РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело № 3887/15
13.05.2015г. г. Махачкала
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего судьи Абдулгапурова К.А., с участием заявителя ФИО2, представителя Управления Министерства юстиции России по <адрес> ФИО4, при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО2 об обязании Управление Министерства юстиции России по Республике Дагестан о признании незаконным бездействия и обязании внести сведения в региональный реестр адвокатов по Республике Дагестан
установил:
ФИО2 обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия Управления Министерства юстиции России по РД (далее Управление МЮ России по РД) и обязании внести сведения в региональный реестр адвокатов по Республике Дагестан.
Заявление мотивировано тем, что Решением Совета Адвокатской Палаты РД от ДД.ММ.ГГГГ (далее Совет АП РД) за нарушение ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ», Кодекса профессиональной этики адвоката, выразившееся в неисполнении решения Совета АП РД об обязательных ежемесячных денежных отчислениях на содержание Адвокатской Палаты РД (далее АП РД) и образовании задолженности в сумме <данные изъяты>, прекращен его статус адвоката.
ДД.ММ.ГГГГ на основании его заявления Решением Совета АП РД отменено решение Совета АП РД от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 9) о прекращении статуса адвоката по вновь открывшимся обстоятельствам, ввиду погашения им денежной задолженности и он восстановлен в прежних правах адвоката с возобновлением статуса адвоката.
Этим же решением Советом АП РД копия решения с уведомлением о возобновлении статуса адвоката в отношении заявителя направлена в Управление МЮ России по РД для внесения соответствующих сведений в региональный Реестр адвокатов РД.
Управление МЮ России по РД (являющийся регистрирующим органом) уклоняется от внесения записи в региональный Реестр адвокатов по <адрес>, нарушая гарантии независимости адвоката в соответствии со ст. 18 ФЗ «Об адвокатуре и адвокатской деятельности в РФ».
В судебном заседании заявитель ФИО2 поддержал заявление и по изложенным в нем основаниям просил суд удовлетворить его требования в полном объеме.
Представитель Управления МЮ России по РД (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ) – ФИО4 заявление ФИО2 не признал и сослался на то, что Совет АП РД направил в адрес Управления МЮ России по РД свое решение от 27.09.2014года, в котором говорится об отмене Решения Совета АП РД от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении статуса адвоката ФИО2 и возобновлении его статуса адвоката по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако статус адвоката ФИО2 не был приостановлен, а был прекращен.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» статус адвоката может быть возобновлен после прекращения действий по основаниям, предусмотренными пунктами 1 и 2 ст. 16 вышеуказанного закона, а именно:
1) избрание адвоката в орган государственной власти или орган местного самоуправления на период работы на постоянной основе;
2) неспособность адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности;
3) призыв адвоката на военную службу;
4) признание адвоката безвестно отсутствующим в установленном федеральным законом порядке.
2. В случае принятия судом решения о применении к адвокату принудительных мер медицинского характера суд может рассмотреть вопрос о приостановлении статуса данного адвоката.
С учетом того обстоятельства, что статус адвоката заявителя ФИО2 не был приостановлен, а был прекращен представитель МЮ России по РД по изложенным в возражении основаниям и по причине пропуска им срока обращения в суд просит в удовлетворении заявления ФИО2 отказать.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 3 и ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов, в том числе и путем оспаривания решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из анализа положений главы 25 ГПК РФ следует, что заявление об оспаривании указанных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено при соблюдении двух условий: несоответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушения оспариваемым решением, действием (бездействием) прав заявителя.
В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" законодательство об адвокатской деятельности и адвокатуре основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с федеральными законами нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, регулирующих указанную деятельность, а также из принимаемых в пределах полномочий, установленных настоящим Федеральным законом, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, Кодекс профессиональной этики адвоката устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
В соответствии с частью 2 статьи 34 данного Федерального закона к затратам на общие нужды адвокатской палаты относятся расходы на вознаграждение адвокатов, работающих в органах адвокатской палаты, компенсация этим адвокатам расходов, связанных с их работой в указанных органах, расходы на заработную плату работников аппарата адвокатской палаты, материальное обеспечение деятельности адвокатской палаты, а по решению совета адвокатской палаты - расходы на выплату дополнительного вознаграждения адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно, и иные расходы, предусмотренные сметой адвокатской палаты.
Из взаимосвязи положений статьи 7 и статьи 34 данного Федерального закона следует, что деятельность адвокатских образований напрямую зависит от отчислений адвокатов на общие нужды.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 7 указанного Федерального закона установлена обязанность адвоката ежемесячно отчислять за счет получаемого вознаграждения средства на общие нужды адвокатской палаты в порядке и в размерах, которые определяются собранием (конференцией) адвокатов адвокатской палаты соответствующего субъекта Российской Федерации, а также отчислять средства на содержание соответствующего адвокатского кабинета, соответствующей коллегии адвокатов или соответствующего адвокатского бюро в порядке и в размерах, которые установлены адвокатским образованием.
Принятый в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, Кодекс профессиональной этики адвоката, принятый Первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года (далее Кодекс), устанавливает обязательные для каждого адвоката правила поведения при осуществлении адвокатской деятельности, а также основания и порядок привлечения адвоката к ответственности.
В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 7 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ, пункта 6 статьи 15 Кодекса соблюдение этого Кодекса и исполнение адвокатом решений органов адвокатской палаты и органов Федеральной палаты адвокатов, принятых в пределах их компетенции, является его прямой обязанностью.
С учетом этих требований закона Решением Совета АП РД от ДД.ММ.ГГГГ признано в бездействии адвоката ФИО2 наличие нарушений требований подпунктов 4, 5 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре Российской Федерации", а также пункта 6 статьи 15 Кодекса профессиональной этики адвоката.
В связи, с чем на основании подпунктов 1 и 2 пункта 2 статьи 17 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации", статус ФИО2, как адвоката, прекращен с ДД.ММ.ГГГГ. по причине неисполнения им решения Совета АП РД об обязательных ежемесячных денежных отчислениях на содержание АП РД и образовании за ним задолженности в сумме <данные изъяты>.
В соответствии со ст. 25 Кодекса профессиональной этики адвоката (<адрес> съездом адвокатов 31.01.2003) (ред. от 22.04.2013).
1. Совет вправе принять по дисциплинарному производству следующее решение:
1) о наличии в действиях (бездействии) адвоката нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) настоящего Кодекса, о неисполнении или ненадлежащем исполнении им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой и о применении к адвокату мер дисциплинарной ответственности, предусмотренных статьей 18 настоящего Кодекса;
2) о прекращении дисциплинарного производства в отношении адвоката вследствие отсутствия в его действиях (бездействии) нарушения норм законодательства об адвокатской деятельности и адвокатуре и (или) настоящего Кодекса либо вследствие надлежащего исполнения им своих обязанностей перед доверителем или адвокатской палатой, на основании заключения комиссии или вопреки ему, если фактические обстоятельства комиссией установлены правильно, но ею сделана ошибка в правовой оценке деяния адвоката или толковании закона и настоящего Кодекса;
3) о прекращении дисциплинарного производства вследствие состоявшегося ранее заключения квалификационной комиссии и решения Совета этой или иной адвокатской палаты по производству с теми же участниками, по тому же предмету и основанию;
4) о прекращении дисциплинарного производства вследствие отзыва жалобы, представления, обращения либо примирения лица, подавшего жалобу, и адвоката;
5) о направлении дисциплинарного производства квалификационной комиссии для нового разбирательства;
6) о прекращении дисциплинарного производства вследствие истечения сроков применения мер дисциплинарной ответственности, обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией;
7) о прекращении дисциплинарного производства вследствие малозначительности совершенного адвокатом проступка с указанием адвокату на допущенное нарушение;
8) о прекращении дисциплинарного производства вследствие обнаружившегося в ходе разбирательства Советом или комиссией отсутствия допустимого повода для возбуждения дисциплинарного производства.
Прекращение дисциплинарного производства по основанию, указанному в подпункте 6 пункта 1 настоящей статьи, не допускается, если адвокат, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство, возражает против этого. В этом случае дисциплинарное производство продолжается в обычном порядке.
2. Решение Совета адвокатской палаты по дисциплинарному производству может быть обжаловано адвокатом, привлеченным к дисциплинарной ответственности, в месячный срок со дня, когда ему стало известно или он должен был узнать о состоявшемся решении.
3. Совет вправе отменить либо изменить свое решение о применении мер дисциплинарной ответственности к адвокату при наличии новых и (или) вновь открывшихся обстоятельств.
Как видно из объяснений ФИО2 указанная задолженность обязательных ежемесячных отчислений на содержание АП РД в сумме <данные изъяты>. у него образовалась по уважительной причине, поскольку длительное время находился в служебной командировке, представляя интересы своих клиентов за пределами Республики Дагестан в <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ при принятии Решения Советом АП РД о прекращении его статуса адвоката он участие не принимал, поскольку не был надлежаще извещен и не был в курсе возбуждения в отношении него дисциплинарного производства.
По приезду в Республику Дагестан, узнав о принятом в отношении него решении, о прекращении статуса адвоката, он внес в кассу бухгалтерии АП РД задолженность обязательных ежемесячных отчислений на содержание АП РД в сумме <данные изъяты>
В последующем по заявлению ФИО2, на основании указанной выше статьи 25 Кодекса профессиональной этики адвокатов, Совет АП РД ДД.ММ.ГГГГ отменил свое решение от ДД.ММ.ГГГГ о наложении дисциплинарного взыскания в отношении заявителя в виде прекращения статуса адвоката по вновь открывшимся обстоятельствам – погашение адвокатом денежной задолженности и восстановил ФИО2 в прежних правах и возобновил его статус адвоката.
Как видно из материалов дела указанное решение Совета АП РД было направлено в Управление МЮ России по РД для исполнения, однако уведомлениями от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал в возобновлении статуса адвоката ФИО2
Считая бездействие Управления МЮ России по РД ошибочным Совет АП РД продублировал свое решение от 25.10.2014года.
Решением Совета АП РД от ДД.ММ.ГГГГ было принято решение об отмене решения Совета АП РД от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 9) о прекращении статуса адвоката ФИО2 по вновь открывшимся обстоятельствам, восстановив заявителя в прежних правах, возобновив статус адвоката.
ДД.ММ.ГГГГ АП РД на имя Начальника Управления МЮ России по РД ФИО5 было направлено уведомление за № о возобновлении статуса адвоката ФИО2 на основании решения Совета АП РД от ДД.ММ.ГГГГ
Это Решение Совета АП РД ответчиком в отсутствие законных оснований до настоящего времени также не исполняется.
Указанное бездействие Управления МЮ России по РД судом признано незаконным по следующим основаниям.
Статья 48 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому право на получение квалифицированной юридической помощи, в том числе в установленных законодательством случаях бесплатно. Одним из инструментов реализации этого конституционного положения является адвокатура - институт гражданского общества, обеспечивающий оказание бесплатной юридической помощи на профессиональной основе в целях защиты прав и законных интересов граждан.
Адвокатура выполняет часть государственных задач, ее деятельность непосредственно связана с работой судов, правоохранительных и других государственных органов. Это обстоятельство предопределяет необходимость взаимодействия адвокатуры и государства и государственного контроля за адвокатурой.
В целях формирования эффективной системы органов исполнительной власти Президентом Российской Федерации издан Указ от ДД.ММ.ГГГГ N 724 "Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ), в котором уточнены полномочия федеральных министерств, служб и агентств, а также закреплена преобразованная структура этих органов.
В соответствии с Указом Министерству юстиции Российской Федерации переданы ряд функций Федеральной регистрационной службы, в том числе по контролю в сфере адвокатуры.
Особенности контрольных полномочий органов юстиции в сфере адвокатуры определяются тем, что:
- адвокатура является профессиональным сообществом адвокатов и как институт гражданского общества не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления;
- адвокатура действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления и корпоративности;
- любая проверка деятельности адвокатов при исполнении ими своих обязанностей должна быть регламентирована нормативно-правовым актом.
Государство отказалось от функции управления институтом адвокатуры, но, как гарант обеспечения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, участвует в решении вопросов организации деятельности адвокатуры и контроле за надлежащим исполнением адвокатами профессиональных обязанностей.
Согласно Положению об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденному Приказом Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ N 151, территориальные органы юстиции осуществляют следующие полномочия в сфере адвокатуры:
- ведут реестр адвокатов субъекта Российской Федерации;
- выдают адвокатам соответствующие удостоверения, а также документ, подтверждающий статус адвоката (в случае изменения членства в адвокатской палате);
- участвуют в работе квалификационной комиссии по приему квалификационных экзаменов у лиц, претендующих на статус адвоката, и рассмотрению жалоб на действия (бездействие) адвокатов;
- вносят представления о прекращении статуса адвоката в адвокатскую палату;
- готовят необходимые документы и обращаются в суд с заявлением о прекращении статуса адвоката в случае, если совет адвокатской палаты в установленный срок со дня поступления представления не рассмотрел его;
- требуют проведения внеочередного собрания (конференции) адвокатов с целью досрочного прекращения полномочий совета адвокатской палаты в случае неисполнения советом требований федерального законодательства.
Реестр адвокатов субъекта Федерации содержит сведения: о регистрационных номерах; фамилии, имени, отчестве адвокатов; реквизитах решений о присвоении, приостановлении, возобновлении, прекращении статуса адвоката; изменении членства в адвокатской палате; реквизитах уведомлений адвокатской палаты; выдаче адвокатам удостоверения, в том числе нового взамен утраченного или испорченного.
Кроме этого, территориальным органом Минюста России формируются реестровые дела адвокатов, в которые вносятся документы, имеющие отношение к статусу адвоката.
С учетом этих требований закона, наличия неоднократных Решений Совета АП РД и их уведомлений о возобновлении статуса адвоката ФИО2, регистрационный номер в реестре 05/717 на основании решений Совета АП РД – последнее от ДД.ММ.ГГГГ (протокол № 1) принятого на основании ст. 25 Кодекса профессиональной этики адвоката, ответчик умышленно не вносит сведения о заявителе в региональный Реестр адвокатов по Республике Дагестан.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы (ст.67 ГПК РФ). Суд основывает свое решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании (ст. 195 ГПК РФ).
Истцом в суд представлены письменные доказательства в подтверждении обоснованности доводов в части нарушения ответчиком его законных прав и охраняемых законом интересов, связанных с нарушением его права на занятие профессиональной деятельностью, которая для него является единственным источником дохода и содержания семьи.
В связи, с чем бездействие Управления МЮ России по РД, выразившееся в не внесении сведений заявителя ФИО2 в региональный Реестр адвокатов РД с учетом установленных судом обстоятельств, судом признано незаконным.
Доводы представителя ответчика в той части, что заявителем нарушены сроки обращения в суд, так как решение об отказе в возобновлении статуса адвоката ФИО2 принято Управлением МЮ России по РД ДД.ММ.ГГГГ и уведомлением направлено в АП РД ДД.ММ.ГГГГ за № судом признаны не состоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст. 256 ГПК РФ
1. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
2. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В соответствии с абзацем 3 п. 24 Постановления Пленум Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.
Из материалов дела усматривается, что о наличии отказа в возобновлении статуса адвоката заявителю стало известно ДД.ММ.ГГГГ, когда на имя Президента АП РД за вх. № от ДД.ММ.ГГГГ поступило письмо Управления МЮ России по РД от ДД.ММ.ГГГГ № №, и он в установленные законом сроки ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с заявлением, что подтверждается имеющейся в деле распиской от ДД.ММ.ГГГГ.
В последующем на основании заявления ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ материал был возвращен ему обратно и после доработки в этот же день сдан им в канцелярию суда.
При этих обстоятельствах, суд не может согласиться, с позицией ответчика о пропуске ФИО2 срока обращения в суд, поскольку заявитель в суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов обратился в предусмотренные ст.256 ГПК РФ сроки.
В соответствии со ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса.
Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято, либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права, либо свободы гражданина не были нарушены.
Такие обстоятельства в ходе рассмотрения дела судом не установлены и заинтересованным лицом не представлены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление ФИО2 удовлетворить.
Признать бездействие Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан незаконным.
Обязать Управление Министерства юстиции России по Республике Дагестан внести сведения о ФИО2 в региональный реестр адвокатов по Республике Дагестан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 18 мая 2015г.
Судья К.А.Абдулгапуров