Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4025/2017 от 21.06.2017

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                               <адрес>

24 июля 2017 года Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи     Гринберг И.В.

при секретаре                  ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

    УСТАНОВИЛ:

        ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что она является нанимателем комнаты, расположенной по адресу: <адрес> и пользуется ею на условиях договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность.

    Общежитие, расположенное по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственности не передавалось, указанное общежитие находится на балансе «Воронежская квартирно-эксплутационная часть района» МО РФ, которое не может выступать стороной по договору о передачи жилого помещения в собственность.

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации комнаты. Однако ей было отказано в приватизации занимаемого ей жилого помещения в связи с тем, что комната <адрес> в реестре муниципального имущества не значится.

        При обращении в Воронежскую КЭЧ, истцу также было оказано в приватизации вышеуказанного помещения, по причине того что Министерство обороны Российской Федерации не делегировало начальнику ФГКЭУ «Воронежской КЭЧ района» право передачи жилых помещений в собственность гражданам.

        В этой связи истец направил запрос по вопросу приватизации вышеуказанного жилого помещения в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Однако по существу вопроса не принято никакого решения.

        На основании вышеизложенного истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на комнату <адрес>

    Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации было отказано.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. решение было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

        Определением Ленинского райсуда от ДД.ММ.ГГГГг. в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ (л.д.81).

        В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенным, не явился, направил в суд своего представителя по доверенности ФИО5, который заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указав, что спорные жилые помещения истец занимает на условиях договора социального найма.

        Ответчик Министерство обороны РФ о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление.

        Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил.

        Третьи лица Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, будучи извещенным надлежащим образом, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства

        обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки не сообщили.

        Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

    Согласно ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

       Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Воронежской КЭЧ МВО Министерства обороны РФ (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) заключен договор найма жилого помещения в общежитии, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и состоящее из одной комнаты общей площадью 18,2 кв.м, расположенное в <адрес> для проживания (л.д.8-10).

        В соответствии с пунктом 1.3 Договора указанное жилое помещение предоставлено нанимателю в связи и на период работы.

        Согласно выписке из домовой книги (по квартирной карточке) в комнате <адрес> ФИО2 зарегистрирована по между жительства с 1986 г. (л.д.6), ФИО1 – с 2010г.

        ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации комнаты, по результатам рассмотрения которого ей было отказано в приватизации занимаемого ей жилого помещения в связи с тем, что комната 82 в <адрес> дивизии <адрес> в реестре муниципального имущества не значится (л.д.14).

    Также, истец обращался в Воронежскую КЭЧ, где ему было оказано в приватизации вышеуказанного помещения, по причине того, что Министерство обороны Российской Федерации не делегировало начальнику ФГКЭУ «Воронежской КЭЧ района» право передачи жилых помещений в собственность гражданам.

    Кроме того, истец обращался в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> с тем же запросом, но в ответе Территориальное управление сообщило, что по указанному в запросе адресу в реестре федерального имущества учитывается здание общежития, закрепленное на праве оперативного управления за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, в связи с чем, Территориальное управление не может выступать стороной по договору передачи жилого помещения в собственность (л.д.13).        В этой связи истец направил запрос по вопросу приватизации вышеуказанного жилого помещения в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (л.д.14), но по существу вопроса не принято никакого решения.

    Согласно ответу на судебный запрос ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 06.07.2017г. жилое помещение по адресу: <адрес> на основании сведений единой базы Учета специализированного жилищного фонда и выданных договоров, выданных ДЖО МО РФ, принадлежит Министерству обороны РФ и используется в качестве служебного помещения. Жилищное учетное дело ФИО6, решение жилищной комиссии гарнизона 2007 года, на основании которого Воронежской КЭЧ района был заключен договор найма , в Управление квартирно-эксплуатационными органами не передавались.

    Согласно ответу на судебный запрос ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от 19.07.2017г. на балансовом учете Учреждения состоит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу в муниципальную собственность не передавалось и к передаче не планируется.

    Согласно ответу на судебный запрос ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от 19.07.2017г. на балансовом учете Учреждения состоит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

    Согласно сообщению отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ. согласно договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ. военнослужащему ФИО8 на состав семьи 4 человека, в том числе его дочь ФИО7 (истицу по настоящему гражданскому делу ФИО2). Воронежской КЭЧ МВО МО РФ было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес> для временного проживания в нем, в связи со службой в войсковой части 10366 и на период службы.

    В связи с увольнением военнослужащего ФИО8 с военной службы по организационно-штатным мероприятиям ДД.ММ.ГГГГ. согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. на состав семьи 3 человека, в том числе на его дочь ФИО7 (истицу по настоящему гражданскому делу ФИО2) предоставлено военным ведомством жилое помещение для постоянного проживания на условиях социального найма по адресу: Воронеж, <адрес>. При этом ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 и все члены семьи, в том числе истица ФИО9 (Богданова) И.Н. дали согласие переселиться в предоставляемое жилое помещение, в чем расписались (учетное дело ФИО8).

    Таким образом, ФИО2 в составе семьи своего отца ФИО8 была обеспечена жилой площадью по договору социального найма Министерством обороны РФ.

    Что же касается, на каких условиях предоставлялась комната в общежитии ФИО9 (Богданова) И.Н. как члену семьи своего отца ФИО8, то условия договора свидетельствую о предоставлении этого жилого помещения для временного проживания в связи со службой ФИО8 Признаков социального найма, отвечающим условиям предоставления жилья по таким условиям договор не содержит.

    ДД.ММ.ГГГГ соглашением между Воронежской КЭЧ МВО МО РФ и ФИО9 (Богдановой) И.Н. об изменении договора найма от 20.03.2007г. жилого помещения в общежитии, установлено изменение договора в части Нанимателя, где нанимателем становилась ФИО9 (Богданова) И.Н. с составом семьи 2 человека, в том числе ее дочь ФИО1

    Указанное соглашение является ничтожным поскольку договор найма от 20.03.2007г. жилого помещения в общежитии на тот момент утратил свою силу в связи обеспечением ответственного квартиросъёмщика ФИО8 жилым помещением по договору социального найма и убытием его к новому месту жительства, а также поскольку изменяемый договор заключался с ФИО8, а не с ФИО9 (Богдановой) И.Н., что указывает на недопустимость изменения не существующего договора и изменения договоренностей одних лиц другими.

    В связи с изложенным считается, что ФИО9 (Богданова) И.Н. с мая 2010 года по настоящее время проживает в жилом помещении общежития по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>, комната без законных на то оснований, без какого-либо договора с собственником (уполномоченным органом) данного жилого помещения.

    В ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ <адрес> дивизии в <адрес> учитывается в составе жилищного фонда Министерства обороны РФ имеющего статус общежития, а жилые помещения расположенные в нем как имеющие статус служебных для временного проживания. Документами об отнесении его к жилищному фонду управление не располагает, так как не является его балансодержателем, жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не имеет.

    Вместе с этим, отсутствие решения собственника об отнесении жилого помещения в специализированному жилищному фонду не переводит характер проживания его жильцов, которым оно было предоставлено по договору найма в общежитии или найма служебного жилого помещения в проживание на условиях социального найма.

    Из указанного выше договора найма жилого помещения в общежитии и соглашения следует, что они заключались Воронежской КЭЧ МВО, действующей в качестве уполномоченного органа от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны РФ.

    Согласно приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Воронежская КЭЧ МВО реорганизована в форме присоединения к Федеральному государственному учреждению «Центральному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (125167, <адрес>, Ленинградский проспект, <адрес>), в связи с чем ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и его обособленное подразделение отдел (<адрес>) не являются ее правопреемниками.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 441-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", часть первая статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений. В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Вместе с тем законодатель, исполняя возложенную на него обязанность по обеспечению прав граждан на приватизацию жилья и соблюдая необходимый баланс их интересов и интересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, предоставил последним право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Из имеющихся у суда сведений, на сегодняшний день ни Министерством Обороны РФ, ни его структурными подразделениями не дано разрешения на приватизацию жилых комнат в общежитии <адрес>.

Согласно ст.92 ЖК РФ от 29.12.2004г. жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

В соответствии с ч.2 ст.105 ЖК РФ – договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.

Согласно ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из вышеуказанной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переведены в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Однако сведений о передаче общежития, расположенного по адресу: <адрес>, в ведение органов местного самоуправления в материалах дела не имеется.

Напротив, как следует из сообщения Управления жилищного фонда Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес>, жилое помещение - комната <адрес> не учитывается в реестре муниципального имущества (жилые объекты) и в муниципальную собственность не передавалось.

По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> общежитие <адрес>, в котором находится спорная жилая комната, учитывается в реестре федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время правопреемник КЭЧ - Федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации).

Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности путем признания права.

Как установлено судом правом пользования жилым помещением - комнатой <адрес> истец наделен в силу договора социального найма жилого помещения, указанное право ответчиками не оспаривается, не нарушается и, соответственно, признание данного права в судебном порядке не требуется.

    При таких обстоятельствах, поскольку <адрес> находится в государственной собственности, имеет статус общежития и спорное жилое помещение предоставлено истцу во временное пользование на период работы, то есть является служебным, а действующее законодательство содержит прямой запрет на приватизацию служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях (ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда РФ»), суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, в связи с чем, в удовлетворении иска ФИО2 следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                            И.В. Гринберг

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                                               <адрес>

24 июля 2017 года Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи     Гринберг И.В.

при секретаре                  ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,

    УСТАНОВИЛ:

        ФИО2, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1, обратилась в Ленинский районный суд <адрес> с иском к Министерству обороны РФ, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указывая на то, что она является нанимателем комнаты, расположенной по адресу: <адрес> и пользуется ею на условиях договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение не было передано в муниципальную собственность.

    Общежитие, расположенное по адресу: <адрес> реестре муниципального имущества не значится, в муниципальную собственности не передавалось, указанное общежитие находится на балансе «Воронежская квартирно-эксплутационная часть района» МО РФ, которое не может выступать стороной по договору о передачи жилого помещения в собственность.

    ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации комнаты. Однако ей было отказано в приватизации занимаемого ей жилого помещения в связи с тем, что комната <адрес> в реестре муниципального имущества не значится.

        При обращении в Воронежскую КЭЧ, истцу также было оказано в приватизации вышеуказанного помещения, по причине того что Министерство обороны Российской Федерации не делегировало начальнику ФГКЭУ «Воронежской КЭЧ района» право передачи жилых помещений в собственность гражданам.

        В этой связи истец направил запрос по вопросу приватизации вышеуказанного жилого помещения в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации. Однако по существу вопроса не принято никакого решения.

        На основании вышеизложенного истец просит признать за ним право собственности в порядке приватизации на комнату <адрес>

    Решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. в удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации было отказано.

    Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Воронежского областного суда от ДД.ММ.ГГГГг. решение было отменено, дело направлено на новое рассмотрение.

        Определением Ленинского райсуда от ДД.ММ.ГГГГг. в качестве третьих лиц к участию в деле привлечены ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ (л.д.81).

        В судебное заседание истец, будучи надлежащим образом извещенным, не явился, направил в суд своего представителя по доверенности ФИО5, который заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить, указав, что спорные жилые помещения истец занимает на условиях договора социального найма.

        Ответчик Министерство обороны РФ о дате, времени и месте слушания дела извещено надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направило, представило в материалы дела письменный отзыв на исковое заявление.

        Ответчик Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, будучи извещенным надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, о причинах неявки не сообщил.

        Третьи лица Территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес>, будучи извещенным надлежащим образом, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» Министерства

        обороны РФ в судебное заседание своего представителя не направили, о причинах неявки не сообщили.

        Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, а также исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

    Процессуальным законом в качестве общего правила закреплена процессуальная обязанность каждой из сторон доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено законом (ч. 1 ст. 56 ГПК РФ).

    Согласно ч.1 ст.8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

       Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ между Воронежской КЭЧ МВО Министерства обороны РФ (наймодатель) и ФИО2 (наниматель) заключен договор найма жилого помещения в общежитии, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи за плату во владение и пользование жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности и состоящее из одной комнаты общей площадью 18,2 кв.м, расположенное в <адрес> для проживания (л.д.8-10).

        В соответствии с пунктом 1.3 Договора указанное жилое помещение предоставлено нанимателю в связи и на период работы.

        Согласно выписке из домовой книги (по квартирной карточке) в комнате <адрес> ФИО2 зарегистрирована по между жительства с 1986 г. (л.д.6), ФИО1 – с 2010г.

        ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в департамент жилищного обеспечения Министерства обороны РФ с заявлением о приватизации комнаты, по результатам рассмотрения которого ей было отказано в приватизации занимаемого ей жилого помещения в связи с тем, что комната 82 в <адрес> дивизии <адрес> в реестре муниципального имущества не значится (л.д.14).

    Также, истец обращался в Воронежскую КЭЧ, где ему было оказано в приватизации вышеуказанного помещения, по причине того, что Министерство обороны Российской Федерации не делегировало начальнику ФГКЭУ «Воронежской КЭЧ района» право передачи жилых помещений в собственность гражданам.

    Кроме того, истец обращался в Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> с тем же запросом, но в ответе Территориальное управление сообщило, что по указанному в запросе адресу в реестре федерального имущества учитывается здание общежития, закрепленное на праве оперативного управления за Федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ, в связи с чем, Территориальное управление не может выступать стороной по договору передачи жилого помещения в собственность (л.д.13).        В этой связи истец направил запрос по вопросу приватизации вышеуказанного жилого помещения в Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (л.д.14), но по существу вопроса не принято никакого решения.

    Согласно ответу на судебный запрос ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от 06.07.2017г. жилое помещение по адресу: <адрес> на основании сведений единой базы Учета специализированного жилищного фонда и выданных договоров, выданных ДЖО МО РФ, принадлежит Министерству обороны РФ и используется в качестве служебного помещения. Жилищное учетное дело ФИО6, решение жилищной комиссии гарнизона 2007 года, на основании которого Воронежской КЭЧ района был заключен договор найма , в Управление квартирно-эксплуатационными органами не передавались.

    Согласно ответу на судебный запрос ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от 19.07.2017г. на балансовом учете Учреждения состоит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. Жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу в муниципальную собственность не передавалось и к передаче не планируется.

    Согласно ответу на судебный запрос ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ от 19.07.2017г. на балансовом учете Учреждения состоит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.

    Согласно сообщению отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ. согласно договора найма жилого помещения в общежитии от ДД.ММ.ГГГГ. военнослужащему ФИО8 на состав семьи 4 человека, в том числе его дочь ФИО7 (истицу по настоящему гражданскому делу ФИО2). Воронежской КЭЧ МВО МО РФ было предоставлено жилое помещение в общежитии по адресу: <адрес> для временного проживания в нем, в связи со службой в войсковой части 10366 и на период службы.

    В связи с увольнением военнослужащего ФИО8 с военной службы по организационно-штатным мероприятиям ДД.ММ.ГГГГ. согласно договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ. на состав семьи 3 человека, в том числе на его дочь ФИО7 (истицу по настоящему гражданскому делу ФИО2) предоставлено военным ведомством жилое помещение для постоянного проживания на условиях социального найма по адресу: Воронеж, <адрес>. При этом ДД.ММ.ГГГГ. ФИО8 и все члены семьи, в том числе истица ФИО9 (Богданова) И.Н. дали согласие переселиться в предоставляемое жилое помещение, в чем расписались (учетное дело ФИО8).

    Таким образом, ФИО2 в составе семьи своего отца ФИО8 была обеспечена жилой площадью по договору социального найма Министерством обороны РФ.

    Что же касается, на каких условиях предоставлялась комната в общежитии ФИО9 (Богданова) И.Н. как члену семьи своего отца ФИО8, то условия договора свидетельствую о предоставлении этого жилого помещения для временного проживания в связи со службой ФИО8 Признаков социального найма, отвечающим условиям предоставления жилья по таким условиям договор не содержит.

    ДД.ММ.ГГГГ соглашением между Воронежской КЭЧ МВО МО РФ и ФИО9 (Богдановой) И.Н. об изменении договора найма от 20.03.2007г. жилого помещения в общежитии, установлено изменение договора в части Нанимателя, где нанимателем становилась ФИО9 (Богданова) И.Н. с составом семьи 2 человека, в том числе ее дочь ФИО1

    Указанное соглашение является ничтожным поскольку договор найма от 20.03.2007г. жилого помещения в общежитии на тот момент утратил свою силу в связи обеспечением ответственного квартиросъёмщика ФИО8 жилым помещением по договору социального найма и убытием его к новому месту жительства, а также поскольку изменяемый договор заключался с ФИО8, а не с ФИО9 (Богдановой) И.Н., что указывает на недопустимость изменения не существующего договора и изменения договоренностей одних лиц другими.

    В связи с изложенным считается, что ФИО9 (Богданова) И.Н. с мая 2010 года по настоящее время проживает в жилом помещении общежития по адресу: <адрес> дивизии, <адрес>, комната без законных на то оснований, без какого-либо договора с собственником (уполномоченным органом) данного жилого помещения.

    В ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ <адрес> дивизии в <адрес> учитывается в составе жилищного фонда Министерства обороны РФ имеющего статус общежития, а жилые помещения расположенные в нем как имеющие статус служебных для временного проживания. Документами об отнесении его к жилищному фонду управление не располагает, так как не является его балансодержателем, жилищный фонд на праве хозяйственного ведения или оперативного управления не имеет.

    Вместе с этим, отсутствие решения собственника об отнесении жилого помещения в специализированному жилищному фонду не переводит характер проживания его жильцов, которым оно было предоставлено по договору найма в общежитии или найма служебного жилого помещения в проживание на условиях социального найма.

    Из указанного выше договора найма жилого помещения в общежитии и соглашения следует, что они заключались Воронежской КЭЧ МВО, действующей в качестве уполномоченного органа от имени собственника жилого помещения - Министерства обороны РФ.

    Согласно приказу Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ , Воронежская КЭЧ МВО реорганизована в форме присоединения к Федеральному государственному учреждению «Центральному территориальному управлению имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (125167, <адрес>, Ленинградский проспект, <адрес>), в связи с чем ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ и его обособленное подразделение отдел (<адрес>) не являются ее правопреемниками.

В соответствии со ст. 1 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» приватизация жилых помещений – это бесплатная передача в собственность гражданам РФ на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.

Согласно ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

В силу ст.18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда РФ» при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГГГ N 441-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки И. на нарушение ее конституционных прав положениями статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", часть первая статьи 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" содержит перечень жилых помещений, не подлежащих приватизации. Таким образом, законодатель, определяя круг объектов, не подлежащих приватизации, в качестве общего правила ввел запрет на приватизацию служебных жилых помещений. В силу правовой позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", определение круга объектов, не подлежащих приватизации, нельзя считать ограничением прав и свобод человека и гражданина, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи его в частную собственность.

Вместе с тем законодатель, исполняя возложенную на него обязанность по обеспечению прав граждан на приватизацию жилья и соблюдая необходимый баланс их интересов и интересов собственников (владельцев) соответствующего жилищного фонда, предоставил последним право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Из имеющихся у суда сведений, на сегодняшний день ни Министерством Обороны РФ, ни его структурными подразделениями не дано разрешения на приватизацию жилых комнат в общежитии <адрес>.

Согласно ст.92 ЖК РФ от 29.12.2004г. жилые помещения в общежитиях отнесены к специализированному жилищному фонду. Специализированные жилые помещения не подлежат отчуждению, передаче в аренду, в наем, за исключением передачи таких помещений по договорам найма.

В соответствии с ч.2 ст.105 ЖК РФ – договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения.

Согласно ст. 7 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из вышеуказанной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переведены в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

Однако сведений о передаче общежития, расположенного по адресу: <адрес>, в ведение органов местного самоуправления в материалах дела не имеется.

Напротив, как следует из сообщения Управления жилищного фонда Департамента муниципальной собственности администрации городского округа <адрес>, жилое помещение - комната <адрес> не учитывается в реестре муниципального имущества (жилые объекты) и в муниципальную собственность не передавалось.

По сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <адрес> общежитие <адрес>, в котором находится спорная жилая комната, учитывается в реестре федерального имущества и закреплено на праве оперативного управления за федеральным государственным квартирно-эксплуатационным учреждением «Воронежская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны Российской Федерации (в настоящее время правопреемник КЭЧ - Федеральное государственное учреждение «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации).

Понуждение собственника (владельца) жилищного фонда к передаче служебных жилых помещений в собственность граждан недопустимо, поскольку согласно статье 9 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Согласно ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в частности путем признания права.

Как установлено судом правом пользования жилым помещением - комнатой <адрес> истец наделен в силу договора социального найма жилого помещения, указанное право ответчиками не оспаривается, не нарушается и, соответственно, признание данного права в судебном порядке не требуется.

    При таких обстоятельствах, поскольку <адрес> находится в государственной собственности, имеет статус общежития и спорное жилое помещение предоставлено истцу во временное пользование на период работы, то есть является служебным, а действующее законодательство содержит прямой запрет на приватизацию служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях (ст. 4 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда РФ»), суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания за истцом права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации, в связи с чем, в удовлетворении иска ФИО2 следует отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.12,56,194-198, 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО1 к Министерству обороны Российской Федерации, Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                            И.В. Гринберг

Решение суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.

1версия для печати

2-4025/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Кобзева Ирина Николаевна
Ответчики
Министерство обороны РФ
Департамент жилищного обеспечения МО РФ
Другие
ТУФА по УГИ в В/о
ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства Обороны РФ
ФГКУ "Западное региональное управление правового обеспечения" МО РФ
ФГКУ "ЗРУ ЖО" МО РФ
Суд
Ленинский районный суд г. Воронежа
Судья
Гринберг И.В.
Дело на странице суда
lensud--vrn.sudrf.ru
21.06.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
21.06.2017Передача материалов судье
22.06.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.06.2017Судебное заседание
24.07.2017Судебное заседание
28.07.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.05.2019Дело оформлено
16.05.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее