№ 2-7591/9-2010г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2010 г. г.Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Савельевой Н.В.,
при секретаре Матвеенко Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Белошенко А.В., Белошенко И.Ю. к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республики Карелия о признании незаконным решения об исключении из подпрограммы, восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты, обязании выплатить социальную выплату на приобретение жилья в 2010 году,
установил:
Белошенко А.В., Белошенко И.Ю. обратились в суд по тем основаниям, что 02 сентября 2010 года решением заместителя начальника Управления жилищного хозяйства комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства администрации Петрозаводского городского округа их семья исключена из числа участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» в соответствии с рекомендациями главного распорядителя средств на территории Республики Карелия –Министерства строительства в связи с тем, что участницей подпрограммы может быть только молодая семья, в которой возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет. Полагают, что данным решением были нарушены их права, считают решение незаконным, поскольку на день принятия решения комитетом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищного хозяйства Администрации г. Петрозаводска о включении их семьи в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» возраст супругов не достиг 36 лет. В связи с чем просили признать решение комитета по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищного хозяйства администрации Петрозаводского городского округа незаконным, обязать комитет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищного хозяйства администрации Петрозаводского городского округа устранить допущенное нарушение и восстановить их в списках претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2010 году, обязать комитет по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Управления жилищного хозяйства администрации Петрозаводского городского округа выплатить им социальную выплату на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в 2010 году.
К участию в деле с согласия истцов судом в качестве ответчика привлечено Министерство строительства Республики Карелия.
В судебном заседании истцы поддержали заявление по изложенным в нем основаниям.
Администрация Петрозаводского городского округа представителя в судебное заседание не направила.
Представитель Министерства строительства РК Банковский П.В. в судебном заседании полагал заявление не подлежащим удовлетворению, ссылаясь на то, что в соответствии с п. 5 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 13 мая 2006 года №285 возраст каждого из супругов на день принятия органом исполнительной власти субъекта РФ решения о включении молодой семьи-участницы подпрограммы в списков претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году не должен превышать 35 лет, на момент утверждения списка претендентов Министерством строительства РК, а именно на 09 июня 2010 года, заявителям было более 36 лет, что противоречит пункту 5 Правил, в связи с чем администрация Петрозаводского городского округа правомерно исключила семью Белошенко из числа участников подпрограммы.
Суд, заслушав истцов, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 – 2010 год, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 года №675, в целях предоставления государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, предусматривает в своем составе подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей" (далее также – Подпрограмма). Механизм реализации подпрограммы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям - участникам подпрограммы в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.
Порядок предоставления молодым семьям социальных выплат устанавливается Правительством РФ. Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 г. № 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы (далее также – Правила).
В соответствии с абз.3 раздела 3 Подпрограммы участником подпрограммы может быть молодая семья, возраст супругов в которой не превышает 35 лет, либо неполная семья, состоящая из одного молодого родителя, возраст которого не превышает 35 лет, и одного и более детей и нуждающаяся в улучшении жилищных условий. Аналогичным образом абзацем «а» п.5 Правил определено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая определенным условиям, в том числе возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.
В соответствии с п.21 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме, до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что истцы 06.05.2008г. обратились в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о включении в состав участников подпрограммы и 08.05.2008 года были включены в список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом 2009 году. На момент подачи заявления Белошенко А.В. было полных 35 лет, Белошенко И.Ю. было 34 года. Данный список был предоставлен Администрацией Петрозаводского Министерству строительства Республики Карелия.
Согласно п.23 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году.
Из приказа Министерства строительства РК от <данные изъяты> следует, что Министерством строительства РК были утверждены списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2009 году по Республике Карелия в количестве 22 молодых семей с учетом выделенного финансирования подпрограммы. В список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2009 году семья истцов не была включена.
Приказом Министерства регионального развития РФ №274 от 07 июня 2010 года было утверждено распределение субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию подпрограммы в 2010 году, которым Республике Карелия в 2010 году выделено на реализацию подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы 21938,18 тысяч рублей.
Согласно п.26 Правил орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году на основании сводного списка и с учетом предварительных контрольных цифр, определенных в соответствии с пунктом 25 настоящих Правил, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих такие жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств.
Таким образом, только после вынесения Министерством регионального развития Российской Федерации по результатам конкурса решения об участии Республики Карелия в реализации Подпрограммы в 2010 году и распределения контрольных цифр бюджетных средств, планируемых в бюджете РФ для Республики Карелия на реализацию Подпрограммы, Министерством строительства РК в соответствии с п.26 Правил приказом от 09 июня 2010 года №122 был утвержден список молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2010 году, в который вошли 42 семьи по Республике Карелия.
При этом законодатель в качестве обязательного требования, предъявляемого к участникам Подпрограммы, устанавливает возраст каждого из супругов либо родителя в неполной семье, который именно на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году, не должен превышать 35 лет (т.е. до достижения 36 лет). Данное положение Правил является действующим? не отменялось, не изменялось и его законность не может быть предметом проверки в рамках рассмотрения настоящего гражданского дела.
На момент утверждения Министерством строительства РК списка претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году, т.е. на 09 июня 2010 года, возраст Белошенко А.В. составлял 37 лет 3 месяца, возраст Белошенко И.Ю. составлял полных 36 лет. По этим основаниям Министерство строительства РК не включило семью истцов в список претендентов на получение социальной выплаты в 2010 году, как несоответствующую критериям, предъявляемым законодателем к молодым семьям, а Администрация Петрозаводского городского округа направила в адрес истцов письмо № от 02.09.2010г., в котором сообщила истцам о том, что они не могут быть в настоящее время участниками подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» в связи с превышением возраста, установленного в п. 5 вышеуказанных Правил.
Более того, учитывая изложенный выше порядок предоставления социальных выплат и требования, предъявляемые законодателем к участникам Подпрограммы, суд отмечает, что на момент утверждения списков молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2009 году приказом Министерства строительства РК от <данные изъяты> Белошенко А.В. было полных 36 лет.
Согласно п.п.2, 3 Правил право молодой семьи – участницы подпрограммы на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством, выдача которого осуществляется органом местного самоуправления, на основании решения которого молодая семья включена в список участников подпрограммы. Подобное свидетельство не выдавалось истцам, поскольку в силу п.36 Правил оформление свидетельств и выдача их молодым семьям осуществляется после поступления средств из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат. Выдача свидетельств осуществляется молодым семьям - претендентам на получение социальных выплат в порядке очередности, определенной списком молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В список молодых семей-претендентов на получение социальной выплаты семья истцов включена не была.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения требований истцов о признании решения об их исключении из числа участников подпрограммы «Обеспечения жильем молодых семей» незаконным, обязании восстановить их в списках претендентов на получение социальной выплаты на приобретение жилья в 2010 году, обязании выплатить социальную выплату на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» в 2010 году не имеется, в связи с чем суд считает отказать в удовлетворении иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Белошенко А.В., Белошенко И.Ю. к Администрации Петрозаводского городского округа, Министерству строительства Республики Карелия о признании незаконным решения об исключении из подпрограммы, восстановлении в списках претендентов на получение социальной выплаты, обязании выплатить социальную выплату на приобретение жилья в 2010 году оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Н.В. Савельева