Дело № 2а-5932/18-24
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 октября 2018 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Журковой М.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Колтыриной Зои Дмитриевны о признании незаконным заключения межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа №89 от 08 июня 2018 года, постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 14.06.2018 №1703 в редакции Постановления Администрации от 10.07.2018 №1983,
установил:
Административный иск заявлен по тем основаниям, что административный истец является инвалидом <данные изъяты> группы, лицом из категории бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также собственником квартиры <адрес>, в которой зарегистрирована и проживает. Жилой дом 1959 года постройки, централизованное отопление, горячее, холодное водоснабжение и канализация отсутствуют, отопление печное, при этом система отопления находится в аварийном состоянии, то есть жилое помещение не отвечает установленным для жилых помещений требованиям. Иного жилья административный истец в собственности, в социальном найме не имеет. Колтырина З.Д. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа (далее Администрация) с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, как инвалида и бывшего несовершеннолетнего узника фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также об обеспечении административного истца благоустроенным жилым помещением. Ответом Администрации истице отказано в постановке на учет по мотивам того, что принадлежащее ей неблагоустроенное жилое помещение по площади превышает норму площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (10 кв.м.), тогда Колтырина З.Д. обратилась в Администрацию с заявлением о признании жилого помещения непригодным для проживания. Заключением межведомственной комиссии от 08.06.2018 №89 жилое помещение - <адрес> признано пригодным для проживания, полагая указанное заключение незаконным административный истец оспорила его в суде. В последующем истица заявленные требования изменила, в дополнение к ранее заявленному, просит также признать незаконными постановление Администрации от 14.06.2018 №1703 в редакции Постановления Администрации от 10.07.2018 №1983.
Определением суда от 13.09.2018 измененные административные исковые требования приняты к производству суда.
Определением суда от 13.09.2018 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена Глава Петрозаводского городского округа Мирошник И.Ю.
В судебном заседании административный истец не присутствовала, извещена надлежащим образом, ее представитель по доверенности Ружникова О.В. на заявленных требованиях настаивала.
Представитель административных ответчиков Карпова Ж.В., действующая на основании доверенности, с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы отзыва.
Заинтересованные лица - Фонд капитального ремонта РК Министерства строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции РФ решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Колтырина З.Д. является инвалидом II группы, а также лицом из категории бывших несовершеннолетних узников фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, а также собственником квартиры <адрес>.
Многоквартирный жилой дом <адрес>, 1959 года постройки, двухэтажный, 12-квартирный, оборудован печным отоплением, канализация и холодное водоснабжение отсутствуют. Двухкомнатная квартира № расположена на втором этаже двухэтажного дома, общей площадью 39,3 кв.м., жилой – 24,3 кв.м.
Административный истец обратилась в Администрацию с заявлением о признании принадлежащей ей квартиры непригодной для проживания.
Заключением межведомственной комиссии от 08.06.2018 №89 об оценке соответствия помещения требованиям, установленным в Положении о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции выявлены основания для признания жилого помещения <адрес> пригодным для проживания.
Постановлением Администрации от 14.06.2018 №1703 в редакции Постановления Администрации от 10.07.2018 №1983 жилое помещение <адрес> признано пригодным для проживания.
Согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.
Согласно п. 8 ч. 1 от. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Требования, предъявляемые к жилому помещению, порядок признания жилого помещения пригодным для проживания и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции определены Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 (ред. от 02.08.2016) "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее Положение).
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции.
В соответствии с пунктом 7 вышеназванного Положения орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, и муниципального жилищного фонда. В состав комиссии включаются представители этого органа местного самоуправления. Председателем комиссии назначается должностное лицо указанного органа местного самоуправления. В состав комиссии включаются также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека (далее - органы государственного надзора (контроля), на проведение инвентаризации и регистрации объектов недвижимости, находящихся в городских и сельских поселениях, других муниципальных образованиях, а также в случае необходимости - представители органов архитектуры, градостроительства и соответствующих организаций, эксперты, в установленном порядке аттестованные на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий. Собственник жилого помещения привлекается к работе в комиссии с правом совещательного голоса и подлежит уведомлению о времени и месте заседания комиссии.
Административным ответчиком представлена копия телефонограммы от 07.06.2018, согласно которой Колтырина З.Д. извещена с номера телефона №, № (Кожухарев Б.А.) по телефону № о дате и времени заседания межведомственной комиссии, на которой будет рассматриваться вопрос о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания на 14:15 ч. 08.06.2018.
Вместе с тем, согласно сведениям (детализация телефонных соединений) представленным на запрос суда Филиалом ПАО «МТС» в г. Санкт-Петербург, звонки на телефонный номер №, принадлежащий Колтыриной З.Д. с номеров телефона №, № в период с 01.06.2018 по 07.06.2018 включительно не поступали.
Таким образом, Колтырина З.Д. о заседании межведомственной комиссии уведомлена не была.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29.04.2014, вопросы признания помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии. При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии необходимо проверять как соблюдение порядка принятия такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан.
Исходя из позиции, изложенной в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя таким образом основания принятого решения.
Таким образом, с учетом установленных действующим законодательством требований к форме заключения межведомственной комиссии, предметом судебной проверки могут являться лишь те основания и фактические обстоятельства, которые положены в основу оспариваемого решения и отражены в его тексте.
Поскольку процедура признания жилого помещения <адрес> пригодным (непригодным) для проживания в данном случае проведена с нарушениями Положения, собственник жилого помещения не извещен о времени и месте заседания комиссии, оспариваемое Заключение межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа от 08.06.2018 №89 нельзя признать законным и обоснованным.
Поскольку на основании данного заключения в последующем вынесены постановление Администрации от 14.06.2018 №1703 о признании жилого помещения <адрес> пригодным для проживания и Постановление Администрации от 10.07.2018 №1983 о внесении изменений в Постановление от 14.06.2018 №1703, указанные постановления также нельзя признать законными и обоснованными.
В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования административного истца подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
решил:
Административный иск Колтыриной Зои Дмитриевны удовлетворить.
Признать заключение межведомственной комиссии Администрации Петрозаводского городского округа № 89 от 08 июня 2018 о признании жилого помещения <адрес> не пригодным для проживания - незаконным.
Признать Постановление Администрации Петрозаводского городского округа от 14.06.2018 №1703 в редакции Постановления Администрации Петрозаводского городского округа от 10.07.2018 №1983 о признании жилого помещения <адрес> пригодным для проживания - незаконным.
Обязать межведомственную комиссию Администрации Петрозаводского городского округа провести оценку соответствия жилого помещения <адрес> требованиям, предъявляемым действующим законодательством к жилым помещениям в установленные законом сроки.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 16.10.2018.