Решение по делу № 2-480/2015 (2-4654/2014;) ~ М-4565/2014 от 02.12.2014

Дело № 2-480 (2015г.)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Пермь 12 февраля 2015 года

Мотовилихинский районный суд г.Перми в составе:

председательствующего судьи Нигаметзяновой О.В.

при секретаре Поповой Т.В.

с участием представителя истца Буртового А.Ф.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Малкова Н.А. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду

У С Т А Н О В И Л :

Малков Н.А. обратился в суд с исковыми требованиями к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми (далее – Департамент) о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, мотивируя требования тем, что 23.10.2014 он обратился в Департамент с заявлением о предоставлении ему земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет в первоочередном порядке без проведения торгов. Полагает, что имеет право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, также является нуждающимся в улучшении жилищных условий, поскольку в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м. зарегистрированы и проживают 2 человека. Письмом Департамента от 19.11.2014 года истицу было отказано в предоставлении земельного участка. Истец считает доводы Департамента по отказу необоснованными, незаконными, противоречащими действующему законодательству РФ.

Просит суд признать незаконным отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в предоставлении земельного участка Малкову Н.А. Обязать Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставить истцу земельный участок с кадастровым номером расположенный по адресу <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства сроком на 10 лет в первоочередном порядке без проведения торгов.

Определением Мотовилихинского районного суда г.Перми от 27.01.2015 к участию в деле в качестве 3-го лица без самостоятельных исковых требований на стороне ответчика было привлечено Управление жилищных отношений администрации г.Перми (л.д.63).

Истец Малков Н.А. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель истца Буртовой А.Ф., действующий на основании доверенности (л.д. 21), в судебном заседании на предъявленных исковых требованиях настаивал по доводам, изложенных в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Согласно ранее представленному отзыву на иск, с требованиями истца не согласны, свою позицию обосновывают тем, что на сегодняшний день земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства, на территории г.Перми отсутствуют сформированные и поставленные на государственный кадастровый учет земельные участки, подлежащие предоставлению в соответствии со ст. 17 ФЗ № 181-ФЗ, истцом не представлено доказательств нуждаемости в улучшении жилищных условий, исходя из критериев, установленных ст. 51 ЖК РФ, а также доказательств соблюдения порядка постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Таким образом, нормы ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», применимы быть не могут (л.д. 53-56).

Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, указав, что Малков Н.А. в Управлении жилищных отношений администрации г.Перми в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит, с указанными документами не обращался.

Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению частично в силу следующего.

Судом по делу установлены следующие юридически значимые обстоятельства:

Истец Малков Н.А. является инвалидом <данные изъяты> группы бессрочно, что подтверждено справкой МСЭ-2012 от 09.04.2013 (л.д.14);

По сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Пермскому краю от 18.12.2014, объекты недвижимого имущества в собственности истца Малкова Н.А. отсутствуют (л.д. 41);

Из справки от 03.10.2014, представленной МКУ «Управление муниципальным жилищным фондом города Перми» следует, что Малков Н.А. с 26.06.2012 года зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Совместно с Малковым Н.А. в указанной квартире зарегистрирована и проживает жена МТН (л.д.16), что подтверждается также сведениями, представленными Отделом адресно-справочной информации УФМС по Пермскому краю (л.д. 39-40);

19.11.2014 Департамент земельных отношений администрации города Перми письмом отказал Малкову Н.А. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, в аренду для индивидуального жилищного строительства. В качестве обоснования отказа департаментом было указано следующее: на сегодняшний момент земельное законодательство не содержит специального порядка предоставления инвалидам земельных участков для индивидуального жилищного строительства; федеральным законодательством не предусмотрена обязанность органа местного самоуправления по формированию земельных участков для предоставления их в соответствии с указанной статьей; согласно информации из управления жилищных отношений администрации города Перми Малков Н.А. на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий не состоит (л.д. 18-20).

Не согласившись с данным решением, истец обратился в суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Проанализировав указанные выше обстоятельства и представленные доказательства, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично в силу следующего.

Так, действительно статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.07.1996 № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

В силу п.17 данных Правил инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации (статья 7), провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие каждого человека, возлагает на государство обязанность обеспечивать государственную поддержку инвалидов, развивать систему социальных служб, устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

К числу таких гарантий относится и положения п.14 ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», закрепляющего право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства. Положения ст. 17 названного Федерального закона предусматривают права инвалидов и их семей на улучшение жилищных условий.

Из анализа указанного Федерального закона следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законодателем с целью установления дополнительных гарантий реализации инвалидами их права на жилое помещение. В связи с чем, первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства поставлено в зависимость только от нуждаемости инвалида в улучшении жилищных условий.

Согласно п.2 ч. 1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Решением Пермской городской Думы № 103 от 30.05.2006 утверждена учетная норма площади жилого помещения в размере 12 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного члена семьи (пункт 1 Решения).

Как установлено судом, истец зарегистрирован и проживает в комнате по адресу: <адрес>, по договору социального найма от 31.05.2012, общая площадь комнаты составляет <данные изъяты> кв.м. Совместно с нанимателем в указанное жилое помещение вселена и зарегистрирована жена МТН На праве собственности Малков Н.А. иного жилья не имеет. С учетом общей площади указанной выше комнаты и количества лиц, зарегистрированных в ней, судом установлено, что на долю истца приходится менее 12 кв.м. общей площади. Таким образом, суд приходит к выводу о том, что собранными по делу доказательствами нуждаемость истца в улучшении жилищных условий установлена. Последний, хоть и не состоит на учете, вместе с тем является нуждающимся в улучшении жилищных условий в силу ч.1 ст. 51 ГПК РФ.

Учитывая изложенное, суд считает рассматриваемый отказ Департамента земельных отношений администрации г.Перми в части предоставления истцу земельного участка является незаконным. При этом суд исходит из того, что отсутствие правового регулирования порядка льготного предоставления земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, указанной категории граждан, а также механизма применения закона не является препятствием для получения истцом предоставляемой ему социальной поддержки.

Вместе с тем, суд не находит оснований для признания рассматриваемого отказа в остальной части незаконным, а также в удовлетворении требований истца в возложении на Департамент земельных отношений администрации г.Перми обязанности предоставления земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, Малкову Н.А.

В данном случае суд исходит из того, что установленное ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» №181-ФЗ право инвалидов на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства не может быть истолковано как обязанность органа местного самоуправления предоставлять указанным лицам по их требованию бесплатно любой произвольно выбранный ими земельный участок.

Хотя первоочередное предоставление земельных участков лицам, указанным в ст.17 ФЗ №181-ФЗ, и производится без проведения торгов, что и является содержанием данной гарантии, однако такое предоставление земельных участков производится на общих основаниях. Указанным Федеральным законом не предусмотрено право выбора инвалидом конкретного земельного участка по его собственному выбору.

Пунктом 1 ст.30.1 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, без предварительного согласования места размещения объекта.

Однако изложенное так же не означает, что такие земельные участки должны предоставляться гражданам по их произвольному выбору.

В соответствии со ст.11 Земельного кодекса РФ регулирование земельных отношений входит в полномочия органов местного самоуправления.

В данной норме, в частности, указано, что к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель. Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляются органами местного самоуправления.

Таким образом, в рассматриваемой правовой ситуации, с учетом того, что Малков Н.А. является инвалидом <данные изъяты> группы, нуждается в улучшении жилищных условий, следовательно, в соответствии с положениями ст.17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» имеет первоочередное право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, у Департамента земельных отношений администрации города Перми имеется обязанность по предоставлению земельного участка инвалиду. При этом законом не предусмотрено право истца, являющегося инвалидом, требовать предоставления ему конкретного земельного участка.

При таких обстоятельствах на Департамент земельных отношений администрации г.Перми следует возложить обязанность по предоставлению Малкову Н.А. в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В удовлетворении же требования о возложении обязанности на Департамент земельных отношений администрации г.Перми предоставить истцу земельный участок, с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>, Малкову Н.А. следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Малкова Н.А. к Департаменту земельных отношений администрации г.Перми о признании отказа незаконным и возложении обязанности предоставить земельный участок в аренду, - удовлетворить частично.

Отказ Департамента земельных отношений администрации города Перми от 19 ноября 2014 года за в части предоставления Малкову Н.А. земельного участка признать незаконным.

Обязать Департамент земельных отношений администрации города Перми предоставить Малкову Н.А. земельный участок в соответствии с требованиями п.14 ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В удовлетворении остальной части исковых требований Малкову Н.А., - отказать.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Мотовилихинский районный суд г.Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

Председательствующий : подпись

Копия верна

Председательствующий О.В.Нигаметзянова

Секретарь:

Решение суда в законную силу не вступило

Секретарь:

2-480/2015 (2-4654/2014;) ~ М-4565/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Малков Николай Алексеевич
Ответчики
Департамент земельных отношений Администрации г. Перми
Другие
Управление жилищных отношений администрации г.Перми
Суд
Мотовилихинский районный суд г. Перми
Судья
Нигаметзянова Оксана Викторовна
Дело на странице суда
motovil--perm.sudrf.ru
02.12.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2014Передача материалов судье
05.12.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.01.2015Предварительное судебное заседание
12.02.2015Судебное заседание
19.02.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.02.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.06.2015Дело оформлено
03.06.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее