Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1368/2019 ~ М-589/2019 от 15.02.2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

03 июня 2019 года     г. Самара

Октябрьский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Леонтьевой Е.В., при секретаре     судебного заседания Алексеевой О.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1368/2019 по административному иску ИФНС России по Советскому району г.Самары к Ханикаеву Владимиру Харитоновичу о взыскании задолженности по земельному налогу, пени,

УСТАНОВИЛ:

ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары обратилась в суд с указанным административным исковым заявлением к Ханикаеву В.Х., ссылаясь на то, что ответчик имеет в собственности земельные участки и является плательщиком земельного налога. Исходя из представленных Росреестром в налоговый орган сведений о кадастровой стоимости земельных участков Ханикаеву В.Х. по состоянию на дата налогоплательщик имеет задолженность по земельному налогу – 1 855 134, 00 рублей, которая подлежит взысканию. Впоследствии административным истцом были уточнены исковые требования, указано о списании задолженности по земельному налогу в размере 559 290, 93 рублей и необходимости взыскания налога за 2014 год в размере 164 838 руб., за 2015 год в размере 706 450 руб., за 2016 год в размере 442 234 руб. Просила суд с учетом уточнений взыскать с ответчика задолженность по земельному налогу в размере 1 313 522 руб. за период с 2014 по 2016 г., пени в размере 8 153, 98 руб.

В судебном заседании представитель истца ИФНС России по Октябрьскому району г.Самары – Пойда Е.С., действующая на основании доверенности, уточненные административные исковые требования поддержала, по основаниям указанным в иске.

Представитель ответчика Кулиев Э.И. в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, полагал, что срок исковой давности за 2014-2015 годы истцом пропущен, так же полагал, что истцом неверно рассчитан налог исходя из неправильно исчисленной кадастровой стоимости земельного участка.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В соответствии со ст. 3 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

В силу ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщиков устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату налога или сбора.

Согласно ч.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии со ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Согласно ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Согласно ст. 388 НК РФ, налогоплательщиками земельного признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (ст. 389 НК РФ).

В силу ст. 388 НК РФ Ханикаев В.Х. является налогоплательщиком земельного налога.

Согласно 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно абз. 1 и 4 ч. 1 и ч.4 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. Изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Согласно ст. 409 НК РФ направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с представленными суду свидетельством о государственной регистрации права собственности от дата. Ханикаев В.Х. являлся в заявленный налоговый период собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: в целях эксплуатации существующих зданий и сооружений и ведения хозяйственной деятельности, общая площадь 82 611 кв. м, адрес объекта: адрес б, кадастровый №....

В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.

Согласно ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Порядок, сроки уплаты и ставки земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории Республики Северная Осетия - Алания в 2016 году установлены устанавливаются Решениями Собрания представителей Бесланского городского поселения.

В силу п.3 ст.396 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами.

Согласно п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

В соответствии с представленным суду налоговым уведомлением №... от дата за ответчиком числится задолженность по уплате земельного налога, обязан уплатить до дата 1 860 693 руб.

Согласно п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Согласно статьи 48 НК Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Заявление о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Пропущенные по уважительной причине сроки подачи заявления о взыскании, установленные пунктами 2, 3 статьи 48 НК Российской Федерации, могут быть восстановлены судом.

Анализ взаимосвязанных положений пунктов 1 - 3 статьи 48 НК Российской Федерации свидетельствует об ограничении срока, в течение которого налоговый орган вправе обратиться в суд за взысканием налога, сбора, пеней, штрафов.

Данная позиция подтверждена разъяснениями, изложенными в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от дата N 1/9 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части 1 Налогового кодекса Российской Федерации", согласно которым при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 2 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд.

Принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от дата N 479-О-О).

Установлено, что вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г.Самары от дата оставлены без удовлетворения административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №... по РСО-Алания о взыскании с Ханикаева В.Х. задолженности по уплате земельного налога за период 2014 года в связи с пропуском пропущенного срока обращения за взысканием налога.

Кроме того, установлено, что административному ответчику направлялось требование об уплате налога №... по состоянию на дата, согласно которому у административного ответчика числилась, в том числе и задолженность по налогу за 2015 год в размере 541 612 рублей, которую в соответствии с данным уведомлением надлежало оплатить в срок до дата. По истечении установленного законом срока налоговый орган не обратился в суд за взысканием задолженности, в связи с чем суд полагает данный срок пропущенным.

Истец обратился в суд с иском дата, то есть по истечении срока, предусмотренного для обращения с указанным иском в суд, заявлений о восстановлении пропущенного срока суду не направлял, о решении суда от дата узнал только в период рассмотрения дела судом.

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд, наряду с вступившим в законную силу решением суда об отказе в удовлетворении требований налогового органа по аналогичным основаниям, является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований об уплате налога за 2014 год и 2015 год.

В части требований административного иска о взыскании о взыскании задолженности по налогу за 2016 год суд приходит к следующим выводам.

На основании пункта 2 статьи 375, пункта 1 статьи 391 и пункта 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по налогу на имущество организаций (в отношении отдельных объектов недвижимого имущества), земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (для субъектов Российской Федерации, перешедших к исчислению налога по кадастровой стоимости) определяется как кадастровая стоимость соответствующих объектов недвижимого имущества, указанная в Едином государственном реестре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

В соответствии со статьей 18 Федерального закона от дата № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" сведения о кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, со дня вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

Акт об утверждении кадастровой стоимости вступает в силу 1 января года, следующего за годом проведения государственной кадастровой оценки, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования (статья 15 Федерального закона от дата N 237-ФЗ).

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от дата N 17-П, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости в той части, в какой они порождают правовые последствия для налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен статьей 5 Налогового кодекса Российской Федерации. Указанной статьей предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

Таким образом, дата начала применения кадастровой стоимости определяется датой вступления в силу акта, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, а не датой фактического внесения сведений о кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.

Учитывая изложенное, применительно к кадастровой стоимости, определенной в соответствии с Федеральным законом от дата N 237-ФЭ, для целей налогообложения необходимо учитывать дату начала применения такой кадастровой стоимости, указанную в Едином государственном реестре недвижимости и совпадающую с датой вступления в силу акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости.

В соответствии с пунктом 15 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением указанной комиссии или решением суда, учитываются при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций начиная с налогового периода, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Аналогичные положения применительно к определению налоговой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц (в части, касающейся кадастровой стоимости) содержатся в пункте 1 статьи 391 и пункте 2 статьи 403 Кодекса.

Кроме того, положениями статьи 24.20 Закона об оценочной деятельности предусмотрено, что в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 Закона об оценочной деятельности, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации (включая цели налогообложения), с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.

Согласно сведениям, (из письма МИФНС №... по адрес предоставленным Росреестром, кадастровая стоимость земельного участка, расположенного по адресу: РСО -Алания, адрес6 с кадастровым номером №... по состоянию на дата составила 251 587 669,95 руб., по сведениям поступившим дата кадастровая стоимость с дата составила 798 848,37 руб.

При этом ссылка представителя административного ответчика о том, что решением суда от дата была установлена кадастровая стоимость земельного участка в размере 798 848, 37 руб. не может быть принята во внимание при рассмотрении исковых требований о взыскании задолженности по земельному налогу за 2016 год, поскольку данные требования не являлись предметом рассмотрения, кадастровая стоимость объекта данным решением на указанный период не устанавливалась.

Порядок, сроки уплаты и ставки земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории Республики Северная Осетия - Алания в 2016 году установлены Решением №... Собрания представителей Бесланского городского поселения от дата "Об установлении ставок земельного налога на территории Бесланского городского поселения".

Ставка земельного налога в отношении категории земель из принадлежащих ответчику земельных участков в 2016 году установлена в размере 0,30%.

Таким образом, сумма налога по земельному участку №...:дата год, исходя из кадастровой стоимости участка в 2016 году, составит 440 278 руб.

На основании изложенного, ответчику надлежит уплатить сумму налога по указанному объекту недвижимости в размере 440 278 руб.

В соответствии со ст. 75 НК РФ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начисляется пеня. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Согласно п. 4 указанной статьи пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Согласно п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

На основании изложенного, с ответчика подлежит взысканию сумма пени за 2016 года в размере 1 937, 22 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административный иск ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары к Ханикаеву Владимиру Харитоновичу о взыскании задолженности по земельному налогу удовлетворить частично.

Взыскать с Ханикаева Владимира Харитоновича в доход бюджета (ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары) задолженность по земельному налогу за 2016 год в размере 440 278 рублей, пени в размере 1 937, 22 рублей, а всего взыскать 442 215, 22 рублей.

Взыскать с Ханикаева Владимира Харитоновича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 7 622 рубля.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 10.06.2019 года.

Председательствующий         п/п     Леонтьева Е.В.

Копия верна:

Судья:

Секретарь:

2а-1368/2019 ~ М-589/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
ИФНС России по Октябрьскому району г. Самары
Ответчики
Ханикаев В.Х.
Другие
Межрайонная ИФНС России № 3 по Республике Северная Осетия-Алания
Суд
Октябрьский районный суд г. Самары
Судья
Леонтьева Е. В.
Дело на странице суда
oktyabrsky--sam.sudrf.ru
15.02.2019Регистрация административного искового заявления
15.02.2019Передача материалов судье
18.02.2019Решение вопроса о принятии к производству
18.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
12.03.2019Судебное заседание
01.04.2019Судебное заседание
13.05.2019Судебное заседание
27.05.2019Судебное заседание
03.06.2019Судебное заседание
10.06.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.07.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.07.2019Дело оформлено
19.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее