Решение по делу № 2-3044/2013 ~ М-2607/2013 от 13.06.2013

Дело № 2-3044/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 июля 2013 г. г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г.Улан-Удэ в составе судьи Брянской О.Е., при секретаре Помишиной Л.Н., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению Ширапова О.В. о признании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта незаконным,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, Ширапов О.В. указал, что ДД.ММ.ГГГГ решением Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ (далее КУИиЗ) № заявителю было отказано в предварительном согласовании места размещения объекта, предназначенного для строительства торгово-офисного здания по <адрес> в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок расположен в зоне инженерных сетей (п. 12.35 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»). С принятым решением заявитель не согласен, считает, что решение вынесено с нарушением норм действующего законодательства и нарушает его права.

Как следует из заявления Ширапова О.В., ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в КУИиЗ с заявлением о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта ориентировочной площадью 800 кв.м., сроком на три года для строительства торгово-офисного здания, предполагаемое место размещения объекта: <адрес>. В газете «Правда Бурятии» была опубликована соответствующая информация. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управление архитектуры и градостроительства согласовало Заявителю предоставление испрашиваемого земельного участка. Соответствующими обслуживающими организациями ООО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>», ОАО «<данные изъяты>» была предоставлена информация о наличии технических условий в случае строительства объекта. ДД.ММ.ГГГГ КУИиЗ было принято решение № об утверждении схемы расположения земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ был подписан акт выбора земельного участка для строительства. Заявитель выполнил требования статей 30, 31 Земельного кодекса РФ, касающиеся процедуры выбора земельного участка. Решением КУИиЗ № от ДД.ММ.ГГГГ Заявителю было предварительно согласовано место для размещения объекта и утвержден акт о выборе земельного участка площадью 800 кв.м., местоположение которого <адрес>. Земельный участок был сформирован Заявителем и поставлен на кадастровый учет (кадастровый номер участка - ). По истечении двух месяцев оспариваемым решением КУИиЗ заявителю было отказано в предварительном согласовании места размещения объекта на испрашиваемый земельный участок.

Заявитель оформил все разрешительные документы, получил все заключения и технические условия, выполнил все условия, необходимые для предварительного согласования места размещения кафе на испрашиваемом земельном участке, поэтому у КУИиЗ не было предусмотренных законодательством оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта после того, как уже ранее было вынесено решение о предварительном согласовании мест размещения объекта.

Положением о порядке предоставления земельных участков на территории г. Улан-Удэ, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности, утвержденным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрена процедура принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта или об отказе. Принятие такого решения находится в зависимости от утверждения акта выбора земельного участка. Так как акт выбора на земельный участок был согласован, оснований для отказа в предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии с действующим законодательством не имелось.

Также, статьей 2 Решения Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О Правилах землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» предусмотрено, что настоящие Правила являются нормативным правовым актом муниципального образования и определяют порядок использования земель городского округа «город Улан-Удэ» в соответствии с зонированием его территорий. Статьей 9 указанных правил предусмотрено, что на карте градостроительного зонирования города Улан-Удэ определены виды территориальных зон. Такой вид территориальной зоны как «зона инженерных сетей» указанными Правилами не предусмотрен. Более того, письмом от ДД.ММ.ГГГГ Управлением архитектуры и градостроительства было согласовано предоставление испрашиваемого земельного участка. Также в письмах обслуживающих коммунальных организаций не указано, что на земельном участке расположены какие-либо инженерные сети. Таким образом, по состоянию на сегодняшний день, испрашиваемый земельный участок не находится в зоне инженерных сетей.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» утверждены Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).

Пунктом 6 Правил предусмотрено, что охранная зона считается установленной с даты внесения в документы государственного кадастрового учета сведений о ее границах. В свою очередь в кадастровом паспорте, представленном заявителем, отсутствуют какие-либо сведения об установлении охранной зоны инженерных сетей в границах испрашиваемого земельного участка.

Охранные зоны подлежат маркировке путем установки за счет сетевых организаций предупреждающих знаков, содержащих указание на размер охранной зоны, информацию о соответствующей сетевой организации, а также необходимость соблюдения предусмотренных настоящими Правилами ограничений (пункт 7 Правил).

Представленные Комитетом документы не подтверждают довод о нахождении спорного объекта в границах охранной зоны инженерных сетей. Топографический план не содержит сведений, позволяющих объективно определить границы зоны инженерных сетей и соотнести их со сведениями о местоположении спорного объекта.

Неправомерный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта создает препятствия для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в установленном законом порядке, оспариваемое решение нарушает его права и интересы: по состоянию на сегодняшний день заявитель не может реализовать свое право на заключение договора аренды земельного участка.

Заявитель просил признать решение КУИиЗ от ДД.ММ.ГГГГ незаконным. Обязать КУИиЗ устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, в том числе принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта и утверждении акта о выборе земельного участка площадью 800 кв.м., местоположение которого <адрес>, для строительства торгово-офисного здания.

Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление архитектуры и градостроительства Администрации г. Улан-Удэ.

В судебное заседание заявитель Ширапов О.В. не явился, извещен надлежаще.

Представитель заявителя Жарникова Е.С. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ) в судебном заседании доводы заявления поддержала в полном объеме с учетом уточнений заявленных требований. Дополнила, что отказ должен толковаться буквально, в нем имеется ссылка на п. 12.35 СП, который не содержит запретов на строительство. Процедура согласования заявителем была соблюдена, в связи с чем КУИиЗ обязан принять решение о согласовании. Место нахождения объекта на участке может уточняться с учетом инженерных сетей, этот вопрос решается при получении разрешения на строительство.

Представитель КУИиЗ и Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Улан-Удэ Харакшинова И.В. (доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) против удовлетворения заявления возражала, полагала отказ КУИиЗ законным, мотивируя тем, что предоставление земельного участка для строительства объекта при наличии на участке инженерных сетей без выноса сетей невозможно. Доводы о том, что расположение объекта может быть не на сетях несостоятельны, на стадии согласования решается вопрос о предоставлении всего земельного участка для строительства объекта. Поскольку в границах участка находятся инженерные сети, строительством будут нарушены интересы города. Фактические затраты, которые понес заявитель в связи с формированием земельного участка, город готов возместить из средств муниципального бюджета.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд находит заявление не подлежащим удовлетворению в связи со следующим.

В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, предусматривающем первоначально выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 настоящего Кодекса, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно пункту 1 статьи 31 Земельного кодекса РФ гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Согласно ч. 6 ст. 31 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утвержден Порядок предоставления земельных участков на территории <адрес>, государственная собственность на которые не разграничена или находящихся в муниципальной собственности (далее Порядок).

Согласно пункту 1.3 Порядка орган местного самоуправления в лице КУИиЗ, уполномоченного на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью на территории г. Улан-Удэ, обеспечивает предоставление земельных участков для различных целей на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков.

С соответствии с п. 4.7 Порядка предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием мест размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта в порядке, предусмотренном настоящим Положением;

2) выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета;

3) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.

Согласно п. 4.7.1 Порядка гражданин или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, подает в КУИиЗ заявление о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно п. 4.7.2 (в редакции от 16.06.2011) КУИиЗ обеспечивает выбор земельного участка в следующем порядке:

КУИиЗ направляет копию заявления в Управление архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ, которое определяет возможность предоставления земельного участка и направляет заключение о возможности или невозможности размещения объекта в КУИиЗ с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории в соответствии с возможным вариантом его выбора.

В случае невозможности размещения объекта КУИиЗ в пятидневный срок со дня поступления заключения от Управления архитектуры градостроительства г. Улан-Удэ принимает решение об отказе в размещении объекта.

При поступлении заключения о возможности размещения объекта КУИиЗ размещает соответствующую информацию, выясняет наличие технических условий. При поступлении информации о технических условиях подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения КУИиЗ оформляет акт о выборе земельного участка для строительства, который согласовывается уполномоченным государственным органом охраны памятников. При поступлении согласованного акта о выборе земельного участка КУИиЗ принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.

Как видно из приведенных выше норм, процедура принятия решения о предварительном согласовании места размещения объекта предусматривает обязательное наличие заключения Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ о возможности или невозможности размещения объекта, на что указано в п. 4.7.2. Заключение Управления архитектуры и градостроительства г. Улан-Удэ о невозможности размещения объекта исключает возможность принятия КУИиЗ решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Из материалов дела следует, что основанием для принятия КУИиЗ решения об отказе Ширапову О.В. в предварительном согласовании места размещения объекта от ДД.ММ.ГГГГ послужил отказ Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ в согласовании земельного участка Ширапову О.В. (по заявлению от ДД.ММ.ГГГГ) по <адрес>, ориентировочной площадью 800 кв.м. под строительство торгово-офисного здания в связи с расположением испрашиваемого участка в зоне инженерных сетей. Указанное свидетельствует о принятии КУИиЗ решения в соответствии с установленным Порядком. Возможность принятия КУИиЗ решения о согласовании места размещения объекта при отрицательном заключении Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Улан-Удэ, Порядком не предусмотрена.

Наличие права заявителя на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о согласовании места размещения объекта, не порождает встречной обязанности уполномоченного органа в обязательном порядке согласовать место размещения объекта, выбранного заявителем. Исходя из приведенных норм права, органы местного самоуправления самостоятельны в принятии решений о судьбе конкретных земельных участков и вправе отказать в размещении объекта на испрашиваемом земельном участке.

Проверяя законность оспариваемого отказа по основанию расположения земельного участка в зоне инженерных сетей, суд приходит к следующему.

Пунктом 12.35 СП 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» установлены расстояния по горизонтали от ближайших подземных инженерных сетей до зданий и сооружений.

Как видно из представленной выкопировки на испрашиваемый земельный участок, схемы размещения инженерных сетей, через земельный участок с кадастровым номером 03:24:011218:101, испрашиваемый заявителем, проходят линия электропитания (подземная), и линия водопровода (подземная), пересекая участок по диагонали, а также линии канализации, электросвязи, электропитания низкого напряжения.

Данная выкопировка признается судом относимым и допустимым доказательством в соответствии со ст. 59 и 60 ГПК РФ.

Следовательно, указание в решении на наличие на земельном участке инженерных сетей соответствует действительности.

Принимая во внимание положения п. 2 ст. 31 Земельного кодекса РФ, учитывая, что заявителем не определены условные границы размещения объекта строительства на земельном участке, а пунктом 12.35 СП 42.13330.2011 установлены ограничения по размещению зданий и сооружений вблизи подземных инженерных сетей, отказ КУИиЗ в предварительном согласовании места размещения объекта в связи с невозможностью размещении объекта строительства на земельном участке с проходящими по нему инженерными сетями нельзя признать необоснованным.

Доводы заявителя о том, что Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ «О Правилах землепользования и застройки городского округа «город Улан-Удэ» такой вид территориальной зоны как «зона инженерных сетей» не предусмотрен, охранная зона объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами не определена, не являются основанием для признания решения КУИиЗ незаконным, поскольку ссылка в решение на зону инженерных сетей связана с непосредственным нахождением на земельном участке инженерных сетей, а не с отнесением участка (или его части) к определенной территориальной зоне, установленной приведенным Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, либо нарушением охранной зоны электросетевого хозяйства.

Доводы о выполнении Шираповым О.В. всех условий, необходимых для предварительного согласования места размещения объекта также не являются основанием для удовлетворения заявления, поскольку о незаконности решения КУИиЗ не свидетельствуют. Оформленные заявителем документы не опровергают выводов КУИиЗ о наличии инженерных сетей на земельном участке. В письмах обслуживающих коммунальных организаций, на которые ссылается заявитель, отсутствует информация о расположении на земельном участке сетей, поскольку указанные письма направлялись по запросу о возможности присоединения к сетям при строительстве объекта на испрашиваемом земельном участке. При этом, напротив, в письме ООО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ указано на необходимость обеспечения расстояния 5 метров от существующего водопровода до границ земельного участка объекта, тогда как существующий водопровод проходит непосредственно по спорному земельному участку.

В силу части 4 статьи 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Учитывая, что уполномоченный орган местного самоуправления вправе принять отрицательное решение по вопросу о предварительном согласовании места размещения объекта в конкретных запрошенных границах и для определенной заявителем цели, несоответствие оспариваемого решения требованиям закона не установлено, права Ширапова О.В. на заключение договора аренды земельного участка не нарушены, поскольку он не лишен возможности испрашивать к предоставлению в аренду для осуществления строительства иной земельный участок, оснований для удовлетворения заявления не имеется.

Руководствуясь ст. 258, ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявления Ширапова О.В. о признании решения Комитета по управлению имуществом и землепользованию г. Улан-Удэ об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта незаконным отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья О.Е. Брянская

2-3044/2013 ~ М-2607/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ширапов Олег Васильевич
Другие
МУ "Комитет по управлению имуществом и землепользованию г.Улан-Удэ"
Управления архитектуры и градостроительства Администрации г. Улан-Удэ
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Брянская О.Е.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
13.06.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.06.2013Передача материалов судье
14.06.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.06.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2013Подготовка дела (собеседование)
20.06.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
28.06.2013Предварительное судебное заседание
03.07.2013Судебное заседание
08.07.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.07.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2013Дело оформлено
16.12.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее