Решение по делу № 2-361/2018 ~ М-276/2018 от 05.03.2018

Дело № 2-361/2018г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Ефременко И.В.,

при секретаре Рыбалко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске

04 апреля 2018 года

гражданское дело по иску Полюк Н.О. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Полюк Н.О. обратилась в суд с иском к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивированы тем, что она относится к категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, так как мать ФИО3 умерла <дата>, отец П.О.Ю. умер <дата>.

Распоряжением Администрации от 23 апреля 2012 года она была передана в приемную семью М.Е.И. на ее воспитании находилась до мая 2013 года, то есть до достижения 18 летнего возраста, проживала при этом в квартире опекуна.

В 2012 году окончила спецшколу-интернат . В 2014 году окончила <...> После смерти родителей она с братьями П.Д.О. и П.М.О., М.К.А. и сестрой П.Д.О. собственник жилого дома по адресу <адрес>, общей площадью 41,4 кв.м. (1/5 доля в праве). Фактически возможности проживать в доме совместно нет, поскольку у всех свои семьи. В настоящее время вместе со своей дочерью П.А.А. <дата> года рождения проживает в съёмной квартире. Обращения в жилищный отдел Администрации Анжеро-Судженского городского округа за предоставлением жилья положительного результата не дают.

С учетом уточнения исковых требований в судебном заседании от 26 марта 2018 года истец Полюк Н.О. просит суд обязать администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить ей, как лицу из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, в черте Анжеро-Судженского городского округа, общей площадью не менее 18 квадратных метров.

В судебное заседание Полюк Н.О. не явилась, извещена, просила в письменном заявлении суду рассмотреть ее требования в присутствии представителя Гречухина М.Г.

Представитель Полюк Н.О. Гречухин М.Г. (доверенность от <дата> <адрес> сроком на 3 года с запретом на передоверие полномочий) поддержал исковые требования с учетом их уточнения, ходатайств об отложении судебного заседания в связи с неявкой доверителя не заявил.

Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа Килина Е.В. (доверенность от <дата> сроком 3 года без права передоверия) возражала против исковых требований.

Представитель органа опеки и попечительства Управления образования администрации Анжеро-Судженского городского округа Колесова Н.В., действующая на основании доверенности от <дата> по <дата>, требования в судебном заседании 26 марта 2018 года поддержала, считает, что имеются основания для удовлетворения исковых требований.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, рассмотрев доводы, изложенные в исковом заявлении, суд приходит к следующему.

Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации материнство и детство, семья находятся под защитой государства (часть 1 статьи 38).

Забота о детях, по смыслу части 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации, предполагает, что ущемление прав ребенка, создание ему немотивированного жизненного дискомфорта несовместимы с самой природой отношений, исторически сложившихся и обеспечивающих выживание и развитие человека как биологического вида.

Исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений, содержанием которых являются в том числе права детей, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие детям достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Статьей 27 Конвенции о правах ребенка закреплено право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

На основании ч. 1 ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В ст. 8 ФЗ РФ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" установлено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.

В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.

Проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:

1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:

лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);

страдающих тяжелой формой хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которой совместное проживание с ними в одном жилом помещении невозможно;

2) жилые помещения непригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;

3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

4) иное установленное законодательством субъекта Российской Федерации обстоятельство.Порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.

Срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Кемеровской области от 27 декабря 2012 года N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", настоящим законом устанавливается порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным.

Согласно п. 1 ст. 5 вышеназванного Закона гражданам, указанным в статье 1 указанного Закона и включенным в список, жилые помещения предоставляются на основании решения уполномоченного органа по договорам найма специализированных жилых помещений.

Согласно п. 3 ст. 5 приведенного Закона, по договору найма специализированного жилого помещения жилое помещение должно предоставляться ребенку-сироте на территории муниципального образования, по которому он состоит в списке.

Предоставление жилого помещения ребенку-сироте осуществляется из специализированного жилищного фонда Кемеровской области в соответствии с Законом Кемеровской области "О порядке предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Кемеровской области" либо из специализированного жилищного фонда соответствующего муниципального образования - в случае наделения законом Кемеровской области органов местного самоуправления государственным полномочием по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот (п. 4).

Договор найма специализированного жилого помещения заключается между ребенком-сиротой и уполномоченным органом, осуществляющим управление соответствующим жилищным фондом (п. 5).

Пунктом 1 ст. 7 Закона Кемеровской области от 27.12.2012 г. N 134-ОЗ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что норматив общей площади жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам, составляет не более 33 квадратных метров на одного человека с учетом пункта 7 статьи 8 Федерального закона. Члены семьи ребенка-сироты при предоставлении ему жилого помещения не учитываются.

В соответствии с п. 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ, по договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются детям-сиротам в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч. 2 ст. 50 ЖК РФ норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.

Решением Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа от 02.11.2015 года № 384 норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма на одиноко проживающего гражданина в Анжеро-Судженском городском округе установлена в размере 18 квадратных метров.

Из содержания приведенных положений следует, что предоставление жилых помещений указанной категории граждан законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий.

При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Полюк Н.О., <...>, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как ее родители- мать ФИО3 умерла <дата>, отец П.О.Ю. умер <дата> (л.д.13-14).

Согласно справки от 26 марта 2018 года Управления образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа Полюк Н.О. номер очереди в списке детей сирот на 26 марта 2018 года.

Оценив представленные по делу доказательства в их совокупности, в соответствии с приведенными выше правовыми нормами, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, поскольку предоставление жилых помещений специализированного жилого фонда законом возложено на ответчика, а условия, при которых предоставляется жилое помещение, соблюдены.

Судом установлено, что согласно свидетельства о государственной регистрации права от 10 октября 2012 года П.Н.О. собственник доли <...> на жилой дом общей площади 41,4 кв.м. по адресу <адрес> (л.д.9). Таким образом, на долю Полюк Н.О. приходится 8,28 кв.м., что менее учетной нормы 12,5 кв.м. (решение Совета народных депутатов Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области от 02 ноября 2015 года №384).

Само по себе приобретение Полюк Н.О. в собственность доли в праве на жилое помещение, соответствующей 8,28 кв.м. (одна пятая общей площади 41,4 кв.м.) жилого помещения по адресу <адрес> не свидетельствует об обеспеченности Полюк Н.О. жилым помещением, так как Полюк Н.О. приобретена доля в праве, а не жилое помещение, как индивидуально определенный объект недвижимости, понятие которого дано в ст.15-16 ЖК РФ.

Согласно справки филиала №1 БТИ г.Анжеро-Судженска сведениями о наличии недвижимого имущества до 2000 года за Полюк Н.О. не располагает (л.д.19).

Из уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведения следует, что за Полюк Н.О. в период с 19.11.1998 по 23.03.2018 права на объекты недвижимости не зарегистрированы.

Доводы представителя ответчика о том, что предоставлением истцу жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения будут нарушены права других лиц по категории «сирота», ранее вставших на очередь на получение жилья, суд находит несостоятельными и во внимание не принимает, поскольку из указанных выше норм права следует, что предоставление жилых помещений категории граждан, к которой относится истец, законом не поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, времени постановки на учет, соблюдения порядка очередности лиц равной категории, наличия или отсутствия денежных средств на приобретение жилых помещений, а также иных условий. При этом положения перечисленных норм не содержат указания на конкретный срок предоставления жилого помещения данной категории граждан, что предполагает возможность незамедлительной реализации такого права после его возникновения.

Истец Полюк Н.О. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, достиг возраста 18 лет, не имеет в собственности и пользовании на основании договора социального найма пригодного для проживания жилого помещения, не имеет закрепленного жилого помещения, в надлежащем порядке включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, на момент рассмотрения дела жилым помещением не обеспечена, суд считает законным и подлежащим удовлетворению требование об обязании Администрации Анжеро-Судженского городского округа предоставить ей жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для проживания, общей площадью не менее 18 кв. м.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Удовлетворить иск Полюк Н.О. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа:

обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа предоставить Полюк Н.О., <...>, лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда в черте Анжеро-Судженского городского округа по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим нормам, общей площадью не менее 18 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 1 (одного) месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области.

Председательствующий:     Ефременко И.В.

Решение в окончательной форме судом изготовлено 04.04.2018 года.

2-361/2018 ~ М-276/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Полюк Наталья Олеговна
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Ефременко И.В.
Дело на странице суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
05.03.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.03.2018Передача материалов судье
06.03.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.03.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.03.2018Подготовка дела (собеседование)
14.03.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.03.2018Судебное заседание
04.04.2018Судебное заседание
04.04.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2018Дело оформлено
03.07.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее