Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-213/2019 ~ М-200/2019 от 29.05.2019

Административное дело №2а-213/2019

УИД 28RS0012-01-2019-000311-12

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    11 июля 2019 года    п. Магдагачи

Амурской области

Магдагачинский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Белорукова В.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению Жидких (Рафаиловой) Н.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Амурской области о признании недоимки по налогам, задолженности по пени безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной,

установил:

административный истец Жидких (Рафаилова) Н.В. обратилась в Магдагачинский районный суд к административному ответчику Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №4 по Амурской области с указанным административным исковым заявлением, которое обосновано следующим.

Административным истцом в феврале 2019 года было получено требование Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Амурской области из содержания которого следует, что у нее имеется задолженность в сумме 42603 рубля 71 копейка, в том числе по транспортному налогу в размере 33000 рублей 00 копеек. Как ей мне пояснили по телефону сотрудники МИ ФНС России № 4 по Амурской области данная задолженность образовалась в связи с неуплатой транспортного налога за 2014 и 2015 годы.

Согласно ст. 363 НК РФ в редакции действовавшей с 1 января 2015 года установлен срок уплаты транспортного налога физическими лицами не позднее 1 октября года, следующего за истекшим, а в редакции, действующей с 1 января 2016 года - в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим.

Таким образом, транспортный налог за 2014 год подлежит уплате налогоплательщиком физическим лицо до 1 октября 2015 года, за 205 год - до 1 декабря 2016 года.

Из ст. 48, 70 НК РФ следует, что предельный срок на принудительное взыскание налога включает в себя срок уплаты налога, 3 месяца на направление требования об уплате налога, 10 дней на исполнение требования в добровольном порядке, 6 месяцев на обращение в суд за взысканием суммы недоимки и пени.

Таким образом, предельный срок на принудительное взыскание транспортного налога за 2014 - до 10 июля 2016 года, а за 2015 год - до 10 сентября

    2017     года.

МИ ФНС России № 4 по Амурской области обратилась к мировому судье за выдачей судебного приказа о взыскании с административного истца транспортного налога и пени за 2014 год. Судебный приказ был выдан 30 мая 2016 года. 29 ноября 2018 судебный приказ отменен.

На сегодняшний день последствия обращения за судебной защитой применительно к сроку исковой давности предусмотрены ст. 204 ГК РФ. В силу п. 1 этой статьи со дня обращения в установленном порядке в суд за защитой нарушенного права срок исковой давности не течет на протяжении всего времени, пока осуществляется судебная защита. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 17 постановления от 29 сентября 2015 №43 «О некоторых вопросах, связанных с вменением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», эти правила применяются и при обращении с заявлением о вынесении судебного приказа.

С административным иском о взыскании с нее транспортного налога и пени за 2014 год в суд МИ ФНС России № 4 по Амурской области вправе была обратиться до 29 мая 2019 включительно.

С требованием о взыскании транспортного налога и пени за 2015 год МИ ФНС России № 4 по Амурской области в суд не обращалась.

Сроки для взыскания налоговых платежей, предусмотренные статьями 46,48 Налогового Кодекса Российской Федерации истекли и МИ ФНС России № 4 по Амурской области утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке задолженности, в связи с чем указанные суммы задолженности являются безнадежными к взысканию.

В соответствии со п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ № 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса РФ» при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика -физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять не истекли ли установленные п. 3 ст. 48 НК РФ сроки для обращения налоговых органов в суд. Имея в виду, что данные сроки являются пресекательными, т.е. не подлежат восстановлению, в случае их пропуска суд отказывает в удовлетворении требований налогового органа.

Согласно п. 1 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Порядок признания недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию установлен ст. 59 НК РФ. Пунктом 1 указанной правовой нормы определен перечень оснований для признания безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням и штрафам. В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

В силу п. 5 ст. 59 НК РФ порядок списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам, признанных безнадежными к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4 и 5 пункта 1 настоящей статьи.

По смыслу указанных норм права, признание недоимки и задолженности по пеням, штрафам безнадежными ко взысканию возможно только при наличии вступившего в законную силу судебного акта, которым установлено, что налоговый орган утратил возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Просит суд признать недоимку и задолженность имеющуюся у административного истца по транспортному налогу и пеням в общей сумме 42603 (сорок две тысячи шестьсот три) рубля 71 копейки безнадежной ко взысканию в связи с утратой возможности ее взыскания, а обязанность по ее уплате -прекращенной.

От административного ответчика МИФНС России №4 по Амурской области поступили письменные возражения на административное исковое заявление Жидких (Рафаиловой) Н.В., в которых считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В соответствии со ст. 19, п. 1 ст. 23 Налогового Кодекса РФ Жидких Н.В. является налогоплательщиком и обязан ежегодно оплачивать налоги в установленные законом сроки.

В соответствии со статьей 357 Налогового кодекса Российской Федерации Жидких Н.В. является налогоплательщиком транспортного налога.

В соответствии со статьей 356 НК РФ транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

На основании ст. 357 НК РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Закон Амурской области о транспортном налоге на территории Амурской области № 142-03 от 18.11.2002 г. (с изменениями и дополнениями) в соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации, главой 28 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает и вводит в действие на территории области транспортный налог, а также определяет налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налога налогоплательщиками-организациями, льготы по налогу.

В соответствии с п..1 ст. 357 НК РФ Налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст. 358 НК РФ Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Так на имя налогоплательщика, согласно полученным сведениям из регистрирующего органа - РЭО ГИБДД МО МВД России «Зейский» зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 Налогового кодекса Российской Федерации. А именно: - Автомобили легковые. Государственный регистрационный знак: . Марка/Модель: <данные изъяты>, Год выпуска 1993, Дата регистрации права 18.12.2013 0:00:00

Инспекция обратилась в мировой суд с заявлением, о выдаче судебного приказа в части взыскания недоимки по транспортному налогу за 2014 год.

29.11.2018 г. мировой судья определила отменить судебный приказ от 30.05.2016г. по делу № 2А-499/2016г.

В соответствии с п. 3 ст. 48 НК РФ предусмотрено, что срок для обращения с административным исковым заявлением о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов с если подается в течение шести месяцев со дня вынесения мировым судьей определения об отмене судебного приказа.

Таким образом, срок для обращения с административным исковым заявлением истек 29.05.2019г. Инспекция обратилась с административным исковым заявлением 21.05.2019г. которое находится на рассмотрении в Магдагачинском районном суде.

А значит срок для взыскания указанной недоимки в порядке ст.48 НК РФ не пропущен.

В отношении недоимки по транспортному налогу за 2015 год в размере 16526 руб. инспекцией так же приняты все меры к взысканию.

В отношении указанной задолженности был вынесен судебный приказ № 2а-222/2017 год от 21.03.2017 года, который вступил в силу и был направлен в УФССП России по Магдагачинскому району для взыскания.

В соответствии со ст.59 НК РФ недоимка по налогам может быть признана безнадежной к взысканию в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

На основании изложенного инспекция считает что ею своевременно и в полном объеме были приняты меры к взысканию оспариваемых сумм, а значит она не утратила право на взыскание указанной недоимки.

Срок уплаты транспортного налога начисленный налогоплательщику за 2014 г. до 01.10.2015 г., за 2015 год срок уплаты до 01.10.2016 года, то есть позже срока установленного ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 г. № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

А значит, указанная задолженность не подлежит признанию безнадежной к взысканию и не подлежит о списанию.

На основании изложенного Межрайонная ИФНС России № 4 по Амурской области просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

Административный истец Жидких (Рафаилова) Н.В. о времени и месте судебного заседания извещена своевременно, в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств о рассмотрении дела в ее отсутствие не заявлено.

Административный ответчик о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, от представителя административного ответчика поступило письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие административного ответчика.

Согласно ч.7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

С учетом изложенного, суд рассмотрел дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

Изучив материалы административного дела, на основании совокупности исследованных доказательств, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Согласно ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Согласно положениям ст. 363 НК РФ налогоплательщики транспортного налога - физические лица уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. В редакции федерального закона от 02.12.2013 N 334-ФЗ (ред. от 04.10.2014) "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и статью 5 Закона Российской Федерации "О налогах на имущество физических лиц" статьей 363 НК РФ был установлен срок для уплаты транспортного налога физическими лицами в срок не позднее 1 октября года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как установлено в судебном заседании Жидких (Рафаиловой) Н.В. в феврале 2019 года получено требование №7854 об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 07.02.2019, согласно которому Барковская Наталья Викторовна (согласно свидетельству о заключении брака 1-ДВ №795418-фамилия изменена на Жидких) имеет задолженность по уплате транспортного налога с физических лиц в сумме 33000 рублей, пени в размере 3790 рублей 48 копеек. Справочно в налоговом требовании указано, что по состоянию на 07.02.2019 общая задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, составляет 42603 рубля 71 копейку.

Данная задолженность образовалась за период 2014 и 2015 годов.

Как указывает МИФНС №4 по Амурской области, согласно сведениям РЭО ГИБДД МО МВД «Зейский» административный истец имеет в собственности транспортное средство марки Toyota Windom, Vin 1MZ0530522, 1993 года выпуска, с государственным регистрационным знаком Е747НВ28, дата регистрации права 18.12.2013.

Таким образом, Жидких (Рафаилова, Барковская) Н.В. в соответствии со ст.357 НК РФ имеет обязанность по уплате транспортного налога. На основании сведений о транспортных средствах, исходя из срока владения административным ответчиком транспортным средством и мощности двигателя транспортного средства, налогоплательщику начислен транспортный налог с физических лиц за 2014 и 2015 годы в размере, указанном в налоговом требовании.

Размер начисленного административному истцу транспортного налога и пени Жидких Н.В. не оспаривается, при этом административный истец полагает, что налоговый орган утратил возможность принудительного взыскания с нее начисленной недоимки и пени в связи с истечением срока для такого взыскания.

В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Статьей 19 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.

Статья 23 НК РФ предусматривает обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

Согласно ч.1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В силу статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах.

Статьей 70 указанного кодекса предусмотрено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено указанной статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 руб., требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 указанной статьи.

В соответствии со ст.44 НК РФ обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных настоящим Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах.

Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается, в том числе, с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Статьей 59 НК РФ установлены основания для признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням и штрафам, числящимися за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными.

Так, в силу подпункта 4 пункта 1 статьи 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

Согласно взаимосвязанному толкованию норм подпункта 5 пункта 3 статьи 44 и подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться, в том числе, в мотивировочной части судебного акта. Соответствующие записи исключаются налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика после вступления такого судебного акта в законную силу.

Такие судебные акты, подтверждающие невозможность взыскания с Жидких Н.В. транспортного налога и пени в связи с истечением установленного срока для его взыскания, отсутствуют. Напротив, решением Магдагачинского районного суда от 19 июня 2019 года по административному делу №2а-197/2019 по административному иску МИФНС России №4 по Амурской области к Жидких Н.В. взыскана недоимка по транспортному налогу за 2014 год в размере 16500 рублей, пени в размере 22 рублей 69 копеек. Решение сторонами не обжаловалось, вступило в законную силу 10 июля 2019 года.

Кроме этого, на основании судебного приказа мирового судьи Амурской области по Магдагачинскому районному судебному участку №2 от 21 марта 2017 года №2А-222/2017 с должника Барковской Н.В. в пользу взыскателя МИФНС России №4 по Амурской области взыскана задолженность по транспортному налогу за 2015 год в сумме 16500 рублей, пени по транспортному налогу в размере 66 рублей. Указанный судебный приказ вступил в законную силу 11 апреля 2017 года, 27 апреля 2017 года на основании данного судебного приказа судебным приставом ОСП по Магдагачинскому району возбуждено исполнительное производство №32514/17/28011-ИП.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

В указанном законе не содержатся правила, согласно которым возможность применения данных пунктов зависела бы от того, нарушение каких именно положений законодательства о налогах и сборах привело к возникновению задолженности, или от формы вины должника, совершившего налоговое правонарушение.

По смыслу статьи 59 НК РФ списание безнадежной задолженности производится в связи с возникновением юридических или фактических препятствий реального исполнения обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов).

По сути, в пункте 1 и 2 статьи 12 Закона N 436-ФЗ федеральный законодатель таким препятствием (признаком безнадежности) назвал факт непогашения задолженности, по меньшей мере, в течение трех лет (2015 - 2017 годы), основываясь на предположении о том, что причины, по которым меры принудительного взыскания не привели к положительному для бюджета результату, обусловлены сложившимися у граждан (индивидуальных предпринимателей) жизненными обстоятельствами, не позволившими в течение столь продолжительного периода исполнить обязанность по уплате налогов, признав неограниченное по времени нахождение налогоплательщиков под риском применения мер принудительного истребования долга обременительным для граждан (индивидуальных предпринимателей), а дальнейшее сохранение такой ситуации - нецелесообразным.

Таким образом, исходя из системного толкования положений пунктов 1 и 2 статьи 12 Закона N 436-ФЗ во взаимосвязи со статьей 59 Налогового кодекса следует признать, что списание налоговой задолженности как безнадежной по основаниям, предусмотренным названными пунктами статьи 12 Закона N 436-ФЗ, допустимо в ситуации, когда на протяжении 2015 - 2017 годов налоговый орган имел объективную возможность принимать предусмотренные законом меры к получению долга путем обращения взыскания на имущество налогоплательщика, то есть при наличии совокупности следующих обстоятельств:

    -    задолженность была известна налоговому органу на 01.01.2015 (задекларирована до 01.01.2015 либо доначислена налоговым органом до указанного дня) и подлежала взысканию в период с 01.01.2015 до дня вступления в силу статьи 12 Закона N 436-ФЗ;

    -    налогоплательщик не совершал недобросовестные действия во вред ФНС России (кредитору по обязательным платежам), направленные на сокрытие своего имущества, вывод активов с целью недопущения обращения взыскания по требованиям налогового органа (в том числе, до начала налоговой проверки, осознавая неправомерность своего поведения при исчислении сумм налогов и предвидя возможное доначисление).

Иной подход способствовал бы поощрению со стороны государства таких налогоплательщиков, имевших задолженность перед бюджетом, являющуюся в действительности реальной к взысканию, которые своими умышленными действиями искусственно создали ситуацию, не позволившую произвести ее погашение, что не соотносится с целями законодательного регулирования и не отвечает правовой природе института списания безнадежной к взысканию задолженности (статья 59 Налогового кодекса).

Из материалов дела следует, что недоимка по транспортному налогу за 2014 год начислена Барковской Н.В. 11.05.2015 со сроком уплаты налога не позднее 01.10.2015, за 2015 года - срок уплаты до 01.12.2016, то есть взыскание недоимки по транспортному налогу и пени стало возможно после 01.01.2015. Такая задолженность не может быть признана безнадежной ко взысканию, поскольку она не соответствует формальным критериям, необходимым для применения положений статьи 12 Закона N 436-ФЗ.

Давая оценку доводам административного истца о пропуске срока для взыскания недоимки в принудительном порядке, суд приходит к следующему.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации установлены специальные сроки для обращения налогового органа в суд за взысканием с налогоплательщиков налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов в случае неисполнения обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов.

Согласно п.1 ст.48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Согласно абзацу 3 п.2 ст.48 НК РФ, если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Абзацем 2 пункта 3 статьи 48 НК РФ установлено, что требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Как установлено из материалов дела, самое ранее требование об уплате транспортного налога за 2014 год в размере 16500 рублей, пени в размере 22 рублей 69 копеек, Рафаиловой Н.В. направлялось 09 октября 2015 года. Срок уплаты был установлен до 18 ноября 2015 года. Учитывая положения абзаца 3 п.2 ст.48 НК РФ, поскольку сумма начисленного Рафаиловой Н.В. налога на момент направления требования превышала 3000 рублей, последним сроком для подачи заявления в суд о взыскании с налогоплательщика налога и пени являлось 19 мая 2016 года.

06 мая 2016 года МИФНС России №4 по Амурской области обратилась к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Рафаиловой Н.В. задолженности по транспортному налогу за 2014 год в размере 16500 рублей, пени в размере 22 рублей 69 копеек, 30 мая 2016 года мировым судьей Амурской области по Магдагачинскому районному судебному участку №2 судебный приказ был выдан.

Требование об уплате транспортного налога за 2015 год в размере 16500 рублей, пени в размере 66 рублей 00 копеек, Барковской Н.В. направлялось 14 декабря 2016 года, срок уплаты установлен до 01 февраля 2017 года. Учитывая положения абзаца 3 п.2 ст.48 НК РФ, поскольку сумма начисленного налогоплательщику, налога на момент направления требования превышала 3000 рублей, последним сроком для подачи заявления в суд о взыскании с налогоплательщика налога и пени являлось 02 августа 2017 года.

21 марта 2017 года мировым судьей Амурской области по Магдагачинскому районному судебному участку №2 по заявлению МИФНС России №4 по Амурской области был выдан судебный приказ о взыскании с должника Барковской Н.В. задолженности по транспортному налогу за 2015 год в сумме 16500 рублей, пени по транспортному налогу в размере 66 рублей.

Таким образом, налоговый орган своевременно принял меры по взысканию с налогоплательщика Жидких (Рафаиловой, Барковской) Н.В. задолженности по транспортному налогу и пени за 2014, 2015 годы.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания недоимки по транспортному налогу за 2014-2015 годы, задолженности по пени, числящиеся за административным истцом безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной, административные исковые требования удовлетворению не подлежат.

На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 290, 293 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Жидких (Рафаиловой) Н.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Амурской области о признании недоимки по налогам, задолженности по пени безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной - отказать.

Решение суда, может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Магдагачинский районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Магдагачинского районного суда Амурской области

В.Е. Белоруков

2а-213/2019 ~ М-200/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Рафаилова Наталья Викторовна
Ответчики
Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам № 4 по Амурской области
Суд
Магдагачинский районный суд Амурской области
Судья
Белоруков Виктор Егорович
Дело на странице суда
magdagachinskiy--amr.sudrf.ru
29.05.2019Регистрация административного искового заявления
29.05.2019Передача материалов судье
30.05.2019Решение вопроса о принятии к производству
30.05.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.06.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.06.2019Судебное заседание
11.07.2019Судебное заседание
11.07.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее