Дело №2-244/2014
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 марта 2014 года город Карпинск
Карпинский городской суд Свердловской области в составе:
председательствующего судьи Базуевой В.В.,
представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти <адрес> - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу <адрес> ФИО8, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ
при секретаре судебного заседания Шакирзяновой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории <адрес> городского округа с последующей передачей приобретенного жилья по договору найма специализированных жилых помещений,
установил:
ФИО1 обратился в <адрес> городской суд <адрес> с исковым заявлением к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории <адрес> округа с последующей передачей приобретенного жилья по договору найма специализированных жилых помещений, указав, что имеет статус ребенка-сироты. ФИО2 образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № назначен опекун ФИО7. При назначении опеки за ним было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, но нанимателем жилого помещения по данному адресу он не является. Своего жилья у него нет. В настоящее время ему приходится снимать жилье, на иждивении он имеет одного несовершеннолетнего ребенка. Приказом Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № принят на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>. Просит на ответчика возложить обязанность приобрести ему за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение в городе <адрес> не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории <адрес> городского округа с последующей передачей приобретенного жилья по договору найма специализированных жилых помещений.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, направив письменное ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика – Министерства строительства и развития инфраструктуры <адрес> в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела был извещен надлежащим образом, каких-либо доводов и возражений суду не представил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, уважительности причин отсутствия не сообщил.
Суд, с согласия сторон, считает возможным рассмотреть дело в порядке заочного производства.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ТОИОГВСО - Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу <адрес> ФИО8 в судебном заседании исковое требование поддержала и пояснила в обоснование, что истец является лицом, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ФИО2 образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № над ФИО9 назначена опека. Пунктом 2 вышеуказанного ФИО2 за ФИО9 закреплена жилая площадь по адресу: <адрес>. В связи с тем, что ФИО1 не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, собственником жилого помещения, приказом начальника Управления социальной политики Министерства социальной политики <адрес> по городу <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № он принят на учет для целей предоставления жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специализированного жилищного фонда <адрес>. Учитывая, что ФИО1 достиг совершеннолетия и нуждается в получении жилья, Управление социальной политики по <адрес> поддерживает исковые требования ФИО1.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – администрации <адрес> городского округа в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие. Согласно, представленному отзыву от ДД.ММ.ГГГГ возражений по иску не имеет.
Суд, заслушав стороны, рассмотрев письменные материалы дела, считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату и государственных, муниципальных или других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Согласно п.1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации № 159-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Материалами дела установлено, что на основании ФИО2 образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с тем, что родители: мать ФИО3 является инвалидом детства, отец ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, в отношении малолетнего ФИО1 назначена опека с закреплением за ним жилой площади, расположенной по адресу: <адрес> (п.2 ФИО2).
Из справки Администрации <адрес> округа № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес> не является ни нанимателем, ни членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
Согласно приказу <адрес> <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, являющийся лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилом помещении, принят на учет для целей предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда <адрес>.
Таким образом, истец относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей, и на него распространяются положения Федерального закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
В соответствии со справкой <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о принадлежности объектов недвижимости на территории <адрес> городского округа <адрес> принадлежащих на правах собственности за ФИО9 не зарегистрированы.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ сведения о правах на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении ФИО1 отсутствуют.
Истец зарегистрирован по адресу: <адрес>, иного жилого помещения не имеет.
Указанные обстоятельства ответчиком не оспаривались и свидетельствуют о фактическом отсутствии у истца жилого помещения для проживания.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Порядок приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядок предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд <адрес>, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно данному нормативному акту жилые дома и квартиры государственного специализированного жилищного фонда, зачисленные в оперативное управление Фонда (далее - жилые помещения), предоставляются детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, по договорам найма специализированных жилых помещений однократно.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир по месту их учета для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда <адрес> (далее - учет), благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, но не более 45 квадратных метров.
Ответчиком не представлено каких-либо доказательств, свидетельствующих об отсутствии у ФИО1 права на предоставление ему жилого помещения в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», либо о выделении ей жилого помещения в установленном законом порядке.
Судом установлено, что истец не имеет закрепленного жилого помещения на условиях социального найма либо жилого помещения на праве собственности, до настоящего времени жильем не обеспечен, хотя в силу закона ему принадлежит такое право, признанное в установленном порядке Управлением по социальной политике.
С учетом изложенного, суд считает исковое требование ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения подлежащим удовлетворению, так как право лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки и обусловлено их правовым статусом.
ФИО1 подлежит предоставлению благоустроенное жилое помещение в городе <адрес>, отвечающее санитарным и техническим требованиям не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной постановлением ФИО2 Волчанского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ № (в ред. постановления от ДД.ММ.ГГГГ № квадратных метров общей площади на одного человека.
Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
На основании пп. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков.
Таким образом, ответчик – Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес>, являясь государственным органом <адрес>, освобождено от уплаты государственной пошлины и с него не может быть взыскана государственная пошлина.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 192-199, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
Исковые требования ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры <адрес> о возложении обязанности приобрести за счет средств областного бюджета благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории <адрес> городского округа с последующей передачей приобретенного жилья по договору найма специализированных жилых помещений, удовлетворить.
Возложить обязанность на Министерство строительства и развития инфраструктуры <адрес> приобрести за счет средств областного бюджета жилое помещение в <адрес>, общей площадью не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной на территории Волчанского городского округа для ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с последующей передачей приобретенного жилья по договору найма специализированных жилых помещений.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Карпинский городской суд <адрес> в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Председательствующий судья: