Дело№2а-2171/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца ГЖИ Воронежской области по доверенности Колесниковой Е.М.,
представителей административного ответчика ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» председателя правления (как лица, действующего от имени юридического лица, без доверенности) Москалевой Г.М., по доверенности Ситкина Д.Н., заинтересованных лиц Плешковой Л.В., Чмелевой Е.В., Ивановой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Товариществу собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44» о ликвидации юридического лица с назначением ликвидатором председателя правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалеву Г.М.,
установил:
ГЖИ Воронежской области обратилась в суд с иском к ТСН ТСЖ «Лизюкова 44», в котором просит ликвидировать Товарищество собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44», назначить ликвидатором председателя правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалеву Г.М., указав на несоответствие Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» нормам жилищного законодательства, неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений (л.д. 5-15).
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 15.02.2019 г., к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Плешкова Л.В., Чмелева Е.В.
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 27.03.2019 г., к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Иванова Т.М.
В судебном заседании представитель административного истца ГЖИ Воронежской области по доверенности Колесникова Е.М. иск поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» -председатель правления Москалева Г.М. в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель административного ответчика по доверенности Ситкин Д.Н. административный иск полагал не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Заинтересованные лица Плешковой Л.В., Чмелевой Е.В., Ивановой Т.М. настаивали на удовлетворении административных исковых требований.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Согласно части 1 статьи ИЗ ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
В силу статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что на основании приказа № 4775 от 08.11.2017 государственной жилищной инспекцией Воронежской области была проведена внеплановая документарная проверка по региональному государственному жилищному надзору в отношении ТСН ТСЖ «Лизюкова 44».
Указанная проверка проводилась с целью рассмотрения коллективного обращения Плешковой Л.В. и Чмелевой Е.В. - собственников помещений в МКД <адрес> по вопросу несоответствия Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» обязательным требованиям действующего Жилищного кодекса РФ. Задачами проверки являлись проверка Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» на соответствие нормам жилищного законодательства (л.д. 19-20).
По итогам проведенной плановой документарной проверки, результаты которой оформлены актом от 01.12.2017 № 03-27/358 (л.д. 24-27), инспекция пришла к выводу, что Устав ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не соответствует положениям ст.ст. 44, 46, 138, 140, 143, 143.1, 145, 146, 147 ЖК РФ, а также о необходимости принять и утвердить новую редакцию устава в соответствии с ч. 2 ст. 145 ЖК РФ органом управления товарищества, зарегистрировать в налоговом органе.
В ходе проведения проверки 27.11.2017 председателем правления ТСН ТСЖ «Лизюкова44» Москалёвой Г.М. были предоставлены по запросу инспекции от 08.11.2017 № 4218-13 копии запрошенных документов.
ТСН ТСЖ «Лизюкова44» (изначально - ТСЖ «Лизюкова 44») зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе 11.04.2012 г. и осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> (далее - МКД) на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 26.03.2012 г. №1 и устава.
В ходе изучения и сопоставления содержания устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» в редакции от 26.03.2012г. (первоначальной) и в действующей редакции от 15.05.2015 г. (с внесенными в него изменениями) Государственной жилищной инспекцией в Воронежской области установлено следующее:
I. Действующая редакция устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 15.05.2015 г. полностью отличается от первоначальной редакции от 26.03.2012г. не только количеством пунктов в каждом разделе, но и их содержанием:
Так, Раздел 1. «Общие положения» в редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. содержит 7 пунктов, а в новой редакции устава от 15.05.2015 г. их десять.
Раздел 2 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. отличается не только по названию, но и по содержанию от пункта 2 редакции устава от 15.05.2015 г.: в старой редакции устава он содержит предмет и цели деятельности товарищества, а в новой редакции определяет хозяйственную деятельность Товарищества собственников недвижимости.
В редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. права и обязанности Товарищества изложены в Разделе 3, а в новой редакции устава от 15.05.2015 г. в разделе 3 устава изложены права товарищества собственников недвижимости, а обязанности товарищества собственников недвижимости вынесены в соответствующий отдельный раздел 4.
В редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. имущество товарищества и финансирование его деятельности изложено в разделе 4, а в редакции устава от 15.05.2015 г. раздел 4 устанавливает обязанности товарищества собственников недвижимости.
Раздел 5 редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. разъясняет порядок вступления в члены Товарищества и выход из него, а в редакции устава от 15.05.2015 г. раздел 5 посвящен вопросам права собственности общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, а членство в ТСН описано в разделе 9.
Раздел 6 редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. разъясняет права членов Товарищества, а раздел 6 устава от 15.05.2015 г. описывает порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Также различны по сути и содержанию и разделы 7 уставов: в старой редакции данный раздел посвящен обязанностям и ответственности членов товарищества, а в новой редакции - средствам и имуществу ТСН.
В редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. разделы 8-10 устава посвящены органам управления Товарищества и их компетенции, в редакции устава от 15.05.2015 г. эти вопросы раскрыты в разделах 10-15 устава.
В редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. раздел 11 посвящен ревизионной комиссии, а в редакции устава от 15.05.2015г. этому посвящен раздел 16, аналогичная ситуация и с разделом о реорганизации и ликвидации товарищества: в редакции устава от 26.03.2012г. это раздел 11 (включает всего 2 пункта), а в редакции устава от 15.05.2015 г. - раздел 12 (включает 7 пунктов).
В новой редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 15.05.2015г. имеются и новые разделы, которых в редакции устава от 26.03.2012г. не имеется: раздел8 Содержание общего имущества в многоквартирном доме, раздел 12 Порядок проведения и организации общего собрания членов ТСН, в отдельные разделы выделены положения о правлении ТСН (раздел 13) и председателе ТСН (раздел 15), появились новые разделы: 17 «Права и обязанности собственника жилого помещения», полностью отсутствовавший в редакции устава от 26.03.2012г. и 18 «Расходы собственников недвижимости в многоквартирном доме», в отдельные разделы выделены: раздел 19 Реорганизация ТСН и раздел 20 ликвидация ТСН, добавлен новый раздел 21 Заключительные положения.
Таким образом, устав ТСН ТСЖ «Лизюкова44» изложен в новой редакции вместо внесения в него отдельных изменений: о выборе Председателя Правления ТСЖ общим собранием собственников жилья; об оплате должности Председателя ТСЖ.
Часть 2 статьи 145 ЖК РФ относит внесение изменений в устав товарищества и утверждение устава товарищества в новой редакции к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В нарушение положений части 2 статьи 145 ЖК РФ, решение о внесении изменений в устав Товарищества было принято не общим собранием членов товарищества, а решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 21.03.2014 г. «проведенного в форме заочного голосования). Указанным решением были внесены следующие изменения в устав ТСЖ «Лизюкова 44»:
о выборе Председателя ТСЖ общим собранием собственников жилья;
об оплате должности Председателя ТСЖ «Лизюкова 44».
Таким образом, решение о внесении изменений в устав Товарищества принято неправомочным органом - общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес>, а не решением общего собрания членов ТСЖ «Лизюкова 44», что является нарушением части 2 статьи 145 ЖК РФ.
Решение об утверждении устава ТСЖ «Лизюкова 44» в новой редакции вместо внесения в старую редакцию устава выше перечисленных изменений) вышеупомянутым собранием собственников помещений либо общим собранием членов ТСЖ не принималось, полномочия утверждать устав в новой редакции правлению ТСЖ общим собранием собственников либо общим собранием членов ТСЖ не делегировались.
В нарушение части 2 статьи 145 ЖК РФ, решение об утверждении устава ТСЖ «Лизюкова44» в новой редакции от 15.05.2015г. было принято не уполномоченным на то органом управления товарищества - Правлением ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Протокол №1 от 15.05.2015г., и впоследствии новая редакция устава, утвержденная членами правления Товарищества, была зарегистрирована в налоговом органе 01.06.2015г., что подтверждается и сведениямив Форме №Р50007 (Лист записи ЕГРЮЛ в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ТСН ТСЖ «Лизюкова44»).
II. В ходе проверки устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» в действующей редакции от 15.05.2015г. (далее - Устав) на соответствие обязательным требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено следующее:
Согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данном многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 135 ЖК РФ, устав товарищества должен содержать сведения о наименовании товарищества, включающем слова «товарищество собственников жилья».
Устав (пункт 1.1.У става) в нарушение положений части 1 статьи 135 ЖК РФ, не содержит сведения о том, что Товарищество собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова44» - товарищество собственников жилья; а также в нарушение части 2 статьи 135 ЖК РФ п. 1.1. Устав не содержит сведений о наименовании товарищества, включающем слова «товарищество собственников жилья» (указано наименование «Товарищество собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова44»), аналогичным образом товарищество именуется как «товарищество собственников недвижимости» во всех разделах Устава, в связи с чем наименование в тексте разделов устава должно быть исправлено на «товарищество собственников недвижимости товарищество собственников жилья».
В разделе 4 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не перечислены обязанности товарищества, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 138 ЖК РФ, что является нарушением обязательных требований, установленных пунктами 9-10 ст. 138 ЖК РФ, а именно: «Товарищество собственников жилья обязано:...
вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 ЖК РФ;
представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 ЖК РФ, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений».
В нарушение части 2 статьи 140 ЖК РФ в разделе 19 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» отсутствуют сведения о том, что товарищество собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив.
В нарушение положений части 4 статьи 143 ЖК РФ, в разделе 9 Устава ТСН «Лизюкова44» отсутствуют положения о том, что реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В нарушение части 5 статьи 143 ЖК РФ, в разделе 9 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» отсутствуют положения о том, что член товарищества собственников жилья обязан предоставить правлению товарищества достоверные сведения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, и своевременно информировать правление товарищества об их изменении.
В пункте 10 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» раскрыты положения ст. 144 ЖК РФ -об органах управления товарищества.
В Уставе ТСН ТСЖ «Лизюкова44» в нарушение 143.1 ЖК РФ не раскрыты права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме, перечисленные в статье 143.1 ЖК РФ.
В нарушение требований части 2 статьи 145 ЖК РФ, в пункте 11.2 раздела 11 устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не указано, что к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: утверждение устава товарищества в новой редакции, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, досрочное прекращение полномочий членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок), утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества, утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества.
Также в нарушение требований статьи 146 ЖК РФ в разделе 12 Устава ТСН «Лизюкова 44» уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья именуется объявлением.
В нарушение требований части 1 статьи 46 ЖК РФ, пункта 1.2 части 2 статьи 44 ЖК РФ, в пункте 12.4. раздела 12 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не указано, что принятие решений о получении товариществом собственников жилья кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства, принимается не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов Товарищества.
В нарушение ч. 6 ст. 146 ЖК РФ пункт 12.7 раздела 12 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» полностью не соответствует нормам ч. 6 ст. 146 ЖК РФ, которой проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья и голосования путем опроса не предусмотрено.
В нарушение части 6 статьи 146 ЖК РФ в разделе 12 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не указано, что решение общего собрания членов товарищества собственников жилья может быть принято путем проведения заочного голосования порядке, установленном статьями 47 и 48 ЖК РФ.
В нарушение части 7 статьи 146 ЖК РФ в разделе 12 Устава ТСН ТСЖ«Лизюкова44» не указано, что в случае, предусмотренном частью 2.1 статьи 135ЖК РФ, проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья сиспользованием системы осуществляется с соблюдением требований, установленных статьей 47.1 ЖК РФ.
В нарушение положений статьи 147 ЖК РФ в разделе 13 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не указано, что:
руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, однако в пункте 13.1 раздела 13 указано, что «руководство деятельностью товарищества собственников недвижимости осуществляется председателем правления ТСН», что является нарушением части 1 статьи 147 ЖК РФ;
правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества, что является нарушением части 3 статьи 147 ЖК РФ;
членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества, что является нарушением части 3.1 статьи 147 ЖК РФ; - заседание правления товарищества собственников жилья созывается в сроки, установленные уставом товарищества, что является нарушением части 5 статьи 147 ЖКРФ.
Пункт 13.6 раздела 13 устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 15.05.2015г. частично (за исключением формулировки:«Решение правления товарищества собственников недвижимости оформляется протоколом») не соответствует части 6 статьи 147 ЖК РФ, что является нарушением данной нормы. Часть 6 ст. 147 ЖК РФ предписывает: «правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем 50% общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества».
По результатам указанной проверки (акт (№) от 01.12.2017г.) в отношении ТСН ТСЖ «Лизюкова44» инспекцией было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства (№) от 01.12.2017 сроком исполнения до 31.03.2018 г. (л.д. 28-31).
В адрес ТСН ТСЖ «Лизюкова44» указанные документы (предписание и акт проверки) были направлены почтой 04.12.2017г. (получены адресатом 13.12.2017г.) (л.д. 32, 33).
Предписание ГЖИ (№) от 01.12.2017 в Арбитражном суде Воронежской области оспорено не было.
На основании приказа (№) от 05.04.2018 инспекцией 25.04.2018 была проведена проверка исполнения ТСН ТСЖ «Лизюкова44» предписания (№) от 01.12.2017г.
Согласно акту проверки (№) от 25.04.2018г. ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не исполнило предписание (№) от 01.12.2017г. (представитель надлежаще уведомлен, по уведомлению на проверку не явился, информацию об исполнении предписания не представил) (л.д. 43-45).
В связи с чем было вынесено предписание (№) от 25.04.2018 с новым сроком исполнения до 31.10.2018 (с учетом изменений, внесенных на основании приказа (№) от 19.06.2018).
08.11.2018 года на основании приказа (№) от 15.10.2018 г. была проведена внеплановая документарная проверка исполнения ответчиком предписания от 25.04.2018г., по результатам которой было установлено, что предписанные мероприятия в установленный срок не исполнены.
В отношении ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» и в отношении председателя правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалевой Г.М. были возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлениями мирового судьи судебного участка (№) в Коминтерновском судебном районе от 16.07.2018г. ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» и председатель правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалева Г.М. признаны виновными в совершении указанных выше правонарушений с назначением наказания в виде административного штрафа.
Вместе с тем, в процессе рассмотрения данного административного дела административным ответчиком в суд были представлены сведения о том, что 25.03.2019г. Товарищество собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44» обратилось в МИ ФНС № 12 по Воронежской области, представив заявление об изменениях, вносимых в учредительные документы, Устав юридического лица, протокол общего собрания участников юридического лица. Указанные документы приняты к рассмотрению налоговым органом.
01.04.2019г. МИ ФНС № 12 по Воронежской области принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с поступившими возражениями заинтересованных лиц.
Таким образом, административным ответчиком к настоящему моменту предприняты меры к устранению допущенных нарушений законодательства и до разрешения обращения ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» от 25.03.2019г. в налоговый орган, требования государственной жилищной инспекции о ликвидации указанного товарищества по заявленным основаниям, как крайней меры, в связи с которой юридическое лицо утрачивает свои право- и дееспособность, являются преждевременными.
Вопреки возражениям представителя административного истца, суд считает необходимым учесть правовую позицию, выраженную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, согласно которой ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Как указано выше и подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, и разъяснения содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходят из того, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; ликвидация является исключительной мерой и мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
В этой связи следует учесть, что позиция заинтересованных лиц по делу Ивановой Т.М., Плешковой Л.В., Чмелевой Е.В., в соответствии с которой ими поддерживаются административные исковые требования о ликвидации ТСН ТСЖ «Лизюкова 44», так же как их обращения в Государственную жилищную инспекцию, связаны исключительно с личностью председателя правления Москалевой Г.М.
При этом установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что допущенные ответчиком нарушения законодательства носят устранимый характер и не являются безусловными причинами для ликвидации организации.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Товариществу собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44» о ликвидации юридического лица -Товарищества собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44» (ОГРН 1123668019067, ИНН 3662175079, юридический адрес: <адрес>) с назначением ликвидатором председателя правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалеву Г.М. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья:
О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 22.04.2019г.
Дело№2а-2171/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2019 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:председательствующего судьи Оробинской О.В.,
при секретаре Шаповаловой Ю.А.,
с участием представителя административного истца ГЖИ Воронежской области по доверенности Колесниковой Е.М.,
представителей административного ответчика ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» председателя правления (как лица, действующего от имени юридического лица, без доверенности) Москалевой Г.М., по доверенности Ситкина Д.Н., заинтересованных лиц Плешковой Л.В., Чмелевой Е.В., Ивановой Т.М., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Товариществу собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44» о ликвидации юридического лица с назначением ликвидатором председателя правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалеву Г.М.,
установил:
ГЖИ Воронежской области обратилась в суд с иском к ТСН ТСЖ «Лизюкова 44», в котором просит ликвидировать Товарищество собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44», назначить ликвидатором председателя правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалеву Г.М., указав на несоответствие Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» нормам жилищного законодательства, неисполнение предписаний об устранении выявленных нарушений (л.д. 5-15).
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 15.02.2019 г., к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Плешкова Л.В., Чмелева Е.В.
Определением суда, занесенным в протокол предварительного судебного заседания от 27.03.2019 г., к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Иванова Т.М.
В судебном заседании представитель административного истца ГЖИ Воронежской области по доверенности Колесникова Е.М. иск поддержала, просила его удовлетворить.
Представитель административного ответчика ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» -председатель правления Москалева Г.М. в удовлетворении иска просила отказать.
Представитель административного ответчика по доверенности Ситкин Д.Н. административный иск полагал не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
Заинтересованные лица Плешковой Л.В., Чмелевой Е.В., Ивановой Т.М. настаивали на удовлетворении административных исковых требований.
Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 3 части 5 статьи 20 ЖК РФ должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 части 6 статьи 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора, орган муниципального жилищного контроля вправе обратиться в суд с заявлениями о ликвидации товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного или иного специализированного потребительского кооператива в случае неисполнения в установленный срок предписания об устранении несоответствия устава такого товарищества или такого кооператива, внесенных в устав такого товарищества или такого кооператива изменений требованиям настоящего Кодекса либо в случае выявления нарушений порядка создания такого товарищества или такого кооператива, если эти нарушения носят неустранимый характер.
Согласно части 1 статьи ИЗ ЖК РФ в уставе жилищного кооператива должны содержаться сведения о наименовании кооператива, месте его нахождения, предмете и целях деятельности, порядке вступления в члены кооператива, порядке выхода из кооператива и выдачи паевого взноса, иных выплат, размере вступительных и паевых взносов, составе и порядке внесения вступительных и паевых взносов, об ответственности за нарушение обязательств по внесению паевых взносов, о составе и компетенции органов управления кооператива и органов контроля за деятельностью кооператива, порядке принятия ими решений, в том числе по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов, порядке покрытия членами кооператива понесенных им убытков, порядке реорганизации и ликвидации кооператива.
В силу статьи 44 ЖК РФ общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснено, что неоднократность нарушения законодательства сама по себе не может служить основанием для принятия судом решения о ликвидации юридического лица. Такая исключительная мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям (подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ).
При рассмотрении административного дела судом было установлено, что на основании приказа № 4775 от 08.11.2017 государственной жилищной инспекцией Воронежской области была проведена внеплановая документарная проверка по региональному государственному жилищному надзору в отношении ТСН ТСЖ «Лизюкова 44».
Указанная проверка проводилась с целью рассмотрения коллективного обращения Плешковой Л.В. и Чмелевой Е.В. - собственников помещений в МКД <адрес> по вопросу несоответствия Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» обязательным требованиям действующего Жилищного кодекса РФ. Задачами проверки являлись проверка Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» на соответствие нормам жилищного законодательства (л.д. 19-20).
По итогам проведенной плановой документарной проверки, результаты которой оформлены актом от 01.12.2017 № 03-27/358 (л.д. 24-27), инспекция пришла к выводу, что Устав ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не соответствует положениям ст.ст. 44, 46, 138, 140, 143, 143.1, 145, 146, 147 ЖК РФ, а также о необходимости принять и утвердить новую редакцию устава в соответствии с ч. 2 ст. 145 ЖК РФ органом управления товарищества, зарегистрировать в налоговом органе.
В ходе проведения проверки 27.11.2017 председателем правления ТСН ТСЖ «Лизюкова44» Москалёвой Г.М. были предоставлены по запросу инспекции от 08.11.2017 № 4218-13 копии запрошенных документов.
ТСН ТСЖ «Лизюкова44» (изначально - ТСЖ «Лизюкова 44») зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе 11.04.2012 г. и осуществляет управление многоквартирным домом <адрес> (далее - МКД) на основании протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 26.03.2012 г. №1 и устава.
В ходе изучения и сопоставления содержания устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» в редакции от 26.03.2012г. (первоначальной) и в действующей редакции от 15.05.2015 г. (с внесенными в него изменениями) Государственной жилищной инспекцией в Воронежской области установлено следующее:
I. Действующая редакция устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 15.05.2015 г. полностью отличается от первоначальной редакции от 26.03.2012г. не только количеством пунктов в каждом разделе, но и их содержанием:
Так, Раздел 1. «Общие положения» в редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. содержит 7 пунктов, а в новой редакции устава от 15.05.2015 г. их десять.
Раздел 2 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. отличается не только по названию, но и по содержанию от пункта 2 редакции устава от 15.05.2015 г.: в старой редакции устава он содержит предмет и цели деятельности товарищества, а в новой редакции определяет хозяйственную деятельность Товарищества собственников недвижимости.
В редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. права и обязанности Товарищества изложены в Разделе 3, а в новой редакции устава от 15.05.2015 г. в разделе 3 устава изложены права товарищества собственников недвижимости, а обязанности товарищества собственников недвижимости вынесены в соответствующий отдельный раздел 4.
В редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. имущество товарищества и финансирование его деятельности изложено в разделе 4, а в редакции устава от 15.05.2015 г. раздел 4 устанавливает обязанности товарищества собственников недвижимости.
Раздел 5 редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. разъясняет порядок вступления в члены Товарищества и выход из него, а в редакции устава от 15.05.2015 г. раздел 5 посвящен вопросам права собственности общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, а членство в ТСН описано в разделе 9.
Раздел 6 редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. разъясняет права членов Товарищества, а раздел 6 устава от 15.05.2015 г. описывает порядок определения долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
Также различны по сути и содержанию и разделы 7 уставов: в старой редакции данный раздел посвящен обязанностям и ответственности членов товарищества, а в новой редакции - средствам и имуществу ТСН.
В редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. разделы 8-10 устава посвящены органам управления Товарищества и их компетенции, в редакции устава от 15.05.2015 г. эти вопросы раскрыты в разделах 10-15 устава.
В редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 26.03.2012г. раздел 11 посвящен ревизионной комиссии, а в редакции устава от 15.05.2015г. этому посвящен раздел 16, аналогичная ситуация и с разделом о реорганизации и ликвидации товарищества: в редакции устава от 26.03.2012г. это раздел 11 (включает всего 2 пункта), а в редакции устава от 15.05.2015 г. - раздел 12 (включает 7 пунктов).
В новой редакции устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 15.05.2015г. имеются и новые разделы, которых в редакции устава от 26.03.2012г. не имеется: раздел8 Содержание общего имущества в многоквартирном доме, раздел 12 Порядок проведения и организации общего собрания членов ТСН, в отдельные разделы выделены положения о правлении ТСН (раздел 13) и председателе ТСН (раздел 15), появились новые разделы: 17 «Права и обязанности собственника жилого помещения», полностью отсутствовавший в редакции устава от 26.03.2012г. и 18 «Расходы собственников недвижимости в многоквартирном доме», в отдельные разделы выделены: раздел 19 Реорганизация ТСН и раздел 20 ликвидация ТСН, добавлен новый раздел 21 Заключительные положения.
Таким образом, устав ТСН ТСЖ «Лизюкова44» изложен в новой редакции вместо внесения в него отдельных изменений: о выборе Председателя Правления ТСЖ общим собранием собственников жилья; об оплате должности Председателя ТСЖ.
Часть 2 статьи 145 ЖК РФ относит внесение изменений в устав товарищества и утверждение устава товарищества в новой редакции к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья.
В нарушение положений части 2 статьи 145 ЖК РФ, решение о внесении изменений в устав Товарищества было принято не общим собранием членов товарищества, а решением общего собрания собственников помещений многоквартирного <адрес> от 21.03.2014 г. «проведенного в форме заочного голосования). Указанным решением были внесены следующие изменения в устав ТСЖ «Лизюкова 44»:
о выборе Председателя ТСЖ общим собранием собственников жилья;
об оплате должности Председателя ТСЖ «Лизюкова 44».
Таким образом, решение о внесении изменений в устав Товарищества принято неправомочным органом - общим собранием собственников помещений многоквартирного <адрес>, а не решением общего собрания членов ТСЖ «Лизюкова 44», что является нарушением части 2 статьи 145 ЖК РФ.
Решение об утверждении устава ТСЖ «Лизюкова 44» в новой редакции вместо внесения в старую редакцию устава выше перечисленных изменений) вышеупомянутым собранием собственников помещений либо общим собранием членов ТСЖ не принималось, полномочия утверждать устав в новой редакции правлению ТСЖ общим собранием собственников либо общим собранием членов ТСЖ не делегировались.
В нарушение части 2 статьи 145 ЖК РФ, решение об утверждении устава ТСЖ «Лизюкова44» в новой редакции от 15.05.2015г. было принято не уполномоченным на то органом управления товарищества - Правлением ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Протокол №1 от 15.05.2015г., и впоследствии новая редакция устава, утвержденная членами правления Товарищества, была зарегистрирована в налоговом органе 01.06.2015г., что подтверждается и сведениямив Форме №Р50007 (Лист записи ЕГРЮЛ в ЕГРЮЛ в отношении юридического лица ТСН ТСЖ «Лизюкова44»).
II. В ходе проверки устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» в действующей редакции от 15.05.2015г. (далее - Устав) на соответствие обязательным требованиям Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено следующее:
Согласно части 1 статьи 135 ЖК РФ, товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данном многоквартирном доме, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирным домом.
Согласно части 2 статьи 135 ЖК РФ, устав товарищества должен содержать сведения о наименовании товарищества, включающем слова «товарищество собственников жилья».
Устав (пункт 1.1.У става) в нарушение положений части 1 статьи 135 ЖК РФ, не содержит сведения о том, что Товарищество собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова44» - товарищество собственников жилья; а также в нарушение части 2 статьи 135 ЖК РФ п. 1.1. Устав не содержит сведений о наименовании товарищества, включающем слова «товарищество собственников жилья» (указано наименование «Товарищество собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова44»), аналогичным образом товарищество именуется как «товарищество собственников недвижимости» во всех разделах Устава, в связи с чем наименование в тексте разделов устава должно быть исправлено на «товарищество собственников недвижимости товарищество собственников жилья».
В разделе 4 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не перечислены обязанности товарищества, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 138 ЖК РФ, что является нарушением обязательных требований, установленных пунктами 9-10 ст. 138 ЖК РФ, а именно: «Товарищество собственников жилья обязано:...
вести реестр членов товарищества и ежегодно в течение первого квартала текущего года направлять копию этого реестра в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 ЖК РФ;
представлять в уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в части 2 статьи 20 ЖК РФ, в течение трех месяцев с момента государственной регистрации внесенных в устав товарищества изменений заверенные председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копию устава товарищества, выписку из протокола общего собрания членов товарищества о принятии решения о внесении изменений в устав товарищества с приложением заверенных председателем товарищества и секретарем общего собрания членов товарищества копий текстов соответствующих изменений».
В нарушение части 2 статьи 140 ЖК РФ в разделе 19 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» отсутствуют сведения о том, что товарищество собственников жилья по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном может быть преобразовано в жилищный или жилищно-строительный кооператив.
В нарушение положений части 4 статьи 143 ЖК РФ, в разделе 9 Устава ТСН «Лизюкова44» отсутствуют положения о том, что реестр членов товарищества собственников жилья должен содержать сведения, позволяющие идентифицировать членов товарищества и осуществлять связь с ними, а также сведения о размерах принадлежащих им долей в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме.
В нарушение части 5 статьи 143 ЖК РФ, в разделе 9 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» отсутствуют положения о том, что член товарищества собственников жилья обязан предоставить правлению товарищества достоверные сведения, предусмотренные частью 4 настоящей статьи, и своевременно информировать правление товарищества об их изменении.
В пункте 10 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» раскрыты положения ст. 144 ЖК РФ -об органах управления товарищества.
В Уставе ТСН ТСЖ «Лизюкова44» в нарушение 143.1 ЖК РФ не раскрыты права членов товарищества собственников жилья и не являющихся членами товарищества собственников помещений в многоквартирном доме, перечисленные в статье 143.1 ЖК РФ.
В нарушение требований части 2 статьи 145 ЖК РФ, в пункте 11.2 раздела 11 устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не указано, что к компетенции общего собрания членов товарищества собственников жилья относятся: утверждение устава товарищества в новой редакции, назначение ликвидационной комиссии, утверждение промежуточного и окончательного ликвидационных балансов, досрочное прекращение полномочий членов правления товарищества, членов ревизионной комиссии (ревизора) товарищества, установление размера обязательных платежей и взносов членов товарищества, утверждение смет доходов и расходов товарищества на год, отчетов об исполнении таких смет, аудиторских заключений (в случае проведения аудиторских проверок), утверждение годового отчета о деятельности правления товарищества, утверждение заключения ревизионной комиссии (ревизора) товарищества по результатам проверки годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности товарищества.
Также в нарушение требований статьи 146 ЖК РФ в разделе 12 Устава ТСН «Лизюкова 44» уведомление о проведении общего собрания членов товарищества собственников жилья именуется объявлением.
В нарушение требований части 1 статьи 46 ЖК РФ, пункта 1.2 части 2 статьи 44 ЖК РФ, в пункте 12.4. раздела 12 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не указано, что принятие решений о получении товариществом собственников жилья кредита или займа на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, об определении существенных условий кредитного договора или договора займа, о получении данными лицами гарантии, поручительства по этим кредиту или займу и об условиях получения указанных гарантии, поручительства, а также о погашении за счет фонда капитального ремонта кредита или займа, использованных на оплату расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, и об уплате процентов за пользование данными кредитом займом, оплате за счет фонда капитального ремонта расходов на получение указанных гарантии, поручительства, принимается не менее чем 2/3 голосов от общего числа голосов членов Товарищества.
В нарушение ч. 6 ст. 146 ЖК РФ пункт 12.7 раздела 12 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» полностью не соответствует нормам ч. 6 ст. 146 ЖК РФ, которой проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья и голосования путем опроса не предусмотрено.
В нарушение части 6 статьи 146 ЖК РФ в разделе 12 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не указано, что решение общего собрания членов товарищества собственников жилья может быть принято путем проведения заочного голосования порядке, установленном статьями 47 и 48 ЖК РФ.
В нарушение части 7 статьи 146 ЖК РФ в разделе 12 Устава ТСН ТСЖ«Лизюкова44» не указано, что в случае, предусмотренном частью 2.1 статьи 135ЖК РФ, проведение общего собрания членов товарищества собственников жилья сиспользованием системы осуществляется с соблюдением требований, установленных статьей 47.1 ЖК РФ.
В нарушение положений статьи 147 ЖК РФ в разделе 13 Устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не указано, что:
руководство деятельностью товарищества собственников жилья осуществляется правлением товарищества, однако в пункте 13.1 раздела 13 указано, что «руководство деятельностью товарищества собственников недвижимости осуществляется председателем правления ТСН», что является нарушением части 1 статьи 147 ЖК РФ;
правление товарищества собственников жилья избирает из своего состава председателя товарищества, если избрание председателя товарищества не отнесено к компетенции общего собрания членов товарищества уставом товарищества, что является нарушением части 3 статьи 147 ЖК РФ;
членом правления товарищества собственников жилья не может являться лицо, с которым товарищество заключило договор управления многоквартирным домом, или лицо, занимающее должность в органах управления организации, с которой товарищество заключило указанный договор, а также член ревизионной комиссии (ревизор) товарищества. Член правления товарищества собственников жилья не может совмещать свою деятельность в правлении товарищества с работой в товариществе по трудовому договору, а также поручать, доверять другому лицу иным образом возлагать на него исполнение своих обязанностей члена правления товарищества, что является нарушением части 3.1 статьи 147 ЖК РФ; - заседание правления товарищества собственников жилья созывается в сроки, установленные уставом товарищества, что является нарушением части 5 статьи 147 ЖКРФ.
Пункт 13.6 раздела 13 устава ТСН ТСЖ «Лизюкова44» от 15.05.2015г. частично (за исключением формулировки:«Решение правления товарищества собственников недвижимости оформляется протоколом») не соответствует части 6 статьи 147 ЖК РФ, что является нарушением данной нормы. Часть 6 ст. 147 ЖК РФ предписывает: «правление товарищества собственников жилья правомочно принимать решения, если на заседании правления товарищества присутствует не менее чем 50% общего числа членов правления товарищества. Решения правления товарищества принимаются простым большинством голосов от общего числа голосов членов правления, присутствующих на заседании, если большее число голосов для принятия таких решений не предусмотрено уставом товарищества. Решения, принятые правлением товарищества, оформляются протоколом заседания правления товарищества и подписываются председателем правления товарищества, секретарем заседания правления товарищества».
По результатам указанной проверки (акт (№) от 01.12.2017г.) в отношении ТСН ТСЖ «Лизюкова44» инспекцией было вынесено предписание об устранении выявленных нарушений требований законодательства (№) от 01.12.2017 сроком исполнения до 31.03.2018 г. (л.д. 28-31).
В адрес ТСН ТСЖ «Лизюкова44» указанные документы (предписание и акт проверки) были направлены почтой 04.12.2017г. (получены адресатом 13.12.2017г.) (л.д. 32, 33).
Предписание ГЖИ (№) от 01.12.2017 в Арбитражном суде Воронежской области оспорено не было.
На основании приказа (№) от 05.04.2018 инспекцией 25.04.2018 была проведена проверка исполнения ТСН ТСЖ «Лизюкова44» предписания (№) от 01.12.2017г.
Согласно акту проверки (№) от 25.04.2018г. ТСН ТСЖ «Лизюкова44» не исполнило предписание (№) от 01.12.2017г. (представитель надлежаще уведомлен, по уведомлению на проверку не явился, информацию об исполнении предписания не представил) (л.д. 43-45).
В связи с чем было вынесено предписание (№) от 25.04.2018 с новым сроком исполнения до 31.10.2018 (с учетом изменений, внесенных на основании приказа (№) от 19.06.2018).
08.11.2018 года на основании приказа (№) от 15.10.2018 г. была проведена внеплановая документарная проверка исполнения ответчиком предписания от 25.04.2018г., по результатам которой было установлено, что предписанные мероприятия в установленный срок не исполнены.
В отношении ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» и в отношении председателя правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалевой Г.М. были возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Постановлениями мирового судьи судебного участка (№) в Коминтерновском судебном районе от 16.07.2018г. ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» и председатель правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалева Г.М. признаны виновными в совершении указанных выше правонарушений с назначением наказания в виде административного штрафа.
Вместе с тем, в процессе рассмотрения данного административного дела административным ответчиком в суд были представлены сведения о том, что 25.03.2019г. Товарищество собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44» обратилось в МИ ФНС № 12 по Воронежской области, представив заявление об изменениях, вносимых в учредительные документы, Устав юридического лица, протокол общего собрания участников юридического лица. Указанные документы приняты к рассмотрению налоговым органом.
01.04.2019г. МИ ФНС № 12 по Воронежской области принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с поступившими возражениями заинтересованных лиц.
Таким образом, административным ответчиком к настоящему моменту предприняты меры к устранению допущенных нарушений законодательства и до разрешения обращения ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» от 25.03.2019г. в налоговый орган, требования государственной жилищной инспекции о ликвидации указанного товарищества по заявленным основаниям, как крайней меры, в связи с которой юридическое лицо утрачивает свои право- и дееспособность, являются преждевременными.
Вопреки возражениям представителя административного истца, суд считает необходимым учесть правовую позицию, выраженную Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18 июля 2003 года № 14-П, согласно которой ликвидация не может быть применена к юридическому лицу по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократными нарушениями закона; такие нарушения в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, принять решение о его ликвидации в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
Как указано выше и подпункт 3 пункта 3 статьи 61 ГК РФ, и разъяснения содержащиеся в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", исходят из того, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа, которому право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; ликвидация является исключительной мерой и мера должна быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
В этой связи следует учесть, что позиция заинтересованных лиц по делу Ивановой Т.М., Плешковой Л.В., Чмелевой Е.В., в соответствии с которой ими поддерживаются административные исковые требования о ликвидации ТСН ТСЖ «Лизюкова 44», так же как их обращения в Государственную жилищную инспекцию, связаны исключительно с личностью председателя правления Москалевой Г.М.
При этом установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что допущенные ответчиком нарушения законодательства носят устранимый характер и не являются безусловными причинами для ликвидации организации.
С учетом изложенного, суд отказывает в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Государственной жилищной инспекции Воронежской области к Товариществу собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44» о ликвидации юридического лица -Товарищества собственников недвижимости ТСЖ «Лизюкова 44» (ОГРН 1123668019067, ИНН 3662175079, юридический адрес: <адрес>) с назначением ликвидатором председателя правления ТСН ТСЖ «Лизюкова 44» Москалеву Г.М. - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Коминтерновский районный суд г. Воронежа.
Судья:
О.В. Оробинская
Решение в окончательной форме изготовлено 22.04.2019г.