Дело № 2а-2030/17
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 апреля 2017 года г. Щелково
Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего федерального судьи Разумовской Н.Г.,
при секретаре судебного заседания Шпитальной Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации Щелковского муниципального района Московской области к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления ФССП по Московской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления ФССП по Московской области Яшину А.А. об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Щелковского муниципального района Московской области обратился в суд с административным иском к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления ФССП по Московской области, судебному приставу-исполнителю межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления ФССП по Московской области Яшину А.А. о признании незаконным и отмене постановления от 30.09.2016 о взыскании исполнительского сбора с нее как с должника в рамках исполнительного производства № № В обоснование требования указала, что постановлением судебного пристава - исполнителя МО по ИОВИП № 1 УФССП России по Московской области Яшина А.А. от 30.09.2016, о взыскании исполнительского сбора с Администрации Щёлковского муниципального взыскан исполнительский сбор в размере 5000 рублей (далее - оспариваемое постановление).
Администрация Щёлковского муниципального района (далее - Администрация) не согласна с оспариваемым постановлением, считает его незаконным, не обоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
05.05.2015 межрайонным отделом по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области в отношении должника Администрации Щёлковского муниципального района возбуждено исполнительное производство № о чем вынесено соответствующее постановление.
Администрацией Щёлковского муниципального района требования по исполнительному производству от 05.05.2015 № № (обязать предоставить Одинаровой ФИО6 в общую равнодолевую собственность (по 1/2 доле) земельный участок), были добровольно исполнены 08.09.2015, постановления судебного пристава-исполнителя об установлении нового срока исполнения в Администрацию не вносились.
01.11.2016 вх.№ 1.1-14-3333 Администрацией Щёлковского муниципального района получено постановление судебного пристава- исполнителя МО по ИОВИП № 1 УФССП России по Московской области Яшина А.А. об окончании исполнительного производства № №, возбужденного на основании исполнительного листа № 013380335 от 21.07.2014, выданного Щёлковским городским судом Московской области по делу № 2-835/2014, вступившего в законную силу 04.06.2014. Исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Однако позднее, постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП № 1 УФССП России по Московской области Яшина А.А. от 25.10.2016, полученным Администрацией Щёлковского муниципального района 29.11.2016 возбуждено исполнительное производство в отношении должника - Администрации
Щёлковского муниципального района, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50000 рублей. Данное постановление считает незаконным. Вынесенным в нарушение требований закона Об исполнительном производстве. Просит его отменить.
В судебном заседании представитель административного истца, действующий на основании доверенности, требования поддержал, просил удовлетворить.
В судебное заседание административные ответчики: Межрайонный отдел по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления ФССП по Московской области, судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления ФССП по Московской области Яшину А.А. не явились, извещены. Судом постановлено рассматривать дело в их отсутствие.
Суд, выслушав сторону административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований в силу следующего.
Согласно ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительного документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.
Согласно ч. 1 ст. 112 ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Согласно ч. 12 ст. 30 ФЗ "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Постановлениями о возбуждении исполнительного производства должнику должен быть установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления. Должник должен быть предупрежден, что после истечения срока для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель применяет меры принудительного исполнения в соответствии с ч. 3 ст. 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Десятидневный срок подачи административного искового заявления в суд, предусмотренный ст. 219 ч. 3 КАС РФ, истек, административное исковое заявление в суд подано 27.02.2017, однако, административный истец узнал о нарушении своих прав и наличии постановления лишь 167.02.2017, в связи с чем суд находит причину пропуска срока уважительной, пропущенный процессуальный срок на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора от 30.09.2016 подлежит восстановлению. Судом установлено, что постановлением судебного пристава - исполнителя МО по ИОВИП № 1 УФССП России по Московской области Яшина А.А. от 30.09.2016, о взыскании исполнительского сбора с Администрации Щёлковского муниципального взыскан исполнительский сбор в размере 50 ООО рублей (далее - оспариваемое постановление).
Администрация Щёлковского муниципального района (далее - Администрация) не согласна с оспариваемым постановлением, считает его незаконным, не обоснованным и подлежащим отмене по следующим основаниям.
05.05.2015 межрайонным отделом по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области в отношении должника Администрации Щёлковского муниципального района возбуждено исполнительное производство №, о чем вынесено соответствующее постановление.
Исполнительное производство возбуждено на основании Исполнительного листа от 21.07.2014 №, выданного Щёлковским городским судом по делу №, предмет исполнения: обязать Администрацию Щёлковского муниципального района предоставить ФИО1 и ФИО2 в общую равнодолевую собственность (по 1/2 доле) земельный участок, площадью 504 кв.м., расположенный по адресу<адрес>.
Администрацией Щёлковского муниципального района требования по исполнительному производству от 05.05.2015 №-ИП (обязать предоставить ФИО1 и ФИО2 в общую равнодолевую собственность (по 1/2 доле) земельный участок), были добровольно исполнены ДД.ММ.ГГГГ, постановления судебного пристава-исполнителя об установлении нового срока исполнения в Администрацию не вносились.
01.11.2016 № Администрацией Щёлковского муниципального района получено постановление судебного пристава- исполнителя МО по ИОВИП № УФССП России по Московской области Яшина А.А. об окончании исполнительного производства №-ИП, возбужденного на основании исполнительного листа № от 21.07.2014, выданного Щёлковским городским судом Московской области по делу №, вступившего в законную силу 04.06.2014.
Исполнительное производство окончено в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МО по ИОВИП № УФССП России по Московской области Яшина А.А. от 25.10.2016, полученным Администрацией Щёлковского муниципального района 29.11.2016 возбуждено
исполнительное производство в отношении должника - Администрации
Щёлковского муниципального района, предмет исполнения: исполнительский сбор в размере 50000 рублей.
16.02.2017 года решением Щёлковского городского суда Постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Яшина А.А. от 25.10.2016 о возбуждении исполнительного производства признано незаконным.
В судебном заседании 16.02.2017 года Администрация Щёлковского муниципального района ознакомлена с Постановлением судебного пристава- исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Яшина А.А. от 30.09.2016 о взыскании исполнительского сбора.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В силу частей 3 и 4 ст. 47 указанного Федерального закона, об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации, на пользование специальными правами, предоставленными должнику в соответствии с законодательством Российской Федерации, и ограничения прав должника на его имущество.
Согласно ч. 5 ст. 47 того же Федерального закона, если после окончания основного исполнительного производства возбуждено исполнительное производство, предусмотренное частью 7 настоящей статьи, то ограничения, установленные для должника в ходе основного исполнительного производства, сохраняются судебным приставом-исполнителем в размерах, необходимых для исполнения вновь возбужденного исполнительного производства.
В соответствии с ч. 7 ст. 47 данного Федерального закона, одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, наложенного судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Постановление о возбуждении такого исполнительного производства направляется вместе с постановлением об окончании основного исполнительного производства должнику, а при необходимости и другим лицам.
Как указано выше, постановление об окончании исполнительного производства от 05.05.2015 №-ИП вынесено судебным приставом - исполнителем Яшиным А.А. 30 сентября 2016 года. При этом, согласно п. 2 данного постановления, в отношении должника отменены все назначенные меры принудительного исполнения, а также установленные ограничения.
Таким образом, учитывая положения частей 4 и 5 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», исполнительное производство завершено полностью, возбуждение иного исполнительного производства в отношении Администрации на дату окончания основного исполнительного производства от 05.05.2015 №-ИП не осуществлялось.
Однако в нарушение требований ч. 7 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой постановление о возбуждении исполнительного производства по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора выносится одновременно с вынесением постановления об окончании основного исполнительного производства.
Как указано в п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" по смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Как следует из материалов дела, постановление о возбуждении исполнительского производства вынесено 21.07.2014.
08.09.2015 года принято Постановление Администрации Щёлковского муниципального района о предоставлении общую долевую собственность бесплатно ФИО1 и ФИО2 земельного участка.
При таких обстоятельствах, имеет место нарушение судебным приставом-исполнителем вышеназванных положений законодательства, что повлекло за собой нарушение прав должника.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 218-228, 360 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Администрации Щелковского муниципального района Московской области – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств № 1 Управления Федеральной службы судебных приставов по Московской области Яшина А.А. от 30.09.2016 № о взыскании исполнительского сбора.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы.
Председательствующий
федеральный судья Н.Г. Разумовская