РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
2 августа 2013 года г.. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Шишкина А.Г.
с участием помощника прокурора Ставропольского района Самарской области Шнейдер Е.А..
при секретаре Мурыгиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1659/13 по исковому заявлению прокурора Ставропольского района Самарской области в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Оптик Лайн» об ограничении доступа к информации,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Ставропольского района Самарской области обратился с исковыми требованиями в интересах РФ и неопределенного круга лиц к ООО «Оптик Лайн» об ограничении доступа к информации.
Заявленные требования мотивированы тем, что прокуратурой Ставропольского района Самарской области в ходе проверки антинаркотического законодательства в сети Интернет выявлен сайт <адрес>. На данном сайте размещена информация о порядке приобретения, оплаты и доставки, а также стоимости продаваемых на сайте курительных смесей, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь. Ограничения на передачу, копирование, и распространение - отсутствуют.
В судебном заседании помощник прокурора Ставропольского района Самарской области Шнейдер Е.А. исковые требования поддержал, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просит о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Согласно представленного в суд заявления, возражения относительно удовлетворения заявленных требований отсутствуют. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Суд, заслушав пояснения истца, проверив материалы гражданского дела, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Ответчик, имея лицензию №, действуя на основании Устава, являясь Интернет - провайдером на территории Самарской области, осуществляет соединение юридических и физических лиц с сетью Интернет.
Прокуратурой Ставропольского района в ходе проверки интернет-ресурсов был выявлен сайт <адрес>. На данном сайте размещена информация о порядке приобретения, оплаты и доставки, а также стоимости продаваемых на сайте курительных смесей, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст.1, 2 Федерального закона РФ от 08.01.1998г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» наркомания – заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества; профилактика наркомании – совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании; наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее - Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в соответствующие списки. Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти в области здравоохранения и федерального органа исполнительной власти по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.ч.1, 2 ст.4 указанного Закона государственная политика в сфере <адрес>"наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на принципах государственной монополии на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров; лицензирования всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров; координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; приоритетности мер по профилактике наркомании и правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду.
В соответствии со ст.5 Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей и запрещенной для распространения среди детей, относится информация, способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
Согласно п. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Согласно п.6 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность. Так, статьей 228.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за незаконный сбыт, пересылку наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов. Ст.6.8 Ко АП РФ предусмотрена административная ответственность за незаконное изготовление наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов.
В соответствии со ст. 30 УК РФ дано уголовно-правовое определение приготовлению к преступлению признаются приискание соучастников преступления, иное умышленное создание условий для совершения преступления, если при этом преступление не было доведено до конца по не зависящим от этого лица обстоятельствам. Уголовная ответственность наступает за приготовление к тяжкому и особо тяжкому преступлению.
Согласно ст. 15 УК РФ, преступления, подпадающие под ст.228-1 УК РФ, являются тяжкими и особо тяжкими.
Статьей 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено освобождение от гражданско-правовой ответственности за распространение ограниченной или запрещенной федеральными законами информации лиц, оказывающих услуги либо по передачи информации, предоставленной другим лицом, при условии ее передачи без изменений и исправлений, либо по хранению информации и обеспечению доступа к ней при условии, что это лицо не могло знать о незаконности распространения информации.
В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Обеспечение доступа к информации, направленной на пропаганду наркотиков, их изготовление, способ употребления, нарушает конституционные права граждан, в том числе в первую очередь несовершеннолетних.
Суд приходит к выводу, что в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ к Интернет-сайту <адрес> следует ограничить.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявленные требования - удовлетворить.
Обязать ООО «Оптик Лайн» ограничить доступ к Интернет-ресурсу <адрес>, путем добавления на пограничном маршрутизаторе правил фильтрации указанного сайта.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ставропольский районный суд.
Судья –