УИД: 63RS0№-86
12-340/2022
Р Е Ш Е Н И Е
<адрес> 17 августа 2022 года
Судья Центрального районного суда <адрес> Глазунова Т.А., с участием заявителя ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Фаизова Рустама Рашидовича на постановление старшего инспектора ДПС ГИБДД У МВД России по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 рублей и ходатайство о восстановлении срока для обжалования указанного постановления,
установил:
постановлением старшего инспектора ДПС ГИБДД У МВД России по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 привлечен к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за нарушение п. 2.1.1 Правил дорожного движения Российской Федерации, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 рублей. Данным постановлением установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 45 минут в районе здания 23 по <адрес>, в нарушение требований пункта 2.1.1 Правил дорожного движения РФ ФИО2, управлял транспортным средством ВАЗ 21122 государственный регистрационный знак Р 990 РК 163, с заведомо отсутствующим обязательным страховым полисом своей гражданской ответственности.
Не соглашаясь с принятым решением ФИО2 обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление старшего инспектора ДПС ГИБДД У МВД России по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указывает, что при вынесении оспариваемого постановления были нарушены его права в том числе право на защиту. Инспектором ДПС ему небыли разъяснены его права, не были заслушаны его объяснения, не было разъяснено на основании какого закона он привлекается к ответственности. Кроме того, ему не была представлена возможность воспользоваться услугами защитника. На его ходатайство о рассмотрении административного материала по месту его жительства дан не мотивированный отказ. Кроме того, указанное ходатайство не было приобщено к материалам дела об административном правонарушении и не было рассмотрено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении был составлен после вынесения постановления по делу об административном правонарушении. В связи с чем просит оспариваемого постановление отменить, производство по делу прекратить. Кроме того, заявитель просит восстановить срок для обжалования указанного постановления, поскольку первоначальная жалоба была подана им ДД.ММ.ГГГГ в Комсомольский районный суд <адрес>, то есть своевременно. Однако жалоба была возвращена ему для устранения недостатков, поскольку им одновременно в одной жалобе обжаловалось два постановления должностного лица.
В судебном заседании заявитель ходатайство о восстановлении срока для обжалования оспариваемого постановления поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить, восстановить срок для обжалования постановления от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку такой срок пропущен заявителем по уважительной причине. Указал, что первоначально жалоба была подана своевременно в Комсомольский районный суд <адрес>. Однако, определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ жалоба была возвращена ему для устранения недостатков. После устранения недостатков жалоба была подана вновь, однако, с пропуском процессуального срока. Считает такую причину пропуска уважительной.
В соответствии с частью 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае пропуска срока подачи жалобы по уважительной причине он может быть восстановлен по ходатайству лица, обратившегося с жалобой.
Изучив письменное ходатайство заявителя о восстановлении срока для обжалования постановления и приложенные к нему документы, выслушав пояснения заявителя, суд считает возможным восстановить ФИО2 срок для обжалования оспариваемого постановления, признав причину пропуска срока уважительной.
В судебном заседании заявитель ФИО2 доводы, изложенные в жалобе, поддержал в полном объеме и просил отменить постановление о привлечении его к административной ответственности, так как должностным лицом были нарушены его права, в том числе право на защиту. Кроме того, ему не была представлена возможность воспользоваться услугами защитника. Его ходатайство о рассмотрении административного материала по месту его жительства не было приобщено к материалам дела об административном правонарушении и не было рассмотрено надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении был составлен после вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Также указал, что должностным лицом не представлено доказательств того, что у него отсутствовал страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, то есть его вина в совершении правонарушения не доказана. Кроме того, указал, что он был не согласен с выявленным правонарушением, оспаривал свою виновность при вынесении постановления, однако данные обстоятельства должностным лицом учтены не были. В связи с чем просит оспариваемого постановление отменить, производство по делу прекратить.
Изучив доводы жалобы, проверив представленные материалы, выслушав заявителя, суд приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно пункту 8 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 вменяется что он ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 45 минут в районе здания 23 по <адрес>, управлял транспортным средством ВАЗ 21122 государственный регистрационный знак Р 990 РК 163, с заведомо отсутствующим обязательным страховым полисом своей гражданской ответственности.
Частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за неисполнение владельцем транспортного средства установленной федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, что влечет наложение административного штрафа в размере восьмисот рублей.
Признавая ФИО2 виновным в совершении указанного административного правонарушения, должностное лицо административного органа исходило из того, что ФИО2 нарушил п. 2.1.1 Правил дорожного движения РФ.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (часть 1 статьи 2.1 названного Кодекса).
В соответствии с частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Согласно постановлению старшего инспектора ДПС ГИБДД У МВД России по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 вменяется нарушение требований пункта 2.1.1 Правил дорожного движения РФ, выразившееся в управлении транспортным средством ВАЗ 21122 государственный регистрационный знак Р 990 РК 163 с заведомо отсутствующим обязательным страховым полисом своей гражданской ответственности.
Вместе с тем, согласно пунктам 2.1 и 2.1.1 Правил дорожного движения РФ водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки: водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории; регистрационные документы на данное транспортное средство (кроме мопедов), а при наличии прицепа - и на прицеп (кроме прицепов к мопедам); в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе), а также специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов; документ, подтверждающий факт установления инвалидности, в случае управления транспортным средством, на котором установлен опознавательный знак "Инвалид". В случаях, прямо предусмотренных законодательством Российской Федерации, иметь и передавать для проверки уполномоченным должностным лицам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта карточку допуска на транспортное средство для осуществления международных автомобильных перевозок, путевой лист и документы на перевозимый груз (транспортная накладная, заказ-наряд, сопроводительная ведомость, которые могут быть представлены на бумажном носителе, либо в форме электронного документа, либо его копии на бумажном носителе), специальные разрешения, при наличии которых в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, а также предоставлять транспортное средство для осуществления весового и габаритного контроля.
Обязанность иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанную на бумажном носителе информацию о заключении договора такого обязательного страхования в виде электронного документа в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом была закреплена в абзаце седьмом пункта 2.1.1 Правил дорожного движения РФ.
Однако абзац седьмой пункта 2.1.1 Правил дорожного движения РФ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1747 "О внесении изменений в Правила дорожного движения Российской Федерации".
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае признания утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность.
Пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статей 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление старшего инспектора ДПС ГИБДД У МВД России по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении ФИО2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подлежит отмене.
Производство по настоящему делу подлежит прекращению на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.1-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
жалобу ФИО2 удовлетворить.
постановление старшего инспектора ДПС ГИБДД У МВД России по <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ФИО2 к административной ответственности по части 2 статьи 12.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 800 рублей - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 5 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с признанием утратившим силу положения закона, устанавливающего административную ответственность за содеянное.
Решение суда по жалобе на вынесенное должностным лицом постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в Самарский областной суд через Центральный районный суд <адрес> лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также должностным лицом, вынесшим такое постановление, в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья: ФИО3