<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 марта 2023 года Промышленный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Трошаевой Т.В.,
при секретаре Махневиче Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Макаровой АВ к ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», ГУ МЧС России по <адрес> о признании периодов работы службой по контракту, возложении обязанности выдать льготную справку,
УСТАНОВИЛ:
Истец Макарова А.В. изначально обратилась в суд с иском к ответчику ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» о признании периодов работы службой по контракту, возложении обязанности выдать льготную справку. В обоснование своих требований истец указала, что она Макарова А.В. с 2002 года проходила службу в МЧС России по <адрес> - ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в структурном Подразделении 7 ОГПС <адрес> МЧС России, который не является юридическим лицом. Приказ о приеме на работу был вынесен ДД.ММ.ГГГГ В данный период истица проходила службу в должности радиотелефониста, что подтверждается записью в рудовой книжке за №л/с от ДД.ММ.ГГГГ
21.03.2005г. истица была переведена на должность диспетчера 48 пожарной части ОГПС <адрес> МЧС России. На должность истица была назначена приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с (по личному составу). С указанной должности истец была уволена ДД.ММ.ГГГГ по организационно-штатным мероприятиям.
01.01.2009г. истец была принята на должность диспетчера ГУ «7 ОФПС по Самарской Области». ДД.ММ.ГГГГ истец была уволена в связи с истечением срока трудового договора.
С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица проходила службу в Государственной противопожарной службе МЧС России, что подтверждается контрактом и записью в трудовой книжке.
ДД.ММ.ГГГГ контракт был расторгнут, истица была уволена из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по достижении сотрудником предельного возраста.
В настоящее время истица не имеет возможности оформить страховую пенсию за выслугу лет в связи с тем, что выполняя идентичные функции, была оформлена на работу не по служебному контракту, а по трудовому договору.
Поскольку в период с 21.03.2005г. по 31.12.2008г., с 01.09.2008г. по 20.11.2009г. истицей исполнялись те же функции, что и при заключении служебного контракта, в отношении нее издавались приказы по личному составу и по строевой части, а не приказы работодателя, указанные периоды должны быть признаны службой в государственном органе по служебному контракту и включены в специальный стаж.
ДД.ММ.ГГГГ истица была уволена со службы по достижению предельного возраста. Все заявления и претензии, которые истицей направлены в адрес ответчика, остались без удовлетворения.
На основании изложенного истец просила суд признать период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с 01.01.2009г. по 20.11.2009г. периодом прохождения Макаровой АВ государственной гражданской службы в МЧС России по <адрес> для дальнейшего включения периодов в специальный стаж. Обязать ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» выдать льготную справку, подтверждающую государственную службу по контракту за периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства судом к участию в деле в качестве соответчика привлечено Главное управление МЧС России по <адрес>, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования привлечен Отдел пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения ГУ МВД России по <адрес>.
Также в ходе судебного разбирательства истец уточнила заявленные исковые требования, в обоснование уточненных требований указала, что 30.12.2021г. Федеральное Государственное казенное учреждение «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России») выдало ей справку за № о том, что она действительно проходила службу в ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России с ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-НС) по ДД.ММ.ГГГГ (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-НС) в должности радиотелефониста специальной пожарно-спасательной части № и была уволена из Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по пункту 2 части 1 статьи 83 (по достижении сотрудников предельного возраста) Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ. Справка выдана для предъявления по месту требования.
В данной справке ответчик ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» не указал и не определил выслугу лет на дату увольнение ни в календарном, ни в льготном исчислении, не указал прочие периоды, такие как для выплаты процентной надбавки за выслугу лет, для выплаты единовременного пособия при увольнении. Данный документ нельзя отнести к категории льготной справки.
При этом, вот что следует из возражений Главного Управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (Главное управление МЧС России по <адрес>):
«В соответствии с п. 5 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Инструкция), документы для назначения пенсии сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, увольняемых со службы, а также членам семей умерших (погибших) сотрудников оформляются кадровыми подразделениями по последнему месту службы.
Пунктом 6 Инструкции определено, что кадровым подразделением по последнему месту службы сотрудника проверяются данные о прохождении им службы (военной службы), уточняются и подтверждаются периоды службы (военной службы), подлежащие зачету на льготных условиях, после чего оформляется расчет выслуги лет для назначения пенсии, который согласовывается с пенсионным органом и представляется на ознакомление сотруднику под роспись.
В соответствии с п. 11 Инструкции с целью исключения ошибки в расчете выслуги лет для назначения пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает с пенсионным органом предварительный расчет выслуги лет.
Истец обращает внимание суда на то, что последним местом прохождения службы Макаровой А.В. является ФГКУ «Специальное управление № МЧС России» и именно на данное юридическое лицо возложена обязанность по уточнению, подтверждению периодов службы, расчетов выслуги лет для назначения пенсии».
Таким образом, учитывая мнение второго ответчика - Главное управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (Главное управление МЧС России по <адрес>) истец считает, что справка за № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная Федеральным Государственным казенным учреждением «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России») не соответствует вышеназванным нормам действующего законодательства.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника федеральной противопожарной службы регламентированы Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирование правоотношений, связанных со службой в федеральной противопожарной службе, осуществляется в соответствии с:
Конституцией Российской Федерации;
настоящим Федеральным законом;
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №-ФЭ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и другими федеральными законами, регламентирующими правоотношения, связанные со службой в федеральной противопожарной службе;
нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации;
нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации;
нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области пожарной безопасности.
В соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ определено, что правоотношения, связанные с прохождением службы в федеральной противопожарной службе военнослужащими или государственными гражданскими служащими, регулируются законодательством Российской Федерации соответственно о военной службе или государственной гражданской службе, а трудовые отношения - трудовым законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в федеральной противопожарной службе исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника федеральной противопожарной службы, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в федеральной противопожарной службе, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, а также представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
В стаж службы (выслугу лет) в федеральной противопожарной службе включаются:
период замещения сотрудником должностей в федеральной противопожарной службе;
период нахождения сотрудника в распоряжении федерального органа исполнительной власти в области пожарной безопасности или подразделения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
период прикомандирования сотрудника в соответствии со статьей 32 настоящего
Федерального закона;
период приостановления службы сотрудником в федеральной противопожарной
службе в соответствии с частью 1 статьи 37 настоящего Федерального закона;
период прохождения гражданином военной службы, службы в органах внутренних дел, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации;
период замещения гражданином государственных должностей Российской
Федерации;
период замещения гражданином должностей в органах и организациях прокуратуры Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение классных чинов;
период замещения гражданином должностей в таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, по которым предусмотрено присвоение специальных званий;
период работы судьей;
время (не более пяти лет) обучения гражданина до поступления на службу в федеральную противопожарную службу по основным образовательным программам среднего профессионального образования (за исключением программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих) или высшего образования (за исключением программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программ ординатуры, программ ассистентуры-стажировки) по очной форме при условии завершения освоения указанных образовательных программ и получения соответствующего уровня образования, исчисляемое из расчета два месяца обучения за один месяц службы;
срок испытания при поступлении гражданина на службу в федеральную
противопожарную службу;
период работы гражданина в федеральной противопожарной службе (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел), непосредственно предшествующий назначению на должность, замещаемую сотрудником.
Согласно послужного списка Макаровой АВ (приложение № к Правилам оформления и ведения личных дел рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации) она была принята на службу в органы внутренних дел РФ ДД.ММ.ГГГГ Выслуга лет в ГПС на день увольнения ДД.ММ.ГГГГ составляет 02 года 11 месяцев 05 дней.
А далее запись послужного списка, который должен соответствовать записям в трудовой книжке Макаровой А.В. отсутствует до записи о последнем месте службы Макаровой А.В., то есть в Федеральном Государственном казенном учреждении «Специальном управлении Федеральной противопожарной службы № Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России»).
Согласно трудовой книжке Макаровой А.В. имеются следующие записи:
# 7 ОГПС <адрес> МЧС России <адрес>
№. ДД.ММ.ГГГГ прослужила в органах внутренних дел Российской Федерации 02 года 11 месяцев 05 дней. Приказ 7 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ № л/с.
№. ДД.ММ.ГГГГ Инспектор ОК Шифулина Приказ 7 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ № л/с
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N2 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
7 ОГПС <адрес> МЧС России <адрес>
№. ДД.ММ.ГГГГ. Принята на должность диспетчера 48 пожарной части. Приказ 7 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ №л/с.
№. ДД.ММ.ГГГГ. Уволена по сокращению штатов, пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации Приказ 7 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ №сч.
Государственное учреждение «7 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес> (ГУ «7 ОФПС по <адрес>») .
№. ДД.ММ.ГГГГ. Принята в 97 пожарную часть на должность диспетчера. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-с.
№. ДД.ММ.ГГГГ. Уволена в связи с истечением срока трудового договора, пункт 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к.
№. ДД.ММ.ГГГГ. Служила в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 07 (семь) лет 05 (пять) месяцев 20 (двадцать) дней. Приказ СУФПС № МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-нс. Приказ Специального управления ФПС № МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-нс. #
Записи о периодах работы, заполненные в трудовой книжке истца под номерами 11-14 не отражены в послужном списке, который предоставил суду ответчик Федеральное Государственное казенное учреждение «Специальное управление Федеральной противопожарной службы № Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России»).
Из исторической справки, представленной ответчиком Главное Управление Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (Главное управление МЧС России по <адрес>) следует следующая информация:
«С ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ОК 7 отряд Государственной противопожарной службы Управления Государственной противопожарной службы ГУВД <адрес> вошел в состав Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>. Отряду подчинены: пожарные части №№, 48, 84, 85, 95, 96, 97; отдельный пост 26 пожарной части, 25 часть технической службы Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>, Единая дежурно-диспетчерская служба — «01» <адрес> Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес>.
С ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № отряд Государственной противопожарной службы Управления Государственной противопожарной службы ГУВД <адрес> выведен из состава Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций <адрес> и переименован в 7 отряд Государственной противопожарной службы <адрес> МЧС России (<адрес>). Отряду подчинены пожарные части №№, 48, 84, 85, 95, 96, 97, 130, 186, отдельный пост 26 пожарной части, 25 часть технической службы, служба пожаротушения.
Главного управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес> реорганизовано в форме преобразования в Государственное учреждение <адрес> «Центр по делам гражданской обороны, пожарной безопасности и чрезвычайным ситуациям» и является правопреемником по имущественным отношениям (субъекта) (постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №).
Главное управление МЧС России по <адрес> вновь создано с ДД.ММ.ГГГГ и является правопреемником по имущественным отношениям (федерального бюджета) (приказ МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №).
Приказом Главное управление МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждено штатное расписание государственного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>», введенное в действие с ДД.ММ.ГГГГ. Отряду подчинены: пожарные части №№, 85, 95, 96, 97; отдельный пост 95 пожарной части, служба пожаротушения. В штатном расписании 48 пожарной части штатные должности отсутствуют.
Приказом Главное управление МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № пожарная часть исключена из штатного расписания государственного учреждения «7 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ приказом Главного управления МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № государственное учреждение «7 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» переименовано в федеральное государственное казенное учреждение «7 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>». Отряду подчинены пожарные части №№, 95, 96, 97, служба пожаротушения».
Таким образом, из исторической справки следует, что 7 ОГПС <адрес> МЧС России являлся в спорный период времени структурным подразделением Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (Главное управление МЧС России по <адрес>).
Следовательно, записи о периодах работы в трудовой книжке под номерами 11 - 14, которые не отражены в послужном списке, должны были быть оформлены ответчиком ГУ МЧС России по <адрес> и от него оформленный послужной список должен быть передан ответчику ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России».
Поэтому истец считает, что по вине Главного управления Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по <адрес> (Главное управление МЧС России по <адрес>) при подсчете выслуги лет не были учтены периоды ее трудовой деятельности: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Полагает, что они должны были быть учтены по ст. 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 141-ФЗ, как периоды работы гражданина в федеральной противопожарной службе (Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства внутренних дел Российской Федерации, противопожарных и аварийно-спасательных службах, пожарной охране Министерства внутренних дел).
В соответствии с ч. 1 п. б ст. 13 Федерального закона РФ № от 12.021993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», право на пенсию за выслугу лет имеют: б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 13 Федерального закона РФ № от 12.021993 г. при определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой настоящей статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, • который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации” до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях";
в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Истец была уволена со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, имеет общий трудовой стаж более 25 лет.
В соответствии с п. 11 Инструкции об организации работы по пенсионному обеспечению в системе МВД России, утвержденной приказом МВД России от ДД.ММ.ГГГГ № с целью исключения ошибки в расчете выслуги лет для назначения пенсии кадровое подразделение до увольнения сотрудника со службы согласовывает с пенсионным органом предварительный расчет выслуги лет.
На основании изложенного, истец просит суд признать период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ периодом прохождения Макаровой АВ государственной противопожарной службы МЧС России для дальнейшего включения периодов в специальный стаж. Обязать ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» выдать льготную справку, подтверждающую государственную противопожарную службу в системе Государственной противопожарной службы МЧС России за периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Истец Макарова А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала, пояснила, что она обращалась с письмом в <адрес>, ей ответили, что должны были дать доработать. Когда истец обратилась с данным ответом в ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», ей пояснили, что этого не может быть. Истец проработала в одной пожарной части 15 лет, исполняла одни и те же обязанности весь период, что с погонами, что без них. Истицу вызвали и сообщили ей, что увольняют, ей не хватало доработать всего два года, поскольку у нее был перерыв в работе два месяца при переходе с одной работы на другую и 4 года ей не засчитали.
Представитель истца, действующая на основании доверенности Устинова О.В. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала в полном объеме, дала пояснения аналогичные доводам, изложенным в уточненном иске, кроме того пояснила суду, что истец проходила службу не в органах внутренних дел, а на государственной противопожарной службе. Полагает, что спорный период должен быть засчитан именно в счет службы в погонах на основании ФЗ №. Также считает, что ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» должно выдать истцу льготную справку за все периоды работы, так как это последняя организация, где работал истец.
Представители ответчика ФКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», действующие на основании доверенностей Иванцов А.В. и Авдейчева Е.В. в судебном заседании заявленные требования не признали согласно мотивам, подробно изложенным в письменном отзыве, просили в удовлетворении иска отказать. Пояснили суду, что в настоящее время их организация состоит из пяти частей. К отряду, в котором истица проходила службу в иные периоды, не указанные в представленной ими справке их организация отношения не имеет. Более того, они выдавали не льготную справку, а справку о трудовой деятельности истца. Доводы представителя истца о том, что были внесены изменения в личное дело истца – голословны, поскольку внести изменения в личное дело невозможно. Периоды, которые просит включить истец, не могут быть включены в специальный стаж, поскольку она работала в их организации по трудовому законодательству. Изменения внесены в трудовую деятельность истца, трудовой стаж вносится в графы трудового стажа, а стаж службы вносится в графы службы. В послужном списке истца, все графы соответствуют действительности, никаких приписок не было, все соответствует хронологии. При увольнении истцу выплачивалась социальная выплата в течение года, которая положена при увольнении сотрудника без права на пенсию. Данная запись имеется в личном деле. Даже если бы у истца не было перерыва между работой и службой, то право на пенсию все равно бы не возникло, поскольку 20 лет выслуги у истицы все равно нет, производился подсчет, ее выслуга составила 15 лет. По п. 13б необходимо 12,6 лет службы в погонах, а у истца данная служба составляет 10 лет 4 месяца, поэтому право на пенсию не возникло.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по <адрес> по доверенности Зуев В.С. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях. Кроме того пояснил, что ответчик ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» не нарушал порядок увольнения истца в 2017 году, правомерно не направлял личное дело истца в пенсионный отдел ГУ МВД, так как трудовая деятельность, которую истец желает включить в специальный стаж, а именно приравнять данную деятельность к службе в погонах, невозможно. К работникам в погонах применяются другие квалификационные требования, а именно к стажу службы, здоровью работника, выслуге лет. Разные требования к категориям годности к работникам и сотрудникам, разная нагрузка, у сотрудника не нормированный рабочий день. Статус работника и сотрудника в погонах разный, включение работы в выслугу лет возможно, если период работы предшествует назначению на службу. Однако у истца был перерыв в работе, данный период не может быть включен в специальный стаж. В соответствии с приказом № было принято решение о ликвидации всех учреждений и создании ГУ МЧС России по <адрес>, в п. 4 которого говорится о передаче недвижимого и особо ценного движимого имущества, о передаче документации, о передаче прав и обязанностей организаций в данном приказе не говорится. Все подразделения были ликвидированы без правопреемства.
Представитель третьего лица отдела пенсионного обеспечения центра финансового обеспечения Главного управления МВД России по <адрес> по доверенности Федорова Г.Н. в судебном заседании исковые требования не признала, пояснила, что условия назначения пенсии и ее размеры, порядок выплаты установлены ФЗ от 12.02.1993г. №. До 12.02.1993г. стаж службы считался именно 25 лет службы в погонах, а с 12.02.1993г. пенсия стала назначаться на более льготных условиях. Согласно ст. 13 данного ФЗ имеется два вида пенсий, первый вид за выслугу лет, в которую входит учеба, работа, предшествующая увольнению со службы из работы в МЧС, предшествующая службе в МЧС. Для первого вида пенсии необходимо 20 лет выслуги и более, согласно материалам личного дела, у истицы выслуга составляет 11 лет, 8 месяцев и 2 дня, то есть право на пенсию она не имела. Второй вид пенсии более льготный, человеку необходимо служить в погонах 20 лет, однако есть 4 условия, при нарушении хотя бы одного из них пенсия не назначается. Первое условие необходимо достигнуть на момент увольнения возраста 45 лет (что имеется у истца), второе условие уволен по ограниченному состоянию здоровья, по сокращению штата или при достижении предельного возраста (данный пункт также имеется у истца), третье условие нужно иметь на момент увольнения 25 лет и более в календарном исчислении обще-трудового стажа и четвертое условие из этих 25 лет не менее 12,6 лет должно быть службой. Сотрудником находящимся на службе, является гражданин, который взял на себя обязательство по прохождению службы в МВД и которому присвоено звание рядового, т.е. служба начинается с момента присвоения звания, аналогичное понятие имеется для государственной противопожарной службы. Сотрудником, находящимся на службе, является гражданин, который взял на себя обязательство по прохождению службы в Федеральной противопожарной службе и которому присвоено звание рядового. Четвертое условие, которое регламентирует право на пенсию – это служба. У истицы служба была с 15.04.2002г. по 20.03.2005г. и поступив повторно на службу приказом от 07.10.2014г. по 2017г. Таким образом, для реализации права на второй вид пенсии у истца период службы был 10 лет и 5 месяцев, а необходимо 12,6 лет, то есть право на пенсию истец не приобрела. Согласно приказу МВД № предусмотрено что у истца должно быть либо 20 лет выслуги, или должны быть выполнены все четыре условия, и только после этого создается расчет для пенсии. Более того, никакой инструкцией не предусмотрена выдача льготных справок. В ГУ МЧС ФПС № работают очень хорошие сотрудники, в случае если работнику положена пенсия, они всегда составляют расчет. 11 месяцев о которых говорит истец, должны непосредственно предшествовать службе. Даже если бы не было перерыва, и работа истца предшествовала службе, право на пенсию все равно не возникло, поскольку нет 20 лет выслуги.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Конституция Российской Федерации, в соответствии с целями социального государства гарантируя каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, правил их исчисления, оснований и условий приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя.
Порядок пенсионного обеспечения лиц, уволенных со службы в органах внутренних дел, установлен Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, который является специальным законом, регулирующим пенсионное обеспечение указанных в нем категорий граждан с учетом специфики прохождения ими военной и иной службы.
В соответствии со ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1, право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, указанные в статье 1 указанного Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, указанные в статье 1 указанного Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
При определении права на пенсию за выслугу лет в соответствии с пунктом "б" части первой данной статьи в общий трудовой стаж включаются:
а) трудовой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который был установлен для назначения и перерасчета государственных пенсий до дня вступления в силу Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
б) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета трудовых пенсий Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях";
в) страховой стаж, исчисляемый и подтверждаемый в порядке, который установлен для назначения и перерасчета страховых пенсий Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Из анализа указанных правовых норм следует, что в ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1 закреплены условия назначения пенсии за выслугу лет, согласно которым пенсия за выслугу лет назначается независимо от возраста лицам, уволенным с военной службы, службы в органах внутренних дел, службы в Государственной противопожарной службе, службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, службы в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, если их выслуга на день увольнения составила 20 лет и более (пункт "а" части первой статьи 13).
В изъятие из данного правила пенсия за выслугу лет может быть назначена и лицам, имеющим на день увольнения менее 20 лет выслуги, но при наличии у них не менее 25 календарных лет общего трудового стажа, из которых не менее 12 лет и шести месяцев должна составлять военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации.
При этом законодатель установил дополнительные условия ее назначения: достижение на день увольнения предельного возраста пребывания на службе, а при увольнении со службы в связи с состоянием здоровья или организационно-штатными мероприятиями - достижение 45-летнего возраста (пункт "б" части первой статьи 13), закрепив периоды стажа, включаемого в общий трудовой стаж при определении права на пенсию за выслугу лет.
Такое правовое регулирование направлено на обеспечение реализации пенсионных прав указанных в нем категорий граждан, в том числе на льготных условиях.
Согласно трудовой книжке истца Макаровой А.В. имеются следующие записи:
# 7 ОГПС <адрес> МЧС России <адрес>
№. ДД.ММ.ГГГГ прослужила в органах внутренних дел Российской Федерации 02 года 11 месяцев 05 дней. Приказ 7 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ № л/с.
№. ДД.ММ.ГГГГ Инспектор ОК Шифулина Приказ 7 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ № л/с
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N2 1309 Государственная противопожарная служба Министерства внутренних дел Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ преобразована в Государственную противопожарную службу Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
7 ОГПС <адрес> МЧС России <адрес>
№. ДД.ММ.ГГГГ. Принята на должность диспетчера 48 пожарной части. Приказ 7 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ №л/с.
№. ДД.ММ.ГГГГ. Уволена по сокращению штатов, пункт 2 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации Приказ 7 ОГПС от ДД.ММ.ГГГГ №сч.
Государственное учреждение «7 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес> (ГУ «7 ОФПС по <адрес>») .
№. ДД.ММ.ГГГГ. Принята в 97 пожарную часть на должность диспетчера. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-с.
№. ДД.ММ.ГГГГ. Уволена в связи с истечением срока трудового договора, пункт 2 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Приказ от ДД.ММ.ГГГГ №-к.
№. ДД.ММ.ГГГГ. Служила в Государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 07 (семь) лет 05 (пять) месяцев 20 (двадцать) дней. Приказ СУФПС № МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-нс. Приказ Специального управления ФПС № МЧС России от ДД.ММ.ГГГГ №-нс. #
Из материалов дела (послужного списка) следует, что истец Макарова А.В., ДД.ММ.ГГГГ г.р., была уволена 21.07.2017г. из Федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы МЧС России по п. 2 ч. 1 ст. 83 (по достижении сотрудником предельного возраста) Федерального закона РФ от 23.05.2016г. № 141-ФЗ. Выслуга лет по состоянию на 21.07.2017г. составляла: в календарном исчислении – 12 лет 01 месяц 22 дня, в льготном исчислении – не имеет. Стаж службы в Государственной противопожарной службе МЧС России – 10 лет 04 месяца 25 дней (на основании послужного списка личного дела и трудовой книжки).
Макарова А.В. проходила службу (работу):
- в должности радиотелефониста 48 пожарной части 7 отряда ГПС УГПС <адрес> с 15.04.2002г. по 20.03.2005г. в статусе «сотрудник» в соответствии с Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденным постановлением Верховного Совета РФ от 23.12.1992г. №;
- в должности диспетчера 48 пожарной части 7 ОГПС <адрес> МЧС России <адрес> с 21.03.2005г. по 31.12.2008г. в статусе «работник» по трудовому договору, в соответствии с трудовым Кодексом РФ;
- в должности диспетчера 97 пожарной части 7 ОГПС <адрес> с 01.01.2009г. по 30.11.2009г. в статусе «работник» по трудовому договору в соответствии с ТК РФ;
- в должности радиотелефониста специальной пожарно-спасательной части № ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» с 01.02.2010г. по 21.07.2017г. в статусе «сотрудник» в соответствии с Федеральным законом РФ от 23.05.2016г. № 141-ФЗ.
Служба в федеральной противопожарной службе согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ "О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" является федеральной государственной службой, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области пожарной безопасности, его территориальных органах - региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах, уполномоченных решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской Федерации, подразделениях, организациях и учреждениях названного федерального органа исполнительной власти (далее - подразделение), а также на должностях, не являющихся должностями в этом федеральном органе, подразделениях, в случаях и на условиях, которые предусмотрены данным федеральным законом, другими федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.
Сотрудником федеральной противопожарной службы в соответствии с частью 1 статьи 10 указанного федерального закона является гражданин, который взял на себя обязательства по прохождению службы в федеральной противопожарной службе в должности рядового или начальствующего состава и которому в установленном этим федеральным законом порядке присвоено специальное звание рядового или начальствующего состава.
Макарова А.В. была уволена из ФПС ГПС МЧС России без права выхода на пенсию, так как стаж службы в Государственной противопожарной службе МЧС России составлял 10 лет 04 месяца 25 дней, а в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993г. № «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительской системы и их семей» право на пенсию за выслугу лет имеют:
а) лица, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более;
б) лица, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста (с 2022 года 50-летнего возраста), имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В связи с тем, что у Макаровой А.В. отсутствует необходимый стаж для оформления пенсии по линии МВД (по выслуге лет или по общему трудовому стажу) расчет выслуги лет для оформления пенсии кадровым отделением ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» в пенсионный орган не направлялся.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов РФ.
Для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы кандидату предъявляются квалификационные требования, во время службы присваиваются классные чины гражданской службы и заключается служебный контракт.
Должности, замещаемые истцом Макаровой А.В. в спорные периоды с 21.03.2005г. по 31.12.2008г. и с 01.01.2009г. по 30.11.2009г. к должностям федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы <адрес> никакого отношения не имеют.
Поскольку в указанные спорные периоды истец работала в рамках трудового законодательства, по трудовому договору, была уволена на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации, что истцом в ходе рассмотрения дела не оспаривалось, а следовательно, данные периоды работы не могут быть включены в стаж службы истца на основании п. "б" ст. 13 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 4468-1. Указанные периоды обоснованно включены ответчиком в общий трудовой стаж истца.
При таких обстоятельствах, требования истца о признании периодов с 21.03.2005г. по 31.12.2008г. и с 01.01.2009г. по 30.11.2009г. периодами прохождения Макаровой А.В. государственной противопожарной службы МЧС России для дальнейшего включения периодов в специальный стаж, не обоснованны и удовлетворению не подлежат.
Что касается требований истца о возложении на ответчика ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» выдать льготную справку, подтверждающую государственную противопожарную службу в системе Государственной противопожарной службы МЧС России за периоды: с 15.04.2002г. по 20.03.2005г., с 21.03.2005г. по 31.12.2008г., с 01.01.2009г. по 30.11.2009г., с 01.02.2010г. по 21.07.2017г., то суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона РФ от 23.05.2016г. № 141-ФЗ «О службе в Федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» «в случаях, не урегулированных нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, к правоотношениям, связанным со службой в федеральной противопожарной службе, применяются нормы трудового законодательства Российской Федерации» и статьи 66.1 ТК РФ «лицо, имеющее стаж работы по трудовому договору, может получать сведения о трудовой деятельности: у работодателя по последнему месту работы (за период работы у данного работодателя) на бумажном носителе, заверенные надлежащим образом, или в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (при ее наличии у работодателя)».
Принимая во внимание, что в ходе судебного разбирательства установлено, что спорные периоды с 21.03.2005г. по 31.12.2008г. и с 01.01.2009г. по 30.11.2009г. не подлежат зачету в специальный стаж истца, следовательно, требования об обязании ответчика выдать льготную справку за указанные периоды, удовлетворению не подлежат.
Также судом установлено, что ответчиком ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» истцу Макаровой А.В. 30.12.2021г. была выдана справка № в том, что Макарова А.В., 1970 г.р. действительно проходила службу в ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» с 01.02.2010г. (приказ от 01.02.2010г. №-НС) по 21.07.2017г. (приказ от 21.07.2017г. №-НС) в должности радиотелефониста специальной пожарно-спасательной части № и была уволена из Федеральной противопожарной службы государственной противопожарной службы по п. 2 ч. 1 ст. 83 (по достижении сотрудником предельного возраста) Федерального закона РФ от 23.05.2016г. № 141-ФЗ. Следовательно, оснований для удовлетворения требований истца в части обязания ответчика выдать льготную справку за указанный период, не имеется.
В период с 15.04.2002г. по 20.03.2005г. истец не проходила службу в ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», между тем, подтверждение данного периода службы возможно по месту прохождения службы (работы) в указанный период, о чем истцу было сообщено в ответе на обращение от 01.12.2021г. (исх. от 30.12.2021г. № М-348-17).
Таким образом, законных оснований для возложения на ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России» обязанности выдать истцу льготную справку, подтверждающую государственную противопожарную службу в системе Государственной противопожарной службы МЧС России, в ходе судебного разбирательства не установлено.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований истца Макаровой А.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Макаровой АВ к ФГКУ «Специальное управление ФПС № МЧС России», ГУ МЧС России по <адрес> о признании периодов работы службой по контракту, возложении обязанности выдать льготную справку – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд, через Промышленный районный суд <адрес> в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 20.03.2023г.
Председательствующий: <данные изъяты> Т.В. Трошаева
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>