Дело №2-833/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
07 сентября 2017 года
Верещагинский районный суд Пермского края
в составе:
председательствующего судьи Анисимовой В.С.,
при секретаре Мальцевой М.Н.,
с участием ст.пом.прокурора Тетеновой И.В.,
представителя ответчика Гаджарова Б.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Верещагино гражданское дело по исковому заявлению прокурора Верещагинского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Верещагинская центральная районная больница» о возложении обязанности обеспечить доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в кабинет врача-хирурга,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Верещагинского района, в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Пермского края «Верещагинская центральная районная больница» (далее «Верещагинская больница») о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в кабинет врача-хирурга Верещагинской больницы.
Свои требования мотивировал тем, что прокуратурой Верещагинского района была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов, в ходе которой установлено, что по адресу: ул.Октябрьская,74 г.Верещагино, расположено здание Верещагинская больница, в которой хирургические кабинеты, хирургические перевязочные, гипсовая, расположены на втором этаже здания. Доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в указанные кабинеты не обеспечен, так как нет технической возможности подняться на второй этаж, отсутствуют пандусы, рельсы, настилы. В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района на имя главного врача Верещагинской больницы выносилось представление об устранении нарушений законодательства, однако нарушения до настоящего времени не устранены.
В судебном заседании ст.помощник прокурора Тетенова И.В. на исковых требованиях настаивала, просит возложить обязанность обеспечить условия для беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных групп населения к кабинету врача-хирурга до 01.08.2018.
Представитель ответчика Верещагинская больница Гаджарова Б.К. с исковыми требования, не согласен. Обращает внимание, что здание больницы было построено в 1967 году, лестничных марши небольшие, лестницы крутые, в связи с чем, невозможно сделать пандусы, настилы и рельсы, от лифта, в конце главного корпуса, осталась одна «шахта». Чтобы разместить 5 хирургических кабинетов на первом этаже, необходимо проводить капитальный ремонт, денежных средств на который у больницы нет. В ввиду отсутствия финансирования, не представляется возможным реализовать требования прокурора. Больница не является собственником здания. В настоящий момент, инвалиды, нуждающиеся в хирургической помощи, могут нажать кнопку вызова, регистратор пригласит врача-хирурга, который проведет осмотр гражданина в кабинете доврачебного приема. Работники регистратуры осведомлены о данном алгоритме работы с маломобильными группами населения.
Третьи лица представители Министерства здравоохранения Пермского края и Министерство по управлению имуществом и земельными отношениями Пермского края, в судебном заседании участие не принимали.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со статьей 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Согласно ст.7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Согласно ст.9 Конвенции о правах инвалидов, утвержденной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года № 61/106, чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться «на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места».
Улучшение условий жизни инвалидов, как одной из самых социально уязвимых категорий населения входит в число приоритетных задач, определенных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 04 декабря 2014 и 03 декабря 2015.
Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры является одной из важнейших задач Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда на 2011-2020 годы», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 N 129.
Согласно преамбуле Федерального закона Российской Федерации от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее ФЗ №181-ФЗ), настоящий Федеральный закон направлен на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 9 указанного закона устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации, инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.
В соответствии со ст.15 ФЗ №181-ФЗ федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам, возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски, оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 3 Закона Пермского края от 04.04.2016 № 627-ПК «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к информации, объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур Пермского края» к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, на которых обеспечиваются условия для беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в том числе, административные здания и сооружения; учреждения и организации образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения.
Согласно пп.1 ч.1 ст. 4 того же закона органы государственной власти Пермского края, органы местного самоуправления муниципальных образований Пермского края (далее - органы местного самоуправления), организации независимо от их организационно-правовых форм в пределах установленных полномочий обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) и другим маломобильным группам населения: условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, к местам отдыха и предоставляемым в них услугам.
Согласно абз. 4 ст. 275.1 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) к объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
Требования доступности зданий и сооружений - объектов социальной инфраструктуры для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями закреплены в статьях 2, 24, 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и в статьях 3, 8, 12, 15, 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Так Градостроительным кодексом Российской Федерации определено, что одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов (ст.2,41,51,55.24).
Согласно ч.1 ст.12 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 года жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
В соответствии с ч.3 ст.30 указанного закона для обеспечения свободного перемещения людей, а также возможности эвакуации больных на носилках, инвалидов, использующих кресла-коляски, и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должна быть предусмотрена достаточная ширина дверных и незаполняемых проемов в стенах, лестничных маршей и площадок, пандусов и поворотных площадок, коридоров, проходов между стационарными элементами технологического оборудования производственных зданий и элементами оснащения общественных зданий. Частью 7 указанной статьи определено, что проектные решения зданий и сооружений в целях обеспечения доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения. Частью 14 указанной статьи установлено, что в проектной документации жилых зданий, объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения к таким объектам.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011 года № 605 утвержден Свод правил СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» (далее Свод).
В соответствии с п.1.2 раздела 1 Свода требования настоящего документа необходимо учитывать при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту и приспосабливаемых зданий и сооружений. Они распространяются на функционально-планировочные элементы зданий и сооружений, их участки или отдельные помещения, доступные для МГН (маломобильных групп населения): входные узлы, коммуникации, пути эвакуации, помещения (зоны) проживания, обслуживания и места приложения труда, а также на их информационное и инженерное обустройство.
Согласно разделу 5 Свода правил в зданиях и сооружениях должны быть обеспечены для МГН условия использования в полном объеме помещений для безопасного осуществления необходимой деятельности самостоятельно либо при помощи сопровождающего, а также эвакуации в случае экстренной ситуации.
Пунктами 3.9, 3.14, 3,31, 3.23, 3.27, 3.32, 5.2.4 Свода предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема. Пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учётом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261. Высота порога или перепад высот пола дверного проема не должен превышать 0,014 м. Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускается предусматривать винтовые пандусы. Ширина пандуса при исключительно одностороннем движении должна быть не менее 1,0 м, в остальных случаях - принимать по ширине полосы движения согласно 3,18. Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть глубиной не менее 1,5 м. при устройстве пандусов; следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0.9 м. а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0.5 м. Поручень перил с внутренней стороны лестницы должен быть непрерывным по всей ее высоте. Завершающие части поручня должны быть длиннее марша или наклонной части пандуса на 0,3 м. Ширина дверных и открытых проемов в стене, а также выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9м. При глубине откоса открытого проема более 1,0 м ширину проема следует принимать по ширине коммуникационного прохода, но не менее 1,2 м; Дверные проемы, как правило, не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота или перепад высот не должен превышать 0,025 м; Ширина марша лестниц, доступных МГН, должна быть, как правило, не менее 1,35 м. При расчетной ширине марша лестницы 2,5 м и более следует предусматривать дополнительные разделительные поручни. Все ступени в пределах марша должны быть одинаковой геометрии и размеров по ширине проступи и высоте подъема ступеней. Допускается изменять рисунок проступей нижних ступеней первого марша открытых лестниц; Для открытых лестниц на перепадах рельефа рекомендуется принимать ширину проступей не менее 0,4 м, высоту подъемов ступеней - не более 0,12 м. Все ступени наружных лестниц в пределах одного марша должны быть одинаковыми по форме в плане, по размерам ширины проступи и высоты подъема ступеней. Поперечный уклон наружных ступеней должен быть в пределах 1-2%.
Из совокупности приведенных норм следует, что объекты социального и иного назначения должны иметь специальные устройства, приспособленные для свободного передвижения инвалидов (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, достаточные для проезда кресел - каталок) и обеспечивающие доступ в здания и сооружения социальных и иных учреждений и организаций лиц с ограниченными возможностями.
Согласно п.6 ст.4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" основными принципами охраны здоровья являются доступность и качество медицинской помощи, статьей 10 указанного закона определено, что доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются транспортной доступностью медицинских организаций для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения и оснащением медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с п.2 «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения и предоставляемых услуг в сфере охраны здоровья, а также оказания им при этом необходимой помощи», утвержденного Приказом Минздрава России от 12.11.2015 N 802н, под объектами инфраструктуры государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в целях настоящего Порядка понимаются помещения, здания и иные сооружения, используемые для предоставления услуг инвалидам в сфере охраны здоровья (далее - соответственно объекты, услуги) органами и организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, предоставляющими независимо от организационно-правовых форм услуги в сфере охраны здоровья в рамках осуществления деятельности и оказывающими необходимую помощь инвалидам в преодолении барьеров, препятствующих получению этих услуг (использованию объектов) наравне с другими лицами (далее - органы и организации, предоставляющие услуги). Пунктом 4 указанного порядка определено, что органы и организации, предоставляющие услуги, обеспечивают инвалидам, включая инвалидов, использующих кресла-коляски: условия для беспрепятственного доступа к объектам и предоставляемым в них услугам; возможность самостоятельного или с помощью сотрудников, предоставляющих услуги, передвижения по территории, на которой расположены объекты, входа в такие объекты и выхода из них; оказание сотрудниками, предоставляющими услуги, иной необходимой инвалидам помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг и использованию объектов наравне с другими лицами. Пунктом 7 указанного порядка установлено, что собственники объектов, где инвалидам предоставляются услуги, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают (до их реконструкции или капитального ремонта) согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуг либо, когда это возможно обеспечить, для предоставления необходимых услуг по месту жительства инвалидов или в дистанционном режиме. Органы и организации, предоставляющие услуги, на арендуемых объектах, которые невозможно полностью приспособить к потребностям инвалидов, принимают меры по дополнению соглашений с арендодателями либо по включению в договоры аренды условий об исполнении собственником объекта требований по обеспечению условий доступности для инвалидов объектов и услуг.
Пунктом 5 указанного порядка определено, что кроме условий доступности услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Порядка, органами и организациями, предоставляющими услуги, обеспечиваются: размещение помещений, в которых предоставляются услуги, преимущественно на нижних этажах зданий; оснащение медицинских организаций оборудованием для оказания медицинской помощи с учетом особых потребностей инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с порядками оказания медицинской помощи в зависимости от вида, профиля медицинской помощи, заболеваний или состояний.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в здании ГБУЗ «Верещагинская центральная районная больница», расположенном по адресу: Пермский край, г.Верещагино, ул.Октябрьская, 74 являющимся объектом социальной инфраструктуры, на втором этаже имеются два кабинета для приема врачом-хирургом, две перевязочные - чистая и гнойная, кабинет для наложения гипсовых повязок, в которые отсутствует доступ для маломобильных групп населения (л.д.15-26). Указанное обстоятельство ответчиком не оспаривалось.
«Верещагинская больница» является некоммерческой бюджетной организацией, самостоятельным юридическим лицом (л.д.27-28), помещение главного корпуса является собственностью Пермского края и передано на праве оперативного управления ГБУЗ «Верещагинская центральная районная больница». Учреждение от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и неимущественные права, несет обязанности, вправе совершать любые сделки в пределах специальной правоспособности бюджетного учреждения. Учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, закрепленным за ним Уполномоченным органом и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имуществе, закрепленного за Учреждением или приобретенного Учреждением за счет выделенных Учредителем средств, а также недвижимого имущества. Учреждение в отношении закрепленного за ним имущества осуществляет права владения, пользования, распоряжения в пределах, установленных законодательством в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя назначением этого имущества, обязано эффективно использовать имущество, обеспечивать эксплуатацию имущества в соответствии с требованиями законодательства, обеспечивать его сохранность, надлежащий учет и не допускать ухудшения его технического состояния, за исключением случаев, связанных с нормативным износом этого имущества в процессе эксплуатации, осуществлять текущий и капитальный ремонт имущества, нести риск случайной гибели, порчи имущества. Учреждение несет бремя содержания имущества, находящегося у него в оперативном управлении, обязано поддерживать его в исправном, безопасном и пригодном для эксплуатации в соответствии с назначением этого имущества. Собственник имущества передав Учреждению имущество на праве оперативного управления не вправе распоряжаться таким имуществом независимо от наличия или отсутствия согласия Учреждения (л.д.30-37).
В силу ст. 210 и п. 1 ст. 296 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с ч.4 ст.214 ГК РФ имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296), то есть, на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. Собственник, передавая часть своего имущества (или разрешая его использование) другому лицу в оперативное управление, хозяйственное ведение либо иное вещное право, сохраняет за собой право собственности на это имущество.
Как указано в ст.9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.
В силу п. 5 ст. 123.22 ГК РФ бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных собственником его имущества, а также недвижимого имущества независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено.
Гражданское процессуальное законодательство обязанность доказывания возлагает на стороны. Сторонам разъяснено содержание ст.56 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), согласно которой каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Дополнительных ходатайств об оказании содействия в собирании и истребовании доказательств, стороны не заявляли. В связи с чем, при рассмотрении данного дела, суд исходит из имеющихся в материалах дела и представленных сторонами доказательств.
Отсутствие в здании «Верещагинская больница» специальные устройства (пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, достаточные для проезда кресел - каталок, подъемников), обеспечивающие беспрепятственный доступ, лиц с ограниченными возможностями, в хирургические кабинеты на втором этаже главного корпуса,свидетельствует о нарушении требований федерального и регионального законодательства о социальной защите инвалидов, в части создания инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур.
Обеспечение инвалидам беспрепятственного доступа в кабинеты хирургического профиля не должно ставится в зависимость от времени постройки здания главного корпуса больницы, поскольку действующим законодательством прямо предусмотрено обязанность обеспечить беспрепятвтуе6нный доступ инвалидов и маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры, к котором относятся и здания Верещагинской больницы. Обязанность по обеспечению доступности эксплуатируемого здания для маломобильных групп населения, установленная законом не может быть также поставлена в зависимость от отсутствия или недостаточности средств бюджетного финансирования. Верещагинская больница, в силу закона несет бремя содержания, принадлежащего ей на праве оперативного управления имущества, в том числе по обеспечению доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Установленный прокуроромсрок для исполнения ответчиками обязанности по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения к кабинам хирургического профиля Верещагинской больницы до 01.08.2018, суд считает обоснованным и достаточным, позволяющим запланировать необходимые расходы, с учетом финансирования.
Таким образом, на Верещагинскую больницу необходимо возложить обязанность обеспечить беспрепятственный доступ инвалидов к объекту социальной инфраструктуры - кабинетам хирургического профиля.
Согласно ч.1 ст.103 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В связи с чем, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198,199 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Верещагинская центральная районная больница» обязанность обеспечить доступ инвалидов и иных маломобильных групп населения в кабинеты хирургического профиля (врачей-хирургов, перевязочные, кабинет наложения гипсовых повязок), расположенных в главном корпусе: Пермский край, г.Верещагино, ул.Октябрьская,74, до 01.08.2018.
Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Пермского края «Верещагинская центральная районная больница» в доход районного бюджета госпошлину за рассмотрения дела в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Верещагинский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения - 08.09.2017.
Судья В.С.Анисимова