Дело № 2-1380/13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2013 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Юнусовой Г.Ю.,
при секретаре Абдурахмановой С.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зотова С.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения по отказу в присвоении звания «ветеран труда», признании права на присвоении звания «ветеран труда», взыскании судебных расходов,
установил:
Зотов С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения по отказу в присвоении звания «ветеран труда», признании права на присвоении звания «ветеран труда», взыскании судебных расходов, в котором просил признать незаконным решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в присвоении ему звания «ветеран труда», признать за ним право на присвоение указанного звания, обязать принять решение о присвоении звания «ветеран труда», взыскать судебные расходы в сумме <данные изъяты>
В обоснование заявленных требований Зотов С.А. указал на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» с заявлением о присвоении ему звания «Ветеран труда», с приложением необходимого пакета документов.
Однако в выдаче удостоверения «Ветеран труда» органами социальной защиты ему отказано, что он считает незаконным и противоречащим действующему законодательству.
В судебное заседание истец Зотов С.А. не явился, о времени и месте судебного разбирательства дела извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление о получении повестки, об уважительности причин неявки суду не сообщил, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» по доверенности Гусева Т.А. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца Зотова С.А. надлежащим образом извещенного
о времени и месте проведения судебного заседания, представившего заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, выслушав объяснения представителя ответчика, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Зотов С.А. проходит службу в уголовно-исполнительной системе с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Из справки ФКУ ЛИУ-3 УФСИН России по Тульской области № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что Зотов С.А. имеет право на пенсию по выслуге лет с ДД.ММ.ГГГГ, выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении составляет <данные изъяты>, в календарном исчислении <данные изъяты>
Приказом УВД по Тульской области № л/с от ДД.ММ.ГГГГ Зотов С.А. награжден медалью «За отличие в службе III степени» что подтверждается соответствующим удостоверением.
Тем самым, Зотов С.А. награжден ведомственным знаком отличия в труде, что ответчиком не оспаривалось.
ДД.ММ.ГГГГ Зотов С.А. обратился в органы социальной защиты населения с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда», предоставив необходимые для этого документы, предусмотренные действующим законодательством.
Однако решением Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» № от ДД.ММ.ГГГГ Зотову С.А. в присвоении звания «ветеран труда» и выдачи удостоверения «ветеран труда» отказано по тем основаниям, что его общий трудовой стаж составляет менее 25 лет, т.е. не выработал стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Суд считает, что указанная позиция, поддержанная в судебном заседании представителем Государственного учреждения Тульской области «Управления социальной защиты населения» г. Тулы, является несостоятельной по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. «ж» ч. 1 ст. 72, 76 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов, которые не могут противоречить федеральному законодательству.
В силу пункта 1 статьи 7 Федерального закона № 5-ФЗ от 12 января 1995 года (с последующими изменениями) «О ветеранах» ветеранами труда являются:
1) имеющие удостоверение «Ветеран труда»;
2) награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин (п. 1 в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (п. 4 введен Федеральным законом от 19.12.2005 N 163-ФЗ).
Во исполнение названной нормы закона 27 декабря 2004 года принят Закон Тульской области «О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области» № 493-ЗТО, статьей 1 которого определены категории лиц, имеющих право на меры социальной поддержки, в том числе, и ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.
Действие Закона Тульской области № 493-ЗТО распространяется на правоотношения, возникшие с 01 января 2005 года.
В соответствии с п. 3 ст. 2 Закона Тульской области от 28 февраля 2007 года № 797-ЗТО «Об условиях и порядке присвоения звания «Ветеран труда», лица, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» предоставляют документы, подтверждающие награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде.
Таким образом, Закон Тульской области не изменил основания и условия присвоения звания «Ветеран труда», предусмотренный Федеральным законом «О ветеранах».
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Тульской области от 28.02.2007 № 797-ЗТО для присвоения звания «Ветеран труда» необходимо: наличие документов, подтверждающих награждение орденами или медалями, либо присвоение почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
В настоящее время условия и нормы пенсионного обеспечения устанавливаются Федеральными законами от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии с ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с настоящим федеральным законом имеют военнослужащие. К видам пенсии, которые назначаются по государственному пенсионному обеспечению, относятся пенсии за выслугу лет.
По смыслу пенсионного законодательства РФ к военнослужащим относятся, в том числе, лица рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации и бывшего Союза ССР, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в Государственной противопожарной службе и в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
Ст. 88 ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» предусматривает, что пенсия за выслугу лет …, назначается в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном
обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно – исполнительной системы, и их семей».
Правовой анализ ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» позволяет прийти к выводу, что право на пенсию имеют граждане Российской Федерации при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным Законом для различных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и военнослужащие по выслуге лет.
Факт достижения ветераном труда пенсионного возраста, дающего право на реализацию льгот, факт назначения (установления) пенсии и дата получения пенсионного удостоверения не могут совпадать по времени и, следовательно, при таком подходе реализация ветераном прав и льгот будет зависеть от воли органов, осуществляющих пенсионное обеспечение, целью которого является социальная защита ветеранов, создание им условий, обеспечивающих экономическое и моральное благополучие и обеспечивающих им достойную жизнь, почет и уважение.
Реализация льгот ветеранов труда не может зависеть от фактического назначения им пенсии еще и потому, что в соответствии с Федеральным законом РФ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» обращение за назначением пенсии является правом, а не обязанностью и может осуществляться в любое время после возникновения такого права на трудовую пенсию, тогда как предусмотренные ст. 28 ФЗ «О ветеранах» льготы гарантируются самим Законом и реализуются при предъявлении лишь соответствующего удостоверения.
Кроме того, как ФЗ от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, так и ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ предусматривают назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста - 60 лет в зависимости от конкретных условий назначения пенсии различными категориями граждан, возраст, дающий право на ее назначение, может быть различным.
Пенсия за выслугу лет согласно ст.13 Закона РФ от 12 февраля 1993 года № 4469-1 назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной 20 лет, вместе с тем, в исключение из общего правила, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигли на день увольнения 45-летнего возраста и имеют общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.
Как следует из ст. 2 ФЗ № 166-ФЗ от 15 декабря 2001 года пенсия за выслугу лет предоставляется в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы при достижении установленной законом выслуги.
Применительно к проходившим военную службу, назначение пенсии за выслугу лет независимо от достижения общеустановленного пенсионного
возраста призвано, кроме того, создавать условия для их адаптации к гражданской жизни, способствовать переходу в другие сферы занятости, не допуская при этом существенного снижения уровня жизни в связи с изменением рода деятельности и профессии.
Принимая во внимание, что Зотов С.А. достиг возраста, дающего права на назначение пенсии в соответствии с ФЗ №166-ФЗ от 15 декабря 2001 года «О государственном пенсионном обеспечении в РФ», награжден ведомственными знаками отличия в труде, то он относится к категории ветеранов труда.
Согласно ч. 2 Постановления Администрации Тульской области от 08 мая 2007 года № 217 «О порядке выдачи удостоверения «Ветеран труда» - лицу, которому присвоено звание «Ветеран труда», выдается удостоверение «Ветеран труда» соответствующего образца.
Поскольку Зотов С.А. имеет награждение ведомственными знаками отличия в труде и трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет, то суд находит его требования о признании за ним права на присвоение звания «Ветеран труда», обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Суд считает необходимым и возможным обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Зотову С.А. удостоверение «Ветеран труда».
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по его письменному ходатайству, суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истцом заявлены требования о взыскании в его пользу судебных расходов в размере <данные изъяты>, в обоснование чего представлена квитанция по приходному кассовому ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты> в счет подготовки искового заявления о присвоении звания «ветеран труда», а также квитанция и чек-ордер об уплате госпошлины от ДД.ММ.ГГГГ на сумму <данные изъяты>
Следуя правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 21 декабря 2004 № 454-О, реализация права по уменьшению суммы расходов судом возможна лишь в том случае, если он признает эти расходы чрезмерными в силу конкретных обстоятельств дела.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым - на реализацию требования статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Учитывая сложность настоящего гражданского дела, исходя из принципа разумности, суд находит требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов на оплату юридических услуг в размере <данные изъяты> явно завышенными и считает, что в этой части исковые требования Зотова С.А. подлежат удовлетворению частично, в размере <данные изъяты> в счет подготовки искового заявления о присвоении звания «ветеран труда».
Что касается судебных расходов по уплате истцом государственной пошлины в размере <данные изъяты>, то в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера физическими лицами уплачивается государственная пошлина в размере - <данные изъяты>.
Из изложенного следует, что Зотовым С.А. в федеральный бюджет излишне уплачена государственная пошлина в размере <данные изъяты> в связи с чем, в силу ст. ст. 94, 98 ГПК РФ с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» в пользу Зотова С.А. надлежит взыскать судебные расходы в виде возврата уплаченной при подаче искового заявления государственной пошлины в размере <данные изъяты>
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Зотова С.А. к Государственному учреждению Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» о признании незаконным решения по отказу в присвоении звания «ветеран труда», признании права на присвоении звания «ветеран труда», взыскании судебных расходов удовлетворить частично.
Признать за Зотовым С.А. право на присвоение звания «Ветеран труда».
Обязать Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы» выдать Зотову С.А. удостоверение «Ветеран труда».
Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» в пользу Зотова С.А. судебные расходы за подготовку искового заявления в размере <данные изъяты>.
Взыскать с Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения г.Тулы» в пользу Зотова С.А. государственную пошлину в размере <данные изъяты>
В остальной части в иске Зотову С.А. – отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г.Тулы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий