Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-962/2018 ~ М-846/2018 от 03.07.2018

Дело № 2-962/2018

УИД: 66RS0011-01-2018-001069-26

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Каменск – Уральский                         31 июля 2018 года

Красногорский районный суд г. Каменска-Уральского Свердловской области в составе: председательствующего судьи Ежовой Г.Е.,

при секретаре Максимовой Т.А.,

с участием старшего помощника прокурора г. Каменска – Уральского Пермяковой Т.И., представителя Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» Савельевой А.В., действующей на основании доверенности от 09.01.2018 №**, представителя Отраслевого органа администрации г. Каменска-Уральского по городскому хозяйству Коновницина А.М., действующего на основании доверенности от 09.01.2018, представителя Администрации г. Каменска – Уральского Лежниной А.В., действующей на основании доверенности от 04.10.2016 №**,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации г. Каменска – Уральского по городскому хозяйству, Администрации г. Каменска - Уральского о возложении обязанности произвести ремонт дорожного покрытия улично-дорожной сети,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Каменска – Уральского в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ «УГХ»), отраслевому органу администрации г. Каменска – Уральского по городскому хозяйству, Администрации г. Каменска - Уральского о возложении обязанности произвести ремонт дорожного покрытия улично-дорожной сети.

В судебном заседании старший помощник прокурора Пермякова Т.И. поддержала исковые требования и просила обязать ответчиков в течение 3 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», следующие участки: <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, устранив при этом: разрушение лицевой стороны бортового камня на участке <адрес>, <адрес>; дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде: выбоины глубиной 7,5 см и площадью 0,58 м2, занижение обочины с переходным типом покрытия в местах сопряжения с проезжей частью на 7,3 см, выбоины глубиной 11,3 см и площадью 0,98 м2 на участке: <адрес>; занижение обочины с переходным типом покрытия в местах сопряжения с проезжей частью на 11,5 см на участке ул. Калинина, д. 72; просадка на укрепленной части обочины глубиной 9,2 см и площадью 1,62 м2 на участке ул. Калинина, д. 81а; повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части, выбоины, сетка трещин, повреждение поверхностного слоя на участке: <адрес>; выбоина в асфальтобетонном покрытии проезжей части глубиной 8,6 см и площадью 0,23 м2 на участке: <адрес>; повреждения проезжей части в виде: выбоины в асфальтобетонном покрытии глубиной 8 см и площадью 0,78 м2, выбоины в асфальтобетонном покрытии глубиной 8,5 см и площадью 0,49 м2, разрушения лицевой стороны бортового камня, выбоины глубиной 9,6 см и площадью 0,86 м2 на участке: <адрес>.

Представитель МКУ «УГХ» Савельева А.В., действующая на основании доверенности сроком действия до 31.12.2018, исковые требования признала частично, указав на то, что ремонт дорог проводится при наличии выделенных денежных средств. 25 июля 2018 года на заседании Городской Думы было принято решение о выделении денежных средств на ремонт дорог. При этом муниципальные контракты будут заключаться осенью. Учитывая сезонность проведения ремонта дорог, разумным сроком для устранения дефектов улично-дорожной сети будет срок до 01 ноября 2019 года.

Представитель Отраслевого органа администрации г. Каменска – Уральского по городскому хозяйству Коновницин А.М., действующий на основании доверенности сроком до 31.12.2018, в судебном заседании требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве. Указал, что Отраслевой орган является ненадлежащим ответчиком, денежные средства на ремонт дорог доведены до МКУ «УГХ». МКУ «УГХ» является владельцем дорог в г. Каменске-Уральском, оно следит за состоянием дорог и определят приоритетность выполнения работ по ремонту дорог.

Представитель Администрации г. Каменска-Уральского Лежнина А.В., действующая на основании доверенности сроком 3 года, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 12) местное самоуправление самостоятельно в решении вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (часть 1 статьи 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью (статья 132).

В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии с частью 4 статьи 6 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее - Федерального закона № 196-ФЗ) к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктом городского поселения при осуществлении дорожной деятельности.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно статье 12 Федерального закона № 196-ФЗ ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.

При этом под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий (статья 2 Федерального закона № 196-ФЗ).

Правоотношения, связанные с осуществлением дорожной деятельности, к которой отнесена деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, регламентированы Федеральным законом № 257-ФЗ.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 257-ФЗ автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

В силу статьи 13 Федерального закона № 257-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; установление порядка осуществления муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и пр. Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (часть 3 статьи 15 Федерального закона № 257-ФЗ).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 257-ФЗ).

В соответствии с положениями статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 5 части 1 статьи 5 Устава муниципального образования «Город Каменск-Уральский» (л.д. 15) установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Решением Городской Думы города Каменска-Уральского от 27 апреля 2011 г. № 334 утверждено Положение об Органе местного самоуправления «Администрация города Каменска-Уральского» (л.д. 19). Разделом 1У предусмотрено, что в полномочия Администрации города входят обеспечение составления проекта бюджета, обеспечение его исполнения (пунктом 21.1); разработка и организация выполнения планов и программ комплексного социального-экономического развития городского округа (пункт 21.2); осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности (пункт 21.9).

Согласно пунктам 1.1, 1.4 Положения об отраслевом органе администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству, утвержденного решением Городской думы г. Каменска-Уральского от 26 ноября 2008 г. № 24 (л.д. 13-14), отраслевой орган администрации города Каменска-Уральского по городскому хозяйству является структурным подразделением администрации города, главным распорядителем бюджетных средств. В компетенцию органа входит осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, осуществление муниципального контроля за сохранность дорог, организация содержания и ремонта автомобильных дорог, мостов и иных транспортных сооружений (пункты 2.4, 3.4). Отраслевой орган по городскому хозяйству разрабатывает и реализует планы мероприятий и перспективных программ развития коммунально-энергетического, дорожно-транспортного и природоохранных комплексов, координирует эти работы и контролирует их выполнение (пункт 4.6).

Уставом МКУ «УГХ», утвержденным приказом Органа местного самоуправления «Комитет по управлению имуществом города Каменска-Уральского» от 12 мая 2011 г. № 142 (л.д. 17-18), закреплена обязанность учреждения по организации содержания городских автомобильных дорог. Учреждение несет ответственность за качество содержания имущества, переданного в оперативное управление в пределах денежных средств, выделяемых на эти цели из бюджета муниципального образования (пункты 1.11, 2.2).

Требованиями пункта 3.1.1 ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (далее – ГОСТ) установлено, что покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.

Согласно пункту 3.1.2 ГОСТ предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см.

В силу пункта 3.2.1 ГОСТ обочины и разделительные полосы, не отделенные от проезжей части бордюром, не должны быть ниже уровня прилегающей кромки проезжей части более чем на 4 см.

В соответствии с пунктом 4.4.5 ГОСТ отдельные бортовые камни подлежат замене, если их покрытая поверхность имеет разрушения более чем на 20% площади или на поверхности имеются сколы глубиной более 3,0 см, не допускается отклонение бортового камня от его проектного положения.

В соответствии с выпиской из реестра муниципальной собственности спорные дороги переданы в оперативное управление МКУ «УГХ» (л.д. 5-6).

Как следует из акта выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) от 24.05.2018 (л.д. 7), в ходе обследования спорных улиц были установлены нарушения на дорожном покрытии, разрушение лицевой стороны бортового камня, просадки на укрепленной части обочины и занижения обочины с переходным типом покрытия в месте сопряжения с проезжей частью.

На представленных в приложение к обозначенному акту фотоматериалах видно, что вдоль участка дороги по <адрес> имеется бортовой камень, однако он не соответствует установленным требованиям ГОСТ Р-50597-93, поскольку на всем протяжении дороги в оба направления имеются участки с полным разрушением бортового камня, его частичным либо полным отсутствием.

На основании пунктов 9 - 12 статьи 3 Федерального закона № 257-ФЗ:

реконструкция автомобильной дороги - это комплекс работ, при выполнении которых осуществляется изменение параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги;

капитальный ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги;

ремонт автомобильной дороги - это комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги;

содержание автомобильной дороги - это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Состав и виды дорожных работ (капитальный ремонт, ремонт и содержание), которыми следует руководствоваться при планировании объемов этих работ, установлены Классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402.

Согласно абзацу «в» подпункта 2 пункта 6 Классификации, в состав работ по содержанию автомобильных дорог (по дорожным одеждам) входит устранение деформаций и повреждений (заделка выбоин, просадок, шелушения, выкрашивания и других дефектов) покрытий, исправление кромок покрытий, устранение повреждений бордюров, заливка трещин на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях, восстановление и заполнение деформационных швов.

В соответствии с абзацем «г» подпункта 2 пункта 4 Классификации к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относятся работы по дорожным одеждам в части уркепления обочин.

Учитывая, что на <адрес>, <адрес>, бортовой камень либо отсутствует, либо значительно поврежден, то суд соглашается с доводом представителей ответчиков о том, что в данном случае требуется замена бордюров, которая возможна только при капитальном ремонте дороги.

Также, исходя из вышеприведенных положений нормативных правовых актов, имеющиеся недостатки в виде: занижения обочины с переходным типом покрытия в месте сопряжения с проезжей частью 7,3 см на <адрес>; просадки на укрепленной части обочины глубиной 9,2 см и площадью 1,6 м2 на <адрес>; занижения обочины с переходным типом покрытия в месте сопряжения с проезжей частью 11,5 см на ул<адрес>, входят в комплекс работ по капитальному ремонту дороги.

При этом требования о капитальном ремонте дороги прокурором не заявлены.

Суд находит, что ответчики ненадлежаще исполняют возложенные обязанности по содержанию улично-дорожной сети, с учетом требований обеспечения безопасности для жизни и здоровья участников дорожного движения.

При этом суд не может согласиться с доводами представителей Администрации города Каменска-Уральского, Отраслевого органа администрации по городскому хозяйству о признании их ненадлежащими ответчиками.

На ответчиков возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере дорожной деятельности и обеспечения безопасности дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа. Несоответствие муниципальных дорог обязательным требованиям свидетельствует о ненадлежащем выполнении ответчиками данных публично-правовых обязанностей, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и имуществу и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.

Создание МКУ «УГХ» в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере дорожной деятельности, передача автомобильных дорог в оперативное управление данному учреждению не освобождает Администрацию города Каменска-Уральского и Отраслевой орган администрации по городскому хозяйству от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления дорожной деятельности, безопасности дорожного движения, муниципальному контролю за сохранностью автодорог общего пользования местного значения на территории округа и не может служить основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности.

При рассмотрении дела представители Администрации города Каменска-Уральского и Отраслевого органа администрации по городскому хозяйству не заявляли о ненадлежащем выполнении МКУ «УГХ» возложенных полномочий в части дорожной деятельности.

Принимая во внимание обязанность Администрации города Каменска-Уральского, Отраслевого органа администрации по городскому хозяйству выполнять требования закона о содержании дорог в надлежащем и безопасном для населения города состоянии, масштабность проблемы, потребность в значительных денежных средствах для устранения нарушений, суд считает, что все ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.

Определяя сроки исполнения решения, суд учитывает объемы необходимых ремонтных воздействий, финансирование, сезонность дорожных работ и считает необходимым установить срок для устранения нарушений – до 01 июля 2019 года.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора города Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу администрации г. Каменска – Уральского по городскому хозяйству, Администрации г. Каменска - Уральского о возложении обязанности произвести ремонт дорожного покрытия улично-дорожной сети удовлетворить частично.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства», Отраслевой орган администрации г. Каменска – Уральского по городскому хозяйству, Администрацию г. Каменска – Уральского в срок до 01 июля 2019 года привести в соответствие с требованиями ГОСТ Р-50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», ГОСТ 33220-2015 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию», следующие участки: <адрес>, <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>, устранив при этом: дефекты асфальтобетонного покрытия проезжей части в виде: выбоины глубиной 7,5 см и площадью 0,58 м2, выбоины глубиной 11,3 см и площадью 0,98 м2 на участке: <адрес>; повреждения асфальтобетонного покрытия проезжей части, выбоины, сетка трещин, повреждение поверхностного слоя на участке: <адрес>; выбоина в асфальтобетонном покрытии проезжей части глубиной 8,6 см и площадью 0,23 м2 на участке: <адрес>; повреждения проезжей части в виде: выбоины в асфальтобетонном покрытии глубиной 8 см и площадью 0,78 м2, выбоины в асфальтобетонном покрытии глубиной 8,5 см и площадью 0,49 м2, выбоины глубиной 9,6 см и площадью 0,86 м2 на участке: <адрес>.

В удовлетворении остальных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы в Красногорский районный суд г. Каменска – Уральского Свердловской области.

Мотивированное решение вынесено 06 августа 2018 года.

Судья:                                        Г.Е. Ежова

2-962/2018 ~ М-846/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.Каменска-Уральский
Ответчики
Отраслевой орган администрации г.Каменска-Уральского по городскому хозяйству
Администрация г.Каменска-Уральского
МКУ Управление городского хозяйства
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Лифанова Галина Евгеньевна
Дело на странице суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
03.07.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.07.2018Передача материалов судье
06.07.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.07.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.07.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
31.07.2018Судебное заседание
06.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2018Дело оформлено
07.09.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее