Дело № 2-7/2014
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
пгт. Серышево 3 апреля 2014 года
Серышевский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи – Кулагиной И.В.,
при секретаре – Наймушиной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к <адрес> о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность неправомерным и возложении обязанности предоставить бесплатно в собственность земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился с данным иском в суд, мотивируя свои требования тем, что 22 мая 2013 года он обратился с заявлением в администрацию пгт. Серышево о предоставлении в соответствии с нормами подпункта «б» п. 1 ст.2 Закона Амурской области от 21.01.2005 № 422-03 «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, на территории Амурской области» в собственность бесплатно земельного участка для ведения индивидуального садоводства. Заявление было рассмотрено совместно администраций Серышевского района и администрацией пгт. Серышево, после чего 17.06.2013 № 01-14-4280 ему был дан ответ, что испрашиваемый земельный участок ориентировочной площадью 0,10 га, расположенный <адрес>» и очистными сооружениями, находится в защитной зоне очистных сооружений и поэтому не может быть предоставлен. Считает решение администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №01-14-4280 не обоснованным и незаконным, поскольку, запрашиваемый земельный участок сейчас не находится в санитарно-защитной зоне. На основании изложенного, просит суд признать отказ администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №01-14-4280 в бесплатном предоставлении ему в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, расположенный в <адрес> незаконным. Обязать администрацию <адрес> предоставить ФИО1 бесплатно в собственность земельный участок, ориентировочной площадью 0,10 га, расположенный <адрес>
В судебном заседании истец ФИО1, настаивал на удовлетворении заявленных требований, указав, что ранее он проживал по адресу: <адрес> с 1985 года стал пользоваться земельным участком, расположенным рядом с домом. Этот участок ему никто не выделял, он стал его использовать по собственной инициативе. На данном участке он выращивает огородную продукцию, посажены многолетние насаждения, есть хозяйственные постройки. Рядом с его участком расположено много таких же участков, которыми соседи пользуются также на протяжении нескольких лет. Согласно проведенной судом экспертизе, месторасположение используемого им участка не попадает в санитарно-защитную зону очистных сооружений. Считает, что других препятствий для предоставления ему бесплатно в собственность земельного участка нет. Используемые им и другими гражданами по соседству земельные участки, могут быть признаны как садоводческое товарищество, поскольку, используются уже на протяжении нескольких лет, на многих земельных участках построены садовые домики и хозяйственные постройки, между участками есть подъездные пути, для проезда любого транспорта и поэтому разработка проектной документации ни к чему.
Представитель истца ФИО1 - ФИО4, действующая на основании доверенности, в полном объеме поддержала заявленные исковые требования и просила их удовлетворить.
Представитель ответчика - <адрес> ФИО5 суду показал, что иск истца не подлежит удовлетворению в полном объеме, поскольку, его требование о предоставлении ему бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства не соответствует Правилам землепользования и застройки территории <адрес>. Согласно соглашения о передаче полномочий с 08.08.2006 года право распоряжаться земельными участками находилось в ведении пгт. Серышево, но с 15 августа 2010 года такое право закреплено за администрацией Серышевского района. Гражданин, который желает получить бесплатно в собственность земельный участок в границах пгт. Серышево подает заявление в администрацию пгт. Серышево, но решение о предоставлении земельного участка, либо об отказе в его предоставлении выносит администрация Серышевского района за подписью Главы района.
Представитель третьего лица Администрации пгт. Серышево, уведомленного надлежащим образом о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явился. В суд поступило заявление о рассмотрении дела без их участия, просили в иске отказать.
Исследовав материалы дела, заслушав участников процесса, свидетеля, суд приходит к следующему.
Свидетель ФИО6, состоящая в должности архитектора <адрес> - суду показала, что действительно после проведенной судом экспертизы, установлено, что требуемый ФИО1 земельный участок не находится в санитарно-защитной зоне очистных сооружений. Однако он не может быть ему предоставлен бесплатно в собственность для ведения садоводства. Выдел земельного участка из земель муниципального образования пгт. Серышево под ведение садово-огороднической деятельности возможен только при обращении «Садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения», которое создается на основании решения граждан и имеет правовую форму деятельности. Регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Очередность предоставления таких участков определяется на основании соответствующих заявлений. Для создания такого объединения или общества заявлений должно быть не менее трех. На общем собрании заявителей принимается решение о создании садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. Такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После обращения такого некоммерческого объединения глава поселения может принять решение о назначении публичных слушаний для принятия изменений в ПЗЗ пгт. Серышево для перевода земельного участка из зоны «Ж2» в зону для ведения садоводства и огородничества. Далее садоводческое, огородническое товарищество разрабатывает проектную документацию по планировке и застройке выделенного земельного участка в соответствии с СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих объединений и граждан». После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения земельные участки предоставляются в собственность. Зарегистрировать заявленный земельный участок под ведение садоводства на котором находится незаконно возведенное строение ФИО1 не представляется возможным, так как возведенное им строение, также как и другие самовольно построенные строения подсобного назначения жителями жилых домов по ул. ФИО2, возведены с грубым и недопустимым нарушением противопожарных, санитарно-эпидемиологических норм, нормативов градостроительного проектирования, правил СП 53.13330.2011 «СНиП 30-02-97».
Из обстоятельств дела следует, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ обратился с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для индивидуального садоводства, расположенного в пгт. Серышево между жилым массивом ул. ФИО2 и очистными сооружениями. ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в предоставлении в собственность участка ФИО1 было отказано на том основании, что предоставление земельного участка под огородничество и садоводство в санитарно-защитной зоне запрещено. Не согласившись с отказом администрации <адрес> №01-14-4280 истец просит признать его незаконным. Кроме того, истец требует представить ему вышеуказанный участок в собственность бесплатно.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности гражданам, для целей, не связанных со строительством урегулирован ст. 34 Земельного кодекса РФ.
В соответствии с частями 2, 3 названной статьи, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают соответствующее заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. В таком заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
На основании ч. 4 ст. 34 ЗК РФ орган местного самоуправления с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления такого заявления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно соглашения о передаче полномочий в области земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между Серышевским муниципальным районом <адрес> (Район) и поселком городского типа <адрес> (Поселение) в целях сохранения сложившейся и эффективно работающей в муниципальном образовании пгт. Серышево системы в области земельных отношений, Район передает, а Поселение принимает в свое ведение с ДД.ММ.ГГГГ полномочия право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в границах муниципального образования пгт. Серышево. В дополнительном соглашении от ДД.ММ.ГГГГ и протоколе разногласий от ДД.ММ.ГГГГ указано, что Серышевский муниципальный район <адрес> (Район) и муниципальное образование пгт. Серышево (Поселение) заключили соглашение о том, что днем освобождения Поселения от полномочий в области земельных отношений считать ДД.ММ.ГГГГ.
Как следует из ответа администрации Серышевского района № 01-14-4280 от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в предоставлении земельного участка на том основании, что испрашиваемый им участок, находящийся <адрес> и очистными сооружениями попадает в санитарно-защитную зону, которая составляет 200 метров.
В ходе разбирательства по делу была проведена землеустроительная экспертиза, в которой сделан вывод, что участок, занимаемый истцом, находится на расстоянии 265 метров от границы очистных сооружений.
При таких обстоятельствах суд полагает, что доводы истца о незаконности отказа администрации <адрес> в предоставлении земельного участка в связи с нахождением участка в санитарно-защитной зоне, заслуживают внимание.
Вместе с тем, обсуждая вопрос о требованиях ФИО1 об обязании администрации <адрес> предоставить бесплатно используемый им участок в собственность, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из заявления, ФИО1 просит бесплатно предоставить в собственность земельный участок для индивидуального садоводства, расположенный в границах пгт. Серышево.
Согласно ч.1 п.1 Закона Амурской области от 21.01.2005 года №422-03 «Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Амурской области» земельный участок для ведения садоводства - земельный участок, предназначенный для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения хозяйственных строений и сооружений и жилого строения); земельный участок для ведения огородничества - земельный участок, предназначенный для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения, хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);
В силу абз. 1 п. 2 ст.7 Земельного Кодекса РФ земли в Российской Федерации используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
В соответствии ст. 37 Градостроительного кодекса РФ применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абз.2 п.3 ст. 85 ЗК РФ, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (абз.2 п.2 ст.и 85 ЗК РФ). Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования (ч. 3 ст. 36 ГрК РФ).
Правилами землепользования и застройки территории пгт. Серышево, утвержденных решением Совета народных депутатов пгт. Серышево ДД.ММ.ГГГГ №70 предусмотрено, что при использовании и застройке земельных участков соблюдение требований градостроительных регламентов является обязательным наряду с требованиями технических регламентов, региональными нормативами градостроительного проектирования иными требованиями законодательства. Применительно к каждой территориальной зоне указанных Правил застройки установлены виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Для каждого земельного участка и иного объекта недвижимости разрешенным считается такое использование, которое соответствует, в том числе градостроительному регламенту (ч. 2 ст.10).
По смыслу ст. ст. 30, 32, 37 Градостроительного кодекса РФ вид разрешенного использования земельного участка представляет собой конкретную деятельность, осуществляемую землепользователем на предоставленном ему участке, то есть разрешенное использование земельного участка, основанное на зонировании территории, заключается в определении конкретных видов деятельности, которая может вестись землепользователем на предоставляемом ему земельном участке. При этом, разрешенное использование определяется не собственником земельного участка применительно к конкретному участку, а градостроительным регламентом применительно к каждой территориальной зоне.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки территории пгт. Серышево земельный участок, требуемый ФИО1, расположен в зоне многоквартирной жилой застройки зданиями малой и средней этажности (Ж-2), перечнем основных и условно разрешенных видов использования земельных участков и объектов капитального строительства которой предусмотрен только условно разрешенный вид «для проживания одной семьи с возможностью ведения ограниченного ЛПХ» иных разрешенных видов использования земельного участка, в том числе для ведения садоводства не предусмотрено.
Судом не могут быть приняты доводы истца о том, что используемые им и другими гражданами по соседству земельные участки могут быть признаны как садоводческое товарищество, поскольку, используются уже на протяжении нескольких лет, на многих земельных участках построены садовые домики и хозяйственные постройки, между участками есть подъездные пути, в связи с чем, разработка проектной документации не требуется.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ (ред. от 07.05.2013) "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" Правовое регулирование ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией РФ, гражданским, земельным, градостроительным, административным, уголовным и иным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно ст.4 вышеуказанного закона Граждане в целях реализации своих прав на получение садовых, огородных или дачных земельных участков, владение, пользование и распоряжение данными земельными участками, а также в целях удовлетворения потребностей, связанных с реализацией таких прав, могут создавать садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества, садоводческие, огороднические или дачные потребительские кооперативы либо садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие партнерства.
Из п.10 ст.35ГрК РФ в состав территориальных зон, устанавливаемых в границах населенных пунктов, могут включаться зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, развития объектов сельскохозяйственного назначения.
Согласно ч. 2 ст. 85 ЗК РФ, ч. 2 ст. 30, ст. 31 ГрК РФ градостроительные регламенты территориальных зон устанавливаются Правилами землепользования и застройки, утверждаемыми представительным органом местного самоуправления с учетом результатов публичных слушаний.
Вместе с тем, в соответствии предписаниями действующего законодательства правообладатель земельного участка вправе обратиться в уполномоченный орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
В силу п.3 ст.37 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N 190-ФЗ, изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом публичных слушаний.
Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений ч. 3 - 10 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ч.2 ст.5 Правил землепользования и застройки территории пгт. Серышево к полномочиям главы в области землепользования и застройки относятся, в том числе, принятие решений о назначении публичных слушаний и о подготовке проекта изменений в Правила застройки.
Из анализа выше приведенные норм следует, что изменение вида разрешенного использования земельного участка производится решением главы местной администрации с учетом публичных слушаний. Однако такое решение не может быть произвольным, а должно соответствовать действующему законодательству.
Как установлено в судебном заседании, территория, где истец требует предоставить ему земельный участок в собственность для ведения садоводства, может быть предоставлена только после внесения изменений в Правила землепользования и застройки п. Серышево и выдела земельного участка из земель муниципального образования под ведение садово-огороднической деятельности, однако, это возможно только после обращения к главе поселения садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, для принятия решения о назначении публичных слушаний. Как указала в судебном заседании архитектор <адрес> ФИО6, регистрация и учет заявлений граждан, нуждающихся в получении садовых, огородных или дачных земельных участков, ведутся органами местного самоуправления. Для создания такого объединения заявлений должно быть не менее трех, однако, такое заявление подано только ФИО1
Кроме того, при проектировании, застройке территорий садоводческих объединений, а также в ведении садоводческих и дачных хозяйств в обязательном порядке применяется Свод правил по проектированию и строительству СП 11-106-97 «Порядок разработки, согласовании, утверждения и состава проектно-планировочной документации на застройку территорий садоводческих объединений граждан», а также учитываются Строительные нормы и правила СНиП 30-02-97 «Планировка и застройка территорий садоводческих(дачных) объединений граждан, здания и сооружения» из которых следует, что только при обязательных требованиях строительных норм и правил СНиП может быть разработана проектная документация по планировке и застройке выделенного земельного участка.
Как установлено в судебном заседании, земельный участок ФИО7 с самовольно возведенными строениями подсобного назначения, как и другие рядом расположенные <адрес>, возведены с грубым и недопустимым нарушением противопожарных, санитарно эпидемиологических норм, нормативов градостроительного проектирования, правил СНиП, что исключает признание этих участков «Садоводческим, огородническим некоммерческим объединением».
Кроме того в силу п. «б» ч.1 ст. Закона Амурской области от 21.01.2005 года №422-03 «Об основаниях(случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность на территории Амурской области »земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности на территории области, могут предоставляться бесплатно в собственность граждан в случае если гражданин России, зарегистрированный по месту жительства в пределах области, не имел и не имеет в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, он имеет право однократно бесплатно получить земельный участок в собственность для каждой из этих целей на территории муниципального образования (сельского или городского поселения), в котором он зарегистрирован по месту жительства, или (по инициативе гражданина, зарегистрированного по месту жительства в городском поселении) на территории муниципального района, в состав которого входит городское поселение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, либо на территории одного из муниципальных районов, граничащих с городским округом, в котором он зарегистрирован по месту жительства;
Как установлено в судебном заседании истец зарегистрирован и проживает по адресу : <адрес>, следовательно ему не может быть предоставлен бесплатно в собственность земельный участок расположенный в границах пгт Серышево.
При таких обстоятельствах требование истца об обязании предоставить ему бесплатно в собственность земельного участка для ведения садоводства, расположенного <адрес> является необоснованным и не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным отказ администрации Серышевского района от ДД.ММ.ГГГГ № о бесплатном предоставлении ФИО1 в собственность земельного участка ориентировочной площадью 0,10 га, расположенного <адрес> в связи с нахождением участка в санитарно защитной зоне.
В требованиях ФИО1 об обязании администрации Серышевского района предоставить ему бесплатно в собственность земельный участок ориентировочной площадью 0,10 га расположенный <адрес> ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Серышевский районный суд.
Председательствующий ___________________________ И.В. Кулагина
Решение в окончательной форме принято 8 апреля 2014 года.