдела (реализации НИС) ФГКУ «ЦРУЖО» от 28 февраля 2020 года, копиями уведомлений от 30 марта 2016 года об исключении с 11 июля 2008 года Шмарова из реестра участников НИС и от 16 января 2017 года о включении Шмарова в реестр участников НИС с 17 марта 2015 года.
Кроме этого, из исследованного в судебном заседании сообщения ФГКУ «ЦРУЖО» от 28 февраля 2020 года усматривается позиция должностного лица о необоснованном включении Шмарова в реестр участников НИС в 2005 году (по категории «05») и в 2015 году (по категории «16»), необходимости внесения в реестр изменений в виде указания категории административного истца - «00», а также о необходимости предоставления Шмарову жилья по иной форме жилищного обеспечения.
Данная позиция, по мнению должностного лица, обусловлена тем, что Шмаров не соответствует требованиям, предусмотренным ч. 1 и 2 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», поскольку первое воинское звание офицера было присвоено Шмарову ранее 1 января 2005 года.
Оценивая указанные действия административных ответчиков, суд не может согласиться с принятыми ими в отношении Шмарова решениями, свидетельствующими о фактическом исключении его из реестра участников НИС, по следующим основаниям.
Действительно, в соответствие с п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», в редакции, действовавшей на момент возникновения у Шмарова основания для включения в реестр участников НИС в 2005 году, к участникам НИС отнесены лица, окончившие военные образовательные учреждения профессионального образования и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера начиная с 1 января 2005 года, при этом указанные лица, заключившие первые контракты о прохождении военной службы до 1 января 2005 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 9 вышеназванного Федерального закона основанием для включения военнослужащего в реестр участников НИС является получение первого воинского звания офицера.
Аналогичные положения закреплены в приказе Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2005 года № 220 «Об утверждении Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации», действовавшего на момент включения административного истца (14 октября 2005 года) в реестр участников НИС.
Вместе с тем, судом учитывается то обстоятельство, что Закон о НИС в ст. 9 устанавливает две категории военнослужащих, имеющих право на участие в НИС: 1) военнослужащие, заключившие контракты после 1 января 2005 года, для которых участие в накопительно-ипотечной системе обязательно; 2) отдельные категории военнослужащих, которые заключили первые или вторые контракты ранее 2005 года и которые вправе выбрать данный вид жилищной гарантии - при условии изъявления ими желания стать участниками НИС.
Суд принимает во внимание то обстоятельство, что законность включения Шмарова в период с октября 2005 года по июль 2008 года и с марта 2015 года по ноябрь 2019 года, в реестр не вызывала сомнений у должностных лиц. Действия административного истца связанные с его участием в обеспечении жильём посредством НИС, суд считает обоснованными и законными.
При принятии решения также учитывается, что административными ответчиками суду не представлено каких-либо доказательств направления Шмарову в 2019-2020 годах установленным порядком и по установленной форме уведомления об исключении из реестра участников НИС, что свидетельствует о невыполнении должностными лицами требований п. 10, 22 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89 и п. 30 приказа Министра обороны Российской Федерации от 24 апреля 2017 года № 245, что также ограничило Шмарова в реализации им права на жильё от Министерства обороны Российской Федерации в иной форме, нежели в порядке НИС. Направление ФГКУ «ЦРУЖО» извещения от 1 ноября 2019 года о внесении изменений в реестр участников НИС в отношении Шмарова не может свидетельствовать о выполнении административными ответчиками установленной законом обязанности о уведомлении об исключении из реестра, поскольку указанное извещение не содержит регистрационного номера участника, его идентификационных данных и даты возникновения основания для исключения из реестра участников НИС.
Действительно определением Конституционного Суда Российской Федерации от 7 декабря 2017 года № 2794-О и постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14 января 2016 года № 1-П установлена возможность исключения из реестра участников НИС военнослужащих лишь до момента выплаты соответствующих денежных средств. Судом установлено, что денежные средства в установленном порядке Шмарову не перечислялись.
Вместе с тем, в судебном заседании установлен факт увольнения Шмарова с военной службы 12 февраля 2020 года, при этом административными ответчиками, до настоящего времени, не представлено уведомление об исключении административного истца из реестра участников НИС.
Таким образом, исключая Шмарова из реестра и предлагая ему реализовать право на жильё в иной форме, установленной для военнослужащих, заключивших контракт до 1 января 2005 года, административные ответчики фактически лишили его права на получение жилья от ведомства, в котором Шмаров проходил военную службу, поскольку действующее законодательство не предусматривает порядок постановки на учёт в целях предоставления жилого помещения, либо жилищной субсидии, после увольнения военнослужащего с военной службы.
Суд приходит к выводу, что исключения Шмарова из вышеуказанного реестра фактически лишает его законного, установленного Конституцией Российской Федерации, права на жильё.
На основании изложенного и в силу вышеуказанных положений закона, суд полагает необходимым признать действия руководителя Департамента, начальника ФГКУ «ЦРУЖО» и командира войсковой части <номер>, связанные с изменением в реестре участников НИС категории Шмарова с «16» на «00», направленные на исключение административного истца из реестра участников НИС незаконными, и считает, что права Шмарова будут восстановлены путём возложения на административных ответчиков обязанности отменить оспариваемое решение о внесении в реестр участников НИС в отношении Шмарова изменений с «16» категории на «00».
Руководствуясь статьями 175-180, 227 и 228 КАС Российской Федерации, военный суд
решил:
Административное исковое заявление бывшего военнослужащего войсковой части <номер> Шмарова Д.О. об оспаривании действий руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части <номер>, связанных с внесением изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, удовлетворить.
Признать незаконными действия руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части <номер>, связанные с внесением в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в отношении Шмарова Д.О. изменений его категории с «16» на «00», направленные на исключение Шмарова Д.О. из реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих.
Обязать руководителя Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, начальника федерального государственного казённого учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации и командира войсковой части <номер>, принять решение об отмене внесения изменений в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих в отношении Шмарова Д.О., а также в личную карточку участника накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Шмарова Д.О. с категории «16» на категорию «00» и провести все необходимые для этого действия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Центральный окружной военный суд через Казанский гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме - 11 июня 2020 года.
Судья Э.А. Сердитый