№ 12- 789/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 ноября 2017 года г. Ижевск
Судья Индустриального районного суда г. Ижевска Фролычева Е.А.,
при секретаре Бессоновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Котова Вячеслава Алексеевича на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Котов В.А. обратился в суд с жалобой на постановление 18 № по делу об административном правонарушении от -Дата-, вынесенное врио начальника отделении ЛЛР по г. Ижевску УФСВНГ России по УР майором полиции Переятенец С.А., просил заменить административное наказание в виде штрафа на административное наказание в виде предупреждения или снижения размера административного штрафа менее минимального предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.
Доводы жалобы мотивировал тем, что в результате плановой проверки объектов охраны филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» по УР по адресам: ... и ... были выявлены допущенные нарушения правил хранения, учета оружия и патронов к нему, а также правил оборота оружия, в результате чего он был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ и ему было назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей. С данным постановлением он не согласен в части п.п. 1,2,3,4 описанных по адресу ..., по мотивам, изложенным в жалобе. Просит учесть, что те нарушения, которые имели место, были немедленно устранены. Просит принять во внимание смягчающие вину обстоятельства.
В судебном заседании Котов В.А. доводы жалобы поддержал в полном объеме, суду пояснил, что с частью обжалуемого постановления он не согласен, так как все их действия на объектах охраны были в соответствии с инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ, кроме той части нарушений, которые возникли из-за неправильной трактовки ими указанной инструкции. После проведенной проверки нарушения были немедленно устранены. В данной должности он состоит 15 лет, ранее к административной ответственности не привлекался, имеет благодарственные письма и приказы о поощрении за службу.
В судебное заседание не явился представитель отделения ЛРР по г. Ижевску УФСВНГ России по УР, о месте и времени рассмотрения дела извещался надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомил.
Суд определил: рассмотреть дело в отсутствие должностного лица.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В силу части 1 статьи 20.8 КоАП РФ административным правонарушением признается нарушение правил производства, продажи, хранения, уничтожения или учета оружия и патронов к нему, взрывчатых веществ и взрывных устройств, пиротехнических изделий IV и V классов, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации регулируются нормами Федерального закона от 13.12.1996 № 150-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об оружии» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2017).
В соответствии со статьей 22 ФЗ № 150-ФЗ «Об оружии» гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц. Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.
На основании пункта 8 Постановления Правительства РФ N 814 от 21 июля 1998 года «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» поручено Министерству внутренних дел Российской Федерации утвердить Инструкцию о контроле органов внутренних дел за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации.
В целях реализации Постановления приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 12 апреля 1999 года № 288 утверждена соответствующая Инструкция.
Таким образом, вопросы, связанные: с установлением требований к сохранности и безопасности хранения гражданского и служебного оружия и патронов к нему, направленных на исключение доступа к ним посторонних лиц; разграничению компетенции должностных лиц органов внутренних дел по осуществлению контрольных функций в сфере оборота оружия и патронов; определению требований к юридическим лицам и гражданам при реализации законных прав, связанных с использованием оружия, а также систему мер по обеспечению безопасности при владении оружием; установлению обязательных требований по ведению учета оружия и патронов – регулируются Инструкцией по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России № 288 от 12.04.1999 г. (далее Инструкция).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об оружии» на органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации, возлагается обязанность выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, осуществлять контроль за его оборотом на территории Российской Федерации.
Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что 28 августа 2017 по адресу: ... при проверке условий обеспечения сохранности оружия и патронов к нему в филиале ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» - Котовым В.А., допущены нарушения правил хранения, учёта оружия и патронов к нему, а именно: п. 124, пп. «а» п. 133, п. 146, пп. «г» п. 127, п. 169.6, п. 141, п. 169.3, п. 176 Инструкции.
Кроме того, 28 августа 2017 года сотрудниками подразделения ЛРР на объекте охраны филиала ФГУП «СВЯЗЬ-безопасность» по адресу: ... «ВТБ» установлены следующие нарушения правил оборота оружия, а именно: пп. «а» п. 127, п. 143 Инструкции; п. 62 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814; статьи 22 ФЗ «Об оружии», п. 55 Постановления Правительства РФ от 21.07.1998 г. № 814.
Согласно пункту 124 Инструкции учету подлежит все оружие и патроны, имеющиеся у юридических лиц. Учет оружия или патронов ведется по нарядам, накладным, карточкам, ведомостям, актам и другим приходно-расходным документам, а также реестрам, книгам и журналам учета оружия и патронов. Допускается ведение учета на электронно-вычислительных средствах при обязательном ежедневном выводе данных на бумажные и магнитные носители с отражением каждой операции по движению оружия и патронов. Используемые для этого бланки формализованных документов должны соответствовать установленным настоящей Инструкцией формам предусмотренных реестров, книг и журналов учета.
Согласно пункту пп. «а» пункта 133 Инструкции юридическими лицами с особыми уставными задачами ведутся: а) книги номерного учета и персонального закрепления оружия и патронов.
Согласно пункту 146 Инструкции в организациях проводятся ежеквартальные (за отчетный период текущего года) сверки соответствия фактического наличия оружия и патронов учетным данным, имеющимся в реестрах, книгах, журналах и иных учетных документах. Сверки оружия проводятся комиссионно лицами, назначенными приказом руководителя юридического лица, а при необходимости - с участием сотрудников подразделений лицензионно-разрешительной работы по месту учета оружия. Перед проведением сверок в реестрах, книгах и журналах учета оружия и патронов подводятся итоги, которые заверяются подписями лиц, ответственных за сохранность оружия и патронов. При отсутствии расхождений в результатах проведенных сверок в книгах учета оружия и патронов производятся отметки с указанием даты их проведения "Сверка проведена. Расхождений нет" и заверяются подписями лиц, проводивших проверку.
Согласно пп. «г» п. 127 Инструкции книга учета посещений объекта и подключений сигнализации на пульт централизованного наблюдения вневедомственной охраны при органах внутренних дел (ПЦН).
Согласно пункту п. 169.6 Инструкции комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно-пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.
Согласно пункту п. 141 Инструкции книги учета наличия и движения, а также номерного учета и закрепления оружия являются основными документами текущего учета оружия, состоящего на балансе юридических лиц, а также полученного во временное пользование в органах внутренних дел или в других государственных военизированных организациях. В отдельных разделах данных книг допускается ведение учета специальных средств самообороны и защиты, разрешенных к использованию работниками юридических лиц, а также инструмента, расходных материалов и принадлежностей к оружию.
Согласно пункту п. 169.3 Инструкции дверные проемы оборудуются: решетчатой дверью из прутка диаметром не менее 16 мм с размером ячеек не более 150 х 150 мм, который также приваривается по периметру и диагоналям.
Согласно пункту п. 176 Инструкции в каждом месте хранения оружия и патронов вывешивается опись с указанием количества размещенных в них сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажей, их порядковых и инвентарных номеров, а также номеров печатей и оттисков пломбиров, которыми они опечатываются. Описи сейфов, шкафов, пирамид, ящиков и стеллажные ярлыки подписываются лицами, ответственными за сохранность оружия, и уточняются ими путем внесения в них изменений. На входной двери места хранения оружия и патронов прикрепляется бирка с указанием фамилии и инициалов лица, ответственного за сохранность и противопожарное состояние помещения.
Согласно пункту п. 143 Инструкции выдача оружия и патронов лицом, ответственным за их хранение, осуществляется работникам организации или учреждения после внесения соответствующих записей в книгу приема и выдачи оружия под роспись лица, за которым закреплено оружие.
Согласно пункту 62 Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 (ред. от 17.05.2017) «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» (вместе с «Правилами оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации», «Положением о ведении и издании Государственного кадастра гражданского и служебного оружия и патронов к нему») - Ношение и использование оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение, хранение и использование конкретных видов, типов и моделей оружия с учетом ограничений, установленных Федеральным законом «Об оружии».
Согласно пункту 55 Постановление Правительства РФ от 21.07.1998 № 814 - Юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц. Оружие и патроны в соответствии с требованиями, установленными Министерством внутренних дел Российской Федерации, подлежат хранению в изолированных помещениях, специально оборудованных для этих целей, оснащенных техническими средствами охраны и иными средствами защиты, в запирающихся на замок сейфах или металлических шкафах. При этом объемы хранения патронов, дымного или бездымного пороха в заводских упаковках, сейфах или металлических шкафах определяются комиссией, образуемой в установленном порядке, исходя из требований противопожарной безопасности, но не более 50 килограммов расфасованного для розничной торговли дымного или бездымного пороха. Порядок и условия хранения оружия и патронов в процессе их производства устанавливаются Министерством промышленности и торговли Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Факт совершения Котовым В.А. административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 20.8 Кодекса, подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами: протоколом об административном правонарушении № № и приложением к нему от 28.08.2017 г.; актом проверки наличия, организации хранения, учета и технического состояния оружия и патронов от -Дата-; рапортом инспектора ОЛРР по ... УФСВНГ России по ... ФИО5; разрешением на хранение и использование оружия и патронов к нему от -Дата-, выданное Котову В.А.; приказом от -Дата- №.
Действия Котова В.А. правильно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ.
Вместе с тем полагаю, что назначенное Котову В.А. наказание подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).
Согласно части 2 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Тем самым законодатель предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в пределах нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также подтверждающих ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
Из системного толкования указанных выше норм КоАП РФ следует, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, должны привести мотивы назначения лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, соответствующего административного наказания в пределах санкции статьи, предусматривающей ответственность за совершенное административное правонарушение.
Санкцией ч. 1 ст. 20.8 КоАП РФ предусмотрено административное наказание на должностных лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Назначая Котову В.А. административное наказание в виде штрафа в размере 50 000 рублей, должностным лицом выводы в этой части не мотивированы. Каких-либо отягчающих вину обстоятельств не установлено и в постановлении от 28 августа 2017 года не приведено, должностным лицом не дана оценка личности виновного.
В соответствии с частью 2.2 статьи 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей.
На основании части 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Таким образом, в связи отсутствием отягчающих обстоятельств, наличием смягчающих обстоятельств (добровольное устранение допущенных нарушений), личности Котова В.А. (наличие приказов: о занесении на Доску почета, о поощрениях, о награждениях почетными грамотами) и его имущественного положения, суд считает возможным в соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ изменить постановление, применив нормы частей 2.2 и 2.3 статьи 4.1 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
постановление № № от 30 августа 2017 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесенное в отношении Котова Вячеслава Алексеевича, изменить в части назначения наказания.
Заменить меру ответственности Котова Вячеслава Алексеевича за совершенное по ч. 1 ст. 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушение на административный штраф в размере 25 000 (двадцать пять тысяч) руб.
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный суд Удмуртской Республики в течение 10 дней со дня получения решения через Индустриальный районный суд г. Ижевска.
Судья Е.А. Фролычева