Дело № 2-5625/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 октября 2014 года город Саратов
Кировский районный суд города Саратова
в составе председательствующего судьи Череваткиной Е.Н.,
при секретаре Ионкиной В.В.,
с участием помощника прокурора Кировского района г. Саратова Корноваровой Т.А., действующей на основании доверенности,
представителя ответчика министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области – Фениной Л.А., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица – ЗАО «Тракт» - Романовой О.Н., действующей на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску и.о.прокурора Б-К. района в интересах неопределенного круга лиц к Комитет ), третьи лица: ОАО "ДП № 6"», ЗАО "Тракт"», об обязании привести участок автодороги в соответствие с ГОСТ,
установил:
исполняющий обязанности прокурора Б-К. района района Саратовской области обратился с иском к Комитет , третьи лица: ОАО «Дорожное предприятие № 6», ЗАО «Тракт», об обязании привести участок автодороги в соответствие с ГОСТ, указав, что прокуратурой района во исполнение приказа Генерального прокурора РФ проведена проверка соблюдения законодательства о безопасности дорожного движения. Прокуратурой Б-К. района Саратовской области *** совместно с привлечением специалиста ИДПС ОГИБДД МО МВД России «Б-К. района» Саратовской области, в рамках проверки соблюдения безопасности дорожного движения выполнена и соответствия требованиям государственных стандартов дорожного покрытия на территории <адрес> Саратовской области. Непосредственным объектом проверок являлась автодорога регионального значения ***. По результатам проверки выявлены многочисленные нарушения п. 3.1.1 Государственного стандарта РФ ГОСТ 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221), согласно которому предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 1,5 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см. Так, нарушения указанного ГОСТ установлены на следующих участках автомобильной дороги: *** имеются выбоины, на проезжей части автодороги, превышающие допустимые нормы. Общая протяженностью участков дороги, на котором имеются ямы, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение автотранспорта составляет 23 км.
От имени Саратовской области Комитет дорожного хозяйства Саратовской области (государственный заказчик) в лице председателя Комитета и ОАО «Дорожное предприятие № 6» (подрядчик) заключили Государственный контракт, согласно которому подрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области в 2014 - 2016 г.г., в том числе в *** Саратовской области. В соответствии с условиями Контракта и по поручению государственного заказчика контроль за исполнением контракта осуществляет казенное предприятие Саратовской области «Дирекция автомобильных дорог». Подрядчик при исполнении контракта может привлечь субподрядные организации. Подрядчик может заключить договор субподряда только после получения соответствующего письменного разрешения государственного заказчика.
*** года между ОАО «Дорожное предприятие № 6» (подрядчик) и ЗАО «Тракт» (субподрядчик) был заключен договор субподряда № №. Приложением к указанному договору утвержден перечень автомобильных дорог регионального значения, находящихся в государственной собственности области, где указана автодорога *** протяженностью 40,4 км.
Необходимо учитывать, что автомобильная дорога является объектом социальной инфраструктуры. Определить количество граждан, пользующихся вышеуказанным отрезком дороги невозможно. Вместе с тем, неудовлетворительное состояние автомобильной дороги *** нарушает права не только жителей ***, но и других граждан Российской Федерации.
Кроме того, по автодороге *** в учебное время осуществляют движение школьные автобусы по следующим маршрутам: с<адрес>; <адрес>; <адрес>. Истец просит суд обязать Комитет привести в соответствие с ГОСТ 50597-93 участок автодороги *** на ***. в срок до ***.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Кировского района г. Саратова Корноварова Т.А. поддержала исковые требования в полном объеме, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области – Фенина Л.А. в судебном заседании исковые требования не признала, представила суду свои возражения, поддержав доводы, изложенные в возражениях.
Представитель третьего лица – ЗАО «Тракт» - Романова О.Н. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований не возражала.
Представитель третьего лица ОАО «Дорожное предприятие № 6» - Мирошникова Д.Г., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания надлежащим образом, представила суду заявление о рассмотрении дела без их участия, а также отзыв на исковое заявление, в котором пояснила, что между ОАО «Дорожное предприятие № 6» и ЗАО «Тракт» был заключен договор субподряда № № в соответствии с которым субродрядчик принимает на себя обязательства по выполнению комплекса работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмунициального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, таим образом, обязанность по содержанию и ремонту указанной автодороги лежит на ЗАО «Тракт».
В связи с чем, с учетом мнения сторон, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Постановлением Правительства Саратовской области от 27.03.2014 года № 179-П «Вопросы Правительства Саратовской области» комитет транспорта Саратовской области и комитет дорожного хозяйства Саратовской области реорганизованы путем их слияния в министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области. В составе Правительства Саратовской области учреждена должность министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области
В соответствии с Положением о министерстве транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области, утвержденным Постановлением Правительства Саратовской области от 22.04.2014 года № 246-П «Вопросы министерства транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области» Министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области (далее - Министерство) является органом исполнительной власти области
Министерство в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, законами Саратовской области, правовыми актами Губернатора области, органов государственной власти области, а также настоящим Положение.
Министерство осуществляет организацию транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, региональный государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, функции в сфере управления и развития дорожного комплекса области, а также финансирование расходов по производству работ в дорожном комплексе в соответствии с Законом Саратовской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Министерство является правопреемником комитета транспорта Саратовской области и комитета дорожного хозяйства Саратовской области.
Министерство осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами исполнительной власти области, органами местного самоуправления и организациями.
Финансирование расходов по содержанию и обеспечению деятельности Министерства осуществляется за счет средств областного бюджета.
В силу п. 9 данного Положения основными задачами министерства являются: разработка и осуществление мероприятий в транспортном комплексе области, направленных на удовлетворение нужд области, населения и экономики в качественных и безопасных перевозках грузов и пассажиров; организация устойчивого функционирования дорожного комплекса области, эксплуатация (содержание, ремонт и капитальный ремонт) и развитие (строительство, реконструкция) автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения (далее - автомобильные дороги) на территории области, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы, в соответствии с требованиями безопасности дорожного движения и потребностями в автомобильных перевозках; взаимодействие с Министерством транспорта Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере совместной деятельности в целях обеспечения свободного перемещения пассажиров и грузов по территории Российской Федерации; формирование и совершенствование правовых основ функционирования транспортного и дорожного комплексов области; обеспечение эффективного управления государственной собственностью области в транспортном и дорожном комплексах области; содействие повышению эффективности работы организаций и индивидуальных предпринимателей транспортного комплекса и росту конкурентоспособности российских транспортных операторов на российском и зарубежном рынках транспортных услуг; обеспечение в пределах своей компетенции интересов области при заключении соглашений с федеральными органами исполнительной власти в области дорожного хозяйства; участие в разработке и реализации государственных программ развития транспортного и дорожного комплексов области; осуществление в соответствии с федеральным законодательством и в пределах своей компетенции государственного регулирования, управления и контроля по обеспечению безопасного, устойчивого и эффективного функционирования транспортного и дорожного комплексов области; содействие проведению экономических реформ, институциональных преобразований и структурной перестройки транспортного и дорожного комплексов области; реализация единой экономической, финансовой, научно-технической, инвестиционной и социальной политики на транспорте и в дорожной отрасли; обеспечение целевого и эффективного использования бюджетных средств, направленных на финансирование расходов в сфере транспорта и дорожного хозяйства; организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; в пределах своей компетенции организация решения задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на межмуниципальном, региональном уровнях и в подведомственных организациях; обеспечение согласованной деятельности подведомственных организаций по обеспечению мобилизационной готовности специальных подразделений транспорта области; организация и проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также соблюдение требований действующего законодательства по обеспечению сохранности этих сведений; обеспечение исполнения федеральных законов, нормативных правовых актов в области мобилизационной подготовки и мобилизации, а также защиты информации; организация и обеспечение воинского учета и бронирования на период мобилизации и на военное время граждан, пребывающих в запасе и работающих в Министерстве и в подведомственных организациях; обеспечение проведения подведомственными организациями мероприятий по защите государственной тайны, мобилизационной подготовке, а также осуществления методического обеспечения этих мероприятий; оказание методической, консультационной и организационной помощи органам местного самоуправления и организациям по вопросам, относящимся к компетенции Министерства; организация осуществления мониторинга состояния автомобильных дорог и сооружений на них; осуществление закупок товаров, работ, услуг для эксплуатации и развития автомобильных дорог для государственных нужд области, финансирование этих работ, контроль за их выполнением и приемка; участие при реализации на территории области инвестиционных проектов, имеющих региональное значение; противодействие коррупции в пределах своей компетенции.
Основными функциями, необходимыми для реализации Министерством возложенных задач, являются в том числе: осуществление функции государственного заказчика дорожных и мостовых работ по эксплуатации (содержанию, ремонту и капитальному ремонту) и развитию (реконструкции и строительству) дорожного комплекса области; осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения; выдача специальных разрешений на движение по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах Саратовской области и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог; оказание услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области на основании заключаемых договоров о присоединении объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области; осуществление в соответствии с законодательством строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, капитальном ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Саратовской области; участие в разработке и реализации стратегических направлений, концепций, государственных программ Саратовской области, инвестиционных и инновационных программ развития транспортного и дорожного комплексов области; осуществление мониторинга соблюдения правил по охране автомобильных дорог и сооружений на них и порядка их использования; осуществление в пределах своей компетенции учета имущества (зданий, сооружений, оборудования, техники, транспорта и т.п.), используемого для эксплуатации и развития автомобильных дорог; проведение комплексного анализа и определение тенденции развития дорожного комплекса области, проведение обоснований и расчетов по объемам финансирования; утверждение в установленном порядке проектно-сметной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог и мостов; разработка в пределах своей компетенции проектов нормативных правовых актов, определяющих функционирование транспортного и дорожного комплексов области, в установленном порядке принятие участия в их рассмотрении; внесение в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти предложений по вопросам, относящимся к транспортному и дорожному комплексам области, участие в установленном порядке в рассмотрении вопросов, затрагивающих интересы транспортного и дорожного комплексов области, в органах законодательной и исполнительной власти Саратовской области; осуществление подготовки и обоснование бюджетной заявки по транспортному и дорожному комплексам области при разработке проекта областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период; участие в установленном порядке в обеспечении финансирования организаций транспортного комплекса области; обеспечение проведения анализа финансово-хозяйственной деятельности подведомственных предприятий транспортного комплекса области, участие в подготовке и реализации мер по обеспечению их финансовой устойчивости и предупреждению банкротства; анализ, обоснование и определение потребности в финансовых средствах, в материальных и трудовых ресурсах по реализации государственных программ, связанных с деятельностью транспортного и дорожного комплексов области; рассмотрение заявлений, предложений и жалоб юридических лиц и граждан по вопросам функционирования транспортного и дорожного комплексов (п. 10 Положения).
В силу п. 11 Положения, Министерство для обеспечения выполнения вышеуказанных задач имеет право: вносить в установленном порядке в Правительство области предложения по вопросам совершенствования работы транспортного и дорожного комплексов; запрашивать и получать в установленном порядке от подведомственных организаций, органов исполнительной власти информацию, необходимую для выполнения возложенных на него задач; осуществлять мониторинг состояния автомобильных дорог и сооружений на них и контролировать выполнение заключенных контрактов (договоров); привлекать в установленном порядке для решения отдельных вопросов научно-исследовательские, технологические, проектно-конструкторские и учебные институты, предприятия, объединения, учреждения и другие организации на контрактной (договорной) основе; созывать и проводить совещания по вопросам, входящим в компетенцию Министерства; создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности; принимать в установленном порядке участие в разработке мероприятий, планов социально-экономического развития и государственных программ по курируемым отраслям.
Из указанных выше норм права следует, что министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области является государственным заказчиком в области обеспечения содержания и ремонта дорог регионального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения, осуществляя при этом функции контроля и надзора за качеством выполнения данных работ, утверждает проектную и сметную документацию по ремонту, содержанию и реконструкции дорог регионального значения, утверждает объем необходимого финансирования в целях осуществления данной деятельности.
Судом установлено и никем не оспаривалось, что автодорога *** относится к дорогам регионального значения.
Так же в судебном заседании установлено, что *** Комитет был заключен государственный контракт № № на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, находящихся в государственной собственности области, в <адрес> Саратовской области. Срок действия контракта до *** года.
Данные обстоятельства подтверждаются пояснениями представителя ответчика и не оспариваются истцом.
В судебном заседании установлено, что автодорога *** на ***. имеются выбоины на проезжей части автодороги, превышающие допустимые пределы (ГОСТ Р 50597-93 ), общая протяженность участков дороги, на котором имеются ямы, выбоины и иные повреждения, затрудняющие движение автотранспорта составляет *** км., что подтверждается актом выявленных недостатков в содержании дорог, дорожных сооружений и технических средств организации дорожного движения (л.д.14), фотоснимками (л.д.15-29).
Государственный стандарт ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221) устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Как указано в разделе 1 ГОСТ Р 50597-93 все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды. Данные требования распространяются с 1 января 1995 года на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов. Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в введении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В соответствии с п. 3.1.1 ГОСТ 50597-93 покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств, с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия в группе «А» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 0,3 (1,5) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 5 суток; в группе «Б» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 1,5 (3,5) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 7 суток; в группе «В» дорог и улиц по их транспортно - эксплуатационным характеристикам на 1000 кв.м покрытия составляют 2,5 (7,0) кв.м, со сроком ликвидации повреждений не более 10 суток. Указанные в скобках значения повреждений приведены для весеннего периода.
В соответствии с п. 3.1.2 данного ГОСТа предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
В ходе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что указанная данная автодорога нуждается в ремонте, поскольку не соответствует вышеуказанным требованиям ГОСТа.
Приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 года № 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» определены составы работ, входящие в капитальный ремонт автодорог, ремонт автодорог, содержание автомобильных дорог.
Согласно ст. 72 Бюджетного кодекса РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с учетом положений настоящего Кодекса (п.1). Государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи (п.2).
В соответствии со ст.67 Гражданского кодекса РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска о возложении на министерство транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области обязанности организовать проведение ямочного ремонта автодороги *** ***.
Ссылку представителя ответчика на отсутствие финансирования ремонта указанного выше участка дороги, суд признает несостоятельной, поскольку, данные обстоятельства не могут служить основанием для освобождения ответчика от осуществления возложенных на него обязанностей строительного контроля по обеспечению безопасности дорожного движения при строительстве, ремонте, реконструкции и содержании автомобильных дорог.
Кроме того, в судебном заседании установлено, что именно ответчик в пределах выделенных бюджетных средств определяет, какие конкретно автодороги необходимо ремонтировать, и выходит с соответствующим предложением.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что исковые требования исполняющего обязанности прокурора Б-К. района в интересах неопределенного круга лиц к Комитет , нашли подтверждение в ходе судебного разбирательства, соответствуют вышеперечисленным положениям закона, а потому подлежат удовлетворению в полном объеме с учетом того, что правопреемником Комитет является Минтранс
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд,
решил:
обязать Минтранс привести участок автодороги *** на ***. в соответствие с ГОСТ.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в апелляционном порядке в течение месяца через Кировский районный суд г. Саратова.
Срок составления мотивированного решения - 07 октября 2014 года.
Судья Е.Н. Череваткина