Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-4432/2017 ~ М-3536/2017 от 14.04.2017

Дело № 2-4432/17



Решение

именем Российской Федерации

«01» июня 2017 года                                  город Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Першина А.В.,

при секретаре Журавлевой Я.В.,

с участием представителя истца Талиновой М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Заец Е. С. к государственному казенному учреждению Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району о возложении обязанности осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору,

УСТАНОВИЛ:

Заец Е.С. обратилась в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что он является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья.

За период с апреля 2014 года по январь 2015 года ответчик указанные выплаты не произвел, в результате чего образовалась задолженность в сумме 168 128,03 рублей. Также ответчик не произвел расчет задолженности за период с февраля 2015 года по март 2017 года, мотивируя тем, что с 1 января 2016 года вступило в законную силу Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 г. № 593, отменяющее действие п. 2 Постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 г.

На основании изложенного, истец просит суд возложить на государственное казенное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить выплату компенсации расходов по уплате процентов по кредитному договору от 12 марта 2014 года № 224891 за период с апреля 2014 года по март 2017 в размере 582 333 рубля 58 копеек.

В судебном заседании представитель истца настаивала на удовлетворении исковых требований в полном объеме.

Будучи уведомленными о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом, в него не явились истец, представитель Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенску и Благовещенскому району, просившие о рассмотрении дела в свое отсутствие, а также представители Правительства Амурской области, министерства финансов Амурской области, министерства социальной защиты населения Амурской области, и не представившие суду сведений о причинах своей неявки и доказательств уважительности таких причин, и не представившие каких-либо возражений относительно заявленных истцом требований. При таких обстоятельствах и на основании правил ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Из письменного отзыва представителя Государственного казенного учреждения Амурской области – Управление социальной защиты населения по г. Благовещенск и Благовещенскому району следует, что ответчик возражает против удовлетворения исковых требований, поскольку п. 1 постановления Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года №784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области» Положение №26 утратило свою силу с 01 января 2015 года, на основании чего Управление прекратило прием заявлений от граждан, претендующих на предоставление социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным на приобретение (строительство) жилья. Пунктом 2 указанного постановления Правительства Амурской области было установлено, что гражданам, по заявлениям которых до 01.01.2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат, указанные выплаты производились в установленном порядке. Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 года №593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 года №784» в целях корректировки объемов финансирования программных мероприятий государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» пункт 2 постановления Правительства от 29.12.2014 года №784 признан утратившим силу с 01.01.2016 года. Таким образом, в связи с тем, что постановление Правительства Амурской области №593 от 11.12.2015 года является действующим и никем не оспорено, у ГКУ Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району отсутствуют правовые основания принимать документы, осуществлять начисление компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору и производить ее выплату. Кроме того, в отзыве указано, что размер компенсации истцу в соответствии с вышеприведенным порядком за период с февраля 2015 года по декабрь 2015 года составляет 178 957,19 рублей.

В отзыве на исковое заявление от представителя министерства социальной защиты населения Амурской области выражено несогласие с заявленными требованиями, указано, что в соответствии с Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 года №593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 года №784» признавшим п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 года №784, с 01 января 2016 года оснований для осуществления расходных обязательство по компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, для бюджета Амурской области не имеется. ГКУ УСЗН, исполняя действующее постановление Правительства Амурской области от 11 декабря 2015 года №593, не наделено полномочиями по принятию с 01 января 2016 года заявлений и документов от граждан на выплату им компенсации части расходов по кредитным договорам.

Выслушав пояснения представителя истца, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с п. 2 ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

В силу ч.ч. 1, 2 ст. 179 Бюджетного кодекса РФ долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

Объем бюджетных ассигнований на реализацию долгосрочных целевых программ (подпрограмм) утверждается законом (решением) о бюджете в составе ведомственной структуры расходов бюджета по соответствующей каждой программе (подпрограмме) целевой статье расходов бюджета в соответствии с нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования, утвердившим программу.

В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановлением Правительства Амурской области от 7 декабря 2007 г. N 28 «Об утверждении Порядков принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности», в целях развития ипотечного кредитования на территории Амурской области утверждена подпрограмма «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы».

Согласно статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановления Правительства Амурской области от 29 июля 2013 г. № 329 «Об утверждении Порядка принятия решений о разработке государственных программ Амурской области, их формирования и реализации, а также проведения оценки эффективности» постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 № 446 утверждена государственная программа «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы» в рамках, которой в целях развития ипотечного жилищного кредитования на территории области, формирования рынка доступного арендного жилья и условий для снижения стоимости жилья действует программа «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области». Сроки реализации подпрограммы 2014-2020 гг.

В число программных мероприятий также включено оказание государственной поддержки путем компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам), полученным гражданами на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области.

Как следует из материалов дела, 12 марта 2014 года между ОАО «Сбербанк России» и Заец Е.С., Заец Д.В., Жестковым А.В. был заключен кредитный договор №224891, по условиям которого заемщикам был предоставлен ипотечный кредит для приобретения квартиры.

Истец обратилась в государственное учреждение Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району с заявлением о компенсации части расходов по уплате процентов по указанному договору в соответствии с условиями подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012 - 2015 годы» (утв. постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 года № 617).

Решением государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району от 18 июля 2014 года расходы по кредитному договору, заключенному с истцом, приняты к компенсации.

До 01 января 2014 г. предоставление истцу социальной выплаты осуществлялось в рамках подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012-2013 г.г.» долгосрочной целевой программы «Обеспечение качественным жильем и услугами ЖКХ населения Амурской области на 2012-2015 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 ноября 2011 г. № 617.

С 01 января 2014 г. социальная выплата предоставлялась в рамках реализации подпрограммы «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области», предусмотренной государственной программой Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 23 сентября 2013 г. № 446. Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет, участником программы – Министерство социальной защиты населения Амурской области.

Постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2012 года № 20 утверждено «Положение о предоставлении социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов».

Указанное Положение устанавливает порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам, полученным гражданами на строительство или приобретение жилья, и компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам) гражданам, пострадавшим от действий (бездействия) застройщиков.Согласно п. 1 Положения № 20, устанавливается условия и порядок предоставления социальных выплат в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам или займам, полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями, в которой один из членов работает в областном государственном или муниципальном учреждении, финансируемом за счет средств областного или местных бюджетов муниципальных образований области (далее - областные или муниципальные учреждения).

В силу п. 3 Положения, право на получение социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечным кредитам (займам), полученным на строительство или приобретение жилья молодыми семьями на территории Амурской области, в которой один из членов работает в государственном или муниципальном учреждении (далее - социальная выплата), имеют молодые семьи:

1) где один из супругов работает в областном или муниципальном учреждении (по основному месту работы) и имеет непрерывный стаж работы в данном учреждении не менее одного года;

2) проживающие на территории Амурской области;

3) заключившие с 1 января 2011 года с банком или иной кредитной организацией, ипотечным агентством кредитный договор (договор займа) на строительство или приобретение жилья на территории Амурской области на сумму не более 2000000 (два миллиона) рублей, в обеспечение обязательств по которому установлена ипотека кредитуемого объекта (далее - кредитный договор).

Согласно п.п. 5-8 Положения, размер социальной выплаты за месяц определяется в сумме фактически уплаченных молодой семьей процентов по кредитному договору за месяц.

Компенсации подлежат фактические расходы молодой семьи, уплаченные за первые 36 месяцев пользования ипотечным кредитом или займом.

Молодая семья, претендующая на получение социальной выплаты, обращается в государственное казенное учреждение - управление социальной защиты населения по муниципальному району и городскому округу (далее - ГКУ УСЗН) по месту регистрации с заявлением по форме согласно приложению №1 к настоящему Положению.

ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней рассматривает заявление и принимает при первом обращении гражданина решение о принятии (отказе в принятии) расходов к компенсации.

Согласно п.п. 8,9,10 Положения № 20 предоставление компенсации производится на основании решения о принятии расходов к компенсации в порядке очередности подачи заявления в ГКУ УСЗН при условии соблюдения требований Положений.

Выплаты компенсации производятся ГКУ УСЗН в течение 5 рабочих дней после получения денежных средств от министерства социальной защиты населения Амурской области путем перечисления денежных средств на банковский счет гражданина (гражданина, пострадавшего от действий (бездействия) застройщика), открытый в банке или иной кредитной организации.

Выплата компенсации, а также расходы на оплату банковских услуг по зачислению средств на счета граждан осуществляются за счет средств областного бюджета, предусмотренных министерству социальной защиты населения области на текущий год.

Доводы истца о том, что она является получателем социальных выплат в виде компенсации части расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту, полученному гражданами на строительство или приобретение жилья в рамках подпрограмм «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области на 2012 - 2013 годы», «Развитие ипотечного жилищного кредитования в Амурской области» ответчик не оспаривает.

Также ответчик не оспаривает доводы истца о наличии долга по выплате компенсации в сумме 168 128,03 рублей за период с апреля 2014 года по январь 2015 года. Данные доводы подтверждаются справкой ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» от 29.09.2016 года № 12798-06.

При указанных обстоятельствах, суд считает, что истец вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору в сумме 168 128,03 рублей за период с апреля 2014 года по январь 2015 года.

Рассматривая требование истца о возложении обязанности на ответчика произвести компенсационную выплату по кредитному договору за период с февраля 2015 года по март 2017 года, суд приходит к следующему.

Из совокупного смысла пунктов 5 – 8 вышеприведенного Положения следует, что решение о включении гражданина в программу принимается один раз, в последующем, по заявлению гражданина, на основании указанного решения, производится расчет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору за определенный период.

С 01 января 2015 года вступило в силу постановление Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 «О признании утратившими силу постановлений Правительства Амурской области», согласно которому признаны утратившими силу постановления Правительства Амурской области от 23 января 2012 г. N 19, от 23 января 2012 г. N 20, от 25 января 2012 г. N 26, от 27 февраля 2012 г. N 81, от 10 апреля 2012 г. N 179, от 23 июля 2012 г. N 396, от 25 июля 2012 г. N 402, от 12 октября 2012 г. N 576, от 22 октября 2012 г. N 591, от 19 ноября 2012 г. N 662, от 26 декабря 2012 г. N 783, от 13 февраля 2013 г. N 46, от 19 марта 2013 г. N 100, от 27 февраля 2014 г. N 108, от 4 апреля 2014 г. N 209, от 23 декабря 2014 г. N 755.

Пунктом 2 данного постановления предусмотрено, что гражданам, по заявлениям которых в порядке, установленном постановлениями Правительства Амурской области, указанными в пункте 1 настоящего постановления, до 1 января 2015 года были приняты решения о предоставлении социальных выплат (дополнительных социальных выплат), указанные выплаты производятся в установленном данными постановлениями порядке.

Как следует из материалов дела, решение о принятии расходов истца к компенсации было принято ответчиком до 01 января 2015 года.

Постановлением Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593«О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. №784» с 01 января 2016 года признан утратившим п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 №784.

В силу ч. 1 ст. 4 ГК РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 является подзаконным нормативно-правовым актом, в котором отсутствует прямое указание на распространение его действия на отношения, возникшие до введения его в действие.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что поскольку постановление Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784» вступило в законную силу с 01 января 2016 года, следовательно, оно будет распространяться на отношения, возникшие после введения его в действие.

Решение в отношении истца о предоставлении ему социальной выплаты в виде компенсации расходов по уплате процентов по ипотечному кредиту принято до 01 января 2015 года, а в силу п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784, действовавшего до 01 января 2016 года, указанные выплаты должны были производиться в установленном постановлением Правительства Амурской области от 25 января 2012 года № 26 порядке.

Довод ответчика о том, что в связи с утратой силы с 01 января 2016 года п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 у ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» не имелось законных оснований для назначения социальной выплаты, поскольку с соответствующим заявлением и пакетом документов истец обратился в Управление после 01.01.2016 года, суд находит ошибочным, основанным на неверном толковании норм материального права, общих правил применения законов во времени.

Обращение истца после 01.01.2016 года в ГКУ АО «Благовещенское УСЗН» с заявлением о начислении и произведении ему социальной выплаты за 2015 год носило законный характер, и законность такого обращения не может быть поставлена в зависимость от вступившего в законную силу с 01 января 2016 года постановления Правительства Амурской области от 11.12.2015 № 593 «О внесении изменения в постановление Правительства Амурской области от 29 декабря 2014 г. № 784».

При указанных обстоятельствах, суд считает, что истец вправе требовать выплаты за счет средств областного бюджета компенсации по уплате процентов по кредитному договору за период с февраля 2015 года по декабрь 2015 года.

В этой связи, поскольку именно к полномочиям государственного казенного учреждения Амурской области – управление социальной защиты населения по городу Благовещенску и Благовещенскому району в силу приведенного Положения отнесена обязанность по приему от граждан заявлений о произведении выплат и определение размера причитающихся компенсаций, суд полагает, что в связи с признанием права истца на получение компенсационных выплат за период с февраля 2015 года по декабрь 2015 года нарушенным, принимая во внимание предоставленный ответчиком расчет компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору, на ответчика подлежит возложению обязанность осуществить выплату истцу компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № 224891 от 12 марта 2014 года за период с февраля 2015 года по декабрь 2015 года в размере 178 957 рублей 19 копеек.

При этом, в удовлетворении требований истца в части возложения на ответчика обязанности произвести такую выплату за период с 2016 года по 2017 год надлежит отказать, поскольку, как это указано выше, в связи с утратой силы с 01 января 2016 года п. 2 постановления Правительства Амурской области от 29.12.2014 № 784 законных оснований для назначения социальной выплаты за данный период у ответчика не имеется.

Таким образом, исковое заявление подлежит частичному удовлетворению, на ответчика подлежит возложению обязанность произвести истцу выплату в сумме 347 085 рублей 22 копейки (168 128,03 р. + 178 957,19 р.).

При этом суд учитывает, что по своей правовой природе предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде компенсации части расходов по уплате по ипотечным кредитам (займам) представляет собой меру социальной поддержки, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти Амурской области.

Объявляя меры социальной поддержки, органы государственной власти обязаны обеспечить достаточное финансирование данных мер.

В связи с этим ссылки ответчика на отсутствие надлежащего финансирования из бюджета Амурской области не является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

На основании ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца в счет возмещения расходов по уплате государственной пошлины подлежат взысканию денежные средства в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Заец Е. С. удовлетворить в части.

Возложить на государственное казенное учреждение Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району обязанность осуществить Заец Е. С. выплату компенсации части расходов по уплате процентов по кредитному договору № 224891 от 12 марта 2014 года за период с апреля 2014 года по декабрь 2015 года в размере 347 085 рублей 22 копеек за счет средств областного бюджета.

Взыскать с государственного казенного учреждения Амурской области - управление социальной защиты населения по городу Благовещенск и Благовещенскому району в пользу Заец Е. С. расходы, понесенные на уплату государственной пошлины, в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий:             Першин А.В.

Решение изготовлено в окончательной форме 02 июня 2017 года.

2-4432/2017 ~ М-3536/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заец Елена Сергеевна
Ответчики
Министерство соц защиты АО
Министерство финансов в лице Управления федерального казначейства по АО
Правительство Амурской области
Министерство финансов Амурской области
ГКУ АО УСЗН
Другие
Заец Дмитрий Васильевич
Жестков Александр Викторович
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Першин А.В.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
14.04.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2017Передача материалов судье
19.04.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.04.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.05.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2017Судебное заседание
02.06.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее