Дело № 5-21 /2018
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
г. Березники 21 марта 2018 года
Судья Березниковского городского суда Пермского края Петрова Е.А.
при секретаре судебного заседания Рожковой Ю.В.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, - Красных О,А. ,
потерпевшего К.Р. , его представителя Файзулина А.Т., действующего на основании устного заявления,
рассмотрев в помещении Березниковского городского суда Пермского края дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении:
Красных О,А. , ..... года рождения, уроженца ....., ....., ..... имеющего на иждивении ....., работающего в ....., юридический адрес места осуществления деятельности: .....
у с т а н о в и л:
..... участковым уполномоченным МО МВД России «Березниковский» Б.А. в отношении Красных О,А. составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, согласно которому ..... уведомлением № Управления по связям с общественностью и вопросам внешней политики администрации ..... в лице начальника Красных О,А. было отказано К.Р. в проведении ..... публичного мероприятия в форме пикета на площадке возле входа на Центральный рынок ..... со стороны ...... ..... судебной коллегией по административным делам Пермского краевого суда вынесено определение по гражданскому делу – апелляции № о признании незаконным решения администрации ....., изложенного в письменном ответе К.Р. от ...... Тем самым должностное лицо ..... Красных О,А. воспрепятствовало проведению пикетирования в соответствии с законодательством РФ.
Красных О,А. вину не признал. Указал, что в его действиях отсутствует состав административного правонарушения, поскольку умысла на воспрепятствование проведения пикета у него не было. Решение им было принято на основании Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ.
Потерпевший К.Р. в судебном заседании просил привлечь Красных О,А. к административной ответственности. Считает, что решением Красных О,А. были нарушены его конституционные права на проведение публичного мероприятия.
Представитель потерпевшего – Файзулин А.Т. полагал, что в действиях Красных О,А. усматривается состав правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ, учитывая, что им было принято незаконное решение об отказе К.Р. в согласовании публичного мероприятия.
Должностное лицо Б.А. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Рассмотрев дело об административном правонарушении, выслушав Красных О,А. , К.Р. , его представителя, исследовав материалы дела, обозрев административное дело №, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Статьей 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них.
Объектом рассматриваемого административного правонарушения является порядок проведения публичного мероприятия, который установлен Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее – Федеральный закон от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 19.06.2004 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» следует, что закон направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования.
В силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ публичное мероприятие – открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Согласно п. 1 ст. 2 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», пикетирование – одна из форм публичного мероприятия, под которым понимается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в формах собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных и религиозных объединений, целью которой является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики; при этом, пикетирование - это способ публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемых объектов одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты, иные средства наглядной агитации.
Проведение публичного мероприятия основывается на принципе законности, т.е., соблюдении положений Конституции Российской Федерации, Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»).
В соответствии с частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона уведомление о проведении публичного мероприятия не требуется при проведении собрания и пикетирования одним участником.
Одним из принципов, на которых основывается проведение публичного мероприятия, является принцип законности – соблюдения положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2004 № 54-ФЗ).
Исходя из провозглашенной в преамбуле Конституции Российской Федерации цели утверждения гражданского мира и согласия и учитывая, что в силу своей природы публичные мероприятия (собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование) могут затрагивать права и законные интересы широкого круга лиц - как участников публичных мероприятий, так и лиц, в них непосредственно не участвующих, - государственная защита гарантирует только право на проведение мирных публичных мероприятий, которое, тем не менее, может быть ограничено федеральным законом в соответствии с критериями, предопределяемыми требованиями статей 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, на основе принципа юридического равенства и вытекающего из него принципа соразмерности, то есть в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Такой подход согласуется с общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе закрепленными во Всеобщей декларации прав человека, согласно пункту 1 статьи 20 которой каждый человек имеет право на свободу мирных собраний, и в Международном пакте о гражданских и политических правах, статья 21 которого, признавая право на мирные собрания, допускает введение обоснованных ограничений данного права, налагаемых в соответствии с законом и необходимых в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц.
Федеральный законодатель, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации полномочия по регулированию и защите прав и свобод человека и гражданина, установил в Федеральном законе от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 7).
Во исполнение данной правовой нормы Законодательным собранием Пермской области был принят Закон № 2538-560 «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия и местах проведения публичного мероприятия на территории Пермского края» (далее – Закон Пермской области № 2538-560 от 10.10.2005).
Закон Пермской области № 2538-560 от 10.10.2005 в соответствии с ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в Правительство Пермского края или в органы местного самоуправления Пермского края и определяет места проведения публичного мероприятия на территории Пермского края.
Согласно правовой позиции, сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации в Определениях от 24 октября 2013 года № 1618-О, от 24 октября 2013 года № 1619-О, Федеральный закон от 19 июня 2004 года № 54-ФЗ в целях обеспечения мирного, доступного и безопасного характера публичных мероприятий, проводимых в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, закрепляет права и обязанности организатора публичного мероприятия (статьи 5, 7, 9, 11), участников публичного мероприятия (статья 6), а также органов публичной власти и их должностных лиц (статьи 12 - 17). Данным положениям корреспондируют положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которыми предусмотрена административная ответственность за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях (статьи 5.38, 20.2), в том числе ответственность участника публичного мероприятия за нарушение установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (части 5 и 6 статьи 20.2). При этом в силу общих положений данного Кодекса (часть 1 статьи 2.1) ответственность участника публичного мероприятия может наступать только в случае совершения им противоправных, виновных действий или его противоправного, виновного бездействия.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ, проявляется: в воспрепятствовании организации публичного мероприятия; в воспрепятствовании его проведению; в воспрепятствовании участию в нем; принуждению к участию в публичном мероприятии – конкретно в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании.
Формы, способы и приемы воспрепятствования указанному конституционному праву граждан довольно разнообразны и могут проявляться как в действиях, так и в бездействии.
Из материалов дела следует, что ..... уведомлением № Управления по связям с общественностью и вопросам внешней политики администрации ..... в лице начальника Красных О,А. было отказано К.Р. в проведении ..... публичного мероприятия в форме пикета на площадке возле входа на ..... ..... со стороны ......
Решением Березниковского городского суда Пермского края от ..... административные исковые требования К.Р. к администрации ..... о признании незаконным решения от ..... об отказе в согласовании публичного мероприятия в форме пикета оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пермского краевого суда от ..... решение Березниковского городского суда ..... от ..... отменено, по делу принято новое решение о признании незаконным решения администрации ..... края, изложенном в письме от ..... №, об отказе К.Р. в проведении публичного мероприятия в форме пикета на площадке возле входа на ..... ..... со стороны ..... ......
Тем самым должностное лицо ..... Красных О,А. воспрепятствовало проведению пикетирования в соответствии с законодательством РФ.
В данном случае объективная сторона правонарушения состоит в активных действиях, которые выражаются в принятии начальником Управления по связям с общественностью и вопросам внутренней политики Красных О,А. решения, препятствующем возможности проведения публичного мероприятия.
Согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения» при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со статьей 26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ).
Вина Красных О,А. в совершенном административном правонарушении подтверждается следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении № от ..... (л.д. 1), письмом начальника Управления по связям с общественностью и вопросам внутренней политики Красных О,А. № от ..... (л.д. 8), объяснением Красных О,А. от ....., из которого следует, что ..... в администрацию ..... обратился К.Р. с уведомлением о проведении публичного мероприятия в форме пикета ..... с ..... на площадке у входа на ..... ...... В своем уведомлении К.Р. указал, что предполагаемое количество участников пикета составит до 5 человек, для проведения мероприятия будет использоваться сборно-разборная конструкция. ..... К.Р. администрацией ..... было отказано в проведении пикета. Березниковским городским судом административные исковые требования К.Р. о признании решения администрации ..... незаконным были оставлены без удовлетворения. Пермским краевым судом решение Березниковского городского суда было отменено. Администрация ..... с данным решением не согласна. Считает, что согласно требованиям закона администрация ..... вынесла обоснованное решение об отказе К.Р. в проведении пикета ....., умысла на воспрепятствование проведения пикета не было (л.д. 20-21), решением Березниковского городского суда от ..... (л.д. 21-25 адм.дела №), апелляционным определением Пермского краевого суда от ..... (л.д. 46-48), распоряжением администрации ..... № от ..... о переводе Красных О,А. на должность начальника Управления по связям с общественностью и вопросам внутренней политики с ..... (л.д. 25), должностной инструкцией начальника Управления по связям с общественностью и вопросам внутренней политики (л.д. 26-30).
Действия Красных О,А. подлежат квалификации как правонарушение, предусмотренное ст. 5.38 КоАП РФ, т.е. воспрепятствование организации или проведению пикетирования.
Непризнание Красных О,А. вины в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.38 КоАП РФ, судья расценивает как способ защиты и желание избежать административного наказания за совершенное правонарушение.
Санкция ст. 5.38 КоАП РФ предусматривает наказание в виде административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В ходе судебного заседания установлено, что Красных О,А. с ..... является начальником Управления по связям с общественностью и вопросам внутренней политики (л.д. 25).
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1); при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 2 статьи 4.1).
Обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность Красных О,А. , в ходе рассмотрения дела не установлено.
При назначении наказания судья учитывает характер совершенного административного правонарушения, обстоятельства совершения правонарушения, личность Красных О,А. , его имущественное и семейное положение. Исходя из принципов законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности ответственности, считаю, что Красных О,А. возможно назначить административное наказание в виде штрафа в размере 30000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
признать Красных О,А. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 5.38 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 30000 (тридцати тысяч) рублей.
В соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях штраф должен быть уплачен в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Управление Федерального Казначейства по Пермскому краю №
Постановление может быть обжаловано и опротестовано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд Пермского края в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья (подпись) Е.А. Петрова
Копия верна. Судья