Решение по делу № 2-312/2018 ~ М-248/2018 от 28.05.2018

Дело №2-312/2018г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Карагай                        19 июля 2018 года

Карагайский районный суд Пермского края в составе судьи Подюковой Л.В., при секретаре Новиковой Ю.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Карагайского муниципального района Пермского края к К.К.С. о взыскании неосновательного обогащения, процентов за пользования чужими денежными средствами,

установил:

Администрация Карагайского муниципального района Пермского края обратилась в суд с иском к К.К.С. о взыскании с неё в бюджет Карагайского муниципального района неосновательного обогащения в размере <данные изъяты> и процентов за пользование чужими денежными средствами в сумме <данные изъяты>.

В обоснование требований указала, что ответчик К.К.С., являясь участником приоритетного регионального проекта «Устойчивое развитие сельских территорий» в Пермском крае в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ», на средства государственной поддержки приобрела в собственность со членами семьи жилой дом общей площадью 102,7 кв.м. по адресу <адрес>. С К.К.С. ДД.ММ.ГГГГ было заключено соглашение о предоставлении социальной выплаты для строительства (приобретения) жилья в сельской местности.

Между Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края и Администрацией Карагайского муниципального района были заключены соглашения о предоставлении субсидий за счет средств федерального бюджета и средств Пермского края на софинансирование расходных обязательств Карагайского муниципального района по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период до ДД.ММ.ГГГГ» и приоритетного регионального проекта «Устойчивое развитие сельских территорий».

Контрольно-счетной палатой была проведена проверка деятельности администрации Карагайского муниципального района в части оценки эффективности реализации программного мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов» Федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ годы и на период по ДД.ММ.ГГГГ», приоритетного регионального проекта «Устойчивое развитие сельских территорий», по результатам которой ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о выявленных нарушениях номинативных требований, а именно, администрацией не обеспечено соблюдение порядка расчета размера социальной выплаты отдельным гражданам, социальная выплата произведена в размерах, превышающих нормативно предусмотренные, приведенные обстоятельства указывают на нарушение нормативно установленных требований при предоставлении социальной выплаты, финансируемой за счет средств субсидий федерального и регионального бюджетов.

Разница между размером предоставленной социальной выплаты и размером социальной выплаты, рассчитанной исходя из фактической стоимости 1 кв.м. общей площади фактически приобретенного жилья, составляет <данные изъяты>.

Оснований для признания сделки по приобретению жилья, совершенной ответчиком, недействительной нет, в то же время администрацией района допущен перерасход средств бюджета Пермского края.

Кроме того, в силу ст.395 ГК РФ за пользование чужими денежными средствами начислены проценты в сумме <данные изъяты>.

Представители истца в судебном заседании на иске настаивали, поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении.

<¦,

Ответчик К.К.С. в судебном заседании с иском не согласилась, указав, что Типовое соглашение она не читала, а в администрации района ей не разъяснили, что стоимость квадратного метра может быть пересмотрена. Если бы ей стоимость квадратного метра пересчитали, она бы не стала торговаться с продавцом о снижении цены. С договором купли-продажи ответчик приходила в администрацию три раза, приносила на проверку. Когда ей сказали, что все правильно, она договор подписала. О том, что у неё основательное обогащение, она узнала, когда получила копию искового заявления из суда. С процентами она также не согласна, т.к. её вины нет.

Представитель третьего лица администрации Карагайского сельского поселения Адодина А.С., действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования администрации Карагайского муниципального образования поддержала, пояснила, что для реализации на территории Карагайского сельского поселения муниципальной целевой программы «Устойчивое развитие Карагайского сельского поселения» подпрограммы «Устойчивое развитие сельских территорий» муниципальной программы «Развитие сельского хозяйства в Карагайском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ» с администрацией <адрес> было заключено соглашение о передаче части полномочий Карагайского сельского поселения, а также финансовых средств

в форме иных межбюджетных трансфертов, необходимых для исполнения полномочий по реализации муниципальной программы, администрации района. Ответчик при подаче заявления о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП « Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ» была ознакомлена под роспись с условиями участия в указанной программе.

Третье лицо - Министерство финансов <адрес> своего представителя в судебное заседание не направил, представил отзыв, в котором исковые требования администрации Карагайского муниципального района поддерживает в полном объеме, считает их обоснованными и подлежащими удовлетворению, так как проверкой установлено, что К.К.С. осуществлено приобретение жилого помещения, превышающей расчетную, в связи с чем, стоимость 1кв.м. приобретенного жилья меньше расчетной стоимости 1кв.м. жилого помещения, поэтому со стороны ответчика имело место неосновательное обогащение в сумме <данные изъяты>.

Третье лицо — Министерство сельского хозяйства Пермского края своего представителя в судебное заседание не направило, отзыв по заявленному иску не представило.

Выслушав представителей истца, ответчика, представителя администрации Карагайского сельского поселения, исследовав представленные документы, суд приходит к следующему.

Согласно подп.1 пункта 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации ( далее-ГК РФ), гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с п.1, п.4 ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами ( статья 422).

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2013 № 598 утверждена Федеральная целевая программа (с последующими изменениями и дополнениями) « Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ», основной целью мероприятий которой является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.

Порядок и условия предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляется в соответствии с правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ.

Постановлением Правительства РФ №598 от 15.07.2013года было утверждено Типовое положение « О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе, молодым семьям и молодым специалистам».

Настоящее Типовое положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство( приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

B соответствии с подп. «в» п.4 Типового положения, право на получение социальной выплаты гражданин имеет при соблюдении в совокупности ряда условий, одним из которых является наличие собственных и ( или)заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства ( приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 13 настоящего Типового положения, а также средств, необходимых для строительства ( приобретения) жилья в случае, предусмотренном пунктом 18 настоящего Типового положения.

Согласно п. 12 Типового положения, право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством, не являющимся ценной бумагой, по форме, предусмотренной приложением №5 к Программе (далее-свидетельство). Срок действия свидетельства составляет один год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

Выдача свидетельства получателю социальной выплаты осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее-орган исполнительной власти).

Пунктом 13 Типового положения установлено, что расчетная стоимость строительства ( приобретения) жилья, используемая для расчета размера социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади жилого помещения, установленного для семей разной численности ( 33кв.метра- для одиноко проживающих граждан, 42 кв.метра- на семью из 2 человек и по 18 кв. метров на каждого члена семьи при численности семьи, составляющей 3 и более человек), и стоимости 1 кв. метра общей площади

<данные изъяты>

Орган исполнительной власти вправе устанавливать стоимость 1 кв. метра общей площади жилья дифференцированно по муниципальным районам, сельским поселениям, сельским населенным пунктам и рабочим поселкам, а также по строительству и приобретению жилья (п. 14 Типового положения).

Пунктом 15 Типового положения установлено, что в случае если фактическая стоимость 1 кв.метра общей площади построенного (приобретенного) жилья меньше стоимости 1 кв. метра общей площади жилья, определенной органом исполнительной власти, размер социальной выплаты подлежит пересчету исходя из фактической стоимости 1 кв. метра общей площади жилья.

Пунктом 18 Типового положения установлено, что получатель социальной выплаты вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 13 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.

Постановлением Правительства Пермского края -п от ДД.ММ.ГГГГг. утвержден порядок предоставления субсидий из бюджета Пермского края на реализацию муниципальных программ, инвестиционных проектов муниципальных образований Пермского края, в том числе данный порядок регламентирует мероприятия, финансируемые в рамках реализации федеральной целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ и на период до ДД.ММ.ГГГГ».

Постановлением администрации Карагайского муниципального района Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная программа « Развитие сельского хозяйства в Карагайском муниципальном районе на ДД.ММ.ГГГГ».

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ.между администрацией Карагайского муниципального района Пермского края и К.К.С. заключено соглашение о предоставлении социальной выплаты для строительства ( приобретения) жилья в сельской местности в рамках реализации ФЦП « Устойчивое развитие сельских территорий на ДД.ММ.ГГГГ года и на период до ДД.ММ.ГГГГ», ПРП « Устойчивое развитие сельских территорий», согласно п.2.1.1. администрация обязуется выдать « Получателю социальной выплаты» свидетельство о предоставлении социальной выплаты, для открытия в одном из учреждений кредитной организации именного блокированного целевого счета и согласно п. 2.2.2. перечислить на указанный счет бюджетные средства.

ДД.ММ.ГГГГ ответчику была предоставлена социальная выплата в размере <данные изъяты>, в том числе: средства федерального бюджета в размере <данные изъяты>, средства бюджета субъекта РФ в размере <данные изъяты>, средства местного бюджета в размере <данные изъяты>.

Размер социальной выплаты определялся исходя из стоимости 1 кв. м. в <данные изъяты>, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от ДД.ММ.ГГГГ на 1 квартал ДД.ММ.ГГГГ расчетной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по Карагайскому муниципальному району Пермского края

ДД.ММ.ГГГГ с блокированного счета К.К.С. перечислены денежные средства в размере <данные изъяты> ( социальная выплата) на счет покупателя ФИО2 по договору купли-продажи жилого дома и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно договору купли-продажи жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, К.К.С., действующая в интересах себя и троих несовершеннолетних детей, и ФИО1 приобрели в общую долевую.собственность по 1/5 доли каждому: земельный участок площадью 1328 кв.м., для ЛПХ за счет собственных средств в размере <данные изъяты> и жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 102,7 кв. метра за <данные изъяты>, из которых <данные изъяты>- социальная выплата, <данные изъяты>. – собственные средства рублей, <данные изъяты> - средства материнского капитала, то есть; стоимость одного квадратного метра фактически составила <данные изъяты> переплата составила <данные изъяты>.

Министерством финансов Пермского края ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения бюджетного законодательства администрацией Карагайского муниципального района Пермского края при использовании средств бюджета Пермского края, выделенных на реализацию мероприятия «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности», в результате которой составлен акт выездной внеплановой проверки и указано, что выявлена переплата средств бюджетов различных уровней в результате неосуществления пересчета размера социальной выплаты отдельным получателям, в том числе и К.К.С., которой приобретено жилье, фактическая стоимость 1кв.м. общей площади которого меньше стоимости 1 кв.м. общей площади жилья, в нарушение п. 15 Типового положения ФЦП, п.п. 8.4, 8.5 Порядка ( л.д. 11-21), в связи с чем главе Карагайского муниципального района было направлено предписание № ПП-02 от ДД.ММ.ГГГГг. о возмещении в срок до ДД.ММ.ГГГГ федеральному бюджету на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств министерства сельского хозяйства продовольствия Пермского края денежных средств в сумме <данные изъяты> и бюджету Пермского края на лицевой счет главного распорядителя бюджетных средств Министерства территориального развития Пермского в <данные изъяты> средств субсидии, излишне выплаченных получателям социальной выплаты, в том числе и К.К.С.

Администрацией Карагайского района Пермского края указанное предписание Министерства финансов Пермского края исполнено в полном объеме путем перечисления денежных средств в предъявленном предписании размере, в том числе по К.К.С. <данные изъяты>, что подтверждается заявками на возврат от ДД.ММ.ГГГГг. и от ДД.ММ.ГГГГ, расшифровкой сумм по получателям социальной выплаты, выписками из лицевого счета администрации доходов бюджета от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, хоть действия ответчика и не носят виновный характер, поскольку на нее, как на получателя средств, не возложена обязанность по осуществлению расчета /перерасчета размера социальной выплаты, вместе с тем, со стороны ответчика, тем не менее, имело место неосновательное обогащение, учитывая, что К.К.С. получила социальную выплату в размере, превышающем размер, установленный законодательством, соответственно сумма переплаты составляет неосновательное обогащение и подлежит возврату.

В силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные главой 60 ГК РФ, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Согласно статьи 1109 Гражданского кодекса Российской Федерации, не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения:

имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное;

имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности;

заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки;

денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Указанные обстоятельства в данном случае не установлены и применению не подлежат.

Поскольку из бюджета Карагайского муниципального района в бюджет Пермского края осуществлена выплата превышения расходования бюджетных средств, предоставленных за счет федерального и регионального уровней бюджетной системы, в размере <данные изъяты>, в которую включается превышенный размер социальной выплаты, предоставленной ответчику- <данные изъяты>, данная сумма подлежит взысканию с ответчика в пользу бюджета Карагайского муниципального района Пермского края.

Вместе с тем, суд не находит оснований для взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ, о чем просил истец, поскольку данных, свидетельствующих о том, что ответчик в момент получения спорной субсидии и до рассмотрения настоящего спора по существу достоверно знала о незаконности ее получения, в материалы дела не представлено.

Поскольку истец в соответствии с подп.19 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика в доход местного бюджета.

Исходя из требований подп.1 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, размер государственной пошлины с учетом размера взысканной суммы составит <данные изъяты>, данная сумма подлежит взысканию с ответчика в бюджет Карагайского муниципального района Пермского края.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Взыскать с К.К.С. в пользу бюджета Карагайского муниципального района денежные средства в размере <данные изъяты>.

Взыскать с К.К.С. в доход местного бюджета госпошлину в размере <данные изъяты>

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Карагайский районный суд в течение месяца.

Судья                         Л.В.Подюкова

2-312/2018 ~ М-248/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Администрация Карагайского муниципального района Пермского края
Ответчики
Кайгородова Ксения Сергеевна
Суд
Карагайский районный суд Пермского края
Судья
Подюкова Любовь Владимировна
Дело на странице суда
karagai--perm.sudrf.ru
28.05.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.05.2018Передача материалов судье
30.05.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.05.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2018Подготовка дела (собеседование)
20.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.07.2018Судебное заседание
19.07.2018Судебное заседание
20.07.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.07.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2019Дело оформлено
01.07.2019Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее