Дело №2а-154/2020
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 апреля 2020 года г.Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Романовой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №2 по Республике Карелия к Рыбак П.П. о взыскании задолженности по транспортному налогу и пени,
установил:
Межрайонная ИФНС России №2 по Республике Карелия (далее – Инспекция) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Рыбак П.П. по тем основаниям, что ответчик является собственником транспортных средств, признаваемых объектами налогообложения: легкового автомобиля №; легкового автомобиля №; грузового автомобиля №. Транспортный налог за 2014г. исчислен в сумме 3228 руб., в том числе, на легковой автомобиль № – 371 руб.; на легковой автомобиль № – 553 руб.; на грузовой автомобиль № – 2304 руб. В связи с неисполнением обязанности по уплате взносов административному ответчику направлялось требование 14.10.2015 об уплате налога, однако в добровольном порядке задолженность в срок до 26.11.2015 не оплачена. На сумму задолженности исчислены пени за период с 18.06.2015 по 14.10.2015 в сумме 109,60 руб. Информация о задолженности была исчислена МИ ФНС №10 по Московской области, впоследствии передана административному истцу – МИ ФНС России №2 по РК. Считают, что пропущенный срок на подачу иска о взыскании указанной задолженности подлежит восстановлению, поскольку налогоплательщиком не исполнена конституционная обязанность по уплате налога. На основании изложенных обстоятельств, административный истец просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, взыскать с административного ответчика задолженность по транспортному налогу и пени в сумме 3337,60 руб.
Представители административного истца в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, исковые требования поддерживают в полном объёме.
Административный ответчик Рыбак П.П. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, возражений не представил.
Суд, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ и ч. 1 ст. 3 НК РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Пункт 1 части 1 статьи 23 НК РФ обязывает налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога (ст. 44 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
В силу ст. 14 НК РФ транспортный налог относится к региональным налогам.
В соответствии со ст. 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пп. 1 п.1 ст. 359 НК РФ).
В силу п.4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
В соответствии со ст.75 НК РФ в случае неуплаты налога в установленный срок на сумму недоимки начисляются пени одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, которые начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога.
Как разъяснено в п. 51 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации" при проверке соблюдения налоговым органом сроков направления требования об уплате пеней судам надлежит учитывать положения пункта 5 статьи 75 НК РФ, согласно которым пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Из приведенной нормы следует, что требование об уплате пеней, начисленных на сумму недоимки, возникшей по итогам конкретного налогового (отчетного) периода, направляется названным органом на основании пункта 1 статьи 70 НК РФ не позднее трех месяцев с момента уплаты налогоплательщиком всей суммы недоимки (в случае погашения недоимки частями - с момента уплаты последней ее части).
Судом установлено и подтверждается сведениями, представленными ОГИБДД ОМВД России по Беломорскому району от 31.03.2020, что у Рыбак П.П. в 2014 году имелись в собственности транспортные средства: ....
На вышеуказанное имущество Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области Рыбак П.П. был исчислен транспортный налог за 2014г. в размере 3228 руб.
14.10.2015 Межрайонной ИФНС России № 10 по Московской области в адрес Рыбак П.П. было направлено требование № 65402 об уплате транспортного налога в сумме 3228 руб. и пени в сумме 109,60руб. Однако данное требование в срок до 26.11.2015 не было исполнено.
По общему правилу, установленному п.2 ст.48 НК РФ, ч.2 ст.286 КАС РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
С исковым заявлением в суд налоговый орган обратился 24.03.2020.
Таким образом, срок обращения в суд с настоящим иском административным истцом пропущен.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом (ч.1 ст.95, ч.2 ст.286 КАС РФ).
Признание тех или иных причин пропуска срока уважительными относится к компетенции суда, рассматривающего вопрос о восстановлении указанного срока, возможность восстановления процессуального срока закон ставит в зависимость от усмотрения суда.
При этом учитывается, что к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.
Уважительных причин пропуска срока административным истцом не представлено.
Взыскание задолженности с истекшим сроком для обращения в суд влечет нарушение принципа правовой определенности и установленного законом порядка взыскания задолженности.
Административный истец, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, должен в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ (пп. 1, 3 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).
Таким образом, Инспекция является не только органом, обладающим властно-распорядительными функциями, но и органом, специализирующемся на правоприменении в области налоговых правоотношений, то есть не только объективно более сильной стороной в указанных административных правоотношениях, но и с учетом установленных п. 1 ст. 32 НК РФ полномочий налоговых органов и их должностных лиц, обладает объективно большей осведомленностью как о законодательстве о налогах и сборах, так и о связанном с ним законодательстве, регулирующем вопросы исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, в том числе, их взыскания.
Законодательно установленный срок для обращения с заявлением в суд (6 месяцев), является достаточным для подготовки необходимой документации, при этом срок обращения в суд по заявленной к взысканию суммы задолженности по налогу и пени существенно пропущен.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что истец имел возможность обратиться в суд в установленный законом срок, уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению налогового органа в суд с требованиями о взыскании с налогоплательщика задолженности по налогам и пени не имеется, что в силу положений п. 8 ст. 219 КАС РФ является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В соответствии с ч.4 ст.59 НК РФ в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам, недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, признается безнадёжной ко взысканию.
Руководствуясь ст.ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение одного месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова