Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2663/2019 ~ М-2153/2019 от 04.06.2019

<данные изъяты>

Дело №2а-2663/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Домаревой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликова Валентина Валентиновича к администрации Сосновского района Тамбовской области:

- о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес>

- о признании недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка,

- о признании незаконным постановления от 28.03.2019 № 196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

У с т а н о в и л :

Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к администрации Сосновского района Тамбовской области, с учётом уточнения предмета заявленных требований, о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес> о признании недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, о признании незаконным постановления от 28.03.2019 № 196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обосновывая заявленные требования, указывает, что административным ответчиком на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение о намерении предоставить в собственность земельный участок площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес>

Административным истцом на адрес официальной электронной почты администрации было подано заявление о намерении участвовать в аукционе.

Однако, данная заявка не была принята на том основании, что не соблюдена форма подачи заявки - на бумажном носителе при личном обращении.

Согласно результатам проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, заявок не поступило, принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ Денисову В.Н.

Постановлением администрации Сосновского района Тамбовской области № 196 от 28.03.2019 предварительно согласовано Денисову В.Н. предоставления без проведения торгов в собственность земельного участка.

Административный истец Куликов В.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

В судебном заседании представитель административного истца Куликова В.В., действующий на основании ордера Курбатов Г.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Настаивал на том, что отказ в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе противоречит п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Представитель административного ответчика администрации Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представлены письменные возражения. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного ответчика.

Заинтересованное лицо Денисов В.Н. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Судом установлено, что 21.02.2019 администрацией Сосновского района Тамбовской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение №210219/0535181/01 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе для передачи в земельного участка площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес>

Заявление о намерении участвовать в аукционе подано Куликовым В.В. 05.03.2019 в форме электронного документа на официальную электронную почту администрации Сосновского района Тамбовской области - imuch@r32.tambov.gov.ru и подписано электронной подписью заявителя (л.д. 7-10).

Ответом от 06.03.2019 №10/322 администрации Сосновского района Тамбовской области Куликову В.В. было сообщено о необходимости подачи заявления о намерении участвовать в аукционе в виде бумажного документа при личном обращении или через законного представителя при посещении администрации Сосновского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная до 213 в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут (л.д. 11).

Действия административного ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, Куликов В.В. просит признать незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пп. "в" п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти, является соблюдение при принятии данного решения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания его принятия.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-­телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, Могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявка административного истца на участие в аукционе не была принята на том основании, что подана в форме электронного документа, а не на бумажном носителе при личном обращении.

Из положений пункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 года N 7.

Вместе с тем предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.

Таким образом, уполномоченный орган вправе определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из предоставленного суду извещения № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 администрацией Сосновского района Тамбовской области было указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в собственность за плату для указанных целей, в течении 30 дней со дня опубликования и размещения извещения могут подать заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка. Заявление вправе предоставить лично или через законного представителя в администрацию Сосновского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная до 213 в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут.

Установленные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что, с учетом избранного администрацией Сосновского района Тамбовской области способа подачи заявления, доведенного в установленном порядке до сведения лиц, желающих реализовать право на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе, отказ административного ответчика в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, соответствует требования ст. 39.18 ЗК РФ.

Административный истец указывает, что оспариваемое действие противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Поскольку Закон о защите конкуренции регулирует правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности и иными лицами, чья деятельность в той или иной степени имеет определенные признаки предпринимательства, важным в данном случае является не формальный (например, наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), а содержательный критерий предпринимательской деятельности (экономическая природа деятельности лица). Применение данной нормы закона возможно только к тем правоотношениям, на которые распространяется ее действие.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, его действие распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Конкуренция, в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом под хозяйствующим субъектом в пункте 5 этой же статьи Закона о защите конкуренции понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Под физическими лицами, указанными в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, на которых распространяется действие Закона о защите конкуренции понимаются не все граждане, а только те из них, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, гражданин, не осуществляющий какой-либо экономической деятельности, приносящей доход, не может составлять конкуренцию другим хозяйствующим субъектам и, следовательно, не может являться субъектом правоотношений, которые регулируются Законом о защите конкуренции.

Куликов В.В. реализовал свое право на обращение с заявлением о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, как физическое лицо.

Административный истец Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями как физическое лицо, указывая на нарушение административным ответчиком его права как физического лица.

Учитывая характер правоотношений, субъектный состав спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на распространяется на оспариваемые действия по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе.

Установив, что оспариваемые действия соответствуют требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данной части административного искового заявления.

Административный истец просит признать недействительным опубликование результатов на сайте.

Из предоставленных суду документов следует, что 12.02.2019 в администрацию Сосновского района Тамбовской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам обратился Денисов В.Н.

Извещение о предоставлении земельного участка было размещено административным ответчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Извещение было также размещено в официальном печатном средстве массовой информации администрации Отъясского сельского совета Сосновского района Тамбовской области «Отъяский вестник» № 5 от 21 февраля 2019 года.

Указанное извещение размещено на официальном сайте администрации Сосновского района.

Согласно результатам проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, заявок не поступило, принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ Денисову В.Н.

Согласно постановлению администрации Сосновского района Тамбовской области от 28.03.2019 №196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, рассмотрев обращение Денисова Владимира Николаевича о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, отсутствием заявлений о намерении участвовать в аукционе, в соответствии со ст.ст. 11,10, п.2 ст. 39.3, 39.14, 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом отсутствия необходимости получения согласования, предусмотренного частью 1 статьи 3.5 по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", администрация района постановила предварительно согласовать Денисову Владимиру Николаевичу, место жительства: <адрес> паспорт <адрес> выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения предоставление без проведения торгов в собственность земельного участка площадью 600 кв.м. Земельный участок образуется в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), категория земель: земли населенных пунктов, местоположение земельного участка: <адрес> а также установить для образуемого земельного участка вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно приложению.

Принимая во внимание, что отказ в рассмотрении заявления Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе признан судом соответствующим закону, аукцион по продаже земельного участка администрацией не объявлялся и не подготавливался, извещение, размещенное в сети Интернет, содержало сведения о намерении предоставить в собственность без проведения торгов земельный участок, иных лиц, заявляющих о намерении участвовать в предполагаемом аукционе, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований в части о признания недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, о признании незаконным постановления от 28.03.2019 № 196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Установив, что права административного истца Куликова В.В. оспариваемыми результатами и постановлением не нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований только по указанному основанию.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Куликова Валентина Валентиновича о признании незаконными действий администрации Сосновского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес>, о признании недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, о признании незаконным постановления от 28.03.2019 № 196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 30.07.2019.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

<данные изъяты>

Дело №2а-2663/19

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

30 июля 2019 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Домаревой М.В.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Куликова Валентина Валентиновича к администрации Сосновского района Тамбовской области:

- о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес>

- о признании недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка,

- о признании незаконным постановления от 28.03.2019 № 196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории,

У с т а н о в и л :

Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями к администрации Сосновского района Тамбовской области, с учётом уточнения предмета заявленных требований, о признании незаконными действий по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес> о признании недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, о признании незаконным постановления от 28.03.2019 № 196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Обосновывая заявленные требования, указывает, что административным ответчиком на сайте www.torgi.gov.ru было опубликовано извещение о намерении предоставить в собственность земельный участок площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес>

Административным истцом на адрес официальной электронной почты администрации было подано заявление о намерении участвовать в аукционе.

Однако, данная заявка не была принята на том основании, что не соблюдена форма подачи заявки - на бумажном носителе при личном обращении.

Согласно результатам проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, заявок не поступило, принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ Денисову В.Н.

Постановлением администрации Сосновского района Тамбовской области № 196 от 28.03.2019 предварительно согласовано Денисову В.Н. предоставления без проведения торгов в собственность земельного участка.

Административный истец Куликов В.В. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещен.

В судебном заседании представитель административного истца Куликова В.В., действующий на основании ордера Курбатов Г.А. заявленные требования поддержали по основаниям, изложенным в иске. Настаивал на том, что отказ в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе противоречит п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Представитель административного ответчика администрации Сосновского района Тамбовской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, суду представлены письменные возражения. Заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя административного ответчика.

Заинтересованное лицо Денисов В.Н. в судебное заседание не явился. О времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав предоставленные по делу доказательства, приходит к следующим выводам:

Судом установлено, что 21.02.2019 администрацией Сосновского района Тамбовской области на сайте www.torgi.gov.ru размещено извещение №210219/0535181/01 о приеме заявлений граждан и КФХ о намерении участвовать в аукционе для передачи в земельного участка площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес>

Заявление о намерении участвовать в аукционе подано Куликовым В.В. 05.03.2019 в форме электронного документа на официальную электронную почту администрации Сосновского района Тамбовской области - imuch@r32.tambov.gov.ru и подписано электронной подписью заявителя (л.д. 7-10).

Ответом от 06.03.2019 №10/322 администрации Сосновского района Тамбовской области Куликову В.В. было сообщено о необходимости подачи заявления о намерении участвовать в аукционе в виде бумажного документа при личном обращении или через законного представителя при посещении администрации Сосновского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная до 213 в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут (л.д. 11).

Действия административного ответчика по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, Куликов В.В. просит признать незаконными.

В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно п.2 ч.1 ст.227 КАС РФ суд отказывает в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение или действие признано соответствующим нормативным правовым актам, не нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и не препятствующим к осуществлению им прав, свобод и реализации законных интересов.

В силу п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно пп. "в" п. 3 ч. 9 ст. 226 КАС РФ юридически значимым обстоятельством, подлежащим установлению судом при рассмотрении административного дела об оспаривании решения органа государственной власти, является соблюдение при принятии данного решения требований нормативных правовых актов, устанавливающих основания его принятия.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности установлены статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-­телекоммуникационной сети "Интернет";

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

В силу пункта 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, Могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

Согласно пункту 5 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", и направляет указанное решение заявителю.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса (пункт 6 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ).

Пунктом 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, заявка административного истца на участие в аукционе не была принята на том основании, что подана в форме электронного документа, а не на бумажном носителе при личном обращении.

Из положений пункта 5 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что заявление об утверждении схемы расположения земельного участка, заявление о проведении аукциона подаются или направляются в уполномоченный орган заявителем по его выбору лично или посредством почтовой связи на бумажном носителе либо в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Порядок и способы подачи указанных заявлений, если они подаются в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и требования к их формату утверждены приказом Минэкономразвития России от 14 января 2015 года N 7.

Вместе с тем предоставление земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства (за исключением случаев, если в соответствии с федеральными законами или законами субъекта Российской Федерации предусмотрено право отдельных категорий граждан на приобретение земельных участков для указанных целей в первоочередном или внеочередном порядке), гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности осуществляется с учетом особенностей, установленных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации (пункт 8 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений подпункта 3 пункта 2 статьи 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации адрес и способ подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка определяется уполномоченным органом.

Таким образом, уполномоченный орган вправе определять способы подачи заявлений о намерении участвовать в аукционе для целей, предусмотренных статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации.

Как следует из предоставленного суду извещения № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 администрацией Сосновского района Тамбовской области было указано, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка в собственность за плату для указанных целей, в течении 30 дней со дня опубликования и размещения извещения могут подать заявление о намерении участвовать в аукционе по продаже земельного участка. Заявление вправе предоставить лично или через законного представителя в администрацию Сосновского района Тамбовской области по адресу: Тамбовская область, Сосновский район, р.п. Сосновка, ул. Интернациональная до 213 в рабочие дни с понедельника по пятницу с 8 часов 30 минут до 17 часов 30 минут.

Установленные обстоятельства позволяют суду прийти к выводу о том, что, с учетом избранного администрацией Сосновского района Тамбовской области способа подачи заявления, доведенного в установленном порядке до сведения лиц, желающих реализовать право на подачу заявления о намерении участвовать в аукционе, отказ административного ответчика в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе, поданного по электронной почте, соответствует требования ст. 39.18 ЗК РФ.

Административный истец указывает, что оспариваемое действие противоречит требованиям п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещается создание дискриминационных условий.

Поскольку Закон о защите конкуренции регулирует правоотношения, возникающие между субъектами предпринимательской деятельности и иными лицами, чья деятельность в той или иной степени имеет определенные признаки предпринимательства, важным в данном случае является не формальный (например, наличие или отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя), а содержательный критерий предпринимательской деятельности (экономическая природа деятельности лица). Применение данной нормы закона возможно только к тем правоотношениям, на которые распространяется ее действие.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, его действие распространяется на отношения, которые связаны с защитой конкуренции, в том числе с предупреждением и пресечением монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, и в которых участвуют российские юридические лица и иностранные юридические лица, организации, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации, а также государственные внебюджетные фонды, Центральный банк Российской Федерации, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели.

Конкуренция, в силу пункта 7 статьи 4 Закона о защите конкуренции, это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

При этом под хозяйствующим субъектом в пункте 5 этой же статьи Закона о защите конкуренции понимается индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход.

Под физическими лицами, указанными в части 1 статьи 3 Закона о защите конкуренции, на которых распространяется действие Закона о защите конкуренции понимаются не все граждане, а только те из них, кто осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе и без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Вместе с тем, гражданин, не осуществляющий какой-либо экономической деятельности, приносящей доход, не может составлять конкуренцию другим хозяйствующим субъектам и, следовательно, не может являться субъектом правоотношений, которые регулируются Законом о защите конкуренции.

Куликов В.В. реализовал свое право на обращение с заявлением о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, как физическое лицо.

Административный истец Куликов В.В. обратился в Центральный районный суд г. Воронежа с административными исковыми требованиями как физическое лицо, указывая на нарушение административным ответчиком его права как физического лица.

Учитывая характер правоотношений, субъектный состав спорных правоотношений, суд приходит к выводу о том, что Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" на распространяется на оспариваемые действия по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе.

Установив, что оспариваемые действия соответствуют требованиям действующего законодательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения данной части административного искового заявления.

Административный истец просит признать недействительным опубликование результатов на сайте.

Из предоставленных суду документов следует, что 12.02.2019 в администрацию Сосновского района Тамбовской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка гражданам обратился Денисов В.Н.

Извещение о предоставлении земельного участка было размещено административным ответчиком на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о проведении торгов www.torgi.gov.ru.

Извещение было также размещено в официальном печатном средстве массовой информации администрации Отъясского сельского совета Сосновского района Тамбовской области «Отъяский вестник» № 5 от 21 февраля 2019 года.

Указанное извещение размещено на официальном сайте администрации Сосновского района.

Согласно результатам проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, заявок не поступило, принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со ст. 39.15 ЗК РФ Денисову В.Н.

Согласно постановлению администрации Сосновского района Тамбовской области от 28.03.2019 №196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, рассмотрев обращение Денисова Владимира Николаевича о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов, отсутствием заявлений о намерении участвовать в аукционе, в соответствии со ст.ст. 11,10, п.2 ст. 39.3, 39.14, 39.15, 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом отсутствия необходимости получения согласования, предусмотренного частью 1 статьи 3.5 по основаниям, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 3.5 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", администрация района постановила предварительно согласовать Денисову Владимиру Николаевичу, место жительства: <адрес> паспорт <адрес> выдан ДД.ММ.ГГГГ отделением УФМС России по <адрес> в <адрес>, код подразделения предоставление без проведения торгов в собственность земельного участка площадью 600 кв.м. Земельный участок образуется в зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами), категория земель: земли населенных пунктов, местоположение земельного участка: <адрес> а также установить для образуемого земельного участка вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно приложению.

Принимая во внимание, что отказ в рассмотрении заявления Куликова В.В. о намерении участвовать в аукционе признан судом соответствующим закону, аукцион по продаже земельного участка администрацией не объявлялся и не подготавливался, извещение, размещенное в сети Интернет, содержало сведения о намерении предоставить в собственность без проведения торгов земельный участок, иных лиц, заявляющих о намерении участвовать в предполагаемом аукционе, суд приходит к выводу о том, что отсутствуют основания для удовлетворения требований в части о признания недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, о признании незаконным постановления от 28.03.2019 № 196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Установив, что права административного истца Куликова В.В. оспариваемыми результатами и постановлением не нарушены, суд выносит решение об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований только по указанному основанию.

Руководствуясь ст.ст. 177-179 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление Куликова Валентина Валентиновича о признании незаконными действий администрации Сосновского района Тамбовской области по отказу в рассмотрении заявления о намерении участвовать в аукционе в предоставлении земельного участка в собственность площадью 600 кв.м., с видом разрешенного использования для ведения личного подсобного хозяйства, категории земель: земли населенных пунктов, адрес (описание местоположения) <адрес>, о признании недействительными результатов проведения торгов, размещенных на сайте www.torgi.gov.ru по извещению № 210219/0535181/01 от 21.02.2019 о намерении передачи в собственность земельного участка, о признании незаконным постановления от 28.03.2019 № 196 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность без проведения торгов и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято судом 30.07.2019.

Судья: /подпись/ Е.С. Шумейко

1версия для печати

2а-2663/2019 ~ М-2153/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Куликов Валентин Валентинович
Ответчики
Администрация Сосновского района Тамбовской области
Другие
Денисов Владимир Николаевич
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
Шумейко Елена Сергеевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
04.06.2019Регистрация административного искового заявления
05.06.2019Передача материалов судье
06.06.2019Решение вопроса о принятии к производству
06.06.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.06.2019Судебное заседание
02.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Судебное заседание
30.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
09.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.09.2019Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
13.09.2019Изучение поступившего ходатайства/заявления
13.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
27.11.2019Дело оформлено
27.11.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее