Судья: Сандуляк С.В. Дело № 33-3434/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 декабря 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.
судей Жидковой Е.В., Саниной Л.Л.
при секретаре Алешиной Е.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело №22328/2019 по иску Сергеевой О. Ю. к <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> на решение Заводского районного суда г.Орла от 28 августа 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Сергеевой О. Ю. к <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости - удовлетворить.
Включить Сергеевой О. Ю. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Муниципальной средней общеобразовательной школе № <адрес> с <дата> по <дата>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Обязать <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> назначить Сергеевой О. Ю. пенсию по старости с <дата>.
Взыскать с <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> в пользу Сергеевой О. Ю. расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Саниной Л.Л., выслушав представителя ответчика по доверенности Пальчикову И.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Сергеева О.Ю. обратилась в суд к <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> (далее – <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области>) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала на то, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа осуществления педагогической деятельности.
Пенсионным органом ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный страж не включен период ее работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов с <дата> по <дата>, так как не выполнялась норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, работа в должности учителя начальных классов так же не зачтена в педагогический стаж, так как отсутствует занятие штатной должности. Не включен в подсчет специального стажа период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Считая отказ пенсионного органа незаконным, с учетом уточнения исковых требований, просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» период работы с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, обязать ответчика назначить ей пенсию с <дата>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Приводит доводы о том, что период работы истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов в период с <дата> по <дата> не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, поскольку Сергеевой О.Ю. не выполнялась норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Работа в указанный период в должности учителя начальных классов также не подлежит зачету в педагогический стаж ввиду того, что отсутствует занятие штатной должности учителя начальных классов.
Указывает на то, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в соответствии с действующим законодательством в стаж педагогической деятельности не подлежат включению.
Ссылается на то, что право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки получения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
По смыслу положений вышеуказанного закона предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 2019 г. с увеличением на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста, в течение каждого календарного года.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка I должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 (далее - Правила №516).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П, а также ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей " право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно пп. «б» п. 8 Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из анализа приведенных норм пенсионного законодательства следует, что условием включения работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от преподавательской работы. Условием включения в педагогический стаж периода работы в должности преподавателя является выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
На основании частей 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> Сергеева О.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа осуществления педагогической деятельности.
Пенсионным органом ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный страж не включен период ее работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов с <дата> по <дата>, так как не выполнялась норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, работа в должности учителя начальных классов так же не зачтена в педагогический стаж, так как отсутствует занятие штатной должности. Не был включен в подсчет специального стажа также период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
В стаж Сергеевой О.Ю., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, ответчиком засчитан период ее педагогической деятельности, составляющий в общей сложности 22 года 00 месяцев 07 дней.
Несогласие с решением пенсионного органа послужило основанием для обращения Сергеевой О.Ю. за судебной защитой.
Судом установлено, что Сергеева О.Ю., <дата> года рождения, с <дата> по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность.
<дата> Сергеева О.Ю. была принята на должность учителя начальных классов в школу № временно на период отпуска по уходу за ребенком основного учителя; <дата> принята на должность учителя начальных классов; <дата> назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки; <дата> переведена на должность учителя начальных классов.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы Сергеевой О.Ю. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов с <дата> по <дата>, судом первой инстанции установлено, что Сергеева О.Ю. в указанный период, занимая должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в муниципальной средней общеобразовательной школе № г.Орла, одновременно работала учителем начальных классов с учебной нагрузкой 18-19 часов в неделю.
Приведенные обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании совокупностью доказательств, а именно: лицевыми счетами (карточками-справками) на Сергееву (Бабынкину) О.Ю. на 2002-2005 гг., тарификационными списками, согласно которым Сергеева (Бабынкина) О.Ю. была протарифицирована: на 2002-2003 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов; на 2003-2004 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 18 часов; на 2004-2005 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов; на 2005-2006 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов.
Также указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных судом свидетелей Чукиной С.В. и Ахромеевой М.А.
Таким образом, Сергеева О.Ю. в периоды работы с <дата> по <дата>, работая в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, одновременно имела учебную нагрузку по занимаемой должности учителя начальных классов, которая составляла 18-19 часов в неделю, то есть в совокупности выполняла объем педагогической работы значительно больше нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, что свидетельствует о соблюдении условия, установленного п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Установив изложенные обстоятельства, учитывая, что должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя начальных классов, включены в Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, суд первой инстанции правомерно включил в специальный стаж работы Сергеевой О.Ю. период ее работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Муниципальной средней общеобразовательной школе № <адрес> с <дата> по <дата>
Разрешая исковые требования в части включения периодов прохождения курсов повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, судом установлено, что на период прохождения истцом курсов повышения квалификации за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, производились все удержания и отчисления, в том числе в пенсионный фонд.
Таким образом, учитывая, что истец направлялась на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением педагогической деятельности и прохождение курсов повышения квалификации является обязанностью педагогических работников, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 187 ТК РФ, обоснованно включил данный период нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж.
С учетом включения в специальный стаж истца вышеуказанных периодов, вывод суда первой инстанции о наличии у Сергеевой О.Ю. права на досрочное назначение страховой пенсии является правильным.
Право на назначение пенсии, с учетом включенных судом периодов, возникло у истца по достижении требуемого специального стажа, а именно с <дата>, в связи с чем суд первой инстанции, учитывая положения части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, обоснованно обязал ответчика назначить и производить выплату истцу пенсии с <дата>
По изложенным основаниям, учитывая установленные по делу обстоятельства, подтвержденные надлежащими доказательствами, принимая во внимание положения вышеуказанных норм права, судебная коллегия находит выводы районного суда об удовлетворении требований законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы пенсионного органа, в том числе об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 28 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья: Сандуляк С.В. Дело № 33-3434/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
3 декабря 2019 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Забелиной О.А.
судей Жидковой Е.В., Саниной Л.Л.
при секретаре Алешиной Е.А.
в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело №22328/2019 по иску Сергеевой О. Ю. к <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости,
по апелляционной жалобе <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> на решение Заводского районного суда г.Орла от 28 августа 2019 г., которым постановлено:
«Исковые требования Сергеевой О. Ю. к <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости - удовлетворить.
Включить Сергеевой О. Ю. в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Муниципальной средней общеобразовательной школе № <адрес> с <дата> по <дата>, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>.
Обязать <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> назначить Сергеевой О. Ю. пенсию по старости с <дата>.
Взыскать с <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> в пользу Сергеевой О. Ю. расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>».
Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Саниной Л.Л., выслушав представителя ответчика по доверенности Пальчикову И.В., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, изучив доводы жалобы, материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
установила:
Сергеева О.Ю. обратилась в суд к <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> (далее – <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области>) о признании права на досрочное назначение пенсии.
В обоснование заявленных требований указывала на то, что <дата> она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа осуществления педагогической деятельности.
Пенсионным органом ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный страж не включен период ее работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов с <дата> по <дата>, так как не выполнялась норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, работа в должности учителя начальных классов так же не зачтена в педагогический стаж, так как отсутствует занятие штатной должности. Не включен в подсчет специального стажа период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
Считая отказ пенсионного органа незаконным, с учетом уточнения исковых требований, просила включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» период работы с <дата> по <дата> в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и вышеуказанные периоды нахождения на курсах повышения квалификации, обязать ответчика назначить ей пенсию с <дата>
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе заявитель просит об отмене решения суда ввиду нарушения норм материального права.
Приводит доводы о том, что период работы истца в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов в период с <дата> по <дата> не подлежит зачету в стаж на соответствующих видах работ, поскольку Сергеевой О.Ю. не выполнялась норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе. Работа в указанный период в должности учителя начальных классов также не подлежит зачету в педагогический стаж ввиду того, что отсутствует занятие штатной должности учителя начальных классов.
Указывает на то, что периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации в соответствии с действующим законодательством в стаж педагогической деятельности не подлежат включению.
Ссылается на то, что право на досрочное назначение пенсии не могло возникнуть у истца ранее вступления решения суда в законную силу.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившегося истца, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону, которое в свою очередь регламентирует сроки получения досрочной пенсии для лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста в случае возникновения такого права с 2019 года по 2023 год и далее.
В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 г. №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
По смыслу положений вышеуказанного закона предусмотрено поэтапное повышение пенсионного возраста, начиная с 2019 г. с увеличением на 12 месяцев пенсионного возраста, равно как и периода ожидания назначения досрочной страховой пенсии по старости со дня возникновения права на нее для тех категорий граждан, которым эта пенсия назначается независимо от возраста, в течение каждого календарного года.
При этом на начальном этапе переходного периода гражданам, которые с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством, действовавшим до 01.01.2019 г., либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В соответствии с частями 2, 3, 4 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».
В соответствии с подп. «м» п. 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп. 19 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 «Об утверждении Списка I должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего п. 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений п. 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Согласно п. 2 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, при исчислении стажа работы в части, не урегулированной указанными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. №516 (далее - Правила №516).
Согласно правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 г. №2-П, а также ряде его определений, ст.6 (ч.2), 15 (ч.4), 17 (ч. 1), 18, 19, 55 (ч.1) Конституции РФ, по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимую для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
В соответствии с пунктом 4 «Правил исчисления периодов работы, дающей " право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. №781, периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.
Согласно пп. «б» п. 8 Правил в стаж работы засчитывается выполнявшаяся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, работа в должностях заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, учреждений, указанных в пунктах 1.1 - 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы.
Из анализа приведенных норм пенсионного законодательства следует, что условием включения работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в педагогический стаж для назначения досрочной пенсии является осуществление деятельности, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, выполнявшейся при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством, независимо от преподавательской работы. Условием включения в педагогический стаж периода работы в должности преподавателя является выполнение нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки).
В соответствии со статьей 187 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
На основании частей 1 и 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как установлено судом и следует из материалов дела, <дата> Сергеева О.Ю. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости в связи с наличием необходимого стажа осуществления педагогической деятельности.
Пенсионным органом ей было отказано в назначении досрочной пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный страж не включен период ее работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов с <дата> по <дата>, так как не выполнялась норма рабочего времени (педагогической и учебной нагрузки), установленная за ставку заработной платы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, работа в должности учителя начальных классов так же не зачтена в педагогический стаж, так как отсутствует занятие штатной должности. Не был включен в подсчет специального стажа также период нахождения на курсах повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>
В стаж Сергеевой О.Ю., дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, ответчиком засчитан период ее педагогической деятельности, составляющий в общей сложности 22 года 00 месяцев 07 дней.
Несогласие с решением пенсионного органа послужило основанием для обращения Сергеевой О.Ю. за судебной защитой.
Судом установлено, что Сергеева О.Ю., <дата> года рождения, с <дата> по настоящее время осуществляет педагогическую деятельность.
<дата> Сергеева О.Ю. была принята на должность учителя начальных классов в школу № временно на период отпуска по уходу за ребенком основного учителя; <дата> принята на должность учителя начальных классов; <дата> назначена на должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки; <дата> переведена на должность учителя начальных классов.
Разрешая исковые требования в части включения в специальный стаж периода работы Сергеевой О.Ю. в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки с совмещением должности учителя начальных классов с <дата> по <дата>, судом первой инстанции установлено, что Сергеева О.Ю. в указанный период, занимая должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе в муниципальной средней общеобразовательной школе № г.Орла, одновременно работала учителем начальных классов с учебной нагрузкой 18-19 часов в неделю.
Приведенные обстоятельства подтверждаются исследованной в судебном заседании совокупностью доказательств, а именно: лицевыми счетами (карточками-справками) на Сергееву (Бабынкину) О.Ю. на 2002-2005 гг., тарификационными списками, согласно которым Сергеева (Бабынкина) О.Ю. была протарифицирована: на 2002-2003 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов; на 2003-2004 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 18 часов; на 2004-2005 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов; на 2005-2006 учебный год в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе на 0,5 ставки и дополнительно в должности учителя начальных классов с учебной нагрузкой 19 часов.
Также указанные обстоятельства подтверждаются показаниями допрошенных судом свидетелей Чукиной С.В. и Ахромеевой М.А.
Таким образом, Сергеева О.Ю. в периоды работы с <дата> по <дата>, работая в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе, одновременно имела учебную нагрузку по занимаемой должности учителя начальных классов, которая составляла 18-19 часов в неделю, то есть в совокупности выполняла объем педагогической работы значительно больше нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы, что свидетельствует о соблюдении условия, установленного п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781.
Установив изложенные обстоятельства, учитывая, что должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе и учителя начальных классов, включены в Список, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. №781, суд первой инстанции правомерно включил в специальный стаж работы Сергеевой О.Ю. период ее работы в должности заместителя директора по учебно-воспитательной работе в Муниципальной средней общеобразовательной школе № <адрес> с <дата> по <дата>
Разрешая исковые требования в части включения периодов прохождения курсов повышения квалификации с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, с <дата> по <дата>, судом установлено, что на период прохождения истцом курсов повышения квалификации за ней сохранялось место работы, начислялась заработная плата, производились все удержания и отчисления, в том числе в пенсионный фонд.
Таким образом, учитывая, что истец направлялась на курсы повышения квалификации в связи с осуществлением педагогической деятельности и прохождение курсов повышения квалификации является обязанностью педагогических работников, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 187 ТК РФ, обоснованно включил данный период нахождения истца на курсах повышения квалификации в специальный стаж.
С учетом включения в специальный стаж истца вышеуказанных периодов, вывод суда первой инстанции о наличии у Сергеевой О.Ю. права на досрочное назначение страховой пенсии является правильным.
Право на назначение пенсии, с учетом включенных судом периодов, возникло у истца по достижении требуемого специального стажа, а именно с <дата>, в связи с чем суд первой инстанции, учитывая положения части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ, пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ, обоснованно обязал ответчика назначить и производить выплату истцу пенсии с <дата>
По изложенным основаниям, учитывая установленные по делу обстоятельства, подтвержденные надлежащими доказательствами, принимая во внимание положения вышеуказанных норм права, судебная коллегия находит выводы районного суда об удовлетворении требований законными и обоснованными, а доводы апелляционной жалобы пенсионного органа, в том числе об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, основанными на неправильном толковании действующего законодательства.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г.Орла от 28 августа 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу <УПФР в г.Орле и Орловском районе Орловской области> – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи