№ 2-1678/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.
при секретаре Нагайцевой А.С.,
с участием сторон и их представителей,
в отсутствие 3-его лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крутова Михаила Викторовича к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы в календарном и льготном исчислении, взыскании расходов на представителя,
УСТАНОВИЛ:
Крутов М.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже в котором просит суд, обязать ответчика включить в специальный стаж в календарном исчислении,дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летногосостава гражданской авиации в соответствии п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ периоды работы: с 01.11.2005 по 31.12.2005 в должности инструктора-парашютиста Воронежской региональной поисково-спасательной базы ОАО «НПО «Взлет»,с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. в должностиспасателя в ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр».В льготном порядке (1 год как 2 года) период работы с 01.01.2008 г. по 30.09.2008 г. в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации». Взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что 10.01.2020 обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
По результатам рассмотрения представленных истцом документов, решением Управления истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа - 25 лет.
В частности истцу в специальный стаж не был включен период работы с 01.11.2005 по 31.12.2005в качестве инструктора-парашютиста на Воронежской региональной поисково-спасательной базе в ОАО «Научно-производственное объединение «Взлет», так как данные о выполненных прыжках и спусках, дающих право на досрочное назначение пенсии, отсутствуют.
Период с 01.01.2015 по 31.03.2015 работы в должностиспасателя в ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр»,с 01.01.2008 по 30.09.2008 работы в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации», поскольку в выписке отсутствуют сведения о специальном стаже, а согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ и п.3Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011г. №258н «Об утверждении порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете страхового и специального стажа периоды работы после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Считает отказ необоснованным, противоречащим действующему пенсионному законодательству.
В судебном заседании истец Крутов М.В., его представитель по ордеру Щербакова Т.Н. поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже по доверенности Байбакова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях приобщенных к материалам дела.
3-е лицо - ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Со дня вступления в силу вышеуказанного закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
На основании ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеет мужчина, проработавший не менее 25 лет, и женщина, проработавшая не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчина, проработавший не менее 20 лет, и женщина, проработавшая не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2019 году при наличии величины ИПК не менее 16,2.
Частью 2 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 № 340-I «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 № 459.
Согласно п. 4 Списка право на получение досрочной пенсии по старости имеют парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров - за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за 2 календарных года (пп. «д» п.4.Правил)
При невыполнении условий, предусмотренных п.п. «г» и «д» настоящего пункта, периоды работы исчисляются в календарном порядке.
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 № 77 (действовал с 1 декабря 1985 и утратил силу с 9 ноября 2009 в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.
Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2008 № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 № 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.
Согласно п. 7 ст. 25 ФЗ от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, в период с 01.11.2005 по 31.12.2005 Крутов МихаилВикторович работал в должностиинструктора-парашютиста Воронежской региональной поисково-спасательной базы ОАО «НПО «Взлет»( л.д. 19-21). Данный период не был включен в специальный стаж истца, поскольку данные о выполненных прыжках и спусках в указанный период, дающих право на досрочное назначение пенсии, отсутствуют( л.д.15-18).
В период с 01.01.2015 по 31.03.2015 истец работал в должностиспасателя в ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр».Данный период не был включен в специальный стаж истца, поскольку в выписке отсутствуют сведения о специальном стаже, а согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ и п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011г. №258н «Об утверждении порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете страхового и специального стажа периоды работы после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п.4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. постановлением СМ РСФСР от 04.09.1991 №459) право на получение досрочной пенсии по старости имеют парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделей, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников авиации РОСТО, утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 31.12.1992 г. № 69, Положению об обязанностях должностных лиц авиационной организации РОСТО по организации и проведению полетов, утвержденному приказом ЦС РОСТО №21 от 24.02.2009г., Руководства по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России (РПП-83, РПП-90, РПП-2010) одной из основных функциональных обязанностей, инструктора парашютно-десантной подготовки, старшего инструктора парашютно-десантной подготовки является систематическое выполнение прыжков с парашютом, постоянное повышение своей специальной подготовки и совершенствование личного мастерства в выполнении прыжков с парашютом.
Федеральной службой воздушного транспорта России в письме начальникам Региональных поисково-спасательных баз от 25.08.2000 г. №28.70253 даны разъяснения годовой нормы прыжков с парашютом и спусков со спусковыми устройствами с вертолетов в режиме висения с высоты не менее 10 метров для парашютистов, десантников и инструкторов-парашютистов всех наименований, работающих в предприятиях гражданской авиации.
Годовая норма прыжков с парашютомдля работников парашютно-пожарной службы баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства при исчислении сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в Центральных областях РСФСР - 15.Далее разъяснено, что «данные положения могут быть распространены на специалистов других наименований (парашютистов, десантников, инструкторов-парашютистов всех наименований), в связи с тем, что все перечисленные категории работников предприятий гражданской авиации и категории работников баз авиационной охраны лесов объединены в п.4 «Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459».
Согласно сведениям федерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) изложенным в письме директору ФГУ «Центральный АПСЦ» от 02.08.2010 г. №03.11/1-889 «воздушные суда Ан-2 и Ка-26 и их модификации, оснащенные поршневыми авиадвигателями, относятся к поршневой авиационной технике (л.д. 22-24).
Воздушные суда Ан-3, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ил-76, Л-410, Ми-2, Ми-6, Ми- 8, Ми-14, Ми-17, Ми-171, Ми-26, Ка-27, Ка-32, Ка-226 и их модификации, оснащенные газотурбинными двигателями, относятся к реактивной авиационной технике».
В 2005 и 2015 годах истцом совершались прыжки с парашюта, что следует изкниги парашютиста ( л.д.25-31), что свидетельствует о том, что истец на протяжении всех спорных периодов с 01.11.2005 по 31.12.2005, с 01.01.2015 по 31.03.2015 не менял профессию и должность связанную с летным делом, согласно записи в трудовой книжки. При этом то обстоятельство, что именно в указанные спорные периоды ( с 01.11.2005 по 31.12.2005) отсутствуют записи о норме выполненных прыжках и спусках с парашюта, не может лишать право истца на включение указанных периодов в специальный стаж в календарном исчислении.
В период с 01.01.2008 по 30.09.2008 истец работал в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации».данный период, как и период (с 01.01.2015 по 31.03.2015) не был включен в специальный стаж, т.к.в выписке отсутствуют сведения о специальном стаже, а согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ и п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011г. №258н «Об утверждении порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете страхового и специального стажа периоды работы после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о страховых взносах в органы Пенсионного фонда РФ представляются страхователями на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 № 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 ФЗ №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии соответствующих записей в его трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт непредоставления работодателем индивидуальных сведений о работе истца в спорные периоды не позволяет исключить их из страхового стажа истца, поскольку отсутствие указанных сведений само по себе не может являться безусловным основанием для возложения на него неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, так как действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном и страховом стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Как указывалось выше, в силу статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ обязанность своевременного и надлежащего предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых вносятся сведения, на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, возложена на работодателя.
Из смысла данной нормы закона в совокупности с указанными разъяснениями Верховного Суда РФ следует, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности как по начислению (то есть предоставлению информации), так и по уплате страховых взносов не может повлечь неблагоприятные последствия для работника и служить безусловным основанием к невключению в страховой и общий трудовой стаж истца спорных периодов работы.
По смыслу действующего законодательства, неуплата страхователем в установленный срок, уплата не в полном объеме или без указания специальных кодов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе, в порядке принудительного взыскания.
При таких обстоятельствах суд считает, что спорные периоды подлежит включению в специальный стаж истца.
Кроме того, в части периода с 01.01.2008 по 30.09.2008 работы истца в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации» следует отметить, что согласно справке №18 от 22.01.2020 г. о выполнении прыжков с парашютом из самолетов (вертолетов) в период работы с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. с воздушного судна Ми-8 (реакт.) и Л-410 (реакт.) истцом выполнено 29 прыжков с парашютом при норме 15 (реакт.)( л.д. 25-33). Учитывая изложенное, в связи с выполнением годовой нормы в 2008г., период с 01.01.2008 по 30.09.2008 подлежит зачету в специальный стаж в льготном порядке - 1 год как 2 года.
Истцом также заявлено требование о взыскании судебных расходов на сумму 20000 руб., из которых 10000 руб. за составление искового заявления, 10000 руб. за участие в судебных заседаниях 02.06.2020, 17.06.2020, 31.08.2020, 08.09.2020.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
На основании ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования ст. 17 ч.3 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу требований Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление с учетом представленных, доказательств справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон.
Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
При этом, основным принципом, подлежащим обеспечению судом при взыскании судебных расходов и установленным законодателем, является критерий разумного характера таких расходов, соблюдение которого проверяется судом на основе следующего: фактического характера расходов; пропорционального и соразмерного характера расходов; исключения по инициативе суда нарушения публичного порядка в виде взыскания явно несоразмерных судебных расходов; экономного характера расходов; их соответствия существующему уровню цен; возмещения расходов за фактически оказанные услуги; возмещения расходов за качественно оказанные услуги; возмещения расходов исходя из продолжительности разбирательства, с учетом сложности дела, при состязательной процедуре.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о разумности судебных расходов суд, кроме проверки фактического оказания юридических услуг представителем, также вправе оценить качество оказанных услуг, в том числе знания и навыки, которые демонстрировал представитель, основываясь, в частности, на таких критериях, как знание законодательства и судебной практики, владение научными доктринами, знание тенденций развития правового регулирования спорных институтов в отечественной правовой системе и правовых системахиностранных государств, международно-правовые тенденции по спорному вопросу, что способствует повышению качества профессионального представительства в судах и эффективности защиты нарушенных прав, а также обеспечивает равные возможности для лиц, занимающихся профессиональным юридическим представительством, на получение при соблюдении указанных условий выплат премиального характера при высокопрофессиональном осуществлении ими своих функций на равных условиях с лицами, работающими по трудовому договору или контракту государственного служащего и имеющих потенциальную возможность премирования за успешное выполнение заданий.
При взыскании расходов суд исходит из следующего.
В ходе рассмотрения дела истцу были оказаны следующие юридически услуги, составление искового заявления - 10000 руб., участие в судебных заседаниях - 02.06.2020 (л.д.42), 17.06.2020 ( л.д. 103-104), 31.08.2020, 08.09.2020.
Оказание юридических услуг истцу на сумму 20000 руб. подтверждается материалами дела в частности: договорами об оказании юридических услуг от 22.04.2020 и от 01.06.2020, квитанциями к приходному кассовому ордеру от 29.04.2020 и 01.06.2020.
Суд находит данные расходы разумными и подлежащими взысканию в пользу истца, поскольку указанные ставки значительно ниже ставок регламентированных Постановлением совета адвокатской палаты воронежской области действовавшего в период рассмотрения дела..
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже включить Крутову Михаилу Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в календарном порядке в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 периоды работы с 01.11.2005 по 31.12.2005 в должности инструктора-парашютиста Воронежской региональной поисково-спасательной базы ОАО «НПО «Взлет»,с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. в должностиспасателя в ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр».
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже включить Крутову Михаилу Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в льготном порядке ( 1 год как 2 года) в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 периоды работы с 01.01.2008 по 30.09.2008 в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации».
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже в пользу Крутова Михаила Викторовича расходы на представителя в размере 20000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2020
№ 2-1678/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 сентября 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Клочковой Е.В.
при секретаре Нагайцевой А.С.,
с участием сторон и их представителей,
в отсутствие 3-его лица,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Крутова Михаила Викторовича к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы в календарном и льготном исчислении, взыскании расходов на представителя,
УСТАНОВИЛ:
Крутов М.В. обратился в суд с иском к Государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже в котором просит суд, обязать ответчика включить в специальный стаж в календарном исчислении,дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летногосостава гражданской авиации в соответствии п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ периоды работы: с 01.11.2005 по 31.12.2005 в должности инструктора-парашютиста Воронежской региональной поисково-спасательной базы ОАО «НПО «Взлет»,с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. в должностиспасателя в ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр».В льготном порядке (1 год как 2 года) период работы с 01.01.2008 г. по 30.09.2008 г. в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации». Взыскать расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 руб.
В обоснование заявленных исковых требований указывает, что 10.01.2020 обратился в Управление с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 13 ч.1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ.
По результатам рассмотрения представленных истцом документов, решением Управления истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости из-за отсутствия специального стажа - 25 лет.
В частности истцу в специальный стаж не был включен период работы с 01.11.2005 по 31.12.2005в качестве инструктора-парашютиста на Воронежской региональной поисково-спасательной базе в ОАО «Научно-производственное объединение «Взлет», так как данные о выполненных прыжках и спусках, дающих право на досрочное назначение пенсии, отсутствуют.
Период с 01.01.2015 по 31.03.2015 работы в должностиспасателя в ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр»,с 01.01.2008 по 30.09.2008 работы в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации», поскольку в выписке отсутствуют сведения о специальном стаже, а согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ и п.3Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011г. №258н «Об утверждении порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете страхового и специального стажа периоды работы после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Считает отказ необоснованным, противоречащим действующему пенсионному законодательству.
В судебном заседании истец Крутов М.В., его представитель по ордеру Щербакова Т.Н. поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.
Представитель ответчика УПФ РФ (ГУ) в г. Воронеже по доверенности Байбакова М.А. в судебном заседании исковые требования не признала по основаниям, изложенным в письменных возражениях приобщенных к материалам дела.
3-е лицо - ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр» о месте и времени рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.
Со дня вступления в силу вышеуказанного закона Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.
На основании ч. 1 ст. 8 ФЗ № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ № 400-ФЗ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеет мужчина, проработавший не менее 25 лет, и женщина, проработавшая не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья – мужчина, проработавший не менее 20 лет, и женщина, проработавшая не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в 2019 году при наличии величины ИПК не менее 16,2.
Частью 2 статьи 30 ФЗ № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в летном составе гражданской авиации, применяется Список должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР от 20 ноября 1990 № 340-I «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 № 459.
Согласно п. 4 Списка право на получение досрочной пенсии по старости имеют парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники - пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделений, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров - за 1,5 календарных года при условии выполнения годовой нормы прыжков с поршневых самолетов, вертолетов, дирижаблей и аэростатов, спусков (подъемов) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров, а при выполнении годовой нормы прыжков с реактивных самолетов и вертолетов - за 2 календарных года (пп. «д» п.4.Правил)
При невыполнении условий, предусмотренных п.п. «г» и «д» настоящего пункта, периоды работы исчисляются в календарном порядке.
Пунктом 2.3.3 Наставления по производству полетов в гражданской авиации СССР, утвержденного приказом Министерства гражданской авиации СССР от 8 апреля 1985 № 77 (действовал с 1 декабря 1985 и утратил силу с 9 ноября 2009 в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 6 ноября 2009 № 198), к летному составу экипажа были отнесены лица, имеющие действующее свидетельство летного состава, а также подготовку и опыт, необходимые для управления воздушным судном данного типа или его оборудованием: пилоты, штурманы, бортинженеры, бортмеханики, бортрадисты, летчики-наблюдатели, а также бортоператоры, выполняющие специальные работы. К обслуживающему персоналу экипажа отнесены бортпроводники, бортоператоры транспортных самолетов и другие специалисты, перечень которых определяется министерством гражданской авиации.
Пунктом 3.1 Федеральных авиационных правил «Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации», утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17.07.2008 № 108 (утратил силу в связи с изданием приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 № 128), было определено, что экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Пунктом 21 Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации, утвержденных приказом Министра обороны Российской Федерации от 24.09.2004 № 275, к летному составу отнесены летчики, штурманы, курсанты (слушатели) летных учебных заведений и другие должностные лица, имеющие соответствующую специальность, годные по медицинскому заключению к летной работе и выполняющие функциональные обязанности в полете в составе экипажа в соответствии с руководством по летной эксплуатации воздушного судна.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 13 части 1 статьи 30 ФЗ №400-ФЗ из числа работников гражданской авиации имеют только отдельные категории таких работников, к числу которых относятся работники летного состава экипажа воздушного судна.
Согласно п. 7 ст. 25 ФЗ от 22.08.1995 №151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 10 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.03.2011 № 258н, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций), для спасателей аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий подтверждается книжкой спасателя или (при отсутствии книжки спасателя) другими документами, в которых отражено участие спасателя в работах по ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Как следует из материалов дела, в период с 01.11.2005 по 31.12.2005 Крутов МихаилВикторович работал в должностиинструктора-парашютиста Воронежской региональной поисково-спасательной базы ОАО «НПО «Взлет»( л.д. 19-21). Данный период не был включен в специальный стаж истца, поскольку данные о выполненных прыжках и спусках в указанный период, дающих право на досрочное назначение пенсии, отсутствуют( л.д.15-18).
В период с 01.01.2015 по 31.03.2015 истец работал в должностиспасателя в ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр».Данный период не был включен в специальный стаж истца, поскольку в выписке отсутствуют сведения о специальном стаже, а согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ и п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011г. №258н «Об утверждении порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете страхового и специального стажа периоды работы после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Согласно п.4 Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» (утв. постановлением СМ РСФСР от 04.09.1991 №459) право на получение досрочной пенсии по старости имеют парашютисты всех наименований, спасатели, а также десантники-пожарные всех наименований, инструкторы авиапожарной службы, руководители парашютных (парашютно-спасательных, поисково-спасательных) подразделей, работники внештатных и штатных парашютно-десантных групп, совершающие прыжки с парашютом или спуски (подъемы) на специальных спусковых (подъемных) устройствах с вертолетов, находящихся в режиме висения на высоте не менее 10 метров.
Согласно пункту 1 статьи 56 Воздушного кодекса Российской Федерации экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).
Согласно Тарифно-квалификационным характеристикам по должностям работников авиации РОСТО, утвержденным постановлением Министерства труда РФ от 31.12.1992 г. № 69, Положению об обязанностях должностных лиц авиационной организации РОСТО по организации и проведению полетов, утвержденному приказом ЦС РОСТО №21 от 24.02.2009г., Руководства по парашютной подготовке авиации ДОСААФ России (РПП-83, РПП-90, РПП-2010) одной из основных функциональных обязанностей, инструктора парашютно-десантной подготовки, старшего инструктора парашютно-десантной подготовки является систематическое выполнение прыжков с парашютом, постоянное повышение своей специальной подготовки и совершенствование личного мастерства в выполнении прыжков с парашютом.
Федеральной службой воздушного транспорта России в письме начальникам Региональных поисково-спасательных баз от 25.08.2000 г. №28.70253 даны разъяснения годовой нормы прыжков с парашютом и спусков со спусковыми устройствами с вертолетов в режиме висения с высоты не менее 10 метров для парашютистов, десантников и инструкторов-парашютистов всех наименований, работающих в предприятиях гражданской авиации.
Годовая норма прыжков с парашютомдля работников парашютно-пожарной службы баз авиационной охраны лесов и обслуживания лесного хозяйства при исчислении сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в Центральных областях РСФСР - 15.Далее разъяснено, что «данные положения могут быть распространены на специалистов других наименований (парашютистов, десантников, инструкторов-парашютистов всех наименований), в связи с тем, что все перечисленные категории работников предприятий гражданской авиации и категории работников баз авиационной охраны лесов объединены в п.4 «Списка должностей работников летного состава, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 79 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утв. постановлением Совета Министров РСФСР от 4 сентября 1991 г. №459».
Согласно сведениям федерального агентства воздушного транспорта (РОСАВИАЦИЯ) изложенным в письме директору ФГУ «Центральный АПСЦ» от 02.08.2010 г. №03.11/1-889 «воздушные суда Ан-2 и Ка-26 и их модификации, оснащенные поршневыми авиадвигателями, относятся к поршневой авиационной технике (л.д. 22-24).
Воздушные суда Ан-3, Ан-12, Ан-24, Ан-26, Ан-28, Ил-76, Л-410, Ми-2, Ми-6, Ми- 8, Ми-14, Ми-17, Ми-171, Ми-26, Ка-27, Ка-32, Ка-226 и их модификации, оснащенные газотурбинными двигателями, относятся к реактивной авиационной технике».
В 2005 и 2015 годах истцом совершались прыжки с парашюта, что следует изкниги парашютиста ( л.д.25-31), что свидетельствует о том, что истец на протяжении всех спорных периодов с 01.11.2005 по 31.12.2005, с 01.01.2015 по 31.03.2015 не менял профессию и должность связанную с летным делом, согласно записи в трудовой книжки. При этом то обстоятельство, что именно в указанные спорные периоды ( с 01.11.2005 по 31.12.2005) отсутствуют записи о норме выполненных прыжках и спусках с парашюта, не может лишать право истца на включение указанных периодов в специальный стаж в календарном исчислении.
В период с 01.01.2008 по 30.09.2008 истец работал в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации».данный период, как и период (с 01.01.2015 по 31.03.2015) не был включен в специальный стаж, т.к.в выписке отсутствуют сведения о специальном стаже, а согласно ч.2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013г. № 400-ФЗ и п.3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31.03.2011г. №258н «Об утверждении порядкаподтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости», при подсчете страхового и специального стажа периоды работы после регистрации - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о страховых взносах в органы Пенсионного фонда РФ представляются страхователями на основании данных бухгалтерского учета, сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 ФЗ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 № 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 ФЗ №400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 № 2-П отсутствие сведений персонифицированного учета о льготных периодах работы истца при наличии соответствующих записей в его трудовой книжке не может являться безусловным основанием для отказа во включении периодов трудовой деятельности истца в ее трудовой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Обязанность предоставлять достоверные сведения на каждое застрахованное лицо и справки с кодом льготы, а также сведения о характере трудовой деятельности работника является обязанностью работодателя.
Таким образом, суд приходит к выводу, что факт непредоставления работодателем индивидуальных сведений о работе истца в спорные периоды не позволяет исключить их из страхового стажа истца, поскольку отсутствие указанных сведений само по себе не может являться безусловным основанием для возложения на него неблагоприятных последствий в области пенсионного обеспечения и лишения права на зачет спорных периодов работы в страховой стаж, так как действующее законодательство не содержит норм, которые бы обязывали застрахованных лиц контролировать своевременное и правильное отражение сведений о специальном и страховом стаже либо ставили в зависимость от исполнения застрахованным лицом такой обязанности.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», уплата страховых взносов является обязанностью каждого работодателя как субъекта отношений по обязательному социальному страхованию (ст.ст. 1 и 22 ТК РФ). Невыполнение этой обязанности не может служить основанием для того, чтобы не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию. В связи с этим суд вправе удовлетворить требования граждан о перерасчете страховой части трудовой пенсии с учетом указанных периодов.
Как указывалось выше, в силу статьи 28 ФЗ № 400-ФЗ обязанность своевременного и надлежащего предоставления сведений индивидуального (персонифицированного) учета, на основании которых вносятся сведения, на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, возложена на работодателя.
Из смысла данной нормы закона в совокупности с указанными разъяснениями Верховного Суда РФ следует, что ненадлежащее исполнение работодателем обязанности как по начислению (то есть предоставлению информации), так и по уплате страховых взносов не может повлечь неблагоприятные последствия для работника и служить безусловным основанием к невключению в страховой и общий трудовой стаж истца спорных периодов работы.
По смыслу действующего законодательства, неуплата страхователем в установленный срок, уплата не в полном объеме или без указания специальных кодов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в пользу работающих у него по трудовому договору застрахованных лиц в силу природы и предназначения обязательного пенсионного страхования, необходимости обеспечения прав этих лиц не должна препятствовать реализации ими права своевременно и в полном объеме получить страховую пенсию. Соответствующие взносы должны быть уплачены, а их уплата - исходя из публично-правового характера отношений между государством и Пенсионным фондом РФ и особенностей отношений между государством, страхователями и застрахованными лицами - должна быть обеспечена, в том числе, в порядке принудительного взыскания.
При таких обстоятельствах суд считает, что спорные периоды подлежит включению в специальный стаж истца.
Кроме того, в части периода с 01.01.2008 по 30.09.2008 работы истца в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации» следует отметить, что согласно справке №18 от 22.01.2020 г. о выполнении прыжков с парашютом из самолетов (вертолетов) в период работы с 01.01.2008 г. по 31.12.2008 г. с воздушного судна Ми-8 (реакт.) и Л-410 (реакт.) истцом выполнено 29 прыжков с парашютом при норме 15 (реакт.)( л.д. 25-33). Учитывая изложенное, в связи с выполнением годовой нормы в 2008г., период с 01.01.2008 по 30.09.2008 подлежит зачету в специальный стаж в льготном порядке - 1 год как 2 года.
Истцом также заявлено требование о взыскании судебных расходов на сумму 20000 руб., из которых 10000 руб. за составление искового заявления, 10000 руб. за участие в судебных заседаниях 02.06.2020, 17.06.2020, 31.08.2020, 08.09.2020.
В силу ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся: суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам; расходы на оплату услуг переводчика, понесенные иностранными гражданами и лицами без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации; расходы на проезд и проживание сторон и третьих лиц, понесенные ими в связи с явкой в суд; расходы на оплату услуг представителей; расходы на производство осмотра на месте; компенсация за фактическую потерю времени в соответствии со статьей 99 настоящего Кодекса; связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами; другие признанные судом необходимыми расходы.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
Правила, изложенные в части первой настоящей статьи, относятся также к распределению судебных расходов, понесенных сторонами в связи с ведением дела в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях.
На основании ч. 1 ст. 48 ГПК РФ, граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.
На основании ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по её письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем самым – на реализацию требования ст. 17 ч.3 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В силу требований Закона расходы на оплату услуг представителя взыскиваются в разумных пределах. Разумные пределы подразумевают под собой установление с учетом представленных, доказательств справедливой и соразмерной компенсации, обеспечивающей баланс интересов сторон.
Именно поэтому в части первой статьи 100 ГПК Российской Федерации речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле. Вместе с тем, вынося мотивированное решение об изменении размера сумм, взыскиваемых в возмещение расходов по оплате услуг представителя, суд не вправе уменьшать его произвольно, тем более если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.
При этом, основным принципом, подлежащим обеспечению судом при взыскании судебных расходов и установленным законодателем, является критерий разумного характера таких расходов, соблюдение которого проверяется судом на основе следующего: фактического характера расходов; пропорционального и соразмерного характера расходов; исключения по инициативе суда нарушения публичного порядка в виде взыскания явно несоразмерных судебных расходов; экономного характера расходов; их соответствия существующему уровню цен; возмещения расходов за фактически оказанные услуги; возмещения расходов за качественно оказанные услуги; возмещения расходов исходя из продолжительности разбирательства, с учетом сложности дела, при состязательной процедуре.
Следовательно, при рассмотрении вопроса о разумности судебных расходов суд, кроме проверки фактического оказания юридических услуг представителем, также вправе оценить качество оказанных услуг, в том числе знания и навыки, которые демонстрировал представитель, основываясь, в частности, на таких критериях, как знание законодательства и судебной практики, владение научными доктринами, знание тенденций развития правового регулирования спорных институтов в отечественной правовой системе и правовых системахиностранных государств, международно-правовые тенденции по спорному вопросу, что способствует повышению качества профессионального представительства в судах и эффективности защиты нарушенных прав, а также обеспечивает равные возможности для лиц, занимающихся профессиональным юридическим представительством, на получение при соблюдении указанных условий выплат премиального характера при высокопрофессиональном осуществлении ими своих функций на равных условиях с лицами, работающими по трудовому договору или контракту государственного служащего и имеющих потенциальную возможность премирования за успешное выполнение заданий.
При взыскании расходов суд исходит из следующего.
В ходе рассмотрения дела истцу были оказаны следующие юридически услуги, составление искового заявления - 10000 руб., участие в судебных заседаниях - 02.06.2020 (л.д.42), 17.06.2020 ( л.д. 103-104), 31.08.2020, 08.09.2020.
Оказание юридических услуг истцу на сумму 20000 руб. подтверждается материалами дела в частности: договорами об оказании юридических услуг от 22.04.2020 и от 01.06.2020, квитанциями к приходному кассовому ордеру от 29.04.2020 и 01.06.2020.
Суд находит данные расходы разумными и подлежащими взысканию в пользу истца, поскольку указанные ставки значительно ниже ставок регламентированных Постановлением совета адвокатской палаты воронежской области действовавшего в период рассмотрения дела..
Руководствуясь ст. ст. 56, 194-198 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже включить Крутову Михаилу Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в календарном порядке в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 периоды работы с 01.11.2005 по 31.12.2005 в должности инструктора-парашютиста Воронежской региональной поисково-спасательной базы ОАО «НПО «Взлет»,с 01.01.2015 г. по 31.03.2015 г. в должностиспасателя в ФКУ «Центральный авиационный поисково-спасательный центр».
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже включить Крутову Михаилу Викторовичу в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в льготном порядке ( 1 год как 2 года) в соответствии с п. 13 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 периоды работы с 01.01.2008 по 30.09.2008 в должности старшего спасателя Воронежской региональной поисково-спасательной базы АНО «Региональная поисково-спасательная база гражданской авиации».
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воронеже в пользу Крутова Михаила Викторовича расходы на представителя в размере 20000 руб.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья Е.В. Клочкова
Решение в окончательной форме изготовлено 14.09.2020