Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5428/2020 ~ М-5050/2020 от 22.10.2020

66RS0003-01-2020-005049-85

Дело № 2-5428/2020 Мотивированное решение изготовлено 21.12.2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 декабря 2020 года Екатеринбург

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Прилепиной С.А., при секретаре Мурыгиной А.В.,

с участием истца Шардаковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шардаковой Александры Александровны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству социальной политики Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,

установил:

Шардакова А.А. обратилась в суд с иском к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерству социальной политики Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование исковых требований указано, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет гарантии в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях при социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» - право на предоставление жилого помещения.

Мать Шардакова Л.М. умерла ***, отец юридически отсутствует (записан со слов матери).

В соответствии с приказом Межрайонного территориального управления № 1 Министерства социального развития Пермского края от 25.08.2015 № *** попечителем назначена <***> место пребывания определено совместно с попечителем по адресу: г. ***. В период с 13.10.2015 по 19.03.2017 истец была зарегистрирована по месту пребывания по указанному адресу. В настоящее время она зарегистрирована в общежитии по адресу: г. *** (адрес регистрации умершей матери). Однако, фактически в общежитии не проживает, в связи с тем, что проживание в данном жилом помещении противоречит ее интересам, общая площадь жилого помещения менее учетной нормы площади. Несмотря на достижение совершеннолетия, истец продолжает проживать совместно с попечителем.

В соответствии с приказом Управления социальной политики по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 29.12.2016 № *** она принята на учет в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного фонда Свердловской области. В декабре 2019 номер ее очереди был ***-им, в апреле 2020 года уже ***-ым, а в июле 2020 года ***-ым. В настоящее время жилое помещение не предоставлено. В связи с этим, полагает, что ее права по предоставлению жилого помещения как ребенку-сироте при достижении возраста 18 лет нарушены.

На основании изложенного, просит возложить на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области обязанность незамедлительно предоставить на территории муниципального образования город Екатеринбург жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, не менее нормы предоставления жилого помещения, установленной органом местного самоуправления из государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, зачисленное на оперативное управление государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; возложить обязанность на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в течение 10 дней от даты утверждения приказа Министерства строительства о предоставлении ей жилого помещения подготовить договор найма специализированного жилого помещения и направить договор в Управление социальной политики по Железнодорожному району города Екатеринбурга; возложить на Управление социальной политики в течение 5 рабочих дней после подписания договора найма специализированного жилого помещения, направить его в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

Истец Шардакова А.А. доводы и требования искового заявления поддержала, просила иск удовлетворить.

Представители ответчиков Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Министерства социальной политики Свердловской области, Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и в срок.

В своем письменном отзыве на исковое заявление ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» просил рассмотреть дело в отсутствие представителя, в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме поскольку нарушений прав истца нет, соблюдается предусмотренный действующим законодательством порядок обеспечения жилыми помещениями в порядке очереди, Шардакова А.А. числится под № *** (л.д. 52-56)

Представитель ответчика Управления социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 в письменном отзыве просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку права истца не нарушены, соблюдается порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот (л.д. 63)

В письменном отзыве на исковое заявление представитель ответчика Министерства социальной политики Свердловской области исковые требования не признал, просил рассмотреть дело в свое отсутствие, поскольку нарушения в формировании списка отсутствуют, права истца нарушены не были (л.д. 66-71, 81-86)

Представитель ответчика Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в письменном отзыве на иск также просил отказать в удовлетворении исковых требований, рассмотреть дело в отсутствие представителя Министерства, ссылаясь на длительность исполнения обязательства вызвана объективными обстоятельствами, не зависящими от воли сторон, нарушений прав истца не имеется (л.д. 88-91)

При таких обстоятельствах, судом в соответствии с частями 3 и 4 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации был решен вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав истца, исследовав материалы дела, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обс­тоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требова­ний и возражений.

Государства - участники признают право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития ребенка (ст. 27 «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989).

