Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3022/2014 ~ М-3041/2014 от 19.11.2014

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2014 года Ленинский районный суд города Нижний Тагил Свердловской области в составе председательствующего судьи Фефеловой З.С.,

при секретаре Гармаш М.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3022/2014 по заявлению Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов об обжаловании предписания Главного специалиста-эксперта Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировоград и Невьянском районе Дубнок Е.Ю.,

установил:

МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов обратилось в суд с заявлением об обжаловании предписания Главного специалиста-эксперта Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировоград и Невьянском районе Дубнюк Е.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ .

В судебном заседании представители заявителя Масликова Г.А. и Хлопотова Е.Д. заявленные требования и их основания признали в полном объеме, подтвердив ранее данные пояснения, в которых указывали, что ДД.ММ.ГГГГ после проведения внеплановой проверки в МБОУ СОШ специалистом-экспертом Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе Е.Ю. Дубнюк было выдано предписание , в котором указано, что МБОУ СОШ обязано оборудовать ограждение отопительных приборов, в соответствии с требованиями п. 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10. В соответствии с п. 6.1. указанного СанПиН при установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются. Однако данная норма не содержит указания на то, что МБОУ СОШ в обязательном порядке должно устанавливать ограждения отопительных приборов. В данном пункте указаны только требования к их качеству. Указанное предписание нарушает права МБОУ СОШ , т.к. в случае, если оно не будет исполнено к установленному сроку, школа будет привлечена к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ, и на нее будет наложен штраф. ДД.ММ.ГГГГ МБОУ СОШ привлеклась к ответственности по ст. 19.5 КоАП РФ. В предписании, в том числе, содержалось требование об установке ограждений для отопительных приборов. В данной части производство по делу было прекращено, т.к. в обязанности школы не входит установка данных ограждений. Просили суд об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Заинтересованное лицо Дубнюк Е.Ю. заявленные требования не признала в полном объеме, подтвердила ранее данные пояснения, в которых указывала, что в постановлении по делу об административном правонарушении по ст. 19.5 КоАП РФ, о котором говорил представитель заявителя, не указано, что установка ограждений для отопительных приборов не является обязанностью юридического лица. В постановлении говорится только о невозможности выполнения требований предписания из-за отсутствия у школы финансирования. Согласно пункта 6.1 СанПин 2.4.2.2821-10 здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды. При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей. Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются. Отсутствие ограждений на отопительных приборах может привести к травматизму и ожогам обучающихся. В соответствии с п. 2.2. Устава МБОУ СОШ предметом ее деятельности является создание максимально благоприятных условий для успешного освоения обучающимися основных общеобразовательных программ начального общего и среднего (полного) общего образования; удовлетворение потребностей обучающимися в самообразовании и получении дополнительного образования; всестороннего развития личности обучающихся, их творческого потенциала и раскрытия способностей; охраны жизни и здоровья обучающихся. В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что в дошкольных и других образовательных учреждениях, независимо от организационно-правовых форм, должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников. Государственная защита прав несовершеннолетних на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст. 41, ст. 42, ст. 45). На основании изложенного, считает, что выявленные нарушения угрожают здоровью детей, обучающихся в МБОУ СОШ № 32, в связи с чем нарушения подлежат устранению. На уточняющие вопросы указала, что обязанность образовательного учреждения устанавливать ограждения для отопительных приборов следует из толкования п. 6.1. СанПин 2.4.2.2821-10. Из данного пункта следует, что ограждения для отопительных приборов должны быть установлены. Полагает, что данный пункт носит не рекомендательный, а обязательный характер. В ДД.ММ.ГГГГ проверка в МБОУ СОШ проводилась в рамках контроля ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ. Она проверяла только те нарушения, которые были установлены специалистом еще в ДД.ММ.ГГГГ

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему (ст.254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых:

    нарушены права и свободы гражданина;

    созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод;

    на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности (статья 255 Кодекса).

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Кроме того, согласно статье 56 Кодекса каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

На государственные органы, органы местного самоуправления, учреждения, предприятия и их объединения, общественные объединения, на должностных лиц, государственных служащих, действия (решения) которых обжалуются гражданином, возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (статья 249 Кодекса, статья 6 Закона от 27.04.1993 № 4866-1).

При рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:

имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;

соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;

соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий, бездействия (пункт 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»).

При рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований (часть 3 статьи 246 Кодекса).

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ после проведения внеплановой проверки в МБОУ СОШ специалистом-экспертом Территориального отдела Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Нижний Тагил, Пригородном, Верхнесалдинском районах, городе Нижняя Салда, городе Кировград и Невьянском районе Е.Ю. Дубнюк было выдано предписание , в котором указано, что МБОУ СОШ обязано оборудовать ограждение отопительных приборов, в соответствии с требованиями п. 6.1. СанПиН 2.4.2.2821-10 в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.6).

Данная внеплановая проверка проведена на основании распоряжения Управления от ДД.ММ.ГГГГ .

В силу требований ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 23.06.2014) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:

выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Федеральные санитарные правила, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям воспитания и обучения, утверждаются по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (статья 39).

Согласно ст.50 Закона должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, при исполнении своих служебных обязанностей и по предъявлении служебного удостоверения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

получать от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц на основании письменных мотивированных запросов документированную информацию по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок;

беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий;

посещать с согласия граждан их жилые помещения в целях обследования их жилищных условий;

проводить отбор для исследований проб и образцов продукции, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов;

проводить досмотр транспортных средств и перевозимых ими грузов, в том числе продовольственного сырья и пищевых продуктов, в целях установления соответствия транспортных средств и перевозимых ими грузов санитарным правилам;

проводить отбор для исследований проб воздуха, воды и почвы;

проводить измерения факторов среды обитания в целях установления соответствия таких факторов санитарным правилам;

составлять протокол о нарушении санитарного законодательства.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания, обязательные для исполнения ими в установленные сроки: об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований.

В силу п.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека", утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 322 (ред. от 02.11.2013), Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере защиты прав потребителей, разработке и утверждению государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов, а также по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора и федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, помимо прочего, следующие полномочия: осуществляет надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка (пункт 5.1).

Пунктом 6.1 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред. от 25.12.2013) "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с "СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы") закреплено, что здания общеобразовательных организаций оборудуют системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды.

Обследование технического состояния вентиляции проводится специализированными организациями через 2 года после ввода здания в эксплуатацию, в дальнейшем - не реже 1 раза в 10 лет. При обследовании технического состояния вентиляции осуществляются инструментальные измерения объемов вытяжки воздуха.

Паровое отопление в учреждениях не используется.

При установке ограждений отопительных приборов используемые материалы должны быть безвредны для здоровья детей.

Ограждения из древесно-стружечных плит и других полимерных материалов не допускаются.

Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.

При этом, исходя из буквального толкования данной нормы, суд полностью соглашается с доводами стороны заявителя о том, что, действительно, установление учебным учреждением ограждений отопительных приборов в обязательном порядке не предусмотрено, поскольку она подлежит применению в случае установки ограждений отопительных приборов применительно к их качеству. Рассматриваемой нормой предусмотрено обязательное оборудование здания общеобразовательных организаций системами централизованного отопления и вентиляции, которые должны соответствовать нормам проектирования и строительства жилых и общественных зданий и обеспечивать оптимальные параметры микроклимата и воздушной среды, что не предусматривает расширительного толкования.

Более того, п.9 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что для предотвращения получения ожогов при пользовании элементами сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в проектной документации должны быть предусмотрены:

1) ограничение температуры поверхностей доступных частей нагревательных приборов и подающих трубопроводов отопления или устройство ограждений, препятствующих контакту людей с этими частями;

2) ограничение температуры горячего воздуха от выпускного отверстия приборов воздушного отопления;

3) ограничение температуры горячей воды в системе горячего водоснабжения.

То есть в целях предупреждения несчастных случаев и получения травм в проектной документации должны учитываться нормативные требования СНиП. Так, в частности, горячие поверхности отопительно-вентиляционного оборудования, трубопроводов, воздуховодов, дымоотводов и дымоходов, размещаемых в помещениях, в которых они создают опасность воспламенения газов, паров, аэрозолей или пыли, следует изолировать, предусматривая определенную температуру на поверхности теплоизоляционной конструкции

Таким образом, установка отопительных приборов должна быть осуществлена в соответствии с проектной документацией. В свою очередь, заинтересованным лицом Дубнюк Е.Ю. не доказано, что отопительные приборы в учебном заседании не соответствуют проекту, данное обстоятельство является иным предметом спора. Тогда как при штатном режиме работы отопительных приборов, то есть в нормальных условиях эксплуатации, ожоги исключены и при отсутствии ограждений, обязательное установление которых действующим законодательством не предусмотрено. Сведений о том, что состояние отопительных приборов небезопасно для осуществления образовательного процесса, материалы дела не содержат.

Как и соглашается суд с тем основанием заявленных требований, что указанное предписание, не только основано на ошибочном толковании законодательства, но и нарушает права МБОУ СОШ , поскольку, в случае его неисполнения к установленному в нем сроку, юридическое лицо будет привлечено к административной ответственности за неисполнение требований предписания.

Вышеизложенные нормы Закона и фактически обстоятельства дела приводят суд к выводу о необходимости удовлетворения требований заявителя.

Руководствуясь статьями 12, 192-199, 209, 321 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░.░. ░░ ░░.░░.░░░░ .

    ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ 29 ░░░░░░░ 2014 ░░░░ (░░░░░░░░░░░).

░░░░░ - ░░░░░░░.

Полный текст документа доступен по подписке.
490 ₽/мес.
первый месяц, далее 990₽/мес.
Купить подписку

2-3022/2014 ~ М-3041/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
МБОУ СОШ № 32
Ответчики
Дубнюк Е.Ю.
Суд
Ленинский районный суд г. Нижний Тагил Свердловской области
Судья
Фефелова З.С.
Дело на сайте суда
leninskytag--svd.sudrf.ru
19.11.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.11.2014Передача материалов судье
21.11.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.11.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.11.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
16.12.2014Предварительное судебное заседание
23.12.2014Судебное заседание
29.12.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.01.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.07.2017Дело оформлено
17.07.2017Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее