РЕШЕНИЕ
(резолютивная часть)
Именем Российской Федерации
12 мая 2016 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по заявлению Голикова С.Г. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья В.Ю. Болочагин
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 мая 2016 г. г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Шахбановой М.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело № по заявлению Голикова С.Г. об оспаривании решения Департамента градостроительства г.о. Самара,
установил:
Голиков С.Г. обратился в Ленинский районный суд г. Самары с заявлением об оспаривании бездействия Департамента градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что пользуется земельным участком площадью <данные изъяты> прилегающим к земельному участку с кадастровым номером № принадлежащему ему. Он обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений <адрес>, просил предоставить ему в собственность за выкуп для садоводства указанный земельный участок. ДД.ММ.ГГГГ в уведомлении <данные изъяты> Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара сообщил ему, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ схема расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории не утверждена, следовательно, правовые основания продолжения работы по обращению отсутствуют. ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, в котором было указано, что какая-либо информация о необходимости утверждения схемы расположения земельного участка с возложением обязанности по утверждению такой схемы на него в полученном им ранее письме отсутствовала, и ему необходимо подать в уполномоченный орган заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Соответствующее заявление о предварительном согласовании было им подано. Однако, ДД.ММ.ГГГГ им был получен ответ из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и представленных документов. Согласно данному ответу, в представленном заявлении отсутствует информация, предусмотренная пп.6 п.1 ст.39.15 ЗК РФ (основание предоставления земельного участка без проведения торгов), не приложены документы согласно пп.2 п.2 ст.39.15 ЗК РФ (схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок). Им были приложены недостающие документы и было подано заявление о предварительном согласовании повторно. ДД.ММ.ГГГГ им был получен новый ответ из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, в котором снова указывается, что право на приобретение указанного земельного участка может быть реализовано в соответствии со ст.9.1 Закона «О земле», для чего ему необходимо подать заявление о предварительном согласовании земельного участка, а в поданном им таком заявлении отсутствует информация, предусмотренная ст.39.15 ЗК РФ. Он не согласен с действиями Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара. Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара не предпринимает никаких действий по предоставлению ему земельного участка в собственность. Просит признать незаконным бездействие Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, выразившееся в отказе в предоставлении ему земельного участка, площадью <адрес> обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара рассмотреть его заявление о предоставлении ему в собственность за выкуп без проведения торгов указанного земельного участка.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Голиков С.Г. уточнил заявленные требования, пояснил, что оспаривает не бездействие ответчика, а его отказ в удовлетворении заявления о предоставлении земельного участка в собственность, выраженный в письме ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>. Полагает, что отказ содержится в формулировке письма относительно возможности предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду. Заявитель просил предоставить земельный участок в собственность, поэтому подобная формулировка равносильна отказу в удовлетворении заявления.
Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Попова М.Н. в судебном заседании иск не признала, отзыва на иск не представила. Пояснила, что письмо от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> не содержит отказа в предоставлении земельного участка. Признала, что из Министерства имущественных отношений <адрес> поступал пакет документов по заявлению Голикова С.Г. о предоставлении земельного участка. Формального решения по данному заявлению до настоящего времени не принято. Представить копии заявления Голикова С.Г. и материалов по его рассмотрению отказалась.
Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1 ст.28, ст.29 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ), земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Согласно п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Пунктом 2 ст.5.1 Закона Самарской области «О земле» (в редакции, действовавшей до 1.03.2015 г.) было установлено, что распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный <адрес> исполнительный орган государственной власти Самарской области. Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений <адрес>.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Голиков С.Г. обратился в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью <адрес> под огородничество. Данное обстоятельство усматривается из письма Министерства имущественных отношений <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 9).
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, до ДД.ММ.ГГГГ был определен ст.34 ЗК РФ. В соответствии с названной нормой, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, заявления в уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления. Орган местного самоуправления на основании этого заявления либо на основании обращения уполномоченного исполнительного органа государственной власти, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Уполномоченный исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного решения.
На день обращения заявителя по вопросу предоставления земельного участка указанным выше уполномоченным органом являлось Министерство имущественных отношений Самарской области.
Правила первичного рассмотрения заявлений граждан и юридических лиц о предоставлении в собственность земельных участков для целей, не связанных со строительством, на территории г.о. Самара, были описаны в п.2.3, 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством. В соответствии с ними, Министерство проводит проверку представленных заявителем документов на соответствие требованиям к их укомплектованности и оформлению, установленным действующим законодательством, а также на наличие противоречий в сведениях, содержащихся в представленных документах.
Несоблюдение установленных требований является основанием для принятия министерством решения об отказе в приеме документов и возвращении заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю. Решение об отказе в приеме документов и возвращении заявления принимается министерством в течение 14 рабочих дней с момента поступления документов и направляется заявителю по адресу, указанному в заявлении.
Министерство в рамках осуществления межведомственного информационного взаимодействия в течение 14 рабочих дней с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка направляет межведомственные запросы в органы и организации в целях получения документов и информации, необходимых для принятия решения о предоставлении земельного участка, в соответствии с приложением №2 к названному Порядку.
В целях установления фактического использования испрашиваемого земельного участка и при наличии оснований, определенных в соответствии с действующим законодательством, министерство или по его поручению соответствующее государственное учреждение Самарской области осуществляет осмотр земельного участка на местности. Результаты осмотра земельного участка оформляются актом осмотра земельного участка.
При выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
В случае отсутствия оснований для принятия решения об отказе в приеме документов и возвращения заявления о предоставлении земельного участка или принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка министерство в течение 14 рабочих дней направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном п.3.3 Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание на это должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.
Обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется в случае, если в соответствии с действующим законодательством ее утверждения не требуется.Из приведенных норм следует, что в течение 14 рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка Министерство имущественных отношений Самарской области обязано либо принять решение об отказе в приеме документов и возвращении заявления либо принять заявлении и начать по нему работу.
В последнем случае в течение 14 рабочих дней со дня принятия заявления Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение об отказе в предоставлении земельного участка либо направить в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории. В случае утверждения органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, Министерство имущественных отношений Самарской области продолжает работу по заявлению о предоставлении земельного участка.
Согласно постановлению Главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в отношении земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, было отнесено к компетенции Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара.
Из представленных суду документов следует, что Министерство имущественных отношений Самарской области начало работу по заявлению Голикова С.Г., что свидетельствует о принятии заявления. ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области было направлено обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории (л.д. 9).
Сведений об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории до ДД.ММ.ГГГГ у суда не имеется, из искового заявления усматривается, что таковая схема утверждена не была.
ДД.ММ.ГГГГ были введены в действие изменения в ЗК РФ, установившие иной порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также в Закон Самарской области «О земле», в соответствии с которыми исполнительные органы государственной власти Самарской области утратили полномочия по распоряжению расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена (за исключением земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения). Полномочия по распоряжению этими земельными участками, в силу п.10 ст.3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ», перешли к органам местного самоуправления г.о. Самара.
Из материалов дела следует, что все материалы по рассмотрению заявления Голикова С.Г. о предоставлении земельного участка были переданы Министерством имущественных отношений Самарской области Администрации г.о. Самара (л.д. 24-26).
Администрация г.о. Самара направила полученные ею материалы с заявлением истицы в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара для выполнения действий, предусмотренных постановлением Администрации г.о. Самара от 19.08.2015 г. №929 «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара». В соответствии с названным муниципальным актом, руководитель Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара наделен полномочиями по подготовке проектов соответствующих распорядительных актов Администрации городского округа Самара о предоставлении земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в собственность бесплатно, об отказе в предоставлении земельных участков и заключении договоров аренды, купли-продажи земельных участков, безвозмездного пользования земельными участками, проектов договоров купли-продажи, аренды, безвозмездного пользования земельными участками, за исключением случаев, предусмотренных ст.39.20 ЗК РФ.
В соответствии с п.3 ст.34 ФЗ «О внесении изменений в ЗК РФ и отдельные законодательные акты РФ» (которым были внесены изменения в порядок предоставления земельных участков, вступившие в силу с ДД.ММ.ГГГГ), в случае, если до дня вступления в силу названного органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со ст.34 ЗК РФ (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу названного закона), но не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Поскольку схема расположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории до ДД.ММ.ГГГГ не была утверждена, рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка истцу должно осуществляться в соответствии с процедурными нормами, введенными в действие с указанной даты.
В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:
1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
Таким образом, решению о предоставлении истцу земельного участка в настоящее время должно предшествовать решение о предварительном согласовании его предоставления, поскольку испрашиваемый истцом земельный участок не сформирован.
Из искового заявления следует, что ответчик проводил работу по заявлению истца, руководствуясь процедурными нормами, содержащимися в ст.39.14 ЗК РФ. Как признает сам истец в тексте искового заявления, письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (не представлено сторонами суду), ответчик уведомил его об отсутствии правовых оснований для продолжения работы по его заявлению в порядке, установленном ст.34 ЗК РФ в ранее действовавшей редакции. Данное решение ответчика истцом не оспаривалось. Письмом ответчика от ДД.ММ.ГГГГ (не представлено сторонами суду) истцу разъяснена необходимость обращения с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Истец с данной позицией органа местного самоуправления также был согласен, о чем свидетельствует признаваемый им факт обращения к ответчику с заявлением о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 24-26).
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № (не представлено суду) ответчик возвратил истцу заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, предусмотренном п.3 ст.39.15 ЗК РФ (непредставление документов, предусмотренных п.2 ст.39.15 ЗК РФ). Решение о возврате заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка истцом не оспаривалось.
Повторно заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка истцом не подавалось, что им признается.
Таким образом, решение об отказе истцу в предоставлении испрашиваемого земельного участка ответчиком не принималось, следовательно, требования истца в уточненной их формулировке не подлежат удовлетворению.
В настоящее время процедурным препятствием в предоставлении земельного участка является отсутствие заявления истца о предварительном согласовании предоставления земельного участка.
Доводы заявителя о нарушении его прав отсутствием формального решения по его заявлению о предоставлении земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ поданному в Министерство имущественных отношений Самарской области, опровергаются текстом самого искового заявления. В последнем истец признает, что получил ДД.ММ.ГГГГ уведомление от ответчика об отсутствии правовых оснований для продолжения работы по указанному заявлению. Иными словами, ответчиком было принято решение о прекращении рассмотрения заявления, и это решение стало известно истцу. Решение ответчика истцом не оспаривалось.
Утверждение истца о том, что письмо ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес>-обр фактически содержит отказ в предоставлении испрашивавшегося им земельного участка, судом проверено и признается несостоятельным. Ничто в тексте письма не указывает на факт принятия ответчиком решения об отказе в предоставлении земельного участка в собственность истца. Цитирование ответчиком положений ст.9.1 Закона Самарской области «О земле» таковым не может быть признано. Изложение ответчиком своей правовой позиции по вопросу о возможности предоставления истцу земельного участка не может расцениваться как форма принятия административного акта по соответствующему заявлению истца, тем более, что таковое заявление не находится на рассмотрении ответчика. Суд не может давать оценку обоснованности правовой позиции ответчика иначе как при разрешении спора о законности принятого ответчиком решения. В связи с этим, суд разъясняет истцу, что письмо ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №-<адрес> не препятствует ему в подаче заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а после формирования земельного участка – заявления о предоставлении земельного участка в собственность. В случае, если ответчиком будет принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка либо в предоставлении земельного участка в собственность, в том числе, со ссылкой на возможность его предоставления исключительно на праве аренды, истец будет иметь право оспорить в суде такое решение.
Также суд разъясняет истцу, что, поскольку невозможность принятия решения по ранее поданному им заявлению о предоставлении земельного участка в собственность вызвана не зависящими от заявителя обстоятельствами (изменением законодательства), в случае, если он инициирует рассмотрение вопроса о предоставлении земельного участка по новым процедурным правилам (подаст заявление о предварительном согласовании земельного участка без допущенных ранее формальных нарушений), уполномоченные органы при рассмотрении его заявления будут обязаны принимать во внимание дату его первоначального обращения за предоставлением земельного участка – ДД.ММ.ГГГГ, что может иметь значение, в частности, при выборе материально-правовой нормы, подлежащей применению при принятии решения по существу заявления.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 12.05.2016 г.
Судья (подпись) В.Ю. Болочагин
Копия верна
Судья Секретарь