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы ч. 1 ст. 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений регулируемых жилищным законодательством.

В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты - лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в установленном законом порядке; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Статус Шардаковой А.А., *** года рождения, как лица, оставшегося без попечения родителей, подтверждается свидетельством о рождении серия ****** выданным *** ОЗАГС администрации Чкаловского р-на Екатеринбурга, согласно которому Шардакова Александра Александровна родилась *** в г. Екатеринбург, о чем *** составлена запись акта о рождении № ***, матерью указана <***> отцом – <***> (л.д. 21) Сведения об отце внесены в запись акта о рождении на основании заявления матери.

Шардакова Людмила Михайловна умерла ***, что подтверждается свидетельством о смерти серии ****** от *** (л.д. 22)

Согласно приказа Межрайонного территориального управления № *** Министерства социального развития Пермского края от 25.08.2015 № СЭД*** установлено попечительство над несовершеннолетней Шардаковой А.А., <***> назначена попечителем, место пребывания несовершеннолетней определено совместно с попечителем по адресу: г. *** (л.д. 23)

Согласно свидетельству № ***, в период с 13.10.2015 по 19.03.2017 истец Шардакова А.А. была зарегистрирована по месту пребывания по адресу: г. *** (л.д. 24).

В настоящее время Шардакова А.А. зарегистрирована в общежитии по адресу: г. ***, однако, фактически в общежитии не проживает, что подтверждается справкой <***> от 23.09.2020 (л.д. 25)

Согласно приказу Территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Железнодорожному району г. Екатеринбурга от 29.12.2016 № *** Шардакова А.А., 19.03.1999 года рождения, принята на учет для целей предоставления жилого помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 14)

В соответствии с уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области от 30.07.2020 № *** сведения о регистрации прав Шардаковой А.А., *** года рождения, на объекты недвижимости отсутствуют (л.д. 26)

Как следует из отзыва ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете для цели предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области под порядковым номером *** значится Шардакова А.А.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 92 Жилищного кодекса Российской Федерации к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее - специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Согласно ч.2-9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В силу ст. 99 Жилищного кодекса Российской Федерации специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

В соответствии со ст. 100 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем. Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения.

В силу ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.

На этом основано право Шардаковой А.А. на обеспечение жилым помещением как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, подлежит реализации в соответствии с новым правовым регулированием путем однократного предоставления благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.

01.01.2013 вступил в законную силу Закон Свердловской области от 07.12.2012 № 95-ОЗ «Об управлении государственным жилищным фондом Свердловской области», который в ст. 7 возложил осуществление полномочий Свердловской области как собственника жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, а также реализацию прав нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области и исполнение нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области своих обязанностей на исполнительные органы государственной власти Свердловской области, а также государственные учреждения Свердловской области, казенные предприятия Свердловской области и государственные предприятия Свердловской области, которым принадлежат жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области.

Установление порядка обеспечения осуществления полномочий Свердловской области как собственника жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, а также обеспечения реализации прав нанимателей жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области и исполнения нанимателями жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области своих обязанностей возложено на Правительство Свердловской области.

Отношения, связанные с предоставлением жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, урегулированы Законом Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области», вступившим в законную силу 01.01.2013.

В силу ст. 3 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области предоставляются гражданам путем: 1) принятия решений о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области гражданам, имеющим право на предоставление им таких жилых помещений; 2) заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования; 3) передачи гражданам, с которыми заключены договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта, жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.

Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области предоставляются в случае, если они находятся в состоянии, отвечающем требованиям, установленным федеральным законодательством, а также соответствуют требованиям, установленным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области в сфере градостроительной деятельности.

В государственных органах Свердловской области, государственных учреждениях Свердловской области, казенных предприятиях Свердловской области и государственных предприятиях Свердловской области могут образовываться жилищные комиссии для рассмотрения вопросов, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области.

