Дело № 2-5703/5-2014
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 июня 2014 г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Гасниковой О.Ю.,
при секретаре Протченко Т.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Администрации Петрозаводского городского округа к Управлению ФССП России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора,
у с т а н о в и л:
Администрация Петрозаводского городского округа (далее Администрация, истец) обратилась в суд с иском по следующим основаниям. В производстве судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия находится на исполнении исполнительное производство № в отношении должника Администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное на основании исполнительного листа выданного Петрозаводским городским судом РК от <данные изъяты> по гражданскому делу № во исполнение решения суда о предоставлении жилого помещения Курбатовой Р.П. ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты> в связи с неисполнением в срок, установленный для добровольного исполнения, требований исполнительного листа. Истец указывает, что предпринимает все возложенные меры для исполнения решения о предоставлении жилого помещения. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на основании решений Петрозаводского городского суда РК Администрация Петрозаводского городского округа обязана предоставить благоустроенные жилые помещения <данные изъяты> взыскателям. Администрация не имеет возможности предусмотреть в бюджете требуемое количество денежных средств на финансирование строительства нового муниципального жилищного фонда. В связи с чем основным способом предоставления гражданам жилых помещений является высвобождающийся жилой фонд. Однако в связи с массовой приватизацией количество муниципального жилья ежегодно уменьшается. Кроме того, значительная часть высвобождаемых муниципальных жилых помещений являются неблагоустроенными и не могут быть предоставлены во исполнение судебных решений по причине несоответствия установленным нормам. Несмотря на имеющиеся трудности, Администрация в ДД.ММ.ГГГГ приобрела <данные изъяты> жилых помещений и предоставила их гражданам в порядке исполнения судебных решений. Также истец постоянно ведет мониторинг высвобождаемых жилых помещений, которые могут быть предоставлены для исполнения судебных решений. А счет освобожденного муниципального жилищного фонда в ДД.ММ.ГГГГ исполнено <данные изъяты> судебных решений по предоставлению жилых помещений взыскателям, проживающим в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания. Всего Администрацией в ДД.ММ.ГГГГ предоставлено гражданам в порядке исполнения решений судебных решений <данные изъяты> жилых помещений по договорам социального найма. Понимая социальную значимость и обязательность исполнения исполнительных документов по предоставлению жилых помещений, Администрацией запланировано выделение средств на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. Для капитального ремонта освобожденных жилых помещений в бюджете Петрозаводского городского округа запланировано выделение финансовых средств на ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>., ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты>. Администрация является бюджетным учреждением, доходы которого формируются посредством фискальной функции, в силу своего положения, должник несет на себе значительное количество социальных функций требующих финансирования. Исполнение исполнительного документа данной категории в течение 5 дней, установленных судебным приставом-исполнителем, в сложившихся условиях невозможно. Администрация просит уменьшить размер исполнительского сбора на <данные изъяты> процентов, т.е. до <данные изъяты>.
Администрация Петрозаводского городского округа в судебное заседание своего представителя не направила, представлено ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Ответчик, Межрайонный отдел судебных приставов по особым исполнительным производствам своих представителей в судебное заседание не направили, судебный пристав-исполнитель Балашова Т.Л. просит рассмотреть дело в свое отсутствие, с исковыми требованиями не согласна по основаниям, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Курбатова Р.П. в суд не явилась, извещена о времени и месте судебного разбирательства, причины неявки неизвестны.
Суд, исследовав материалы гражданского дела, обозрев материалы дела №, материалы исполнительного производства №, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 3 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с ч.ч. 6, 7 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст.401 ГК РФ, согласно которой, должник освобождается от ответственности за неисполнение обязательства, если докажет, что исполнение стало невозможным ввиду чрезвычайных обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Как следует из материалов дела и установлено судом, на исполнении в Межрайонном отделе судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Республике Карелия находится исполнительное производство в отношении должника Администрации Петрозаводского городского округа, возбужденное ДД.ММ.ГГГГ, на основании исполнительного листа №, выданного в соответствии с судебным решением по гражданскому делу № по иску ФИО 1, ФИО 2, действующей в своих интересах и в интересах несовершеннолетнего ребенка ФИО 3, ФИО 4 , Курбатовой Р.П. к Администрации Петрозаводского городского округа о предоставлении благоустроенных жилых помещений.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Балашовой Т.Л. вынесено постановление о взыскании с Администрации Петрозаводского городского округа исполнительского сбора в размере <данные изъяты>
Требование от ДД.ММ.ГГГГ о добровольном исполнении исполнительного документа было получено Администрацией ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением Администрации Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Курбатовой Р.П. предоставлено жилое помещение по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> кв.м., находящееся в муниципальной собственности. ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией и Курбатовой Р.П. заключен договора найма жилого помещения №.
В соответствии с ч. 2 ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Таким образом, именно ввиду неисполнения требований, установленных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ в обозначенный срок, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.
Суд полагает, что постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ не противоречит требованиям ст.112 ФЗ «Об исполнительном производстве», поскольку оно принято по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного производства, и при отсутствии оснований, свидетельствующих о перерыве в совершении исполнительных действий.
Законодатель не установил закрытого перечня обстоятельств, которые могут явиться основанием для уменьшения размера исполнительского сбора, предоставления отсрочки его взыскания и отнес установление данных обстоятельств к полномочиям суда. Право оценки представленных сторонами доказательств, признания того или иного обстоятельства смягчающим юридическую ответственность лица и позволяющим снизить максимальный размер исполнительского сбора, предоставить отсрочку взыскания исполнительского сбора принадлежит суду. При этом бремя доказывания указанных обстоятельств возложено на должника.
Аналогичная позиция содержится в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 30 июля 2001 года № 13-П, согласно которой размер исполнительского сбора представляет собой лишь допустимый его максимум, верхнюю границу и с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств может быть снижен правоприменителем.
Учитывая принятие мер Администрацией для исполнения решения суда, принимая во внимание, что Администрация не уклонялась от исполнения судебного решения, неисполнение исполнительного документа было вызвано объективной невозможностью исполнения в предложенный срок, необходимостью проведения ряда мероприятий, а также тот факт, что решение суда исполнено в полном объеме, суд считает возможным снизить размер исполнительского сбора на <данные изъяты> от взысканного размера, т.е. до <данные изъяты>.
Доводы ответчика о необоснованности заявленного иска не могут быть приняты во внимание, в связи с вышеизложенным.
Руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковое заявление Администрации Петрозаводского городского округа к Управлению ФССП России по Республике Карелия об уменьшении размера исполнительского сбора удовлетворить.
Уменьшить размер исполнительского сбора, взысканного с администрации Петрозаводского городского округа по исполнительному производству №, по постановлению от ДД.ММ.ГГГГ до <данные изъяты>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня изготовления полного текста решения.
Судья О.Ю. Гасникова
Мотивированное решение изготовлено 30.06.2014