№ 12-78/2020
УИД 24RS0002-01-2019-003351-58
РЕШЕНИЕ
город Ачинск Красноярского края,
улица Назарова, 28 «Б» 11 марта 2020 года
Судья Ачинского городского суда Красноярского края Антипов В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Кузнецова А.В. на постановление заместителя начальника ОГИБДД - начальника отделения ИАЗ МО МВД России «Ачинский» от 19.11.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.11.23 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением заместителя начальника ОГИБДД - начальника отделения ИАЗ МО МВД России «Ачинский» от 19.11.2019 года Кузнецов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.11.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей за то, что 14.11.2019 года в 15 час 45 мин. на ФАД Р 255 Сибирь 653 км, управляя транспортным средством нарушил приказ Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., Приказ Минтранса № 273 от 21.08.2013 г., Приказ Минтранса № 347 от 02.12.2015 с неработающим в установленном порядке тахографом (тахограф не оборудован блоком СК34).
Кузнецов А.В., не согласившись с указанным постановлением, обжаловал его в Ачинский городской суд, мотивируя жалобу тем, что в соответствии с п.65 Приложения № 10 к ТР ТС 018/2011 в качестве обязательных требований к тахографам предусмотрено, что должны обеспечиваться показания: скорости движения, пройденного пути, текущего времени, сигнала о превышении заданной скорости, сигнала о нарушениях в работе тахографа; регистрация: скорости движения, пройденного пути, времени управления транспортным средством, времени нахождения на рабочем месте и времени других работ, времени перерывов в работе и отдыха, случаев доступа к данным регистрации, перерывов в электропитании длительностью более 100 миллисекунд, перерывов в подаче импульсов от датчика движения. Данный перечень требований является исчерпывающим. При этом, он не содержит обязательного требования к тахографам в виде реализации алгоритма криптографического преобразования информации (блок СКЗИ), обеспечивающего: аутентификацию; регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти; хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи, и аутентифицирующей информации; преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от О до 3600 секунд. В этой связи такое требование является избыточным, соответственно, не может рассматриваться и применяться в качестве обязательного (ст.53 Договора ЕАЭС). Подтверждением объективности данного вывода служит письмо Евразийской экономической комиссии от 05.03.2018 года № 16-321. Вместе с тем, этим же положением в части порядка проведения оценки подтверждения соответствия тахографов предусмотрено проведение обязательной сертификации в соответствии со схемами 10 с, 11 с. Таким образом, с 01.01.2015г. требования о наличии в тахографе блока СКЗИ (Приложение №1 к Приказу Минтранса РФ от 13 февраля 2013 г. N 36) стали рекомендательными. Т.е., можно использовать любой тахограф, и с СКЗИ и ЕСТР (европейский стандарт тахографии международного образца): главное, чтобы он имел сертификат соответствия одному из технических регламентов и был внесен в реестр средств измерения. ЕСТР - европейский стандарт тахографии. С юридической точки зрения он опирается на требования международного стандарта качества ISO. Таким блоком оснащены тахографы европейского производства. Блок СКЗИ - отечественная разработка для внутреннего рынка. Блок СКЗИ представляет собой накопительное устройство с функцией криптозащиты информации от внесения изменений. Хранится она в течение всего периода эксплуатации устройства. Тахограф, установленный на транспортном средстве DAF XF 105.460 гос.рег.знак Р582МТ58 (принадлежащим ООО «СПЕЦХИММАШ»), является тахографом ЕСТР (международного образца), установленном на заводе-изготовителе транспортного средства, прошел процедуру подтверждения соответствия обязательным национальным требованиям на момент изготовления и выпуска в обращение, а также аналогичную процедуру подтверждения соответствия обязательным требованиям, предусмотренным ТР ТС 018/2011 (копия Сертификата настройки тахографа от 08.08.2019г. (действительный до 08.08.2021г., прилагается). На момент составления протокола об административном нарушении тахограф был в исправном состоянии, его использование осуществлялось в соответствии с порядком, предусмотренным производителем, в том числе, в части наличия проведения периодической проверки его работоспособности - калибровки. Из изложенного выше следует, что требование о наличии в составе тахографа блока СКЗИ, вытекающее из Приложения № 1 к приказу Минтранса России от 13.02.2013 № 36, является не применимым в силу его противоречия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу: закону о БДД (ст. 15), во взаимосвязи со ст.32 этого же закона, ст.2, ст.7, ст. 18, ст.20 Закона о техрегулировании; ТР ТС 018 12011 (п.2, п. 7-8, п.20, п.103, п.65 Приложения № 1, п.65 Приложения № 1 О), во взаимосвязи со ст. 15 Конституции Российской Федерации, ст.7 ГК РФ, Федеральным законом от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», ст.5, ст.51-53, ст.99, Приложение № 9 Договора ЕАЭС, Решением КТС.
Кузнецов А.В., уведомленный судом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявил. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Заместитель начальника ОГИБДД - начальник отделения ИАЗ МО МВД России «Ачинский» Ивженко Э.А., уведомленный судом о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении слушания дела суду не заявил. При таких обстоятельствах, судья считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного органа.
Изучив доводы жалобы, исследовав представленные материалы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, в частности, оснащать транспортные средства тахографами. Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, порядок оснащения транспортных средств тахографами, правила их использования, обслуживания и контроля их работы устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Категории оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также виды сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Требования к тахографам, категории и виды оснащаемых ими транспортных средств, а также Правила использования, обслуживания тахографов и контроля их работы утверждены Приказом Минтранса России от 13 февраля 2013 года N 36 (далее по тексту - Приказ N 36).
Согласно Приложению N 2 к Приказу N 36 тахографами оснащаются транспортные средства, выпускаемые в обращение и находящиеся в эксплуатации на территории Российской Федерации, используемые для перевозки грузов, в том числе, имеющие максимальную массу свыше 3,5 тонн, но не более 12 тонн (категория N 2), за исключением транспортных средств, допущенных к осуществлению международных автомобильных перевозок в соответствии с карточкой допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок (Приказ Минтранса России от 16 июня 2014 года N 158 "Об утверждении форм бланков удостоверений и карточки допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок" (зарегистрирован Минюстом России 31 июля 2014 года, регистрационный N 33370), оснащаемых контрольными устройствами в соответствии с требованиями Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, производящих международные автомобильные перевозки (ЕСТР, Женева, 1 июля 1970 год).
В соответствии с п.1, 3 Приказа Минтранса России от 13.02.2013 N 36 (ред. от 15.10.2019) "Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства" (Зарегистрировано в Минюсте России 07.03.2013 N 27574), требования к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства (далее - Требования), разработаны с целью обеспечения тахографами непрерывной, некорректируемой регистрации информации о скорости и маршруте движения транспортных средств, о времени управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств, о режиме труда и отдыха водителей транспортных средств, управление которыми входит в их трудовые обязанности. Бортовое устройство имеет защищенный от вскрытия опломбированный корпус и содержит внутри него: 1) устройство обработки данных; 2) программное обеспечение для устройства обработки данных, записанное на электронные носители информации; 3) программно-аппаратное шифровальное (криптографическое) средство (далее - блок СКЗИ тахографа), реализующее алгоритмы криптографического преобразования информации и обеспечивающее: аутентификацию; регистрацию информации в некорректируемом виде в защищенной памяти (далее - защищенный архив блока СКЗИ тахографа); хранение информации ограниченного доступа, используемой для создания электронной подписи и проверки электронной подписи (далее - ключевой информации), и аутентифицирующей информации; преобразование сигналов ГНСС в данные о текущем времени и о координатах местоположения транспортного средства в некорректируемом виде; синхронизацию внутренней шкалы времени с национальной шкалой координированного времени UTC (SU) при работе по сигналам ГНСС ГЛОНАСС/GPS с погрешностью (по уровню вероятности 0,95) не более 2 секунд (диапазон измерений от 0 до 3600 секунд).
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол.
В соответствии с ч.2 ст.28.2 КоАП РФ в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Судьей установлено, что составленный в отношении Кузнецова А.В. протокол об административном правонарушении установленным требованиям закона не соответствует, поскольку в нем не указана масса транспортного средства ДАФ г/н 58, то есть не указано, относится ли данное транспортное средство к категории и виду транспортных средств, которые должны быть оснащены тахографами в соответствии с Приказом Минтранса России от 13.02.2013 г. № 36, то есть не указано событие административного правонарушения, что не соответствует требованиям ст. 28.2 КоАП РФ.
В связи с чем, указанный протокол не может являться допустимым доказательством по делу.
В настоящее время возможность устранения недостатков протокола об административном правонарушении утрачена, возвращение протокола для устранения недостатков после начала рассмотрения дела об административном правонарушении нормами КоАП РФ не предусмотрено, устранение допущенного нарушения на данной стадии невозможно.
Принимая во внимание, что при составлении протокола об административном правонарушении допущены нарушения КоАП РФ, которые суд не может устранить самостоятельно, поэтому указанные недостатки протокола являются существенными, протокол об административном правонарушении подлежит признанию недопустимым доказательством.
Кроме того, согласно постановлению заместителя начальника ОГИБДД - начальника отделения ИАЗ МО МВД России «Ачинский» от 19.11.2019 года 14.11.2019 года в 15 час 45 мин. на ФАД Р 255 Сибирь 653 км, Кузнецов А.В. управляя транспортным средством нарушил приказ Минтранса № 36 от 13.02.2013 г., Приказ Минтранса № 273 от 21.08.2013 г., Приказ Минтранса № 347 от 02.12.2015 с неработающим в установленном порядке тахографом (тахограф не оборудован блоком СК34).
Вместе с тем, нарушение Приказа Минтранса № 273 от 21.08.2013 г., Приказа Минтранса № 347 от 02.12.2015, протоколом об административном правонарушении Кузнецову А.В. не вменялось.
Кроме того, согласно протоколу об административном правонарушении Кузнецов А.В. управлял транспортным средством, тахограф которого не оборудован блоком СКЗИ, в то время как в постановлении по делу об административном правонарушении указано, что тахограф не оборудован блоком СКЗ4.
Кроме того, материалы дела не содержат доказательств вмененного Кузнецову А.В. административного правонарушения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении должно быть вынесено решение об отмене постановления в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая, что возвращение протокола об административном правонарушении должностному лицу, его составившему, для устранения недостатков протокола, возможно только при подготовке дела к рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, судья приходит к выводу о том, что постановление по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по делу, – прекращению, в связи с существенными нарушениями процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которые не позволили мировому судье всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление заместителя начальника ОГИБДД - начальника отделения ИАЗ МО МВД России «Ачинский» от 19.11.2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 11.23 КоАП РФ в отношении Кузнецова А.В. и назначении ему наказания в виде административного штрафа в размере 3000 рублей, отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение 10 суток со дня получения копии решения, путем подачи жалобы или принесения протеста через Ачинский городской суд.
Судья В.В.Антипов