Дело № 2-2/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Андреаполь 14 февраля 2017 года
Андреапольский районный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Алексеева С. А., при секретаре Синёвой Е. В., с участием истца Бахметовой В. А., представителя ответчика – МУ Администрация г. Андреаполь Андреапольского района Тверской области – Нефедовой Н. В., представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – ООО «Северное – Городок» - Яновской И. П. и Румянцевой Ю. Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бахметовой В.А. к МУ Администрация г. Андреаполь Андреапольского района Тверской области, Фонду капитального ремонта МКД Тверской области, третье лицо: ООО «Северное – Городок», о ремонте кровли над жилым домом,
УСТАНОВИЛ:
Бахметова В. А. обратилась в суд с иском к ООО «Северное – Городок», о ремонте кровли над квартирой.
Свои требования мотивировала тем, что она проживает по адресу: <адрес>, является собственником двухкомнатной квартиры на пятом этаже. Более трёх лет назад при выпадении осадков в виде снега и дождя вода поступала через водосточную трубу, кровлю, через стены, потолок в квартиру, в электрический щит, который находится в подъезде, в прихожую через потолок, стены. По её заявлению ООО «Северное – Городок» частично заменило кровлю над её квартирой. Через 02-03 месяца после дождя проблема возобновилась, было короткое замыкание из-за протечки кровли над её квартирой. Она поменяла проводку во всей квартире, сделала ремонт. Через 06 месяцев протекание кровли из-за осадков возобновилось. На основании её заявления, осенью 2016 года, кровля частично была отремонтирована.
Зимой 2016 года, вода, из-за выпадения осадков, через кровлю жилого дома, снова проникла через потолок и стены в прихожую, в зал, туалет. Представитель ООО «Северное – Городок» пояснил, что меры будут приняты весной.
Просит: Обязать ООО «Северное – Городок» произвести ремонт кровли квартиры в <адрес> в срок, в течение 10 дней со дня вынесения решения суда.
Определением Андреапольского районного суда от 18 января 2017 года привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – МУ Администрация города Андреаполь Андреапольского района Тверской области.
Определением Андреапольского районного суда от 01 февраля 2017 года принято к производству увеличение исковых требований по исковому заявлению Бахметовой В. А. к ООО «Северное – Городок», третье лицо: МУ Администрация города Андреаполь Андреапольского района Тверской области, о ремонте кровли над квартирой. Истец просит: внести изменения в краткосрочный план по проведению капитального ремонта кровли многоквартирного дома № 9 по пл. Гвардейская г. Андреаполь Тверской области, указав срок проведения капитального ремонта – 2017 год. Провести капитальный ремонт кровли многоквартирного дома № 9 по пл. Гвардейская г. Андреаполь Тверской области в срок до 15 сентября 2017 года.
Определением суда от 01 февраля 2017 года исключено из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – МУ Администрация города Андреаполь Андреапольского района Тверской области. Привлечены к участию в деле в качестве соответчиков: МУ Администрация города Андреаполь Андреапольского района Тверской области и Фонд капитального ремонта МКД Тверской области.
Определением суда от 14 февраля 2017 года исключено из числа ответчиков по делу ООО «Северное – Городок», с привлечением его к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Истец Бахметова В. А. в судебном заседании исковые требования с учетом их увеличения поддержала в полном объёме. Просит: Обязать МУ Администрация города Андреаполь Андреапольского района Тверской области внести изменения в краткосрочный план по проведению капитального ремонта кровли многоквартирного дома № 9 по пл. Гвардейская г. Андреаполь Тверской области, указав срок проведения капитального ремонта – 2017 год. Обязать Фонд капитального ремонта МКД Тверской области провести капитальный ремонт кровли многоквартирного дома № 9 по пл. Гвардейская г. Андреаполь Тверской области в срок до 15 сентября 2017 года.
Представитель ответчика – МУ Администрация города Андреаполь Андреапольского района Тверской области Нефедова Н. В. в судебном заседании исковые требования признала в полном объеме.
Представитель ответчика – Фонд капитального ремонта МКД Тверской области в судебное заседание не явился, от него поступил отзыв на исковое заявление. Свою позицию мотивирует тем, что при включении органом местного самоуправления в утвержденный муниципальный краткосрочный план МКД, расположенного по адресу: Тверская область, г. Андреаполь, пл. Гвардейская, д. 9, в части проведения работ по капитальному ремонту крыши в 2017 году и утверждении Правительством Тверской области соответствующего регионального краткосрочного плана, региональный оператор, каковым является Фонд капитального ремонта МКД Тверской области, обязан будет исполнить возложенные на него функции и обязанности по выступлению техническим заказчиком работ, по привлечению подрядной организации для оказания услуг и (или) выполнения работ, по осуществлению приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ и по финансированию оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту крыши указанного МКД, в связи с чем, полагает, что Фонд капитального ремонта МКД Тверской области является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представители третьего лица: ООО «Северное – Городок» - Яновская И. П. и Румянцева Ю. Ф. в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований.
Стороны процесса, ознакомившись с представленными отзывами и возражениями на исковое заявление, позицию представителя Фонда капитального ремонта МКД Тверской области о том, что он не является надлежащим ответчиком по делу, единодушно сочли необоснованной, поскольку в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, данные обязанности возложены именно на регионального оператора, каковым в данном случае является вышеуказанный ответчик.
Суд соглашается с данной позицией сторон и к доводам представителя ответчика – Фонда капитального ремонта МКД Тверской области относится критически и по вышеуказанным основаниям, не разделяя его позицию.
Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 36 Жилищного кодекса РФ, п.п. "б" п. 2 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, крыши относятся к общему имуществу в многоквартирном доме.
По смыслу ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В силу ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно п. 4.6.1.1. Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить в числе прочего исправное состояние конструкций чердачного помещения, кровли и системы водоотвода, защиту от увлажнения конструкций от протечек кровли или инженерного оборудования.
В судебном заседании установлено, что истец Бахметова В. А. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, который находится на обслуживании ООО «Северное – Городок».
Между собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> и ООО «Северное – Городок» - «Управляющей организацией», заключен договор на управление многоквартирным жилым домом № 9 по ул. Гвардейская г. Андреаполь (л.д. 33-45).
Согласно условий указанного договора, Управляющая организация по заданию собственника, в течение согласованного срока действия настоящего Договора, за плату, обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома в пределах средств, оплачиваемых собственниками, обеспечивать предоставление коммунальных услуг собственнику и пользующимся помещениями в этом доме лицам и осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Из п. 6 раздела 2 приложения № Договора следует, что в обязанности ООО «Северное – Городок» входит осуществление текущего ремонта и обслуживание кровель (л.д. 39).
Материалами дела подтверждено, что 27 февраля 2015 года истец обратился в ООО «Северное – Городок» с заявлением о возмещении ущерба, причиненного течью кровли. Ответчиком был произведен ремонт электрической проводки квартиры истца, возмещен ущерб в виде материалов для проведения ремонта на сумму 1492 рубля (л.д. 15).
02 марта 2015 года составлен Акт № о последствиях залива квартиры по адресу: <адрес>. В точке течи кровли выполнен текущий ремонт в количестве 3 м?, выполнен ремонт электрической проводки в коридоре. Из акта следует – «необходимо произвести ремонт кровли в мае месяце 2015 года» (л.д. 8).
Документами (наряд – задание) от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что на основании заявлений Бахметовой В. А., управляющей компанией – ООО «Северное – Городок» производился текущий ремонт кровли над квартирами № <адрес> по пл. Гвардейская, <адрес> по причине проникновения воды в квартиру истца с крыши дома (л.д. 17-19, 21-24, 65).
Заливы произошли по причине ненадлежащего состояния кровли крыши дома.
Факт и причины заливов подтверждаются соответствующими актами, составленными сотрудниками ответчика, фотографиями, представленными истцом (л.д.48-51) и в ходе судебного разбирательства, ответчиком оспорены не были.
Из Акта осмотра <адрес> по пл. Гвардейская <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10), Акта от ДД.ММ.ГГГГ по факту протекания кровли по <адрес> (л.д. 11) следует, что после проведенного ремонта кровли ДД.ММ.ГГГГ, протечка появилась в конце ноября 2016 года. Данному дому требуется капитальный ремонт кровли. Ущерб от залива квартиры не установить.
Согласно Акта от 18 января 2017 года № (л.д. 61) по факту протечки кровли по пл. Гвардейская <адрес>, комиссией в составе инженера ООО «Северное – Городок» С.Н.А., начальника ремонтной бригады Г.А.М., электрика Б.К.В., электрика Н.Н.А., мастера участка Д.С.В. в присутствии собственника квартиры Бахметовой В. А. произведён осмотр жилого помещения № по <адрес> и обнаружено: течь с потолка (капельная) в зале до 8 м2, промокание обоев в зале до 8 м2, промокание обоев в коридоре до 8 м2, капельная течь в туалете, в ванной с потолка, имеется капельная течь из распределительной коробки в коридоре. Из Акта от 18 января 2017 года № следует вывод: требуется срочный капитальный ремонт кровли.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что посредством проведения работ по текущему ремонту крыши многоквартирного дома, устранить течь над квартирой истца – невозможно.
28 октября 2016 года собственниками многоквартирного дома № 9 пл. Гвардейская было проведено собрание, по вопросу проведения капитального ремонта кровли и фасада (л.д. 25-31). Согласно протокола общего собрания собственников МКД, утверждены: перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД (включая капитальный ремонт крыши), смета расходов, источники финансирования и срок проведения капитального ремонта – 2018 г.
Из сообщения МУ Администрации города Андреаполь Андреапольского района Тверской области (л.д. 32) следует, что в рамках реализации региональной программы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирных домов Тверской области, многоквартирный дом № 9 по пл. Гвардейская г. Андреаполь, включён в краткосрочный план на 2018 год по ремонту кровли, фасада.
ООО «Северное – Городок» в МУ Администрация города Андреаполь Андреапольского района Тверской области направлены предложения по формированию краткосрочных планов с прилагаемым перечнем домов, требующих капитального ремонта на 2017 год, в число которых входит дом № 9 по пл. Гвардейская г. Андреаполя, капитальный ремонт которого, признан необходимым (л.д. 62-64).
ДД.ММ.ГГГГ между собственником помещения в МКД по адресу: г. Андреаполь, пл. Гвардейская, д. 9 и Фондом капитального ремонта МКД Тверской области заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта, а также в деле имеются представленные стороной ответчика предложения фонда по стоимости капитального ремонта МКД, расположенного по адресу: г. Андреаполь, пл. Гвардейская, д. 7 на 2017 год, с указанием необходимых для проведения капитального ремонта кровли и фасада денежных средств.
Постановлением Правительства Тверской области от 24.12.2013 г. № 690-пп утверждена «Региональная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области на 2014-2043 годы» (далее – Региональная программа), в которую, в том числе включен многоквартирный дом (далее – МКД), расположенный по адресу: Тверская область, г. Андреаполь, пл. Гвардейская, д. 9.
Администрацией города Андреаполь Андреапольского района Тверской области, постановлением от 05 мая 2014 года № 66 «О формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов на счете регионального оператора», в соответствии с ч. 7 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, принято решение о формировании фонда капитального ремонта, указанного МКД на счете регионального оператора.
Согласно ч. 1 ст. 170 Жилищного кодекса РФ, взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в МКД, пени, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, счете, счетах регионального оператора, доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта, средства финансовой поддержки, предоставленной в соответствии со ст. 191 Жилищного кодекса РФ, а также кредитные и (или) иные заемные средства, привлеченные собственниками помещений в МКД на проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, образуют фонд капитального ремонта.
В силу ч. 1 ст. 174 Жилищного кодекса РФ, средства фонда капитального ремонта могут использоваться для оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД, разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), оплаты услуг по строительному контролю, погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
В соответствии с ч. 7 ст. 168 Жилищного кодекса РФ и ст. 16 Закона Тверской области от 28.06.2013 г. № 43-ЗО «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области», Региональная программа реализуется на основании утверждаемых Правительством Тверской области и органами местного самоуправления, в порядке установленным Правительством Тверской области, краткосрочных планов реализации Региональной программы по проведению капитального ремонта сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока.
Постановлением Правительства Тверской области от 24.03.2015 г. № 125-пп, утвержден «Порядок утверждения краткосрочных планов реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области» (далее – Порядок).
Согласно Раздела II Порядка, органами местного самоуправления формируются муниципальные краткосрочные планы на основании решений о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД, принятых в соответствии со ст. 189 Жилищного кодекса РФ, и на основании предварительных сметных расчетов, предоставленных:
а) лицами, осуществляющими управление МКД или оказывающими услуги и (или) выполняющими работы по содержанию и ремонту общего имущества в МКД, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными кооперативами, жилищными кооперативами, в случае формирования фонда капитального ремонта общего имущества в МКД (далее - фонд капитального ремонта) на специальном счете;
б) Фондом капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области (далее - региональный оператор), в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора.
Муниципальные краткосрочные планы разрабатываются с учетом:
а) первоочередности, установленной ч. 2 ст. 17 Закона Тверской области от 28.06.2013 г. № 43-ЗО;
б) необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства Тверской области от 22.04.2014 N 210-пп "Об утверждении Порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области";
в) минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного Правительством Тверской области на соответствующий год;
г) решений о предоставлении средств государственной поддержки, принятых в соответствии с Постановлением Правительства Тверской области от 22.07.2014 N 352-пп "Об утверждении Порядка и условий предоставления государственной финансовой поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области" и средств муниципальной поддержки (в случае, если указанные средства соответственно предусмотрены в областном бюджете Тверской области и в бюджетах муниципальных образований Тверской области);
д) критериев для формирования краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области согласно приложению 1 к настоящему Порядку.
Согласно п. 15 Раздела областной исполнительный орган государственной власти Тверской области, осуществляющий функции по формированию краткосрочного плана реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Тверской области (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области), на основании муниципальных краткосрочных планов, представляемых органами местного самоуправления, подготавливает региональный краткосрочный план.
В соответствии с ч. 1 ст. 180 Жилищного кодекса РФ, функциями регионального оператора, в том числе, являются:
- осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;
- финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета.
Согласно ст. 182 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в МКД, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других МКД, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.
Региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в МКД обязан:
- обеспечить подготовку задания на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту и при необходимости подготовку проектной документации на проведение капитального ремонта, утвердить проектную документацию, нести ответственность за ее качество и соответствие требованиям технических регламентов, стандартов и других нормативных документов;
- привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации, заключить с ними от своего имени соответствующие договоры, предусматривающие в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
- контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации;
- осуществлять приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе обеспечить создание соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта и (или) краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным МКД, и представителей собственников помещений в МКД;
- нести ответственность перед собственниками помещений в МКД за качество оказанных услуг и (или) выполненных работ в течение не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, в том числе за несвоевременное и ненадлежащее устранение выявленных нарушений.
Согласно ч. 6 ст. 182 Жилищного кодекса РФ, региональный оператор перед собственниками помещений в МКД, формирующими фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, несет ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором.
Доводы ответчика – Фонда капитального ремонта МКД Тверской области о том, что формирование краткосрочного плана не является обязанностью и функцией регионального оператора, суд считает несостоятельными, поскольку исполнение указанных обязанностей возложено действующим законодательством на органы местного самоуправления и Правительство Тверской области, чего никто и не оспаривает, и, кроме того, истцом указанные требования к данному ответчику – не предъявлялись.
Принимая во внимание отсутствие доказательств проведения капитального ремонта кровли, учитывая срок фактической эксплуатации кровли, степень износа и установленный объем ее повреждений, в связи с возникшей аварийной ситуацией в квартире истца и подъезде дома, в целях предотвращения наступления негативных последствий, суд приходит к выводу о необходимости выполнения капитального ремонта кровли многоквартирного жилого дома № 9 пл. Гвардейская, г. Андреаполь в 2017 году.
В связи с вышеизложенным, заявленные истцом исковые требования подлежат полному удовлетворению.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Бахметовой В.А. к МУ Администрация г. Андреаполь Андреапольского района Тверской области, Фонду капитального ремонта МКД Тверской области, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: ООО «Северное – Городок» о ремонте кровли над жилым домом, удовлетворить.
Обязать МУ Администрация г. Андреаполь Андреапольского района Тверской области внести изменения в краткосрочный план по проведению капитального ремонта кровли многоквартирного дома № 9 по пл. Гвардейская, г. Андреаполя, Тверской области, указав срок проведения капитального ремонта – 2017 год.
Обязать Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Тверской области провести капитальный ремонт кровли многоквартирного дома № 9 по пл. Гвардейская г. Андреаполя Тверской области, в срок до 15 сентября 2017 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Андреапольский районный суд Тверской области в течение месяца со дня его вынесения.
Судья С. А. Алексеев