Дело №а-178/2017
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации11 июля 2017 года
Селивановский районный суд Владимирской области в составе:
председательствующего судьи Черновой С.В.,
при секретаре Воиновой Е.А.,
с участием помощника Муромского городского прокурора, прикомандированного к прокуратуре Селивановского района Владимирской области, Зюбиной Д.А.,
представителя ответчика администрации МО СП Волосатовское Кобякиной В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в пос. Красная Горбатка Селивановского района Владимирской области дело по административному иску
прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области о признании незаконным бездействия по обеспечению требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности произвести уборку несанкционированной свалки на участке с координатами N 55o58.399", Е 041o38.904",
у с т а н о в и л :
Прокурор Селивановского района Владимирской области обратился в Селивановский районный суд с административным исковым заявлением, поданным в интересах неопределенного круга лиц, к администрации МО СП Волосатовское Селивановского района Владимирской области о признании незаконным бездействие администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района в части обеспечения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности в срок до 1 сентября 2017 года произвести уборку несанкционированной свалки на участке с координатами N 55o58.399", Е 041o38.904". В заявлении указано, что проверкой, проведенной прокуратурой Селивановского района Владимирской области, установлено, что на территории земельного участка, расположенного по дороге от с. Ильинское в сторону пос. Новый Быт,имеющего координаты N 55o58.399", Е 041o38.904", находится свалка бытовых и строительных отходов, а также мусор. Оборудованные контейнеры и другие приспособления для сбора мусора, а также опознавательные знаки, санкционирующие размещение бытовых отходов, на указанной территории отсутствуют. Наличие несанкционированной свалки влечет за собой нарушение установленного права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, поскольку создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Административный истец старший помощник прокурора Селиванвского района Соловьев Я.В. в судебном заседании поддержал заявленные требования, подтвердил доводы, изложенные в административном исковом заявлении, пояснив, что проверкой, проведенной прокуратурой Селивановского района на территории муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района, по дороге от с. Ильинское в сторону пос. Новый Быт, на земельном участке с координатами N 55o58.399", Е 041o38.904", была обнаружена несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов, что нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, создает угрозу жизни и здоровью граждан.
Административный ответчик глава администрации МО СП Волосатовское Кобякина В.С. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась, пояснив, что нарушения требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, установленные проверкой, проведенной прокуратурой Селивановского района, будут устранены в полном объеме. Свалка отходов и мусора является несанкционированной.
Выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит требования прокурора Селивановского района Владимирской области подлежащими удовлетворению.
Статьями 41 и 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, на её защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения сельского поселения относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения поселения относится организация благоустройства и озеленения территории поселения.
Аналогичные требования содержатся в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Решением Совета народных депутатов муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области № 5 от 27.02.2014 года утверждены Правила благоустройства и содержания территории муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области.
Пунктом 3.7. указанных Правил установлено, что содержание и благоустройство территорий муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района осуществляется правообладателями, владельцами (пользователями) земельных участков в границах отведенных частных домовладений, организациями, независимо от их организационно-правовой формы в пределах отведенных им земельных участков и прилегающей территории либо специализированными организациями, на которых возложено выполнение данного вида деятельности.
Пунктом 3.8. Правил установлено, что если собственник объекта или земельного участка не определен, не известен либо его установление не представляется возможным, то обязанности, указанные в п.3.7., возлагаются на администрацию сельского поселения, на территории которого находится объект, земельный участок.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Селивановского района Владимирской области проведена проверка соблюдения законодательства об охране окружающей среды по факту организации несанкционированных свалок бытовых и строительных отходов на территории муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области, в ходе которой на территории муниципального образования, по дороге от с. Ильинское в сторону пос. Новый Быт, на земельном участке с координатами N 55o58.096", Е 041o38.542" расположена несанкционированная свалка бытовых и строительных отходов, мусора. Оборудованные контейнеры и другие приспособления для сбора мусора на данном участке отсутствуют. Опознавательных знаков, санкционирующих размещение бытовых отходов и мусора, не имеется.
В соответствии со ст. 209 и ст. 210 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом, он вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Положения статьи 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения и захламления земель.
Несанкционированная свалка расположена на территории муниципального образования сельское поселение Волосатовское, что ответчиком не оспаривается.
Доказательств того, что земельный участок, на котором обнаружена указанная несанкционированная свалка, передан в пользование третьим лица, материалы дела не содержат.
При изложенных обстоятельствах, суд находит обоснованным возложение обязанности по ликвидации несанкционированной свалки бытовых и строительных отходов, мусора на администрацию МО СП Волосатовское, поскольку земельный участок, на котором расположена данная свалка, находится на территории данного муниципального образования, организация деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований согласно статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ возложена на органы местного самоуправления муниципальные образования.
Согласно требованиям статьи 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
С учетом всех обстоятельств дела суд приходит к выводу, что срок до 1 сентября 2017 года будет достаточным сроком для исполнения административным ответчиком данного решения суда
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, ст. 227 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление прокурора Селивановского района Владимирской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области о признании незаконным бездействия по обеспечению требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, возложении обязанности произвести уборку несанкционированной свалки на участке с координатами N 55o58.399", Е 041o38.904" удовлетворить.
Признать незаконным бездействия администрации муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области по обеспечению требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства.
Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области в срок до 1 сентября 2017 года произвести уборку несанкционированной свалки на участке с координатами N 55o58.399", Е 041o38.904".
Сообщение об исполнении решения суда подлежит направлению администрацией муниципального образования сельское поселение Волосатовское Селивановского района Владимирской области в Селивановский районный суд и прокурору Селивановского района в срок до 2 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Селивановский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 12 июля 2017 года.
Судья С.В. Чернова