Судья Ермолов В.В. дело № 33-21804/16
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ6 сентября 2016 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.,
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
при секретаре Богославской Ж.Р.,
с участием прокурора Врублевской Г.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования Мостовской район Лыхиной Т.В. на решение Мостовского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2016 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора Мостовского района Шишков В.В. действующий в интересах Е. обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования Мостовский район и Министерству труда и социального развития Краснодарского края в котором, с учетом уточнений, просил установить факт принадлежности Е. к категории детей, оставшихся без попечения родителей, признать за ней право на обеспечение жилым помещением, как лица, не обратившегося в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В обоснование иска указано, что прокуратурой Мостовского района по обращению Е. была проведена проверка по вопросу предоставления жилого помещения и соблюдения, жилищных прав лица из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно свидетельству о рождении Е. . от <...> <...>, ее отцом является С. , матерью - С. С. умер <...>, о чем составлена запись акта о смерти <...> и имеется свидетельство о смерти <...> от <...>. С. умерла <...>, о чем составлена запись акта о смерти и имеется свидетельство о смерти <...> от <...>. Таким образом, родители Е. . умерли, когда ей было 15-16 лет.
В момент обращения с заявлением в суд, Е. . исполнилось полных 28 лет, однако права на обеспечения жилым помещением ее не реализовано.
Обжалуемым решением Мостовского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2016 года исковые требования и.о. прокурора Мостовского района Шишков В.В. действующего в интересах Е. . удовлетворены. Е. признана сиротой относящейся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, за ней признано право на обеспечение жилым помещением, специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, как лица, не обратившегося в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в Список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования Мостовской район Лыхина Т.В. просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое решение, которым в удовлетворении требований и.о. прокурора Мостовского района, действующего в интересах Е. ., отказать в полном объеме. Доводы жалобы мотивированы тем, что решение суда, является незаконным и необоснованным, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Е. , представители администрации муниципального образования Мостовской район, отдела по вопросам семьи и детства администрации муниципального образования Мостовской район, министерства труда и социального развития Краснодарского края не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав прокурора Врублевскую Г.А., настаивающую на оставлении решения без изменения, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, отец Е. - С. , <...> г.р. умер <...>, о чем составлена запись акта о смерти <...> и имеется свидетельство о смерти <...> от <...>.
Мать Е. - С. , <...> г.р. умерла <...>, о чем составлена запись акта о смерти и имеется свидетельство о смерти <...> от <...>.
Таким образом, родители Е. умерли, когда ей было 15-16 лет.
В соответствии с пунктами 1, 9 статьи8 Федерального закона от 21 декабря 1996года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 1 Закона Краснодарского края от 03.06.2009 г. № 1748- КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае» (далее Закона) жилыми помещениями по договору социального найма за счет средств краевого бюджета, обеспечиваются дети-сироты-лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
В силу ст.ст. 2, 5 Закона уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования Краснодарского края, осуществляющим отдельные государственные полномочия Краснодарского края в области обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствующем муниципальном образовании Краснодарского края однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, муниципального специализированного жилищного фонда, по договорам найма специализированных жилых помещений по месту их жительства в порядке, установленном нормативным актом высшего исполнительного органа государственной власти Краснодарского края.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам, относящимся к данной категории по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме данных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
В соответствии п. 1.1. Положения о министерстве социального развития и семейной политики Краснодарского края, утвержденного Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 28.06.2012 № 743 министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края является органом исполнительной власти Краснодарского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в области опеки, попечительства и семейной политики, в том числе осуществление мероприятий по предоставлению лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений.
Согласно п. 8 ст. 7 Закона лица, относящиеся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшие возраста 23 лет, не обратившиеся в возрасте от 18 до 23 лет в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства по вопросу включения в список, имеют право обратиться в суд с заявлением о признании за ними права на обеспечение жилым помещением.
В настоящее время Е. исполнилось полных 28 лет.
По сведениям администрации муниципального образования Мостовской район Е. по вопросу обеспечения жилым помещением не обращалась, иного суду не доказано.
Удовлетворяя требования прокурора, суд первой инстанции сослался на наличие у Е. в настоящее время права на обеспечение жилым помещением, которое не было ею реализовано в возрасте от 18 до 23 лет.
С таким выводом судебная коллегия согласиться не может, поскольку дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996года N159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996года N159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому необходимо выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении.
Данный вопрос судом первой инстанции при рассмотрении требований прокурора заявленных в отношении Е. не рассматривался.
Между тем, каких-либо сведений о том, что до достижения возраста 23 лет истица не могла встать (не была поставлена) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по уважительным причинам, материалы дела не содержат.
Кроме того, судом первой инстанции не принят во внимание тот факт, что на момент возникновения права на обеспечения жилым помещением Е. (достижения 18-летия, 10.08.2005 г.) действовала редакция ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", согласно которой одним из обязательных условий предоставления детям-сиротам жилого помещения вне очереди являлось отсутствие у них закрепленного жилого помещения.
На данный период Е. имела закрепленное жилое помещение, являлась собственницей 1/2 доли жилого помещения общей площадью 58,7 кв.м., расположенного по адресу <...>, которое впоследствии было ею отчуждено.
С учетом изложенного, решение Мостовского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2016 года нельзя признать законным и обоснованным, ввиду чего оно подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований заявленных прокурором.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования Мостовской район Лыхиной Т.В. удовлетворить.
Решение Мостовского районного суда Краснодарского края от 30 мая 2016 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований исполняющего обязанности прокурора Мостовского района заявленных в интересах Е. отказать.
Председательствующий
Судьи