Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1539/2013 ~ М-1692/2013 от 02.08.2013

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 августа 2013 года                             г. Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Жирухина А.Н.,

при секретаре Карпушине С.С.,

с участием старшего помощника прокурора Железнодорожного района г. Рязани Веденеевой Е.Ю.,

представителя заявителя Самарского Е.А. – Набатчикова Д.В., действующего по доверенности серии 62 АА № 883312 от 02.08.2013 г.,

представителя заинтересованного лица (Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Рязанской области) – Жиляя В.В., действующего по доверенности № 17/01-2 от 17.01.2013 г.,

представителей заинтересованного лица (Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Рязанской городской Думы нового созыва) - Боровского В.Н. и Бородина Е.И., действующих на основании доверенностей от 05.08.2013 г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по заявлению Самарского Евгения Анатольевича об обжаловании решения Окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Рязанской городской Думы нового созыва,

УСТАНОВИЛ:

Самарский Е.А. обратился в Железнодорожный районный суд г. Рязани с заявлением об обжаловании решения Окружной избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата в депутаты Рязанской городской Думы нового созыва.

В обоснование своих требований заявитель указал, что решением конференции от 06.07.2013 г. Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Рязанской области Самарский Е.А. был выдвинут в кандидаты Рязанской городской Думы нового созыва по одномандатному избирательному округу № 5. Избирательной комиссией муниципального образования – г. Рязань 19.07.2013 г. был заверен список кандидатов по одномандатным избирательным округам от Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Рязанской области. 19.07.2013 г. Самарский Е.А. представил в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №5 заявление о согласии баллотироваться по указанному округу, сведения о размере и об источниках дохода, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах, а также копию паспорта, заверенную членом окружной избирательной комиссии по указанному одномандатному округу. После получения заявителем разрешения на открытие специального избирательного счёта, им в Рязанском отделении № 8606 ОАО «Сбербанк России» в целях формирования избирательного фонда был открыт специальный избирательный счет кандидата № 40810.810.0.5300.0000324. Извещение о реквизитах специального избирательного счёта в данном отделении ОАО «Сбербанк России», первый финансовый отчет подтверждения и расходования средств избирательного фонда кандидата, а также справка об остатках денежных средств на счете кандидата были представлены Самарским Е.А. в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №5 22.07.2013 г. При этом первый финансовый отчёт и извещение об открытии специального избирательного счёта содержали ошибку в номере счёта, который в данных документах был указан, как № 40810.810.2.5300.0000324.

Решением № 25 от 28.07.2013 г. Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа №5 отказала Самарскому Е.А. в регистрации в качестве кандидата в Рязанскую городскую Думу по причине отсутствия среди представленных кандидатом сведений, ряда документов, предусмотренных Законом Рязанской области №63-ОЗ от 05.08.2011 г. «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области». Заявитель полагает, что у Окружной избирательной комиссии отсутствовали основания для принятия решения об отказе в регистрации кандидата, поскольку представленные Самарским Е.А. первый финансовый отчёт и извещение об открытии специального избирательного счёта лишь не соответствовали по форме, утвержденной Постановлениями Избирательной комиссии Рязанской области от 12.10.2011 г. №10/66-6 и от 15.06.2013 г. №7, что предполагало обязанность Окружной избирательной комиссии направить кандидату извещение о необходимости приведения представленных документов в соответствие с требованиями закона в порядке, предусмотренном ч. 5 ст. 35 Закона Рязанской области №63-ОЗ от 05.08.2011 г. Однако, указанные действия Окружной избирательной комиссией совершены не были.

Заявитель просил суд признать незаконным и отменить решение от 28.07.2013 г. №25 Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Рязанской городской Думы нового созыва об отказе в регистрации Самарского Е.А. кандидатом в депутаты Рязанской городской Думы нового созыва по одномандатному избирательному округу № 5; обязать Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Рязанской городской Думы нового созыва зарегистрировать Самарского Е.А., выдвинутого избирательным объединением «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Рязанской области», кандидатом в депутаты Рязанской городской Думы нового созыва по одномандатному избирательному округу № 5.

В судебное заседание заявитель Самарский Е.А., будучи надлежащим образом извещённым о времени и месте слушания дела, в назначенное время не явился, о причинах своей неявки суд не уведомил, не просил об отложении дела слушанием, в связи с чем суд полагал возможным, на основании ч. 3 ст. 167, ст. 260 ГПК РФ, рассмотреть дело в его отсутствие по представленным доказательствам и материалам.

Представитель заявителя Набатчиков Д.В. в судебное заседание явился, требования своего доверителя поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении, дополнительно указав на то, что неверное указание в первом финансовом отчёте и извещении об открытии кандидатом специального избирательного счета нельзя расценивать как непредставление предусмотренных законом документов вообще. В данном случае имел место «порок формы» представленных документов, что в свою очередь порождало для Окружной избирательной комиссии обязанность направить кандидату извещение о необходимости приведения представленных документов в соответствие с требованиями действующего избирательного законодательства. Более того областное избирательное законодательство не содержит указание на необходимость повторного предоставления в Окружную избирательную комиссию копий документов об образовании и основном месте работы, которые ранее уже предоставлялись кандидатом в Городскую избирательную комиссию.

Представитель Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Рязанской области Жиляй В.В. в судебном заседании поддержал требования заявителя Самарского Е.А.

Представитель Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам в Рязанскую городскую Думу нового созыва Бородин Е.И. в судебное заседание явился, с требованиями заявителя не согласился, указав на то, что Федеральным законом от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации» предусмотрено, что кандидат в депутаты представительного органа власти муниципального образования помимо предоставления в Городскую избирательную комиссию заявления о согласии баллотироваться, сведений о доходах и имуществе, копии паспорта, копии диплома об образовании и документов об основанном месте работы и занимаемой должности, обязан был повторно представить указанные документы и в Окружную избирательную комиссию, что Самарским Е.А. сделано не было. Непредставление данных документов, а также ошибочное указание номера специального избирательного счёта кандидата в извещении о его открытии и первом финансовом отчёте Самарского Е.А. исключало возможность контролировать движение денежных средств избирательного фонда кандидата, и было расценено избирательной комиссией как непредставление предусмотренных законом документов, что, в свою очередь, повлекло за собой принятие решения об отказе в регистрации кандидата в Рязанскую городскую Думу.

Представитель Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 по выборам в Рязанскую городскую Думу Боровский В.Н. требования заявителя не признал, пояснив, что при наличии противоречий в Федеральном и региональном избирательном законодательстве относительно требований к порядку и перечню предоставления документов для регистрации кандидата в органы представительной власти муниципального образования необходимо применять закон, обладающей большей юридической силой, коим в данном случае является Федеральный закон от 12.06.2002 г. №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и прав граждан на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, исследовав и проанализировав материалы дела, суд находит, что заявление необоснованно и удовлетворению не подлежит по следующим основаниям:

В соответствии с ч. 1 ст. 259 ГПК РФ, кандидаты и их доверенные лица, считающие, что решениями или действиями (бездействием) избирательной комиссии нарушаются избирательные права вправе обратиться с заявлением в суд.

В силу ч. 2 ст. 260 ГПК РФ, заявление, касающееся решения избирательной комиссии о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией обжалуемого решения. Установленный настоящей частью процессуальный срок восстановлению не подлежит.

Согласно ч. 2 ст. 32 Конституции России, граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования.

На основании п. «в» ч. 8 ст. 25 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, к полномочиям Окружной избирательной комиссии отнесено среди прочих осуществление регистрации кандидатов в депутаты представительных органов власти муниципального образования.

Положениями ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен принцип равенства кандидатов в депутаты органов власти. Положения данной нормы закона декларируют, что все кандидаты обладают равными правами и несут равные обязанности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.

В судебном заседании бесспорно установлено, что Решением Рязанской городской Думы от 11.06.2013 N 157-I назначены выборы депутатов Рязанской городской Думы нового созыва на 8 сентября 2013 года /л.д. 38/.

Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования – г. Рязань от 09.07.2013 г. № 79 сформирована Окружная избирательная комиссия одномандатного избирательного округа № 5 по выборам депутатов Рязанской городской Думы нового созыва в количестве 9 членов комиссии с правом решающего голоса в составе согласно приложения к названному постановлению /л.д. 62/.

Решением Бюро Президиума Центрального совета Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ от 05.07.2013 г. №377 БПР согласованы кандидатуры для выдвижения в составе списка кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы по одномандатным округам, в соответствии с которым постановлено выдвинуть в качестве кандидата в депутаты по одномандатному избирательному округу № 5 Самарского Евгения Анатольевича /л.д.115-117/.

Конференцией избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Рязанской области», проведенной 06.07.2013 г., решено выдвинуть список кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы нового созыва по одномандатным избирательным округам в количестве 20 человек, включая Самарского Е.А., согласно Приложению №1 к протоколу конференции /л.д. 114, 118-125/.

При этом сторонами в судебном заседании не оспаривалось, что в Избирательную комиссию муниципального образования – г. Рязань были представлены заявление Самарского Е.А. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу №5, диплом о присуждении Самарскому Е.А. учёной степени «Кандидат технических наук» серия ДКН № 035108 от 27.07.2007 г., копия паспорта гражданина РФ с приложениями серия 61 00 № 103021, выданного 10.10.2000 г. Железнодорожным РОВД г. Рязани, диплом о получении высшего образования серии БВС №0180874 от 09.07.2000 г., справка ООО «Центр стеновых материалов» от 12.07.2013 г. № 18, выписка из трудовой книжки ТК-III №0588576, подтверждающие основное место работы Самарского Е.А., справка о том, что Самарский Е.А. является членом Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ без номера и без даты, заверенные Уполномоченным представителем избирательного объединения «Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Рязанской области» /л.д. 126-137/.

Постановлением Избиркома муниципального образования - г. Рязань от 19.07.2013 г. N 214 заверен список кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы, по одномандатным избирательным округам, выдвинутых «Региональным отделением Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Рязанской области» в количестве 20 человек; уполномоченному представителю "Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Рязанской области» выдана заверенная копия списка кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы, по одномандатным избирательным округам; постановление и копия заверенного списка кандидатов в депутаты Рязанской городской Думы направлены в окружные избирательные комиссии одномандатных избирательных округов №№ 1 - 20 по выборам депутатов Рязанской городской Думы нового созыва.

Как следует из подтверждения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №5 по выборам депутатов Рязанской городской Думы нового созыва, 19.07.2013 г. в 20 час. 30 мин. от Самарского Е.А. в Окружную избирательную комиссию поступили заявление о согласии баллотироваться в депутаты по данному избирательному округу, копия паспорта Самарского Е.А., а также сведения о размере и об источниках доходов, имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности, о вкладах в банках, ценных бумагах /л.д. 39/.

В последующем 22.07.2013 г. в 15 час. 11 мин. от Самарского Е.А. в Окружную избирательную комиссию одномандатного избирательного округа №5 по выборам депутатов Рязанской городской Думы нового созыва дополнительно поступили сведения об отсутствии изменений в сведениях о кандидате, ранее представленных в Избирательную комиссию, извещение о реквизитах специального избирательного счета кандидата в Рязанском отделении № 8606 ОАО «Сбербанк России», первый финансовый отчёт о поступлении и расходовании средств избирательного фонда кандидата и справка ОАО «Сбербанк России» о наличии денежных средств на специальном избирательном счёте кандидата /л.д. 40-53/.

Одновременно судом установлено, что в извещении об открытии специального избирательного счёта кандидата в Рязанском отделении № 8606 ОАО «Сбербанк России» от 22.07.2013 г. и первом финансовом отчёте Самарского Е.А. от 22.07.2013 г. содержались сведения об открытии счёта за номером 40810810253000000324, в то время как представленная справка Рязанского отделения №8606 ОАО «Сбербанк России» содержала сведения об открытии Самарским Е.А. счёта за номером 40810810053000000324 /л.д.51-53/.

Как следует, из журнала учёта исходящих телефонограмм, 27.07.2013 г. в 17 час. 35 мин. кандидат Самарский Е.А. был уведомлен о дате и времени заседании Окружной избирательной комиссии по рассмотрению вопроса о регистрации его в качестве кандидата в Рязанскую городскую Думу нового созыва /л.д. 195/.

Решением Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №5 по выборам депутатов Рязанской городской Думы нового созыва от 28.07.2013 г. № 25, Самарскому Е.А. было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Рязанской городской Думы по основаниям, предусмотренным п.п. «в» п. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п. 3 ч. 7 ст. 35 Закона Рязанской области от 05.08.2011 г. №63-ОЗ «О выборах депутата представительного органа муниципального образования в Рязанской области» /л.д. 54-55/.

Оценивая и проверяя в совещательной комнате законность принятого Окружной избирательной комиссией одномандатного избирательного округа №5 решения от 28.07.2013 г. №25, суд анализирует нормы как федерального, так и регионального избирательного законодательства, регулирующие порядок выборов в представительные органы власти муниципального образования, при этом приходит к следующему:

На основании п. 1, 2 ст. 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», о выдвижении кандидата, в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке. Соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).

Пунктом 3 данной нормы Федерального закона предусмотрено, что вместе с заявлением, указанным в пункте 2 статьи 33 Федерального закона, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

В силу п. 14 ст. 35 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами, указанными в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется официально заверенный постоянно действующим руководящим органом политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии.

Согласно положениям ч. 14.2 - 14.3 ст. 35 названного Федерального закона, организующая выборы избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидатов с составе списка, обязана принять решение о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам либо об отказе в его заверении, который должен быть мотивирован. Решение организующей выборы избирательной комиссии о заверении списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам с копией заверенного списка либо об отказе в его заверении выдается уполномоченному представителю избирательного объединения в течение одних суток с момента принятия соответствующего решения. В этот же срок решение о заверении списка с копиями заверенного списка (заверенными выписками из списка) направляются организующей выборы избирательной комиссией в соответствующие окружные избирательные комиссии.

На основании ч. 1 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов.

Пунктом 18 данной нормы Федерального закона предусмотрено, что избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона.

Согласно п.п. «в» ч. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, основаниями отказа в регистрации кандидата являются отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.

Аналогичные положения относительно порядка регистрации кандидатов, выдвинутых избирательным объединением в составе списка кандидатов, перечня документов, необходимых для регистрации кандидата, порядка их предоставления в уполномоченную избирательную комиссию содержатся и в статьях 33, 35 Закона Рязанской области от 05.08.2011 г. №63-ОЗ «О выборах депутата представительного органа муниципального образования в Рязанской области».

Таким образом, законодателем установлен исчерпывающий перечень документов, который должен быть представлен как в избирательную комиссию муниципального образования, так и в последующем в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа. Отсутствие указанных документов на любом из этапов выдвижения и регистрации кандидатов в силу ст.ст. 35, 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ является основанием для отказа в заверении списка кандидатов от соответствующего избирательного объединения, отказа в регистрации конкретного кандидата либо в исключении кандидата из списков, представленных избирательным объединением.

Системное толкование вышеперечисленных норм избирательного законодательства позволяет заключить, что по основанию, предусмотренному п. «в» ч. 24 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, избирательные комиссии не только вправе, но и обязаны принять решение об отказе в регистрации, что в свою очередь является реализацией принципа равенства всех кандидатов перед законом при проведении избирательной компании, продекларированного в статье 39 названного Федерального закона.

Поскольку в судебном заседании бесспорно установлено, что заявителем в Окружную избирательную комиссию не были представлены документы, подтверждающие образование, основное место работы или службы, решение об отказе в регистрации кандидата, вынесенное Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа №5 по выборам депутатов Рязанской городской Думы нового созыва от 28.07.2013 г. соответствовало закону.

При этом доводы представителя заявителя Набатчикова Д.В., изложенные в судебном заседании относительно того, что региональным законодательством, в том числе и Постановлением Избирательной комиссии муниципального образования – г. Рязани № 7 от 15.06.2013 г. предусмотрено право, а не обязанность кандидата предоставлять в Окружную избирательную комиссию документы об образовании и основном месте работы, судом проверены и отвергаются как несостоятельные.

В силу правовых позиций, изложенных в пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", если при рассмотрении дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд установит, что норма конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации, иного нормативного правового акта о выборах и (или) референдуме противоречит Федеральному закону от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ, то следует применять соответствующую норму этого Федерального закона (пункт 6 статьи 1 названного Федерального закона).

Таким образом, установленные статьей 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» положения об обязанности кандидата предоставлять в Окружную избирательную комиссию перечень документов, предусмотренный данной нормой закона, имеют прямое действие и не могут быть изменены либо дополнены какими-либо иными нормами регионального законодательства.

Более того, в соответствии с аналогичной нормой, предусмотренной п. 11 ст. 30 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 63-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области", кандидат, выдвинутый избирательным объединением по одномандатному избирательному округу и находящийся в заверенном избирательной комиссией муниципального образования списке кандидатов, обязан представить в соответствующую окружную избирательную комиссию своё заявление о согласии баллотироваться по одномандатному избирательному округу с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата представительного органа муниципального образования, и с иными сведениями о себе, указанными в пункте 1 части 3 настоящей статьи (в том числе и сведениями об образовании, основном месте работы и занимаемой должности).

Проверяя аргументы стороны заявителя о том, что неправильное указание номера специального избирательного счета кандидата в извещении о его открытии и первом финансовом отчете не является основаниям для отказа в регистрации, суд учитывает, что в силу ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления соответствующей избирательной комиссии об их выдвижении (самовыдвижении) до представления документов для их регистрации этой избирательной комиссией.

В соответствии с пунктом 11 данной статьи Федерального Закона, все денежные средства, образующие избирательный фонд, перечисляются на специальный избирательный счет, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, в филиалах Сберегательного банка Российской Федерации.

Согласно п. 9 ст. 59 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации представляют первый финансовый отчёт.

Аналогичные положения содержатся и в статьях 55, 57 Закона Рязанской области от 05.08.2011 г. №63-ОЗ «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области».

Так в соответствии с ч. 1 ст. 55 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 63-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области", кандидат, выдвинутый по одномандатному избирательному округу, обязан создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании в период после письменного уведомления окружной избирательной комиссии о своем выдвижении (самовыдвижении) и до представления документов для его регистрации в соответствии с настоящим Законом.

Частью 10 данной статьи предусмотрено, что порядок открытия, ведения и закрытия указанных в части 8 настоящей статьи счетов устанавливается Избирательной комиссией Рязанской области по согласованию с Главным управлением Центрального банка Российской Федерации по Рязанской области. Порядок и формы учета и отчетности о поступлении средств избирательных фондов и расходовании этих средств устанавливаются Избирательной комиссией Рязанской области.

Пунктом 1.6 Порядка открытия, ведения и закрытия специальных избирательных счетов, кандидатов, избирательных объединений при проведении выборов депутатов представительных органов муниципальных образований, глав муниципальных образований, утверждённого Постановлением Избиркома Рязанской области от 13.09.2007 N 3/15, установлено, что кандидат не позднее даты представления документов для регистрации сообщает в соответствующую избирательную комиссию реквизиты открытого специального избирательного счета.

Приложением №4 установлена форма извещения об открытии специального избирательного счета кандидата, которая предусматривает, указание им номера и даты открытия названного счета.

На основании ч. 1 ст. 57 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 63-ОЗ, кандидаты, избирательные объединения представляют в соответствующую избирательную комиссию для регистрации первый финансовый отчет и справку, подтверждающую остаток средств на избирательном счёте одновременно с документами, установленными статьей 33 настоящего Закона.

Во исполнение указанных требований регионального Закона Постановлением Избиркома Рязанской области от 12.10.2011 N 10/66-64.2 утверждена
Инструкция о порядке и формах учета и отчетности кандидатов, избирательных объединений о поступлении средств в избирательные фонды и расходования этих средств при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования, пунктом 4.2 которой предусмотрено, что кандидаты, избирательные объединения представляют финансовые отчеты (первый, итоговый) на бумажном носителе по форме приложения N 3 и на электронном носителе.

При этом приложение №3 к названной Инструкции (Первый финансовый отчет) предусматривает обязательное указание в нём номера специального избирательного счета кандидата в депутаты Рязанской городской Думы.

По смыслу данных норм, Закон, предусматривая создание кандидатами избирательных фондов, открытие соответствующих избирательных счетов и предоставление соответствующих форм отчетности в избирательные комиссии закрепляет при этом равные для всех кандидатов требования к источникам финансирования, которые включают не только собственные средства кандидата, но и средства, выделенные ему выдвинувшим его избирательным объединением, избирательным блоком и, в случае, если это предусмотрено законом, соответствующей избирательной комиссией, а также добровольные пожертвования граждан и юридических лиц; в целях создания кандидатам равных возможностей, обеспечения защиты прав всех участников избирательного процесса. Указанные положения закона, реализуя фискальную функцию избирательных комиссий в части контроля за привлечением кандидатами дополнительных денежных средств для финансирования своих избирательных компаний, направлен на недопущение злоупотребления своим правом на участие в избирательном процессе со стороны кандидатов, обладающих большими финансовыми возможностями по сравнению со своими конкурентами.

Оценив имеющиеся в деле письменные доказательства, суд не соглашается с доводом Самарского Е.А. о том, что содержащиеся в представленных им извещении об открытии специального избирательного счета кандидата и первом финансовом отчёте неточности относительно указания номера счёта являются нарушением формы представленных документов и могли быть устранены в порядке пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ.

Проанализировав содержание названного пункта, суд отмечает, что его положения распространяются лишь на случаи выявления неполноты сведений о кандидатах либо несоблюдения требований закона к оформлению документов, чего в данном случае не имеется.

В настоящем случае нельзя говорить о несоблюдении требований закона к оформлению извещения об открытии специального избирательного счета кандидата и первого финансового отчета, поскольку заявителем в них указан номер специального избирательного счета, фактически не являющегося специальным избирательным счетом, открытым кандидатом Самарским Е.А. Указанное обстоятельство правильно расценено Окружной избирательной комиссией как фактическое непредставление извещения об открытии специального избирательного счета кандидата и первого финансового отчета кандидата.

Таким образом, установив, что Самарским Е.А. фактически не были представлены извещение об открытии специального избирательного счета кандидата и первый финансовый отчет, суд не находит оснований для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации последнего кандидатом в депутаты Рязанской городской Думы.

Проверяя в совещательной комнате обоснованность доводов заявителя относительно возможности устранения недостатков и неполноты представленных документов путем направления Окружной избирательной комиссией извещения Самарскому Е.А. об этом, суд исходит из расширительного толкования положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ч. 5 ст. 35 Закона Рязанской области от 05.08.2011 N 63-ОЗ "О выборах депутатов представительного органа муниципального образования в Рязанской области" и при этом приходит к выводу о том, что федеральный законодатель возлагает на избирательную комиссию обязанность извещать кандидата лишь в случаях выявления неполноты сведений или несоблюдения требований закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов.

Однако, как уже было отмечено, Самарским Е.А. в избирательную комиссию документов, подтверждающих наличие у него образования, основного места работы, а также извещения об открытии специального избирательного счета кандидата и первого финансового отчета, представлено не было.

Поскольку обязанность своевременного предоставления всех необходимых документов по смыслу закона возлагается на самого кандидата, суд отклоняет доводы заявителя о том, что избирательная комиссия обязана была ему направить извещение о необходимости приведения документов в соответствие с требованиями избирательного законодательства.

Что касается аргументов представителя заявителя об извещении Самарского Е.А. о времени и месте заседания Окружной избирательной комиссии за день до проведения заседания, то, по мнению суда, данное обстоятельство не влияет на законность принятого комиссией решения, поскольку не лишало заявителя самостоятельно по своему усмотрению возможности внести уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нём, за 45 дней до дня голосования до 18 часов по местному времени, то есть до 24 июля 2013 года.

При таких условиях суд полагает, что в судебном заседании Окружной избирательной комиссией во исполнение требований ст.ст. 12, 56 ГПК РФ доказана законность принятого решения об отказе Самарскому Е.А. в регистрации в качестве кандидата в депутаты Рязанской городской Думы нового созыва по одномандатному избирательному округу №5 от 28.07.2013 г. № 25, в связи с чем в удовлетворении требований заявителя должно быть отказано.

На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 194-198, 261 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Самарского Евгения Анатольевича об обжаловании решения Окружной избирательной комиссии одномандатного избирательного округа № 5 от 28.07.2013 г. № 25 об отказе Самарскому Евгению Анатольевичу в регистрации в качестве кандидата в депутаты Рязанской городской Думы нового созыва по одномандатному избирательному округу №5, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд г. Рязани в течение пяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья:

2-1539/2013 ~ М-1692/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Самарский Евгений Анатольевич
Другие
Региональное отделение Политической партии "Справедливая Россия" в Рязанской области
Окружная избирательная комиссия одномандатного округа №5 по выборам депуттатов Рязанской городской Думы нового созыва
Суд
Железнодорожный районный суд г. Рязани
Судья
Жирухин Андрей Николаевич
Дело на странице суда
zheleznodorozhny--riz.sudrf.ru
02.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2013Передача материалов судье
02.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
02.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
07.08.2013Предварительное судебное заседание
12.08.2013Судебное заседание
12.08.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.08.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.08.2013Дело оформлено
26.08.2013Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее