Гражданское дело № 2-207/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Енисейск 14 апреля 2016 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Яковенко Т.И.
с участием истца Афанасьева В.Г., представителя ответчика администрации г. Енисейска – Евланова О.О.,
при секретаре Смолячковой Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Афанасьева В.Г. к администрации г. Енисейска о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Афанасьев В.Г. обратился в суд с иском к администрации г. Енисейска, в котором просил обязать ответчика заключить с ним договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Требования мотивировал тем, что данная квартира была предоставлена ему весной 2004 года, но договор социального найма с ним не заключался; в указанной квартире он зарегистрирован по месту жительства и до настоящего времени постоянно проживает в ней.
При обращении к ответчику с письменным заявлением о заключении с ним договора социального найма, письмом от 28.08.2015 года ему было отказано в его удовлетворении, со ссылкой на отсутствие выданного ордера на данное жилое помещение.
В судебном заседании истец настаивал на удовлетворении исковых требований. Дополнительно пояснил, что спорная квартира была предоставлена ему в 2004 году в период его работы <данные изъяты> по решению жилищной комиссии организации, ордер на жилое помещение ему не выдавался, решения жилищной комиссии на руках у него не имеется. В дальнейшем <данные изъяты> прекратило свою деятельность, дом был передан в муниципальную собственность г. Енисейска. Ему также известно, что в доме проживали жильцы - бывшие работники <данные изъяты> которые также были вселены в него по решению работодателя, и в дальнейшем заключили с администрацией г. Енисейска договора социального найма жилого помещения.
Занимаемая квартира является для него единственным местом проживания, он зарегистрирован в ней, оплачивает коммунальные услуги, а потому полагает, что фактически пользуется ею на условиях социального найма.
Представитель ответчика администрации г. Енисейска – Евланов О.О. в судебном заседании исковые требования не признал, ссылаясь на отсутствие доказательств, подтверждающих законные основания для вселения истца в спорное жилое помещение.
Третье лицо МКУ «Управление муниципальным имуществом г. Енисейска», извещенное о рассмотрении дела, своего представителя для участия в нем не направило, об отложении дела не ходатайствовало, возражений по существу иска не предоставило.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетелей ФИО1 ФИО2 суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 1 ЖК РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
При этом жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
На основании ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания; осуществление муниципального жилищного контроля.
Статьями 49, 57 ЖК РФ предусмотрено, что по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда (ст. 49). Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением (ст. 57).
В силу ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия. Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
Согласно статье 5 Вводного закона к Жилищному кодексу Российской Федерации к жилищным правоотношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных названным Федеральным законом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.
В соответствии со статьей 17 Жилищного кодекса РСФСР управление ведомственным жилищным фондом осуществлялось министерствами, государственными комитетами, ведомствами и подчиненными им предприятиями, учреждениями, организациями.
В силу статей 43, 47, 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения в домах ведомственного жилищного фонда предоставлялись по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе Совета народных депутатов. Единственным основанием для вселения в жилое помещение являлся ордер.
Статья 10 Жилищного кодекса РСФСР предусматривала, что жилые помещения предоставлялись гражданам в бессрочное пользование.
В соответствии со статьями 50, 51 Жилищного кодекса РСФСР составление договора найма жилого помещения в письменной форме в обязательном порядке не требовалось, заключение такого договора осуществлялось путем открытия на имя нанимателя финансового лицевого счета.
На основании части 3 статьи 678 Гражданского кодекса РФ наниматель обязан своевременно вносить плату за жилое помещение, если договором не установлено иное, наниматель обязан самостоятельно вносить коммунальные платежи. Исходя из смысла статей 55, 56, 57 Жилищного кодекса РСФСР только на нанимателя, имеющего право пользования жилым помещением, возложена обязанность по внесению платы за предоставленные жилищно-коммунальные услуги. Аналогичные положения закреплены в статьях 67, 153, 155 Жилищного кодекса РФ.
В судебном заседании установлено, что истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты> в <данные изъяты>. Из пояснений истца следует, что квартира № в д. № по <адрес> находилась в ведении <данные изъяты> и была предоставлен ему для постоянного проживания в период работы в данной организации по решению ее жилищной комиссии. По сведениям налогового органа <данные изъяты> зарегистрированное в качестве юридического лица ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ ликвидировано по решению суда, сведения о его правопреемнике отсутствуют.
Согласно паспорту истца, выписке из домовой книге, Афанасьев В.Г. имеет постоянную регистрацию по месту жительства по данному адресу с ДД.ММ.ГГГГ. На указанную квартиру открыт финансово-лицевой счет, что подтверждается сверкой расчетов по квартплате ООО <данные изъяты> согласно которой квартиросъёмщиком квартиры, обязанным оплачивать начисленные суммы по оплате жилищной и коммунальных услуг, является истец. По настоящее время истец зарегистрирован и проживает по указанному адресу, несет расходы по содержанию квартиры, в том числе, вносит плату за жилищную и коммунальные услуги, что подвержено платежными квитанциями и чеками об их оплате. Данные обстоятельства не оспаривались стороной ответчика.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО1 показала в судебном заседании, что проживает в <адрес>, что и истец (<адрес>). Заснимаемая ею квартира была предоставлена ей прежним работодателем <данные изъяты> (имевшим ранее наименование <данные изъяты>), в котором она с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала <данные изъяты> Данный дом был введен в эксплуатацию еще <данные изъяты>, то есть являлся ведомственным, в нем проживали работники данной организации, а после банкротства <данные изъяты> дом был передан в муниципальную собственность г. Енисейска; в ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Енисейска с нею был заключен договор социального найма занимаемой квартиры. Также свидетель подтвердила, что Афанасьев В.Г. вселился в <адрес> весной 2004 года. Ей известно, что квартира была предоставлена ему работодателем в связи с работой истца в <данные изъяты>; до настоящего времени истец постоянно проживает квартире. В подтверждение доводов указанного свидетеля в материалы дела была предоставлена копия трудовой книжки свидетеля.
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО2 показал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ он являлся директором <данные изъяты>; дом <адрес> находился в ведении данной организации, а расположенные в нем квартиры были заселены работниками Общества. Истцу, как <данные изъяты> организации, нуждающемуся в обеспечении жильем, в ДД.ММ.ГГГГ был вселен в данный дом, <адрес>, по решению жилищной комиссии <данные изъяты> для постоянного проживания, и с его ведома, как руководители. В ДД.ММ.ГГГГ году <данные изъяты> было признано банкротом и прекратило свою деятельность; был ли передан дом <адрес> в муниципальную собственность ему не известно, поскольку после признания организации банкротом, он не осуществлял полномочия ее руководителя; по мнению свидетеля, возможно конкурсным управляющим организации не были надлежащим образом оформлены документы о передаче жилого фонда в муниципальную собственность, в том числе и документы, подтверждающие предоставление квартир в данном доме работникам организации.
Оснований не доверять допрошенным свидетеля у суда не имеется, поскольку свидетели были предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний в суде; их пояснения согласуются между собой и с пояснениями истца. Обстоятельства вселения истца в жилое помещение - <адрес>, представителем ответчика не оспаривались.
В соответствии с представленной в материалы дела выпиской из реестра муниципальной собственности от 20.01.2015 г. квартира <адрес> состоит в реестре муниципальной собственности г. Енисейска, реестровый номер <данные изъяты>
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что истец был вселен в спорную квартиру, как лицо, нуждающееся в улучшении жилищных условий, предприятием, с которым он состоял в трудовых отношениях. Исполнение обязанностей нанимателя, вытекающих из договора найма жилого помещения, с учетом положений жилищного законодательства свидетельствует о фактическом заключении истцом договора найма жилого помещения.
Ранее действующее законодательство предусматривало, что при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в полном хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), должен быть передан в полное хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены), иных юридических лиц либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилья. При ликвидации общественных объединений и отсутствии их правопреемников жилищный фонд, находившийся в их собственности, передается в муниципальную собственность района, города или входящих в них административно-территориальных образований с сохранением всех жилищных прав граждан и предоставлением права последующей приватизации жилых помещений (статья 9 Закона РФ от 24.12.1992 N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики").
Учитывая, что <данные изъяты> было ликвидировано, спорное жилое помещение подлежало передаче и принятию в муниципальную собственность. Обстоятельства ненадлежащей передачи спорного жилого помещения либо ненадлежащего оформления таковой (в том числе отсутствие документов, подтверждающих основания вселения истца в <адрес>), не могут ограничивать жилищные права Афанасьева В.Г., проживающего в таком жилом помещении.
В силу ст. 64 ЖК РФ переход права собственности на занимаемое по договору социального найма жилое помещение, права хозяйственного ведения или права оперативного управления таким жилым помещением не влечет за собой расторжение или изменение условий договора социального найма жилого помещения.
Следовательно, после передачи дома в муниципальную собственность, Афанасьев В.Г. вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). Добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, в том числе то, что истец длительное время проживает в квартире фактически на условиях социального найма, и несет расходы по ее содержанию, в том числе оплачивает коммунальные услуги, а требования о его выселении ответчиком к нему не предъявлялось, соответственно он вправе требовать заключения с ним договора социального найма занимаемого жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению, с возложением на ответчика администрацию г. Енисейска обязанности заключить с истцом договор социального найма жилого помещения - <адрес>
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию города Енисейска Красноярского края заключить с Афанасьевым В.Г., ДД.ММ.ГГГГ рождения, договор социального найма жилого помещения – <адрес>
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда в течение месяца, со дня его принятия в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.
Председательствующий Т.И. Яковенко
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