В случаях, предусмотренных в статье 4 настоящего Закона, решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области принимаются исключительно после их распределения.

Жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования предоставляются гражданам после распределения таких жилых помещений, за исключением случая, указанного в части второй настоящего пункта. Казенные служебные жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области, жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области в домах системы социального обслуживания граждан и жилые помещения государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются гражданам после их распределения. Порядок распределения жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области устанавливается Правительством Свердловской области (ст. 4 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области»).

Согласно п.4 ст. 4, п.2 ст. 5, п.4 ст. 6 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, указанных в части первой пункта 1 и подпунктах 1, 8 и 11 пункта 2 статьи 2 настоящего Закона, принимаются исполнительными органами государственной власти Свердловской области, определенными Правительством Свердловской области. Порядок заключения с гражданами, в отношении которых приняты решения о предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области, договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений или договоров безвозмездного пользования устанавливается Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом.

Согласно ст. 7 Закона Свердловской области от 07.12.2012 № 96-ОЗ «О предоставлении гражданам жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области» жилые помещения государственного жилищного фонда Свердловской области передаются гражданам, подписавшим договоры социального найма или найма специализированных жилых помещений либо договоры безвозмездного пользования, заключившими эти договоры исполнительными органами государственной власти Свердловской области, государственными учреждениями Свердловской области, казенными предприятиями Свердловской области или государственными предприятиями Свердловской области.

Законом Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ, вступившим в законную силу 01.01.2013, внесены изменения в Закон Свердловской области от 22.03.2006 № 17-ОЗ «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области», в части учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно ст. 2 Закона Свердловской области от 19.12.2012 № 107-ОЗ «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об учете граждан для целей предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области» документы учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принятых до 1 января 2013 года на учет для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, передаются до 1 марта 2013 года органами местного самоуправления, к полномочиям которых муниципальными нормативными правовыми актами отнесено ведение учета граждан для целей предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Свердловской области социального использования, органам опеки и попечительства, осуществляющим деятельность на территории соответствующего муниципального образования.

Осуществление на территории Свердловской области подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» до настоящего времени отнесено к компетенции Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области (п.6 Положения о Министерстве строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 05.09.2012 № 963-ПП).

Постановлением Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» уполномоченным исполнительным органом государственной власти Свердловской области по приобретению жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области (далее - жилые помещения) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по принятию решений о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений и заключению с ними договоров найма жилых помещений, находящихся в оперативном управлении государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства»; по содержанию жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определено Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области.

Согласно п.2 ч.1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области возложены полномочия: по ведению перечня жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по ведению Реестра государственного имущества Свердловской области путем занесения соответствующих сведений о жилых помещениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; по управлению жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относящимися к государственной казне Свердловской области.

Министерству социальной политики Свердловской области в соответствии с положениями п.3 ч.1 постановления Правительства Свердловской области от 16.04.2013 № 491-ПП «Об определении уполномоченных исполнительных органов государственной власти Свердловской области по приобретению, предоставлению и учету жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены следующие полномочия: по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области; по организационно-методическому руководству и контролю деятельности органов опеки и попечительства по учету детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях предоставления жилых помещений государственного специализированного жилищного фонда Свердловской области.

Аналогичные нормы предусмотрены и Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно Порядку предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденному Постановлением Правительства Свердловской области от 24.04.2013 № 527-ПП «Об утверждении Порядка приобретения (строительства) жилых помещений, зачисляемых в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и Порядка предоставления жилых помещений, зачисленных в государственный специализированный жилищный фонд Свердловской области, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» учет детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, осуществляется территориальными отраслевыми исполнительными органами государственной власти Свердловской области - управлениями социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области (далее - управления социальной политики). Список детей-сирот, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, формируется в соответствии с Федеральным законом от 29.02.2012 № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Министерством социальной политики Свердловской области.

Распределение детям-сиротам построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета жилых помещений осуществляется в соответствии с приказами Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области. В приказах Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области указывается фамилия, имя, отчество гражданина, которому предоставляется жилое помещение, адрес и общая площадь предоставляемого жилого помещения.

Фонд в течение 7 рабочих дней от даты получения из управлений социальной политики предложений по распределению построенных (приобретенных) жилых помещений осуществляет подготовку приказов о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета.

Приказы Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, построенных (приобретенных) за счет средств областного бюджета, являются основанием для заключения с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений. Форма договора найма специализированных жилых помещений устанавливается законодательством Российской Федерации.

Уполномоченной организацией по заключению договоров найма специализированных жилых помещений является Фонд.

Фонд в течение 10 рабочих дней от даты утверждения приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о распределении детям-сиротам жилых помещений, на основании доверенности Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области осуществляет подготовку договоров найма специализированных жилых помещений и направляет в управления социальной политики для подписания их детьми-сиротами, которым распределены жилые помещения.

Подписанные экземпляры договоров найма специализированных жилых помещений возвращаются в Фонд в течение 5 рабочих дней от даты подписания их детьми-сиротами. Срок действия договоров найма специализированных жилых помещений составляет пять лет.

Фонд ежемесячно составляет реестры заключенных с детьми-сиротами договоров найма специализированных жилых помещений, договоров найма специализированных жилых помещений на новый пятилетний срок и направляет в адрес Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области осуществляет хранение реестров в течение 5 лет.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу, что на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области подлежит возложению обязанность приобрести (построить) за счет субъекта Российской Федерации «Свердловская область» благоустроенное жилое помещение, не менее нормы предоставления площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления муниципального образования в Свердловской области и предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения Шардаковой А.А., *** года рождения. Бездействие Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, не приобретшего Шардаковой А.А. жилого помещения, создает препятствия истцу в реализации своих жилищных прав.

Согласно п. 2 Постановления Администрации г. Екатеринбурга от 31.08.2005 № 824 установлена норма предоставления площади жилого помещения в размере 16 кв.м. на одного человека.

Исковые требования Шардаковой А.А., *** года рождения к Министерству социальной политики Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26 удовлетворению не подлежат, поскольку данные действия осуществляются Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области.

Ответчиками не представлены доказательства, опровергающие доводы истца, время для сбора доказательств в подтверждение своих доводов ответчикам представлялось достаточное, ходатайств к суду в порядке ст. 56, 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации от ответчиков не поступало.

Статья 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст. 89 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам в качестве истцов или ответчиков.

Исходя из анализа изложенных норм права на Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственное казенное учреждение Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в полной мере распространяется установленная подп.19 п.1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации льгота по уплате государственной пошлины, а, следовательно, государственная пошлина согласно требованиям ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может быть взыскана.

Проанализировав и оценив, в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в совокупности все представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования Шардаковой А.А. подлежат удовлетворению частично.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковые требования Шардаковой Александры Александровны к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения – удовлетворить частично.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области приобрести (построить) жилое помещение в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 16 кв.м., находящееся в черте города Екатеринбурга, и отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, и распределить приобретенное (построенное) жилое помещение Шардаковой Александре Александровне, *** года рождения, для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения.

В удовлетворении исковых требований к Министерству социальной политики Свердловской области, Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области № 26, Государственному казенному учреждению «Фонд жилищного строительства» отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья С.А. Прилепина

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

<***>

2-5428/2020 ~ М-5050/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Шардакова Александра Александровна
Ответчики
Министерство социальной политики Свердловской области
Государственное казенное учреждение Свердловской области "Фонд жилищного строительства"
УСП по Железнодогоржному району города Екатеринбурга
Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Прилепина Светлана Анатольевна
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
22.10.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.10.2020Передача материалов судье
26.10.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.11.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
06.11.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.11.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
24.11.2020Предварительное судебное заседание
14.12.2020Судебное заседание
21.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.01.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.02.2022Дело оформлено
08.02.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее