РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16.02.2018 Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Орловой Т.А.,
с участием прокурора Слепухина Р.М.,
представителя третьего лица НОУ «Школа – интернат №10 основного общего образования ОАО «РЖД» - Юдина Л.Г.,
при секретаре судебного заседания Дроздачевой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-37/18 по иску Нижнетагильского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «город Нижний Тагил» и Управлению городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил о восстановлении нарушенного состояния окружающей среды,
УСТАНОВИЛ:
Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга, обратился в суд с иском к Администрации города Нижний Тагил и Управлению городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил, в котором просит возложить на Администрацию МО «город Нижний Тагил» и Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил обязанность в трехмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры к ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, расположенных на территории г. Нижнего Тагила: по ул. Софьи Перовской в 90 метрах западнее дома № 50 на территории разрушенных гаражей площадью не менее 15,7 кв.м., общим объемом не менее 10 куб.м., GPS координаты места: N57°57.055', E 59°58.606'; по ул. Ангарской на юго-восточном углу ограждения дома № 2 площадью не менее 68,3 кв.м., общим объемом не менее 23 куб.м., GPS координаты места: N57°53.698', Е 60°01.836'; по Серебрянскому тракту в 100 метрах западнее дома № 15 площадью не менее 140,6 кв.м., общим объемом не менее 56 куб.м., GPS координаты места: N 57°55.292', Е 59°53.729'.
В исковом заявление Нижнетагильский межрайонный природоохранный прокурор указал, что Государственным инспектором Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области проведена плановая проверка о нарушениях природоохранного законодательства на территории г. Нижнего Тагила в районе улиц Софьи Перовской, Ангарской и Серебрянского тракта. При обследовании территории в городе Нижний Тагил по ул. Софьи Перовской в 190 метрах западнее дома № 50 на территории разрушенных гаражей выявлена свалка твердых коммунальных отходов площадью не менее 15,7 кв.м., общим объемом не менее 10 куб.м., GPS координаты места: N57°57.055', E 59°58.606'. При обследовании территории в городе Нижний Тагил по ул. Ангарской на юго-восточном углу ограждения дома № 2 выявлена свалка твердых коммунальных отходов площадью не менее 68,3 кв.м., общим объемом не менее 23 куб.м., GPS координаты места: N57°53.698', Е 60°01.836'. При обследовании территории в городе Нижний Тагил по Серебрянскому тракту в 100 метрах западнее дома № 15 выявлена свалка твердых коммунальных отходов площадью не менее 140,6 кв.м., общим объемом не менее 56 куб.м., GPS координаты места: N57°55.292', Е 59°53.729'. В соответствии с п. 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта). Согласно п.2.1.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» объектами очистки являются: территория домовладений, уличные и микрорайонные проезды, объекты культурно-бытового назначения, территории различных предприятий, учреждений и организаций, парки, скверы, площади, места общественного пользования, места отдыха. Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие ответчиков, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены: Министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области, НОУ «Школа – интернат №10 основного общего образования ОАО «РЖД» и ЗАО «Тагилэнергосети» и Филиал – ОАО «РЖД» Свердловская железная дорога.
Прокурор Слепухин Р.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, доводы, изложенные в исковом заявлении подтвердил.
Представитель ответчика Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, направил возражения в которых указал, что являются ненадлежащим ответчиком. До настоящего времени не произошло перераспределение полномочий от Правительства Свердловской области органам местного самоуправления для возможности решения вопросов в области обращения с отходами, не разработана территориальная схема и подзаконные акты, дающие разъяснения и порядок действий. Ликвидация несанкционированных свалок не может относится к полномочиям органа местного самоуправления в лице Администрации города Нижний Тагил. Просит в исковых требованиях отказать.
Представитель ответчика МКУ Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Представитель третьего лица Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направил в суд отзыв, в котором просил рассмотреть дело в своё отсутствие, и указал, что ликвидация несанкционированных мест размещения отходов (утилизация мусора) не относится к полномочиям Министерства. Перераспределение полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей. Организация ликвидации несанкционированных свалок на территории города Нижний Тагил возложена на отраслевой орган администрации города – Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил.
Представителя третьего лица НОУ «Школа – интернат №10 основного общего образования ОАО «РЖД» - Юдина Л.Г. в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала, указав, что несанкционированная свалка находится за территорией предоставленного школе земельного участка.
Представитель третьего лица Филиал – ОАО «РЖД» Свердловская железная дорога в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, направил в суд ходатайство, в котором просил рассмотреть дело в своё отсутствие, и указал, что считает требования Нижнетагильского природоохранного прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области и ЗАО «Тагилэнергосети» в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Заслушав прокурора и представителя третьего лица, исследовав письменные доказательства, суд находит иск прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в статье 42 Конституции Российской Федерации и статье 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.
Нормами статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», и пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1); соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (пункт 2).
Санитарные правила содержания территорий населенных мест СанПиН 42-128-4690-88, утверждены Главным государственным санитарным врачом СССР 05.08.1988 и предназначены в качестве руководства для организаций, контролирующих санитарное содержание территорий населенных мест, а также организаций, несущих ответственность за санитарное содержание подведомственных им территорий и сооружений.
Согласно пункту 1.2 СанПиН 42-168-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территории населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно-бытового назначения; жидких отходов из неканализованных зданий; уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной решением Исполкома местного Совета народных депутатов.
Согласно пункту 2.1 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями.
Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).
Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, пункт 3 которой относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа; участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
Пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также относит участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами.
Аналогичные положения закреплены и в Уставе г. Нижний Тагил.
Организация ликвидации несанкционированных свалок на территории МО г. Нижний Тагил на основании пункта 19 статьи 3 Положения об Управлении городским хозяйством администрации г. Нижний Тагил возложена на отраслевой орган администрации города - управление городским хозяйством, являющемся юридическим лицом.
Отсутствии надлежащего правового регулирования оборота отходов со стороны региональных государственных органов не является основанием к освобождению муниципалитета от решения вопросов обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека на территории поселения.
Вышеуказанная обязанность муниципалитета по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов не может восприниматься в отрыве от обязанностей муниципалитета разрешения иных вопросов местного значения, установленных подп. 8, 9, 10 и 19 п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, в системе действующего правового регулирования вопрос о возложении обязанности по непосредственному устранению захламления на расположенных на территории муниципального образования земельных участках в случае, если виновное в причинении вреда лицо не установлено, должен разрешаться на основе определения правообладателя соответствующего земельного участка вне зависимости от вида отходов, которые несанкционированно размещены на земельном участке (пункт 4.2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13.10.2015 N 26-П).
Учитывая изложенное доводы представителя ответчика, что администрация г.Н.Тагил является ненадлежащим ответчиком, судом отклоняется.
Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований; организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, независимо от формы собственности на землю, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов является исключительной компетенцией муниципальных образований.
При таких обстоятельствах, ссылка ответчика на то, что до настоящего времени не произошло перераспределение полномочий от Правительства Свердловской области органам местного самоуправления для возможности решения вопросов в области обращения с отходами, не разработана территориальная схема и подзаконные акты, дающие разъяснения и порядок действий, не может быть принята во внимание, поскольку органы местного самоуправления городского округа в целях надлежащего исполнения возложенных на них законом обязанностей по участию в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов должны осуществлять соответствующее взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации работ по очистке городской территории от несанкционированных свалок мусора. Перераспределение указанных полномочий между муниципальными органами и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления городского поселения от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
Как следует из материалов гражданского дела на территории МО г.Н.Тагил не организован надлежащим образом сбор, вывоз бытовых отходов, в результате чего отходы несанкционированно размещаются на территории муниципального образования.
Бездействие ответчика по решению вопросов местного значения в части непринятия мер по ликвидации несанкционированной свалки в значительной степени приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного муниципального образования, нарушает действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.
Места несанкционированных размещений отходов на территории города Нижний Тагил: по ул. Софьи Перовской в 90 метрах западнее дома № 50 на территории разрушенных гаражей площадью не менее 15,7 кв.м., общим объемом не менее 10 куб.м., GPS координаты места: N57°57.055', E 59°58.606'; по ул. Ангарской на юго-восточном углу ограждения дома № 2 площадью не менее 68,3 кв.м., общим объемом не менее 23 куб.м., GPS координаты места: N57°53.698', Е 60°01.836'; по Серебрянскому тракту в 100 метрах западнее дома № 15 площадью не менее 140,6 кв.м., общим объемом не менее 56 куб.м., GPS координаты места: N 57°55.292', Е 59°53.729', оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, при этом, бездействие ответчика, который обязан принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Исковые требования прокурора подтверждаются следующими доказательствами: фотографиями места несанкционированного размещения отходов; актом о выявлении несанкционированного места сбора бытовых отходов от 05.09.2017; публичной кадастровой картой с географическими координатами.
Несанкционированные свалки оказывают неблагоприятное воздействие на окружающую среду, а бездействие органов местного самоуправления, которые обязаны принимать своевременные меры по их выявлению и ликвидации, нарушают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
Тем самым, нарушаются гарантированные ст.42 Конституции РФ, ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» права каждого гражданина на благоприятную окружающую среду.
Согласно ч.2 ст.206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если судом на ответчика возлагается обязанность по совершению определенных действий, которые могу быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
В связи с чем, предложенный прокурором срок ликвидации несанкционированных свалок, в течение трех месяцев со дня вступления судебного решения в законную силу, суд считает разумным.
В соответствии со статьей 333-36 части второй Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины освобождены.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 12, 194-198, 206 и 320 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Решил:
Возложить на Администрацию МО «город Нижний Тагил» и Управление городским хозяйством Администрации города Нижний Тагил обязанность в трехмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры к ликвидации мест несанкционированного размещения отходов, расположенных на территории города Нижний Тагил: по ул. Софьи Перовской в 90 метрах западнее дома № 50 на территории разрушенных гаражей площадью не менее 15,7 кв.м., общим объемом не менее 10 куб.м., GPS координаты места: N57°57.055', E 59°58.606'; по ул. Ангарской на юго-восточном углу ограждения дома № 2 площадью не менее 68,3 кв.м., общим объемом не менее 23 куб.м., GPS координаты места: N57°53.698', Е 60°01.836'; по Серебрянскому тракту в 100 метрах западнее дома № 15 площадью не менее 140,6 кв.м., общим объемом не менее 56 куб.м., GPS координаты места: N 57°55.292', Е 59°53.729'.
На решение может быть подана апелляционная жалоба (представление) в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через суд, принявший решение, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий – Т.А.Орлова