Дело № 2-651/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Мотыгино 30 ноября 2015 года
Мотыгинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Петушковой О.Ю.
при секретаре Егоровой И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению исполняющей обязанности прокурора Мотыгинского района Красноярского края Л.А. Келлерман в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному торговому предприятию «Ангара» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду,
УСТАНОВИЛ:
Исполняющая обязанности прокурора Мотыгинского района Красноярского края Л.А. Келлерман обратилась в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к МУТП «Ангара» взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду в сумме 233 090 рублей 14 к с распределением взысканной суммы: 20% - в доход федерального бюджета, 40% - в доход бюджета Красноярского края, 40% - в доход муниципального образования Мотыгинский район, мотивируя тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных
уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду
установлено, что юридическое лицо - муниципальное унитарное торговое
предприятие «Ангара» имеет задолженность за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010-2015 годы в размере 233 090,14 рублей, что подтверждается справкой Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю.
Согласно договору № 1 от 01.07.2013, заключенному между администрацией Мотыгинского района и МУТП «Ангара», за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество здания магазинов, нежилые помещения, башня водонапорная, транспортные средства и другое имущество, которое используется предприятием в настоящее время в хозяйственной деятельности.
МУТП «Ангара» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферу вредных веществ, путем размещения отходов производства и потребления, а также осуществления выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ при эксплуатации котельных.
Согласно требованиям действующего законодательства, справке Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю МУТП «Ангара» имеет задолженность по состоянию на 11.06.2015 в размере 233 090, 14 рублей. Однако платежи за негативное воздействие на окружающую среду до настоящего времени не внесены, и, соответственно, нарушен срок внесения данных платежей. Неуплатой указанных денежных средств нарушены интерес Российской Федерации и неопределенного круга лиц, граждан в части прав» на благоприятную окружающую среду и ее защиту от негативного воздействия.
Учитывая, что эта плата идет на формирование программ на местном и федеральном уровне по восстановлению окружающей природной среду; на выплаты денежных сумм гражданам, пострадавшим от негативного воздействия той или иной хозяйственной деятельности; а также для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения и т.д., поэтому уклонение от внесения указанных платежей затрагивает также конституционные права граждан неопределенного круга лиц (ст. 42 Конституции РФ и ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды») на благоприятную окружающую среду, т.к. реализация программ на восстановление среды обитания граждан, а также на решение других проблем, в том числе для обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, осуществляется за счет средств, полученных от платы за негативное воздействие на окружающую среду, уклонение от нее снижает возможности предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду. Просит взыскать с муниципального унитарного торгового предприятия «Ангара» плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме <данные изъяты> с распределением взысканной суммы: 20% - в доход федерального бюджета; 40% - в доход бюджета Красноярского края; 40% - в доход бюджета муниципального образования Мотыгинский район.
В судебном заседании процессуальный истец в лице помощника прокурора Калугиной Н.В. исковые требования поддержала, просила их удовлетворить.
Представитель ответчика – руководитель МУТП «Ангара» Ланг Л.Б. исковые требования признала, показала, что задолженность образовалась из-за старого руководства, в настоящее время в ближайшее время плату за негативное воздействие внесут.
Выслушав процессуального истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны, в том числе, соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека, разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» негативное воздействие на окружающую среду является1 платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов и поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающее среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» плата за размещение отходов взимается с индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.3 ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливается Правительством Российской Федерации.
Порядок начисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, которыми платежи за различные виды негативного воздействия на окружающую среду взимаются за предоставление субъектам хозяйственной или иной деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, право производить в пределах допустимых нормативов выбросы и сбросы веществ и микроорганизмов; размещать отходы и т.п..
В соответствии с Определением Конституционного суда РФ от 10.12.2002г. № 284 - оплата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных (индивидуально установленных для каждого предприятия) нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем, чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление.
В соответствии со ст. ст. 51, 57, 62 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20 %, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты - по 40%. Соответственно непоступление этих платежей в указанные бюджеты нарушает их права.
В судебном заседании установлено, что МУТП «Ангара» зарегистрировано в качестве юридического лица 15.07.1997 года, и поставлено на налоговый учет в Межрайонной инспекции ФНС № 9 по Красноярскому краю 25.08.1999 года.
Поверкой прокуратуры в части исполнения природопользователями обязанностей по внесению в бюджеты различных уровней платежей за негативное воздействие на окружающую среду установлено, что юридическое лицо - муниципальное унитарное торговое предприятие «Ангара» имеет задолженность за негативное воздействие на окружающую среду за период 2010-2015 годы в размере 233 090,14 рублей, о чем свидетельствует справка Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю.
Согласно договору № 1 от 01.07.2013, заключенному между администрацией Мотыгинского района и МУТП «Ангара», за предприятием на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество здания магазинов, нежилые помещения, башня водонапорная, транспортные средства и другое имущество, которое используется предприятием в настоящее время в хозяйственной деятельности.
Установлено, что МУТП «Ангара» в результате своей деятельности оказывает негативное воздействие на окружающую среду путем выброса в атмосферу вредных веществ, путем размещения отходов производства и потребления, а также осуществления выбросов в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ при эксплуатации котельных.
Из справки Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю МУТП «Ангара» следует, что ответчик имеет задолженность по состоянию на 11.06.2015 в размере <данные изъяты>. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду до настоящего времени не внесены, и, соответственно, нарушен срок внесения данных платежей. Доказательств, опровергающих данный факт, суду не представлено.
МУТП «Ангара» в указанный выше период осуществляло свою деятельность, связанную с выбросом загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не внося плату за негативное воздействие на окружающую среду, что подтверждается материалами дела, в связи с чем, исковые требования прокурора являются обоснованными, так как деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться путем внесения платы за природопользование в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования исполняющей обязанности прокурора Мотыгинского района Красноярского края Л.А. Келлерман в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному торговому предприятию «Ангара» о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду удовлетворить.
Взыскать с муниципального унитарного торгового предприятия «Ангара» плату за негативное воздействие на окружающую среду в сумме <данные изъяты> с распределением взысканной суммы: 20% - в доход федерального бюджета; 40% - в доход бюджета Красноярского края; 40% - в доход бюджета муниципального образования Мотыгинский район.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Мотыгинский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий О.Ю. Петушкова