Дело № 2-672/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камешково 28 декабря 2015 года
Камешковский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего, судьи Стеций С.Н.,
при секретаре Быловой Е.С., с участием:
представителя истца - старшего помощника прокурора Камешковского района Красненковой Ю.В.,
представителя ответчика-Ивановой Л.В., действующей на основании доверенности от Дата обезл.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Камешковского района-Евдокимова А.П., действующего на основании доверенности № от Дата обезл.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Камешково исковое заявление прокурора Камешковского района к муниципальному унитарному предприятию Камешковского района «Инженерные Технологии» о проведении мероприятий по соблюдению санитарно-эпидемиологического законодательства для питьевого водоснабжения населения,
УСТАНОВИЛ
Прокурор Камешковского района Владимирской области обратился в суд с исковым заявлением к муниципальному унитарному предприятию Камешковского района «Инженерные Технологии» (далее МУП «ИнТех»), в котором просил в срок до Дата обезл. обязать МУП Камешковского района «Инженерные технологии»:
1) разработать в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - действующей артезианской скважины, расположенной в пос. им. ...., который представить на утверждение в Департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.
2) оборудовать зоны санитарной охраны источника водоснабжения - действующей артезианской скважины пос. им. ...., в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
3) обеспечить соответствие качества воды, подаваемой централизованной системой питьевого водоснабжения жителям пос. им. ...., требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Камешковского района совместно с территориальным отделом управления Роспотребнадзора по Владимирской области в г. Коврове, Ковровском и Камешковском районах проведена проверка исполнения санитарно-эпидемиологического и природоохранного законодательства на территории Камешковского района.
МУП «ИнТех» осуществляет деятельность по предоставлению услуг по холодному водоснабжению и водоотведению на территории четырех муниципальных образований: Сергеихинское, Второвское, Пенкинское, Вахромеевское.
Муниципальным образованием Камешковский район, в лице администрации Камешковского района, на праве хозяйственного ведения МУП «ИнТех» передана действующая артезианская скважина, расположенная в пос. им. .....
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что МУП «ИнТех» не разработан проект зон санитарной охраны водозаборного сооружения - артезианской скважины пос. им. .....
Основной целью создания и обеспечения режима в зонах санитарной охраны является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены, а также от угроз техногенного, природного характера и террористических актов в связи с чем, проект представляет собой комплекс мероприятий, подлежащих утверждению уполномоченным государственным органом.
В нарушение требований п. 3.2.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 территория 1 пояса зоны санитарной охраны подземного источника водоснабжения (артезианской скважины в пос. им. ....) не ограждена, не спланирована для отвода поверхностных стоков за её пределы, дорожки к сооружениям не имеют твердого покрытия.
В ходе проверки был проведен отбор проб воды из действующей артезианской скважины пос. им. .....
Исследуемая проба питьевой воды по органолептическим показателям не соответствует нормативам, представленным в таблице 4 СанПиН 2.Дата обезл.-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а именно: показатель мутности по стандартной шкале составил .... при нормативе 1,5 мг/дм3.
Нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет за собой нарушение конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ).
Представитель истца - старший помощник прокурора Камешковского района Красненкова Ю.В. исковые требования поддержала.
Представитель ответчика МУП «ИнТех» Иванова Л.В. исковые требования признала в части, при этом пояснила, что МУП «ИнТех» осуществляет производственную деятельность с Дата обезл., не являясь правопреемником какого-либо предприятия. Поэтому значительный отрезок времени заняли работы организационного характера.
Основные средства, в том числе артезианская скважина расположенная в пос. им. ...., переданы в МУП «ИнТех» без технической и иной документации, в которой было бы отражено их фактическое состояние.
В настоящее время специалистами предприятия проводятся работы по определению и выполнению требований действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
Представитель ответчика Иванова Л.В. признавая иск в части разработки проекта и оборудования зоны санитарной охраны возражала против установления до Дата обезл. срока обеспечения качества воды, просила увеличить данный срок до Дата обезл. в связи с недостаточностью денежных средств у ответчика.
Представитель истца - старший помощник прокурора Камешковского района Красненкова Ю.В. не возражала против увеличения срока в части обеспечения качества воды до Дата обезл..
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - администрации Камешковского района - Евдокимов А.П. поддержал позицию ответчика, не возражал против удовлетворения исковых требований, однако также просил увеличить срок исполнения решения в части обеспечения соответствующего качества воды.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Управления Роспотребнадзора по Владимирской области о слушании дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении не заявлял, возражений относительно исковых требований не представил.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области о слушании дела извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в письменном ходатайстве от Дата обезл. директор Департамента просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требований прокурора поддержал.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителей указанных третьих лиц.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 43 Водного кодекса РФ для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, 12.03.1999 года был принят Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее Закон).
Согласно ч. 1 ст. 18 Закона водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии со ст. 2 Закона санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в частности посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14.03.2002 № 10 введены в действие Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02» (вместе с «СанПиН 2.1.4.1110-02. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Санитарные правила и нормы» (далее Санитарные правила). Настоящие СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (далее ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (п.1.2 и 1.3 Санитарных правил).
Согласно п. 1.4 Санитарных правил зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.
В соответствии с п. 1.6 Санитарных правил организации зон санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта. Согласно п. 1.13 Санитарных правил проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно - эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего он утверждается в установленном порядке.
Согласно ч. 4 ст. 18 Закона проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» постановлением Губернатора Владимирской области № 698 от 09.07.2014 года утвержден Порядок утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения».
В соответствии с п. 1.3 Порядка уполномоченным органом, осуществляющим утверждение проектов ЗСО, установление границ и режима ЗСО, является департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.
Согласно пункту 2.2. Порядка для утверждения проекта ЗСО заявители представляют в Департамент письменное заявление, в котором указываются сведения о Заявителе: наименование, организационно-правовая форма (для юридических лиц), фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, адрес места нахождения (места жительства), государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (государственной регистрации индивидуального предпринимателя), телефон, факс, адрес электронной почты, а также опись (перечень) представляемых документов.
Заявление оформляется в двух экземплярах в печатном виде на имя директора Департамента.
В силу пункта 2.3 Порядка к заявлению, указанному в пункте 2.2 настоящего Порядка, прилагаются следующие документы:
а) проект ЗСО в печатном (подлинник и копия) и электронном виде (в двух экземплярах). Подлинник проекта ЗСО возвращается Заявителю после утверждения проекта ЗСО;
б) письменное согласование проекта ЗСО с органом местного самоуправления, на территории которого планируется создание округов и зон санитарной охраны водных объектов;
в) копия санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии проекта ЗСО санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам;
г) экспертное заключение о соответствии проекта ЗСО государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, техническим регламентам, выданное экспертными организациями, экспертами, аккредитованными в установленном порядке;
д) выписка из Единого государственного реестра юридических лиц (Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей), выданная не ранее чем за 30 дней до даты подачи заявления;
е) копия лицензии на право пользования недрами - для подземных источников водоснабжения (пресных питьевых и минеральных лечебных вод), копия договора водопользования - для поверхностных источников водоснабжения (питьевого, хозяйственно-бытового назначения);
ж) копии правоустанавливающих документов на земельный участок под размещение водозаборного сооружения для установления первого пояса зон санитарной охраны;
з) карта (план) зон санитарной охраны, составленная в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве».
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» собственники и иные законные владельцы централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и их отдельных объектов, организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на их защиту от угроз техногенного, природного характера и террористических актов, предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Статья 2 Федерального закона № 35-ФЗ от 06.03.2006 «О противодействии терроризму» предусматривает, что одним из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является предупреждение терроризма, выражающееся в заблаговременном принятии профилактических мер, направленных на предупреждение террористической деятельности в различных формах и проявлениях.
Согласно п. 1.15 СанПиН 2.1.4.1110-02 санитарные мероприятия в пределах правового пояса зон санитарной охраны должны выполняться органами коммунального хозяйства или другими владельцами водопроводов.
Как следует из п. 1.17 СанПиН 2.1.4.1110-02, отсутствие утвержденного проекта зон санитарной охраны не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах зон санитарной охраны, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН, в том числе требований п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 об обязательной разработке зон санитарной охраны водопроводных скважин.
На основании ч. 2 ст. 18 Закона № 52-ФЗ критерии безопасности и (или) безвредности для человека водных объектов, в том числе предельно допустимые концентрации в воде химических, биологических веществ, микроорганизмов, уровень радиационного фона устанавливаются санитарными правилами.
Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ст. 19 Закона № 52-ФЗ).
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 № 24 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила и нормативыСанПиН 2.1.4.1074-01. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения (далее СанПиН 2.1.4.1074-01)
На основании п. 1.1 СанПиН 2.1.4.1074-01 санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест.
Качество питьевой воды, подаваемой системой водоснабжения, должно соответствовать требованиям настоящих Санитарных правил (п. 2.2 СанПиН 2.1.4.1074-01).
Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водозабора наружной и внутренней водопроводной сети (п. 3.2СанПиН 2.Дата обезл.-01).
В судебном заседании установлено и не оспорено ответчиком, что администрацией Камешковского района на праве хозяйственного ведения МУП «ИнТех» передана действующая артезианская скважина, расположенная в пос. им. .....
В ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что МУП «ИнТех» не разработан проект зон санитарной охраны водозаборного сооружения - артезианской скважины пос. им. .....
При проверке проб воды из действующей артезианской скважины пос. им. Красина выявлено, что проба питьевой воды по органолептическим показателям не соответствует нормативам, представленным в таблице 4 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества», а именно: показатель мутности по стандартной шкале составил .... при нормативе 1,5 мг/дм3.
Нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения влечет за собой нарушение конституционного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. При этом, суд исходя из сложившейся финансовой ситуации на предприятии, считает возможным увеличить срок исполнения обязательства по обеспечению потребителей Камешковского района питьевой водой надлежащего качества до Дата обезл..
Согласно ч.1 ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, с ответчика МУП «ИнТех» в доход бюджета Камешковского района подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 руб.
Руководствуясь ст.197, 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ
Исковые требования прокурора Камешковского района удовлетворить.
Обязать муниципальное унитарное предприятие Камешковского района «Инженерные Технологии» в срок до Дата обезл.:
- разработать в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства проект зоны санитарной охраны источника водоснабжения - действующей артезианской скважины, расположенной в пос. им. ...., который представить на утверждение в департамент природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области.
- оборудовать зоны санитарной охраны источника водоснабжения - действующей артезианской скважины, расположенной в пос. им. ...., в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
- обеспечить соответствие качества воды, подаваемой централизованной системой питьевого водоснабжения жителям пос. им. ...., требованиям действующего санитарно-эпидемиологического законодательства.
Взыскать с муниципального унитарного предприятия Камешковского района «Инженерные Технологии» государственную пошлину в бюджет Камешковского района в размере 6000 рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 1 месяца во Владимирский областной суд через Камешковский районный суд.
Председательствующий С.Н. Стеций